математическая сказка "Где ты, нолик?"
творческая работа учащихся по алгебре (5 класс) по теме

Тимофеева Ирина Алексеевна

Математическая сказка - один из видов творческой деятельности детей, приучающий самостоятельно добывать информацию, развивающий мышление,  воображение, интерес к изучаемому предмету. Данная работа  заняла второе место в районном конкурсе математической сказки.  Для участия в конкурсе была организована творческая группа учащихся 7 - 8 классов. Результатом выполненной работы было внеклассное меропиятие проведённое старшими ребятами для младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский Ершовского района Саратовской области»

Районный конкурс

«Математическая сказка»

ГДЕ ТЫ, НОЛИК?

        

     Выполнила команда                                         Руководитель

                 учащихся 7 – 8 классов          Тимофеева И.А

2011г.

Часть первая.

  Таинственное исчезновение.

В небольшом посёлке Циферкино всего десять жителей, каждый знает друг друга в лицо и по имени, потому что имена очень простые и легко запоминающиеся:

– Я Один, иль Единица, очень тонкая, как спица.

– Я словно лебедь, я цифра   Два, посмотрите какова!

–Как символ счастья цифра  Три: вот две подковки, посмотри!

–Сколько сторон у света? Сколько углов у дома? С цифрой Четыре уж точно все хорошо знакомы.

– Моё имя цифра Пять. Я не устану повторять: чтоб в дневнике мне очутиться, ребятам надо потрудиться!

– Я Шестёрка – акробатка, перевернусь и я – девятка!

– Сколько всего чудес света? Столько же в неделе дней! Моё имя запомнить просто, зовут меня цифра Семь.

–Я цифра Восемь, модница большая, и талия тонка и стройная такая!

– А я Девятка, тоже акробатка.  В моей программе номер есть: с ног на голову встану и превращаюсь в цифру шесть!

–Я Ноль иль Нуль по-разному все называют, я, к сожалению, ничего не означаю…

Живут себе цифры спокойной и размеренной жизнью  без ссор, обид и приключений, но однажды порядок в посёлке нарушился: бесследно пропал Нолик.

Первыми переполошились цифры 6, 8, 9. И как не взволноваться?!

–Нолик мне младший братик, куда же он мог без меня пойти? – переживает Шестёрка.

–Нолик и я двойняшки, просто я, села на диету и купила модный ремешок, чтобы талию подчеркнуть. Я готова забыть про диету, снять ремешок, лишь бы нолик нашёлся, - всхлипывает Восьмёрка.

– А мне Нолик старший брат без него мне очень скучно, –  добавляет Девятка, –  давайте  спросим у Единицы, они с Ноликом не только соседи, но и неразлучные друзья!

Но, ни Единица, ни Пятёрка, ни одна цифра ничего о судьбе Нолика не знали.

Тут и в районном центре Числове ощутили пропажу вроде бы ничем не приметного жителя Нолика. И как тут не заметить!

Числа 10, 20, 30 …стали лишь как раз,  два, три…

А сотни, тысячи и миллиарды единицей стать не рады!

 Посовещались цифры и решили разделиться на группы поиска.

– Мы направимся в город  Сложения и опросим там всех жителей! – решительно заявили Восьмёрка и Девятка, –  наши соседи Семёрка с Шестёркой пусть едут в город Вычитания, мегаполис Умножения посетят Пятёрка и…

–Только не я! – перебила их Пятёрка, – мы с Двойкой  поедем в область Деления, там  мы организуем поиски по очень важному признаку!

– Значит, в мегаполис Умножения отправляемся мы, – поспешили добавить Единица, Тройка и Четвёрка, - дадим сразу объявление по СМИ, расклеим плакаты «Разыскивается Нолик».

–Не забудьте зайти в салон сотовой связи МТС, у них есть тариф «Супер ноль» может они его к себе в качестве оператора пригласили на работу, – заметила Двойка.  

 А Единица продолжила: «Встречаемся в районе Действительных чисел, знаете, там ещё есть уютное кафе «ZERO» , там и обменяемся результатами своих исследований».

На том и разошлись цифры каждая в свою сторону.

Часть вторая.

В городе Сложения.

Восьмёрка и Девятка быстрее остальных добрались до места и, представляясь журналистами, проводящими социологический опрос, каждого встречного спрашивали:

                         

Вопросы:                                                     Ответы:

  • Вам знаком гражданин по имени Нолик?          

  • Как часто Вы встречаетесь с ним?                       Когда Вы его видели в последний раз?

  • Какую роль он играет в жизнедеятельности вашего города Сложения?

(Конечно, кто ж его не знает.)

(Да постоянно, ноль присутствует в составе многих чисел. Не помню когда видели в последний раз, скорее всего он в нашем городе не появлялся.)

 ( По-моему Ноль никакой значимости не представляет для Сложения: от прибавления нуля число не изменяется!)

После таких равнодушных ответов у друзей совсем испортилось настроение, они поняли, что напрасно искали здесь Нолика. Может другим повезёт больше?

Часть третья.

Город Вычитания.

Цифра Семь и цифра Шесть

Не смогли нигде присесть

Сбились с ног, очень устали:

Всюду Ноль они искали.

Забегали в парки, в скверы,

Были в тире, в казино,

Заходили в магазины:

там обшарили витрины.

Были в музее, в кинозале,

В театре, в цирке… всё равно

Не смогли найти его.

Что ж им жители сказали?

― Нет Ноля и нет печали!

Если нуль стоит в разряде

Ты не вычтешь из него

Занимаешь для порядка

Слева целую десятку!

Нет Ноля и слава Богу!

Мороки меньше без него!

И друзья тут осознали,

Что не там они искали.

От надежды быстрой встречи

Не осталось ничего.

        

Часть четвёртая.

В мегаполисе.

А в мегаполисе Умножения жизнь летит с невероятной скоростью: город стремительно разрастается, число жителей преумножается, благосостояние растет, и уровень жизни значительно отличается от  провинциальной деревеньки  Циферкино. Но Тройка и Четвёрка были не робкого десятка, расклеив плакаты «Разыскивается Нолик», они отправились на телевидение в программу «Кто хочет стать миллионером». Именно там, решили они, была большая вероятность найти следы друга. Ведущий программы Множитель Умножалкин, узнав суть дела,  не смог скрыть панического страха. И это совершенно оправданно: если не найти Нолика то станет невозможным увеличение  денежных призов в 10, 100, 1000 … раз! Конечно, при потере Нолика  некоторые плюсы имеются: невозможным станет банкротство (именно умножение на нуль превращает любое число в нуль), но риск – благородное дело.  В мегаполисе началась паника. Преумножая свои доходы, практически все жители Умножения были миллионерами, а без ноля, что значат их миллионы? Ничего! Вот тебе и ноль без палочки... Скорее наоборот – палочки без ноля!

Часть пятая.

Тот, о ком нельзя говорить.

Пятёрка и Двойка благополучно добрались до Области Деления и совсем не подозревали, что им будет труднее всех вести поиски Нолика.

Сначала они зашли к своим знакомым, но никто им не мог сказать ничего вразумительного и переводили разговор на другие темы, как будто с Ноликом была связана какая-то тайна за семью печатями.

Потом на улице  им встретилась обыкновенная дробь   .

― Здравствуйте, - приветливо улыбаясь, обратилась к ней Пятёрка,- мы приехали издалека в надежде разыскать пропавшего друга.

― Конечно, если смогу я помогу вам, - ответила не менее приветливо дробь.

Обрадовавшись радушному приему, Двойка протянула собеседнице фотографию Нолика. Взглянув на фото,   в ужасе отпрянула и, не сказав ни слова,  ушла прочь.

Цифры переглянулись, пожав плечами, и пошли дальше. По другой стороне улицы прогуливалась пара целых чисел 15 и -22, увидев Пятёрку и Двойку, они сами подошли к ним, завели разговор:

― Скажите, вы не местные? К кому вы приехали? Вы так на нас похожи! Скорее всего, мы с вами родственники, пойдёмте к нам в гости!

На что цифры ответили, что очень рады встрече с роднёй, но, к сожалению, приглашение вынуждены отклонить в связи с очень важным делом.

― Может, мы сможем вам помочь? – спросили 15 и -22, - У нас здесь неплохие связи.

― Это было бы здорово, потому что мы разыскиваем друга Нолика, но все в этой области как только услышат его имя, сразу делают вид, что не понимают о ком идёт речь, - всхлипывая, произнесла Двойка.

15 и -22 тоже изменились в лице и в полголоса ответили: «Вам никто ничего не скажет, потому что это ТОТ,  О КОМ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ! В области деления живут преимущественно рациональные числа, которые можно представить в виде дроби  , где m – целое, а n – натуральное число.

― А причём здесь наш Нолик? – продолжала всхлипывать Двойка.

― Да притом, что на ноль делить нельзя! – хором ответили 15 и -22, - был Нолик , но никто его здесь не ждал, а куда он делся нам не интересно.

 ― Как же так! – возмутилась Пятёрка и пустила в ход очень весомый аргумент,- без Нолика в конце числа вы не сможете воспользоваться признаком делимости на 2 и 5! Ведь именно наличие ноля в конце числа указывает, что данное число делится на 2 и 5!И иногда при выполнении деления Нолик вообще-то играет немаловажную роль!

― Вы правы, но помочь вам очень трудно, скажем по секрету, что Нолика видели последний раз с числом 2014 и 19  на контрольной работе по математике  в 4 классе.

― Спасибо, - поблагодарили цифры и поспешили на встречу с односельчанами.

Часть шестая.

Район Действительных чисел.

В кафе «ZERO» было много посетителей, цифры собрались за отдалённым от сцены столиком, обменивались результатами поиска, разгорячено спорили в какой тетрадке искать Нолика. А на сцене,  очень модная  в районе действительных чисел, группа «КОРНИ» душераздирающе исполняла свою новую композицию:

«Ты узнаешь её, ты узнаешь её, ты узнаешь, ты узнаешь, ты узнаешь её,

Ты узнаешь тетрадь из тысячи!

Без обложки она, без подписи!

И лежит на столе в учительской

Вся покрытая красной росписью!»

Бросились цифры со всех ног в учительскую и действительно: лежит на столе тетрадь без обложки, правда подписанная учеником 4 класса Вовочкой Олечкиным. А в ней  красной пастой аккуратным учительским почерком был выведен пропущенный при делении Нолик.

                             _2014    19

           19         106   

                                                                  _114

                                                                         114

   0

КОНЕЦ.



Подписи к слайдам:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА».
СКАЗКА« ГДЕ ТЫ, НОЛИК?!»
Выполнила команда Руководитель учащихся 7 – 8 классов учитель математики МОУ СОШ п. Кушумский Тимофеева И.А
Название команды: «Шире круг!»
Наш девиз: Знает север, знает югКак дружна команда «Круг»!Ясно всем без лишних слов,Острых нет у нас углов!
Творческая группа 7 -8 класса
Последние приготовления
«Я – девятка-акробатка!В моей программе номер есть:С ног на голову если встану, то превращаюсь в цифру шесть.
Живут себе цифры спокойной и размеренной жизнью без ссор, обид и приключений, но однажды порядок в посёлке нарушился: бесследно пропал Нолик.
Представление начинается!
Числа 10, 20, 30 …стали лишь как раз, два, три…А сотни, тысячи и миллиарды единицей стать не рады!
На улице им встретилась обыкновенная дробь
Взглянув на фото дробь в ужасе отпрянула!
Очень модная в районе действительных чисел, группа «КОРНИ»
Мы не зря назвались «Кругом»Стойкие и друг за друга!Пифагора мы моложе, Но не лыком шиты тоже.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...