Урок по математике в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Решение задач на части"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме
Аннотация
урока по математике по теме «Упрощение выражений. Решение задач на части »
Основные характеристики урока.
Урок математики в 5 классе.
Разработала учитель математики МБОУ СОШ №3
Лунёва Людмила Валентиновна
Технологии обучения: личностно – ориентированная, здоровье сберегающая, информационно – коммуникационная.
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
- Образовательная:
- формировать умение применять уравнения к решению задач (на части).
- Развивающая:
- развивать математическую речь, логическое мышление учащихся, навыки самоконтроля, развивать геометрическое мышление;
- Воспитательная:
- развивать культуру речи, воспитание внимательности, общей культуры, правильной самооценки, аккуратности и четкости выполнения заданий.
Тип урока – урок закрепления изученного.
Форма проведения – деловая игра.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: тесты, раздаточный материал, плакат, набор геометрических фигур, чайная и столовая ложка, стакан, весы.
Структура урока:
- Орг. момент. Постановка цели урока – 1 мин.
- Математический диктант – 3 мин
- Устные упражнения – 5 мин.
- Составление меню – 3 мин
- Решение задач - 14 мин.
- Физкультминутка - 1 мин
- Решение задач - 5 мин
- Тест – 5 мин
- Рефлексия – 2 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока.
Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – деловая игра, на котором школьники сами выбирают задания по уровню сложности, учатся свободно оперировать абстрактными объектами, критически мыслить, анализировать условие и полученный ответ на предмет соответствия действительности. Решение задачи, предложенной учителем, ценно именно тем, что сам ученик выбирает конкретную задачу.
2. Методы обучения на уроке:
- математические методы – моделирование, использование математического языка;
- методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
- методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
3. Актуальность поставленной цели урока.
При решении задач с помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение. О составлении уравнений несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок в значительной мере способствует снятию перечисленных негативных моментов, так как задачи на части взяты из жизни с нашей с вами кухни и имеют практическую направленность.
4. Место урока в тематическом планировании и системе уроков.
Преподавание ведётся по учебнику « Математика 5», Н. Я. Виленкин. В учебнике отдельно рассматривается тема «Упрощение выражений», в главе I «Натуральные числа» на эту тему отводится 4 часа, однако времени на решение задач на части практически нет, да и самих задач в учебнике маловато. Хотя именно задачи на части впоследствии мы встречаем при изучении химии, физики в старших классах и они относятся к типовым задачам, которые нужно решать с помощью уравнения. К его проведению учащиеся уже умеют упрощать буквенные выражения, решать уравнения, у них выработан алгоритм решения задач с помощью уравнения.
- Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути решения задач на части с помощью уравнений и по действиям. О сознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения.
Другой стороной, надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке являлось приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе.
Разработала учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Урюпинска
Лунёва Людмила Валентиновна
Технологии обучения: личностно – ориентированная, здоровье сберегающая, информационно – коммуникационная.
Продолжительность: 40 минут
Тема урока: «Упрощение выражений»
Цели урока:
- Образовательная:
- формировать умение применять уравнения к решению задач (на части).
- Развивающая:
- развивать математическую речь, логическое мышление учащихся, навыки самоконтроля, развивать геометрическое мышление;
- Воспитательная:
- развивать культуру речи, воспитание внимательности, общей культуры, правильной самооценки, аккуратности и четкости выполнения заданий.
Оборудование: тесты, раздаточный материал, плакат, набор геометрических фигур, чайная и столовая ложка, стакан, весы.
Тип урока: урок закрепления изученного Форма урока: деловая игра «Математическая кухня»
Ход урока
1.Вступительное слово учителя: (на доске написано выражение)
12х+17х+10х-х-2х=46х
-Ребята, вам нравится это выражение?
-Нет, потому что его нужно упростить.
-А с помощью какого свойства мы упрощаем выражения?
-С помощью распределительного свойства умножения.
Математический диктант (само или взаимопроверка)
Запишите выражение и упростите его :
- Сумма двенадцати «игрек», шести «игрек» и «игрек».
- Разность четырнадцати «зэт» и «зэт».
- Из суммы восьми «икс» и трех «икс» вычесть одиннадцать.
- К разности двадцати одного «эм» и девяти «эм» прибавить семь.
- Произведение четырех «тэ» и пяти.
Критерии оценок:
0 - ошибок-«5», 1 - ошибка-«4», 2 - ошибки-«3» Сегодня на уроке мы продолжим решение задач на части, но наш урок пройдет в форме игры «Математическая кухня». Ребята, вы сегодня предстанете в роли поваров. Прежде чем начать «готовить», мы отправимся с вами в магазин.
2. Устная работа: (магазин)
Задача: Цена 1 кг картофеля равна х р., 1 кг капусты у р., 1 кг мяса 200 р. Что означает следующие выражения:
а) 2х+3у в) 3х:у
б) 5х-4у г) 3х+5у+200
3. Решение задач.
Обед: Учитель: для того чтобы приготовить обед вам необходимо составить меню. Наше меню будет состоять из 3-х блюд: первое, второе и десерт. Каждое блюдо имеет свою сложность: красные - сложные задачи, голубые - среднего уровня сложности, а зеленые – более легкие. Поэтому вы должны постараться правильно оценить свои возможности.
На первое: щи, гороховый суп и гречневую кашу
На второе: гуляш, салат и омлет
На третье: мороженое, вишневое варенье и напиток
(Дети на листочках составляют каждый свое меню наклеивая фигуры на листочки со словом «меню», см. приложение 1)
-Какая фигура обозначает первое блюдо?
-Треугольник.
- Давайте вспомним, как что такое периметр треугольника?
- Сумма всех сторон.
-А какая фигура обозначает второе блюдо?
- Квадрат.
- А как найти площадь квадрата и чему равен его периметр?
- S= a*a , Р= 4а
-А – десерт?
- Овал или круг.
-Давайте вспомним, что можно принять за 1 часть.
-Чайную или столовую ложку, стакан, щепотку.
-А также хозяйки часто пользуются весами.
(по три человека выходят к доске, решают задачи)
Первые блюда:
1. Щи.
Для приготовления щей необходимо 10 частей воды, 1часть мяса, 1 часть фасоли, 2 части капусты, 2 части картофеля, 80г свеклы, 50 г моркови, 50г лука. Сколько нужно граммов взять мяса, чтобы приготовить щей 4180г Ответ:250 г мяса.
2. Гороховый суп.
Для приготовления горохового супа нужно взять 5 частей воды, 1 часть картофеля, 2 части гороха. Сколько получится горохового супа, если воды взяли на 660г больше чем гороха. Ответ: 1760 г получится горохового супа.
3. Гречневая каша.
Для приготовления гречневой каши нам потребуется 4 части молока и 240 г гречки. Сколько граммов нужно взять молока, чтобы сварить 840 г гречневой каши.
Ответ: 600 г молока.
Вторые блюда:
1. Гуляш: Для приготовления гуляша взяли 2 части картофеля, а мяса на 350 г меньше. Сколько нужно взять мяса, чтобы получить 1970 г. Ответ:810 г мяса
2. Салат:
Для приготовления салата потребуется взять 3 части огурцов, а помидор 4 части, 50 г растительного масла. Сколько граммов нужно взять огурцов, если получилось 680 г салата. Ответ:270 г нужно взять огурцов
3. Омлет:
Берем 3 яйца и добавляем 150 г молока. Сколько весит 1 яйцо, если омлета получилось 390 г. Ответ: 80 г весит одно яйцо
Учитель: Ребята, вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка
Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Вместе с вами чай попить я хочу! (Прыжки на месте.)
- Чайник вскипел. Пришло время десерта.
Десерт:
1. Мороженое № 587 стр. 89
2. Вишневое варенье № 622 стр. 92
3. Напиток № 583 стр. 88
После вкусного обеда мы отправляемся с вами в гости к Винни-Пуху и Пятачку
4. Тест.
Вариант 1. Вариант 2
Решите уравнения: Решите уравнения:
1) 16 – 3х = 10 1) 10 х = 1200
2) 7х + 4х = 99 2) 22 – 4х = 6
3) 180:у=9 3) 110 : у = 10
4) х +1=1 4) 2х = 34
5) 720:у=4 5) х: 12 = 15
6) х + 18= 77 6) 3х-40 = 110
7) 4х=60 7) 15+ 6х = 165
8) 4х + 13 = 133 8) 2х – 16 = 114
9) х * 0 = 0
п | т | р | г | и | о | я | н | а | е | |
1 | 2 | 12 | 4 | 6 | 19 | 26 | 13 | 0 | 120 | 10 |
2 | 4 | 92 | 9 | нет | 18 | 8 | 6 | 11 | 12 | 76 |
3 | 11 | 13 | 16 | 0 | 20 | 12 | 10 | 54 | 77 | 90 |
4 | 2 | 3 | 5 | 12 | 9 | 6 | 0 | 36 | 11 | 17 |
5 | 100 | 180 | 716 | 184 | 724 | 168 | 24 | 80 | 23 | 250 |
6 | 15 | 95 | 67 | 23 | 50 | 45 | нет | 59 | 190 | 18 |
7 | 66 | 25 | много | 240 | 54 | 15 | 10 | 99 | 64 | 60 |
8 | 44 | 56 | 22 | 30 | 88 | 99 | 45 | нет | 65 | 9 |
9 | нет | 56 | 0 | 89 | 90 | много | 100 | 870 | 14 | 87 |
Ответ: Приятного аппетита
5. Итоги урока. Выставление оценок.
Учитель:
-Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Какие задания вам хотелось бы выполнить ещё раз?
- Какие затруднения вы испытывали?
- Какие из составленных задач запомнились, и понравились вам больше
всего?
6. Домашнее задание. Придумать блюдо, нарисовать его и составить задачу на части или составить кроссворд, содержащий математические и кулинарные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Урок алгебры в 11 классе "Применение производной при решении задач ЕГЭ".
Этот материал включает в себя конспект и презентацию урока повторения....
Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"
Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в неделю...
Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"
Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"...
Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"
В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...
Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...