практикум по решению задач с помощью уравнений.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Урок помогает развивать умение решать задачи: выявлять связи между величинами, составлять уравнения, подводить итог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 207.5 КБ |
dokument_microsoft_word.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.
Тип урока: практикум по решению задач с помощью уравнений.
Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, интерактивная доска, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.
Цель: развивать умение решать задачи: выявлять связи между величинами, составлять уравнения, подводить итог.
Задачи:
- образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний при работе с задачами,
- развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
- воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся
Планируемый результат:
Знать:
- способы решения уравнений,
- алгоритм решения задач,
Уметь:
- применять удобный способ решения уравнений,
- применять алгоритм решения задач на практике,
- использовать различные источники знаний,
- работать с карточками различного содержания,
- работать в группах, индивидуально,
- выявлять связи между величинами в тексте задачи.
Используемые технологии: уровневой дифференциации, индивидуального обучения, проблемно поисковой, групповые, ИКТ.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под куроводством.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль,
Ход урока
Девиз «Где есть желание, найдется путь».
- Организационный момент.
2.Мотивация.
Задача
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Мы сегодня на уроке будем решать задачи, определяя свой рациональный путь.
- Актуализация знаний.
- Фронтально повторить: ситуации, встречающиеся в задачах, величины, работающие в задачах, связи между величинами и соответствующие им математические модели ситуаций, Схемы движений. (Смотреть в таблицу.)
- Устная работа. Выявить связи между величинами в следующих задачах. №1. Мотоцикл, движущийся по шоссе со скоростью 60 км в час, миновал пост ДПС. Через час мимо этого поста проехал автомобиль со скоростью 90 км в час. На каком расстоянии от поста ДПС автомобиль догнал мотоцикл, если они оба ехали без остановок? №2. Рабочий должен был обработать 80 деталей к определённому сроку. Он обрабатывал на 2 детали в час больше, чем планировал, и уже за час до срока обработал на 4 детали больше. Сколько деталей в час обрабатывал рабочий?
3 .Работа в группах.
Каждой группе учащихся предлагается для работы задача.
Например: №№ 26. 10, 26.11, 26. 22, 26. 25, 26. 30 из учебника алгебры 7 класса под редакцией А.Г.Мордковича.
Задание 1. Выявить связи между величинами в условии задачи и заполнить таблицу.
После выполнения задания каждая группа проводит «защиту» своей работы: На классной доске заранее готовятся таблицы к задачам. Остальные учащиеся слушают «защиту» , вносят при необходимости коррективы и заполняют таблицы к каждой задаче у себя в тетради. Для экономии времени можно подготовить распечатки для каждого ученика с готовыми таблицами к задачам.
Задание 2. Составить и решить уравнение по условию задачи, выделить три этапа решения задачи.
Группы составляю уравнения, доводят решения до конца и показывают его на классной доске.
4. Подведение итогов.
Консультанты в группах выставляют оценки соответственно степени участия в работе группы при решении задачи.
Учитель вместе с учащимися выясняет на сколько был полезен для них урок, кто из ребят смог совершенствовать свой уровень мастерства в решении задач.
Вспоминаем задачу про мула и лошадь, предлагается её решить.
Было Стало | |
Мул. x+1 | X+2 (в 2 р.б.) |
Лошадь. x | x-1 |
(x+2):2=x-1 ; x+2=2x-2 ; -x=-4 ; x=4.
4 (м) - несла лошадь.
4+1 =5 (м) - нес мул .
Ответ : 4 мешка, 5 мешков.
5. Домашнее задание: решить задачи по готовым таблицам других групп
Минута психологической разгрузки
В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении.» Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги- решения уравнений Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов,- ни один символ, таким образом, им не использовался Преобразование выполняется посредством двух операций- ал-джабр и ал- мукабала. Слово « ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин « ал-мукалаба» означает « противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово « алгебра»
В развитии алгебры как науки большую роль сыграла книга английского физика и математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика» изданная в1707 году. В предисловии к своей книге он писал, что алгебраическим путем решаются очень трудные задачи, решение которых было бы тщетно искать при помощи одной арифметики»
В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математики занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.
Тип урока: практикум по решению задач с помощью уравнений.
Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, интерактивная доска, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.
Цель: развивать умение решать задачи: выявлять связи между величинами, составлять уравнения, подводить итог.
Задачи:
- образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний при работе с задачами,
- развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
- воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся
Планируемый результат:
Знать:
- способы решения уравнений,
- алгоритм решения задач,
Уметь:
- применять удобный способ решения уравнений,
- применять алгоритм решения задач на практике,
- использовать различные источники знаний,
- работать с карточками различного содержания,
- работать в группах, индивидуально,
- выявлять связи между величинами в тексте задачи.
Используемые технологии: уровневой дифференциации, индивидуального обучения, проблемно поисковой, групповые, ИКТ.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под куроводством.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль,
Ход урока
Девиз «Где есть желание, найдется путь».
- Организационный момент.
2.Мотивация.
Задача
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Мы сегодня на уроке будем решать задачи, определяя свой рациональный путь.
- Актуализация знаний.
- Фронтально повторить: ситуации, встречающиеся в задачах, величины, работающие в задачах, связи между величинами и соответствующие им математические модели ситуаций, Схемы движений. (Смотреть в таблицу.)
- Устная работа. Выявить связи между величинами в следующих задачах. №1. Мотоцикл, движущийся по шоссе со скоростью 60 км в час, миновал пост ДПС. Через час мимо этого поста проехал автомобиль со скоростью 90 км в час. На каком расстоянии от поста ДПС автомобиль догнал мотоцикл, если они оба ехали без остановок? №2. Рабочий должен был обработать 80 деталей к определённому сроку. Он обрабатывал на 2 детали в час больше, чем планировал, и уже за час до срока обработал на 4 детали больше. Сколько деталей в час обрабатывал рабочий?
3 .Работа в группах.
Каждой группе учащихся предлагается для работы задача.
Например: №№ 26. 10, 26.11, 26. 22, 26. 25, 26. 30 из учебника алгебры 7 класса под редакцией А.Г.Мордковича.
Задание 1. Выявить связи между величинами в условии задачи и заполнить таблицу.
После выполнения задания каждая группа проводит «защиту» своей работы: На классной доске заранее готовятся таблицы к задачам. Остальные учащиеся слушают «защиту» , вносят при необходимости коррективы и заполняют таблицы к каждой задаче у себя в тетради. Для экономии времени можно подготовить распечатки для каждого ученика с готовыми таблицами к задачам.
Задание 2. Составить и решить уравнение по условию задачи, выделить три этапа решения задачи.
Группы составляю уравнения, доводят решения до конца и показывают его на классной доске.
4. Подведение итогов.
Консультанты в группах выставляют оценки соответственно степени участия в работе группы при решении задачи.
Учитель вместе с учащимися выясняет на сколько был полезен для них урок, кто из ребят смог совершенствовать свой уровень мастерства в решении задач.
Вспоминаем задачу про мула и лошадь, предлагается её решить.
Было Стало | |
Мул. x+1 | X+2 (в 2 р.б.) |
Лошадь. x | x-1 |
(x+2):2=x-1 ; x+2=2x-2 ; -x=-4 ; x=4.
4 (м) - несла лошадь.
4+1 =5 (м) - нес мул .
Ответ : 4 мешка, 5 мешков.
5. Домашнее задание: решить задачи по готовым таблицам других групп
Минута психологической разгрузки
В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении.» Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги- решения уравнений Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов,- ни один символ, таким образом, им не использовался Преобразование выполняется посредством двух операций- ал-джабр и ал- мукабала. Слово « ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин « ал-мукалаба» означает « противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово « алгебра»
В развитии алгебры как науки большую роль сыграла книга английского физика и математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика» изданная в1707 году. В предисловии к своей книге он писал, что алгебраическим путем решаются очень трудные задачи, решение которых было бы тщетно искать при помощи одной арифметики»
В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математики занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
Семинар - практикум: « Решение задач с помощью уравнения»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Предлагаемый семинар-практикум проводится в заключительной части в системе уроков по теме «Уравнения с одной переменной». В нем представлены задания для устной провер...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. 7 класс
Алгебра. Контрольная работа №2. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений....
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...
Презентация урок - практикум по алгебре 7 класс "Решение задачи с помощью уравнений"
Презентация урок - практикум по алгебре 7 класс "Решение задачи с помощью уравнений"...