"Разложение многочлена на множители с помощью комбинаций различных приемов"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Предлагаемый урок является уроком систематизации и углубления полученных знаний. Эта тема является одной из составляющих тем раздела: «Разложение многочленов на множители». Также материал данной темы связан со многими темами 8 класса. Поэтому, знание материала данной темы является залогом успешного усвоения последующих новых тем. На данном уроке используются фронтальная, групповая, дифференцированная формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zulfikarova_p.g._metodicheskaya_razrabotka_uroka_algebry_v_7_klasse.docx | 371.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
г. Покачи ХМАО-Югры
Методическая разработка
урока математики в 7-А классе по теме:
«Разложение многочлена на множители с помощью комбинаций различных приемов» учителя математики Зульфикаровой Патимат Газимагомедовны.
2013 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока математики предназначена для применения в седьмом общеобразовательном классе при закреплении темы.
Предлагаемый урок является уроком систематизации и углубления полученных знаний, неотъемлемой частью которого является презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Использование презентаций позволяет учителю рационально использовать время урока, позволяет сделать процесс обучения интересным и наглядным. Методика проведения урока соответствует технологии деятельностного подхода в обучении. Эта тема является одной из составляющих тем раздела: «Разложение многочленов на множители». Также материал данной темы связан со многими темами 8 класса. Поэтому, знание материала данной темы является залогом успешного усвоения последующих новых тем. На данном уроке используются фронтальная, групповая, дифференцированная формы работы.
Цель урока: систематизировать и углубить знания, сформировать умение разложения многочлена на множители.
Задачи:
- образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;
- закрепить умение разложения многочлена на множители вынесением множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения, способом группировки; обобщить материал как систему знаний.
- воспитательные:
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
- развивающие:
- развивать мыслительную деятельность через решение разнотипных задач;
- учить находить и анализировать наиболее рациональные способы решения;
- способствовать формированию умения обобщать изучаемые факты;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- развивать познавательный интерес
- Тип урока: урок контроля и систематизации знаний.
- Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.
- Используемые технологии:
- информационно – коммуникационные;
- здоровьесберегающие;
- обучение в сотрудничестве;
- разноуровневого обучения.
- Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point., раздаточный материал; карточки с математическим диктантом, тестом, с дифференцированными заданиями; карточки учета работы на уроке.
- Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
- Методы обучения соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, аналитический, обобщающий.
- Возраст обучающихся: 13 лет.
План урока (слайд 4)
- Организационный момент (1 минута).
- Формулировка темы, цели и задач урока (2 минуты).
- Проверка домашнего задания (3 минуты).
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 минут).
- Выполнение заданий индивидуально (в виде тестов).
Математический диктант(2 минуты);
6. Проверка и обсуждение выполнения задания (1 минута).
Индивидуальное задание (тест) (6 минут).
7. Проверка и обсуждение выполнения задания (2 минуты).
8.Физкультминутка (2 минуты).
Дифференцированная работа в группах (12 минут).
9. Проверка и обсуждение выполнения задания (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
11. Постановка домашнего задания (1,5 минуты).
12. Рефлексия (1,5 минуты).
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд 5).
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Девизом нашего урока сегодня будет: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Владение математическими знаниями считалось одним из важнейших достоинств, еще в древности.
2. Формулировка темы, цели и задач урока (слайд 8).
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова из высказывания великого китайского философа Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький».
Сегодня на уроке мы пойдем по самому благородному пути – пути размышления.
Тема нашего сегодняшнего урока «Разложение многочленов на множители с помощью комбинирования различных приемов». Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и углубим знания и умения разложения многочлена на множители.
А для этого мы вспомним способы разложения многочлена на множители, и потренируемся раскладывать на множители с помощью известных нам способов разложения многочлена на множители. В тетрадях напишем число, тему урока.
3. Проверка домашнего задания ( слайд 11, 12, 13).
Учитель: Сегодня на уроке вы будете вести учет, выполненных заданий в карточках учета работы и в конце урока с учетом набранных баллов вы поставите сами себе оценку.
Карточка учета работы ученика | |||||||||||||
Фамилия имя | |||||||||||||
Выполнение домашнего задания | Математический диктант | Тест | Дифференцированная работа | Дополнительные баллы | Итог | Оценка | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Откройте тетради, проверьте выполнение домашнего задания. Если есть ошибки – исправьте (слайд 13). Поставьте в карточку учета столько баллов - сколько правильно решенных заданий.
№643
в) 3 m2 + 3 n2 – 6mn = 3 (m2 + n2 – 2mn) = 3 (m – n)2
г) 8n2 – 16n + 8 = 8 (n2 – 2n + 1) = 8 (n – 1)2
№646
в) 15с3 + 15 d3 = 15 (c3 +d3)= 15 (c + d)(c2- cd + d2)
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (слайды 14 – 25).
Учитель: А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Что значит разложить многочлен на множители? Выбери правильный вариант ответа (слайд 15).
- Назовите известные вам способы разложения многочлена на множители (вынесение общего множителя, способ группировки, применение формул сокращенного умножения; предварительное преобразование, метод выделения полного квадрата двучлена) (слайд16).
- Установите соответствие между многочленом и способом его разложения (слайд 17).
| 1.Вынесение общего множителя | |
б)3x + 3b + x² + xb | ||
в) 36 а² - 49 x² | 2.Способ группировки | |
г) 9 а² + 5a + 16 | ||
д)25t² + 70 y t + 49 y² | 3.Формула сокращенного умножения | |
е) 3a (b-5) + t (b -5) | ||
ж) 4t² + 12 ty + 9 y² | 4. На множители не раскладывается |
1) а, е; 2) б 3) в, д, ж 4)г
- Какие способы применили при разложении следующих многочленов? (рассматривают решенные примеры, перечисляют комбинированные способы) (слайды 18, 19, 20,21).
- Восстановите порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки (слайд 22, 23).
- Замените знак звездочки такими одночленами, чтобы выполнялось равенство (слайд 24, 25):
а) 27xy + 18y = * (3x + 2);
б)8yt3 + 12y3t3 – 4y2t = 4yt( * + * - * );
в) 3a + 3 – na – n = (3a - * ) + (3 - * ) = * (3 – n) + * (3 – n) = *
г) 9a2 - * =( * - 7 )( * + * ).
- Выполнение заданий индивидуально (в виде тестов).
Учитель: Итак, мы проверили, как вы справились с домашней работой и вспомнили способы разложения многочлена на множители. А сейчас вам предстоит первая проверка того, как вы умеете применять свои теоретические знания на практике.
У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием математического диктанта. Вам необходимо установить верность каждого равенства в карточке с заданиями. Если равенство, верно, вы ставите - 1, если неверно - 0. Вам на задание отводится 2 минуты. Ответы вы пишите сразу в учетную карточку. Приступайте к заданию (слайд 28)
а) Математический диктант.
Вариант 1.
- ( a - b )2 =a2 – 2ab + b2; (+)
- ( x – y )( x + y ) = x2 – 2xy + y2; (-)
- c3 - d3 = ( c + d)( c2 – cd + d2); (-)
- ( а + b)2 = а2 + аb + в2; (-)
- а3 + b3 = ( а + b)( а2 – аb + b2); (+)
.
Вариант 2.
- ( b - a)( b + a) = b2 - a2 ; (+)
- ( х – у )2 = х2 + ху + у2; (-)
- t3 + p3 = (t - p)( t2 – tp + p2); (-)
- а3 - b3 = ( а + b)( а2 + аb + b2); (-)
- ( x + y )2 = x2 + 2xy + y2; (+)
Учитель: Проверьте задания и поставьте баллы в карточку. Если все пять равенств указаны верно, то 5 баллов, четыре - 4 балла; три – 3 балла; два – 2 балла; одно – 1 балл; нуль – 0 баллов.
/Указание: в неверных равенствах исправить ошибки./
Учитель: Мы вспомнили формулы сокращенного умножения, повторили способы разложения, а сейчас выполните самостоятельно разложение многочленов на множители (слайд 31)
б) Выполнение заданий индивидуально (в виде тестов).
Учитель: У каждого карточка с заданиями. При необходимости в тетради решаете пример и из предложенных ответов выбираете верный. В учетную карточку запишите букву, соответствующую вашему ответу, в клеточку номера задания (слайд 31).
Тест.
Вариант 1. (БААБ)
- 3y – 6
- 3 ( y + 2) б) 3( y – 2) B) 6 ( y – 1) Г) 3 ( y – 6)
- b (5 + b) + (5 + b)
а) (5 + b)(b + 1) б) (b + 5)(b – 1) в) (5 + b) b г) 3 (y -6)
- 36 – 96y + 64y2=
А)(6 – 8y)2 Б) (18 – 8y)2 В) (6 – 8y) (6 + 8y) Г) Не разлагается
- 7x – 7y – kx + ky =
А) (x – y)(k – 7) Б)(x – y) (k +7) В)( x –y)(7 – k) Г)(x –y)(7 + k)
Вариант 2. (АБГГ)
- 5a – 10=
А) 5(a – 2) б) 5 (a – 10) B) 2 (a - 5) Г) 5 (a + 2)
- a (t – 3) + (t -3)=
А) (t - 3)a б) (t - 3)(a + 1) в) (t -3)(a – 1) г) (t + 3) (a + 1)
- 49 – 35x + 25x2=
А)(7 + 5x)2 Б)(7 – 5x) (7 + 5x) В) (7 – 5x)2 Г) Не разлагается
- ay + ab – 3b – 3y =
- А) (a -3)(y – b) Б)(3 – a)(y +b) В)(y + b)(a- 3) Г) (a – 3)(b – y)
6.Проверка и обсуждение выполнения задания:
/На экране появляется ключ ответов (слайд 31)/
7. Физкультминутка.
Учитель: А теперь мы проведем физкультминутку. Все встаем и повторяем за мной упражнения (слайд 34, 35, 36).
- Дифференцированная работа в группах. (12 минут)
Учитель: Те, кто набрали больше 11 баллов, вы выполняете задание со слайда (можно совещаться в парах); те, кто набрал меньше 12 баллов, верно, вам будет задание на карточках. ( слайд 38, 39)
1 группа (более 11 баллов)
1.Разложите на множители:
а)9d2 – 49c4 = (1 балл)
б)-27y2 + 18y – 3= (1 балл)
2. Решите уравнение: y3 + 2y2 – 9y – 18 =0 (2 балла)
3.Вычислите наиболее рациональным способом: (2 балла)
- группа (меньше 12 баллов)
а)3y3 + 5xy = y( … + … )
б)8a5 – 3a2 = … (8a3 – 3)
в) – 8a2b2 – 2ab3 – 2a3b = - 2ab ( … + … + … )
г)bx + 3b – xy – 3y = (bx + 3b) – (xy + 3y ) = …..
д)9a2 – 36y4 = ….
е)-16a2 + 48a – 36 = … (4a2 – 12a + 9) = ……
1 балл за каждое задание.
/После выполнения на экране появляется слайд с ответами. Дети проверяют и выставляют себе баллы в учетную карту/.
9. Подведение итогов.
/Отметить детей, которые хорошо работали у доски, хорошо работали в устном опросе. Добавьте себе в учетные карточки по 1 или 2 балла (указать кому сколько)./
Учитель: Посчитайте сколько баллов заработали на уроке и в зависимости от того сколько баллов набрали, поставьте оценку (слайд 42).
10. Постановка домашнего задания:
Учитель: Запишите задание на дом. Те кто получили «4» и «5» выполняют все номера, а у кого оценка «3» выполняют №№ 643, 651 (в.г) (слайд 45)
/Если у детей возникают вопросы по выполнению домашнего задания учитель объясняет как делать/.
11. Рефлексия.
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора карточки. (слайд 47, 48).
Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбираете зеленую карточку.
Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то желтый смайлик.
Если и урок не понравился, и всё не понятно, то красную карточку.
Урок окончен! Всего вам доброго!
Спасибо за урок (слайд 49).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
Показать применение различных способов для разложения на множители многочлена; повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений; вырабатывать навыки и умения учащихся ...
Презентация "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"
Презентация "Рвзложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
"Разложение многочлена на множители с помощью комбинаций различных приемов"
Данная методическая разработка урока математики предназначена для применения в седьмом общеобразовательном классе при закреплении темы. Предлагаемый урок является уроком ...
"Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"
Методическая разработка урока алгебры в 9 классе "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов" ...
Конспект урока по теме " Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов" 7 класс.
Разбор различных приемов и рассмотрение примеров по теме разложение многочлена на множители. Тестирование, Разбор нового материала, закрепление изученного....