Уроки нового формата - залог качественного образования.Наталья Юрьевна Хамицевич учитель математики руководитель МО «Точных наук» Шолаксайская средняя школа
статья по алгебре (5 класс) по теме

Хамицевич Наталья Юрьевна
Уроки нового формата - залог качественного образования. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_novogo_formata.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Юрьевна Хамицевич

учитель математики

руководитель МО «Точных наук»

Шолаксайская средняя школа

Уроки нового формата - залог качественного образования.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. 

Л.Н.Толстой

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

 Р.Декарт

Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света. 
Василий Сухомлинский 

Мне очень хочется начать свою статью с притчи об учителе, так как я считаю, что она очень подходит к данной теме. Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал: - Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшие, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи Учитель посолил весьма щедро, а потом спустя какое – то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернутся обратно, но тут Учитель поднялся и подойдя к ним сказал: - Источник, который вы ищите находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и утолив жажду, вернулись к Учителю принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон. – Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики. – Я выполнял свою задачу, - ответил Учитель – сначала я пробудил  в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддерживал вас. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того. Что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы. – Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и  подавать правильный пример? – спросили ученики. – Нет, - сказал учитель, - главная моя задача – воспитывать в ученике человечность и доброту, он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу  я пока что выполняю верно.

Еще на первом этапе обучения данных курсов «лицом к лицу» я поняла, что все изучаемые нами модули взаимосвязаны, невозможно на уроке применение только одного модуля в этом я убедилась на практике в течении месяца.  А сейчас проработав уже полгода могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев при планировании уроков, все модули переплетаются в одном уроке. Поэтому если говорить только об одном модуле,  не обращая внимания на другие оставшиеся, то в сказанном можно увидеть, что прослеживаются все модули.

Первый этап это вызов или побуждение. На этапе вызова с помощью различных приемов (индивидуальная, парная, групповая работа) применяю «мозговую атаку» прогнозирование содержания; проблемные вопросы; таблица ЗУХ;  интерактивная мозаика, составление кластера. Прием «кластер» использовала не только на этапе побуждения, а еще и на этапе рефлексии. Этот прием может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы, а также и формой систематизирования информации на этапе рефлексии т.е на подведении итогов. На стадии побуждения данную работу они выполняют самостоятельно, а далее при чтении параграфа используя прием «чтение с остановками», продолжают работу по составлению кластера, делая его более полным.  Данные приемы развивают у учащихся строить прогнозы и обосновывать их, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, необходим при решении жизненных проблем, а так же способствуют развитию системного мышления. Предлагаю  рассказывать своими словами о том, что они уже знают по данной теме. Для чего  применяются данные приемы. Для того, чтоб полученные ранее знания вывести на уровень осознания, где эти знания станут базой для усвоения новых знаний, что как мной было замечено, дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной. Поэтому учащиеся уже сознательно, критически подходят  к пониманию новой информации. Что для меня, а так же для самих учащихся  очень удобно, быстро, интересно. Второй этап и третий этап это применение и презентация, где ребята уже начинают вступать в контакт с новой информацией. На данных этапах  использую  ряд таких приемов как фишбоун, диалог  из «тонких» и «толстых»  вопросов, синквеин. Данный прием необходим не только на уроке, но и для развития более успешной адаптации во взрослой жизни. Прием «плюс, минус, вопрос», кубик, колесо ассоциаций, «математический бой». На этом этапе стараюсь направить учащихся на то, чтоб они учились отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял. Направляю  их на самоанализ. На данных этапах провожу  групповую работа. Здесь не только учащиеся находят  материал с учебника, но и ищут  с других источников информацию, а так же  делятся  своими идеями. На данном этапе  применяю идеи модуля «Новые подходы в обучении». Перед каждым заданием ставлю цель и стараюсь вместе с учащимися сразу же выполнить рефлексию.
Наверное, стоит сказать, что не все учащиеся сразу были увлечены идеями новых модулей, так как для них это было непривычно, они привыкли получать знания из моих объяснений. Но, благодаря изученной мной литературе, а так же хорошей подачей материала наших тренеров на первом этапе курсов, я смогла найти способы, методы, чтоб увлечь всех ребят. Я  рада, когда вижу огонь в их глазах, когда слышу от них вопросы высокого уровня, когда слышу от них рефлексию друг друга и для себя при оценивании. Немало бывает и удивлений, как для меня, так и для них. На последнем этапе урока рефлексии учащиеся уже размышляют  о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать друг друга, а так же аргументированно защищать свое мнение. На этапе рефлексии сразу заметно, насколько ребенок был увлечен на уроке, насколько творчески он подходит к выполнению  заданий и как он может применить знания, навыки. Можно сделать из всего этого вывод: формируется личность способная к непрерывному обучению и самообразованию.
Мальчиками, которые раньше на уроке выполняли только ту работу, которая была направлена только на оценку и нужно заметить, что они выполняли ее без удовольствия, я была просто в восхищении. Они не только работают  на уроке, но и подходят в неурочное время. Поэтому мне хочется сказать, что я сама многое узнаю  интересного от ребят. Профессии, где необходимо знание математики, природные материалы в виде изучаемых нами фигур. Учащиеся не только выполняют обязательный уровень заданий, но и стараются  выполнить как можно больше. Классы, как я заметила даже стали дружней.

Ученик не остается равнодушным, не «затвердевает».

Для  развития человека необходимо делать что – либо. Чтобы развиваться, открывать для себя новое и интересное в жизни, необходимо участвовать в каком – нибудь деле.  Иногда это приносит радость, а иногда разочарование, но ученик не остается равнодушным, не «затвердевает». Для ребенка важно знать, что в жизни есть много интересного, и задача учителя воспитывать в своих учениках уверенность в том, что каждый день можно сделать новое открытие.

И говоря об усовершенствовании системы образования в Казахстане, необходимо начинать именно с учителя, который будет стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении обучения учеников. Научить детей учиться – самая главная мысль, которую я вынесла из данных курсов. Научить учителя размышлять над своей деятельностью – ещё одна цель Программы повышения квалификации учителей Казахстана третьего (базового) уровня.

Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей обучения, которые показывают результативность учения ученика, как учиться, чтобы стать независимым, ответственным, с развитым критическим мышлением, умеющим свободно общаться на казахском, русском и английском языках, а также показывать компетентность в цифровых технологиях.

Данная Программа дает возможность увидеть ученика как личность и соответственно развивать в нем такие качества, как интеллектуальность, креативность, саморегуляцию, подвижность, умение сплотить коллектив, критичность мышления, одаренность и талантливость, самооценку.
Новые подходы в преподавании и обучении .  Учащиеся строят и развивают свое собственное мышление для познания именно используя диалог в процессе обучения и преподавания. Они продолжают обучаться самостоятельно в процессе «Обучение тому, как обучаться». Это ведет к тому, что повышается интеллектуальное развитие учащихся, результативность в обучении. «Зона ближайшего развития» определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Ученикам нужна помощь лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и речь в данном случае является главным инструментом обучения [Выготский]. А беседа является неотъемлемой частью обучения учеников [Мерсер]. Когда я  задаю вопросы, ученики  уже начинают  размышлять, развивать и расширять свое мышление. 

Совместная беседа учеников и  учителя в классе приносит большую пользу потому, что мои учащиеся при помощи диалогической беседы могут показать понимание темы, могут выразить свою точку зрения и выслушать мнения одноклассников, а я определяю, на какой стадии обучения находится учащийся. 

На одном из уроков, дети составляли вопросы по прочитанному материалу и затем задавали свои вопросы одноклассникам. В ходе такой вопросно-ответной деятельности, учащиеся определяли свое понимание материала, а также при помощи диалогического взаимодействия помогали друг другу лучше усвоить информацию. Готовя это задание, я ожидала следующие результаты: понимание темы учащимися, умение правильного составления вопросов, развитие диалогической речи, развитие уважения мнения друг друга и развитие мышления. В результате, наблюдя за детьми, я увидела, как работают учащиеся, которые редко отвечали на  уроках. Деля детей на группы, на одном этапе урока  получилось так, что группа получилась не совсем «разговорчивая», и, слыша ответы  детей, я понимала, что эта группа отвечает лучше.
Почему же они так активизировались? Я пришла к таким выводам: эта группа состояла из учащихся, которые находятся на одном уровне друг с другом, видя, что они уже не «в тени быстро успевающих учащихся», они проявили себя и стали отвечать на одном уровне с «сильными» учащимися. Таким образом, я добилась понимание темы всеми учащимися. У учащихся развивалась математическая речь и логическое мышление, они учились слушать друг друга. 
Обучение критическому мышлению. Сейчас уже не вижу ведение уроков новой формации без этого модуля, так как творческое и логическое мышление не может фигурировать без критического. Ведь именно формирование критического мышления к себе и окружающим является одной из главных задач педагогической науки. В процессе этого мышления возникают новые познавательные интересы, как мне кажется, со стороны ученика и учителя.
- Мозговой штурм - позволяет на первых этапах урока определить первичные знания учащегося по теме урока, увидеть активность работы каждого (первый, второй уровни таксономии Блума). Мои ученики на данном этапе работы  активны всегда, им  интересно показать свои знания своим одноклассникам и узнать, что знают другие ребята по изучаемой теме. (Это  составление кластера,  устная работа, обмен мыслями в паре). 
- Работа в парах, группе – ученик знакомится с новой для него информацией (знакомство с текстом – «Чтение с пометками», последовательное заполнение таблицы «Знал, узнал, хочу узнать»). Здесь основная задача учителя - не мешать ученику, самостоятельно добывать знания, потому что те знания, которые добывают ученики сами, без внешней помощи учителя, наиболее ценны и важны для самого ученика. Здесь прослеживаются 3,4,5 уровни таксономии Блума. На данном этапе работы некоторые ребята сталкивались с трудностями – было сложно соотносить полученную информацию учебника в таблицу. Им в данной ситуации помогала работа в парах, группах (взаимообучение). Что было приятно видеть – дискомфорта ребята не ощущали, они понимали, что сейчас помогут им, а позже они помогут своим одноклассникам. Либо в процессе взаимопроверки ребята находили собственные ошибки при заполнении таблицы, аргументировали это сами для себя, а потом исправляли неточности. 

Подведение итога урока – рефлексия. Здесь очень важно, чтобы ученик полученную информацию за урок превратил в словесную, или письменную форму. Это позволяет пропустить всю информацию через себя, свое видение, происходит процесс осмысления полученной информации, ученики объединяют новую информацию с известной ранее, что позволяет расширить собственные знания (6 уровень таксономии Блума). На данном этапе урока было очень интересно наблюдать за учениками, как они, еще не имеющие достаточного опыта и знаний, защищали свою точку зрения по изученной теме. Писали эссе, составляли синквейн по теме урока. 

Не все учащиеся находят  ответы в проблемных ситуациях, нету  у многих проявления лидерства и управления, слабые не всегда вступают в диалог, слабо участвуют в исследовательских процессах. Хотя противоположная картина иногда наблюдается  среди детей сильных и средних. Они бывает  сразу же вступают  в обсуждения, дают  не односложные ответы, творческие задания выполняют  более быстрее и точнее во времени.

Хотелось бы отметить рефлексивное преподавание, которое позволило исследовать, почему ученик действовал в определенный момент именно так; что происходит в группе и так далее. На этом этапе многие осознают, что незнание является большим препятствием при работе на уроке.  Оценивание для обучения и оценивание обучения. Идеи этого модуля прослеживаются во всех подходах в преподавании и обучении, включающие в себя: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение, которые могут быть использованы для определения дальнейших действий. Я  сама провожу  суммативное и формативное оценивание, похвалу. Учащиеся применяют  оценочные листы, маршрутные  карты. Многие ребята относятся  с серьезностью, объективно дают  оценку, точно обосновывая свой ответ: почему, какие недочеты, где неправильность результата.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. На своих уроках  использую  ИКТ при презентации объяснения нового материала темы, для выполнения творческих заданий.

Не все учащиеся находят  ответы в проблемных ситуациях, нету  у многих проявления лидерства и управления, слабые не всегда вступают в диалог, слабо участвуют в исследовательских процессах. Хотя противоположная картина иногда наблюдается  среди детей сильных и средних. Они бывает  сразу же вступают  в обсуждения, дают  не односложные ответы, творческие задания выполняют  более быстрее и точнее во времени.

Хотелось бы отметить рефлексивное преподавание, которое позволило исследовать, почему ученик действовал в определенный момент именно так; что происходит в группе и так далее. На этом этапе многие осознают, что незнание является большим препятствием при работе на уроке.  Оценивание для обучения и оценивание обучения. Идеи этого модуля прослеживаются во всех подходах в преподавании и обучении, включающие в себя: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение, которые могут быть использованы для определения дальнейших действий. Я  сама провожу  суммативное и формативное оценивание, похвалу. Учащиеся применяют  оценочные листы, маршрутные  карты. Многие ребята относятся  с серьезностью, объективно дают  оценку, точно обосновывая свой ответ: почему, какие недочеты, где неправильность результата.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. На своих уроках  использую  ИКТ при презентации объяснения нового материала темы, для выполнения творческих заданий.

Обучение талантливых и одаренных детей. Идеи модуля лежат в инклюзивном подходе к развитию преподавания для таких детей, дифференцированном подходе в преподавании и обучении. Такие учащиеся  отличаются  быстротой мышления, быстро принимают решение, имеют большой словарный запас, ответы их  неоднозначны. При выполнении работы в паре показывают  хорошие партнерские качества. Они требуют вопросы высокого уровня. Я повышаю познавательный интерес школьников к предмету; развиваю творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; учу принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; развиваю коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности на уроках математики. Позиция учащихся при этом следующая: они активны, у них замечено наличие мотива к самосовершенствованию, а также наличие интереса к своей учебной деятельности. Так, у ребят развивается не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. 

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Это способность ребенка учиться и решать проблемы, то есть когнитивное развитие: способность к обучению, внимание, речевые навыки, обдумывание, обоснование и творчество. Это прослеживается  в процессе саморегуляции: когда учащиеся принимают  решение; риск при ответе; исправление собственных ошибок. 
Управление и лидерство в обучении. Идеи этого модуля тесно связаны с модулем «Обучение критическому мышлению». Они прослеживаются на следующих этапах: создание проблемной ситуации, самостоятельный выбор разноуровневых заданий, взаимопроверка и взаимооценка. 

Все идеи, представленные , очень тесно взаимосвязаны, так как без них урок математики был бы сухим и неинтересным. Не было бы никакой мотивации у детей к знанию моего предмета. Ведь, составляя план урока, каждый учитель стремится к тому, чтобы все его действия, направления, задания были поняты и осмысленны учащимися. В нашей педагогическкой деятельности именно через достижения учащегося определяется компетентность учителя. 

Настоящий учитель учит своего ученика учиться. В традиционной школе большинство учителей, включая и меня, сосредоточены в основном на своем преподавании. Мы тратим много времени, чтобы найти материал и рассказать его непременно самим, ведь это же очень любопытно! Мы пытались объяснять ученикам интересные, как нам казалось, факты, доказательства, процессы, но в ответ чаще всего видели только скучающие лица и постоянно недоумевали: «Ну, что же еще надо сделать, чтобы ученики захотели учиться?». 
Первое, что я  изменила в своем  преподавании, – это прекратила  много говорить на уроке, чтобы произвести впечатление. Этот витиеватый путь – путь плохого, реализовавшего себя наполовину учителя, который наставляет, но не учит учиться (т.е. как что-то исправить, чтобы стало лучше). 

На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы действительно сложное математическое понятие передать очень просто. Простоты трудно достичь. И это второй пункт, который я стараюсь воплотить в своей дальнейшей деятельности. 

Всем известно, что знание пропущенные через себя, и то, что дети узнали самостоятельно, те знания, которые они применяют  на практике и могут передать другому ученику, усваиваются прочно. 
Теперь не так страшно допустить ошибку. Ведь не всегда есть правильные и неправильные вопросы и ответы.

Каждое мнение имеет право на существование. Тоже самое и с детьми. Теперь они,  должны  критически мыслить, как по отношению к себе, так и ко всему, что происходит вокруг них. Я должна  лишь создать, ту необходимую атмосферу сотрудничества, которая царила и в нашей группе слушателей Программы. 

Китайская мудрость гласит: « Когда дует ветер перемен, не воздвигай щит, а подними паруса!» Эти курсы поменяли мое педагогическое мировоззрение, я сделала вывод, что учитель не должен быть просто урокодателем, передавать готовые знания детям, а должен быть наставником для учеников, направлять их на самостоятельную добычу знаний, путем суждений, гипотез, предположений. Потому что никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний. 
Чтобы добиться качественного образования, учителю необходимо постоянно самообразовываться, самосовершенствоваться, самореализовываться. Ведь девиз данной программы гласит: «Если хочешь изменить мир, начни с себя!»

В своей работе я опираюсь на опыт и поддержку коллег.

В первую очередь это:

•   мои коллеги в школе,

•   школьные проблемные группы,

•   МО,

•   экспериментальная работа,

•   семинары,

•   открытые уроки,

•   бесценный опыт общения.

  Вопрос  о  воспитании  познавательного  интереса – это  в  огромной  мере  и  вопрос  о  воспитании  личности  человека,  его  духовного  мира.

Поэтому:

  1. Я  счастлива,  когда  меня  понимают;
  2. Счастлива  только  тогда,  когда  вместе  с  детьми  исчезаю,  растворяюсь  в  пространстве  урока;
  3. Счастлива,  когда счастливы  дети;
  4. Счастлива,  когда  они  чувствуют,  что  урок – радость,  что  он  приносит  им  удовольствие  и  покой;
  5. Счастлива,  когда  общаюсь  и  сотрудничаю  с  ними.

А, в общем  всё  получится,  и  я  буду  права,  когда  скажу  сама  себе:  «Не  сомневайся.  Ты  права,  слушай  себя  и  тебя  будут  слушать  дети…»

А,  что  ещё  нам,  учителям  надо?  «Чтобы  быть  хорошим  преподавателем,  нужно  любить  то,  что  преподаёшь,  и  тех,  кому  преподаёшь». (В.О. Ключевский).

Огромное спасибо тренерам за полученные нами знание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник недели точных наук "МИФы нашей школы"

Учитель: Юдахина Татьяна МихайловнаМОУ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНАПраздник «МИФы нашей школы» (интегрированное мероприятие по математике, физике, информатике)Тез...

Классный руководитель двадцать первого века. Наталья Юрьевна Хамицевич учитель математики руководитель МО «Точных наук» Шолаксайская средняя школа

Классный руководитель двадцать первого века. Что же изменилось в ХХI веке? Мы изменились! Сменились социальные ценности, идеалы померкли, в материальных проблемах потерялось самое дорогое, ...

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...

Материалы к аттестации.Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г.Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны

В представлении обобщен педагогический опыт за период 2014-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта...

Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны

В представлении обобщен педагогический опыт за период 2015-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...