Развивающая игра "Математический поезд"
методическая разработка (алгебра, 5 класс) по теме

Гусакова Наталья Борисовна

ЦЕЛЬ:

1.Дать учащимся возможность потренироваться в коллективном решении и содержательном обсуждении нестандартных задач.

2. Выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач и применять теорию в конкретных различных ситуациях.

3.Развитие и кон центрирование внимания, способности переключать внимание.

4.Развитие способности к логическому изложению.

5.Формирование потребности и способности к сотрудничеству, к взаимопомощи при работе в коллективе.

6.Воспитание коллективизм, уважительное отношение к мнению партнёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_igra_1.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

         Математическая игра: «математический поезд».                            

                                      Станция: «Шуточная».

1 группа.

  • Папа поровну разделил трём своим сыновьям шесть подзатыльников. Сколько подзатыльников получил каждый сын?
  • Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров и, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь поневоле?
  • Из каждого 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?
  • Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батона. Сытый Вася тратит на такое же количество батонов 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одним батоном голодный Вася?
  • У младенца Кузи ещё только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3 зуба. Сколько зубов у бабушки и внука вместе?
  • Три барана влюбились в одну и туже овцу. Первый баран признавался в любви 2 часа 40 минут, второй – 3 часа 20 минут, а третий говорил о своих чувствах 4 часа. Сколько часов слушала влюблённых баранов счастливая овца?

2 группа.

  • Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. У дерева 18 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке?
  • Длина крышки парты 110 см, ширина 50 см. Сколько пронзённых стрелами сердец вырезал на своей парте курносый Серёга, если известно, что он заполнил сердцами всю крышку парты, и каждое сердце поместил на отдельных 20 кв. см.?
  • Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку из-под извёстки, 7 – в бочку из-под зелёной краски, 4 – в бочку из-под красной, 9 – в ящик из-под угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку из-под жёлтой краски. Сколько разноцветных мальчиков и, сколько чёрно-белых мальчиков играло в прятки?
  • В цирке 30 рядов, в каждом ряду 120 мест. Каждый вечер цирк полон и, все зрители умирают от смеха. Сколько человек каждый вечер умирает от смеха в цирке?
  • Из террариума сбежали 3 гадюки, 5 кобр и 10 гюрз. Длина каждой кобры 1 м. Длина каждой кобры 1м 30 см. А длина каждой гирюзы 1м 15 см. Сколько метров ядовитых змей сбежало из террариума?
  • Площадь одного уха слона равна 10000 кв. см. Узнай в квадратных метрах площадь 12 одинаковых слонов.

3 группа.

  • В кухне 39 мух. Из них: 6 пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идёт пешком по потолку?
  • Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут, закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?
  • В комнате веселилось 47 мух. Пётр Петрович открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?
  • В доме 12 чашек и 9 блюдцев. Дети разбили половину чашек и 7 блюдцев. Сколько чашек осталось без блюдечек?
  • На кухне, площадью 6 кв. м, дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 45 копеек. Каков общий урожай?
  • Неутомимый мальчик прошёл 3 км за 30 минут. За какое время этот неутомимый мальчик пройдёт 60 км?

Ответы.

Группа

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

1

2

3 м

36050

На 2 минуты

7 зуба

10 часов

2

4

275

12 разноцв. 14 чёрно-белых

3600 чел.

21 м.

24 кв. м.

3

21 муха

6 минут

42 мухи

4 чашки

270 коп.

10 часов.

СТАНЦИЯ "РЫБОЛОВНАЯ"

 Каждая команда должна поймать не менее 1,5 кг рыбы на "уху". Рыба считается пойманной, если правильно решили прикрепленную к ней задачу. Команда, наловившая 2,5 кг рыбы, получает 10 очков, меньше 2,5 кг – 5 очков,  3 кг – 20 очков, 3,5 кг.-25 очков, 4 кг.-30 очков, больше 4 кг.-35 очков.

1. 300г.  Два рыбака поймали 40 окуней, причем первый на 6 штук больше второго. Сколько окуней поймал каждый?

 

2. 750г.  «Какой улов был у тебя вчера?» - спросил сосед соседа-рыбака. «Я поймал два крупных леща и щуку, общим весом 15 кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в 3 раза».сколько же весит щука?

3. 1 кг «Ну как клюет?» - спросил один рыбак второго.  « да, 9 штук сорог и окуней! Причем сорог в два раза больше! А у тебя?»   А у меня улов почти такой же, лишь окуней на два больше. Сколько Окуней у рыбаков?

4. 1.5кг Щука вчетверо тяжелее окуня, но на 2 кг. легче судака. Если к весу всех троих прибавить вес корзины, в которой они лежат – 1 кг.250г., то получится 10 кг. Определите вес каждой рыбы в отдельности.

 5.   500г Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько ершей?

6. 500г В корзине лежат лещи и караси, всего 36 штук, причем лещей в 5 раз больше, чем карасей. Сколько в корзине лещей и карасей?

 

Ответы:

1. (17 и 23).

2. (9 кг)

3. (8 окуней)

4.( 750, 3, 5)

5. (15 ершей)

6. (6 карасей, 30 лещей)

СТАНЦИЯ "ГЛАЗОМЕРНАЯ"

Вопросы для картотеки "Проверь свою наблюдательность!"

№ пп.

Содержание вопроса

Ответ

Допустимый ответ

1

Каков диаметр пятикопеечной монеты?

17 мм

15-20 мм

2

Какова длина железнодорожного рельса?

12,5 м

10-15 м

3

Каков диаметр рублевой монеты?

20 мм 

17-25мм 

4

Какова длина обычного карандаша?

178 мм

15-20 см

5

Какова средняя скорость пешехода?

5 км/ч

4-6 км/ч

6

Назовите среднюю скорость электропоезда?

60 км/ч

40-100 км/ч

7

Чему равна высота пассажирского железнодорожного вагона?

3,5 м

2,5-4 м

8

Сколько весит сердце взрослого человека?

500 г

400-1000 г

9

Сколько весит кирпич?

4 кг

2-5 кг

10

Сколько весит футбольный мяч?

400 г

200-600 г

11

Сколько весит слон?

5 т

2-7 т

12

Сколько весит воробей?

60 г

30-100 г

13

Сколько весит ученическая тетрадь в 12 листов?

35 г

20-50 г

14

Сколько груза может увезти лошадь?

500 кг

300-800 кг

15

Сколько ударов в минуту делает пульс взрослого человека?

70-80

50-100

16

Сколько мест в одном плацкартном железнодорожном вагоне?

56

50-100

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для картотеки "Проверь свою наблюдательность!"

№ пп.

Содержание вопроса

ответ

1

Каков диаметр пятикопеечной монеты?

        мм

2

Какова длина железнодорожного рельса?

        м

3

Каков диаметр рублевой монеты?

          мм 

4

Какова длина обычного карандаша?

          см

5

Какова средняя скорость пешехода?

        км/ч

6

Назовите среднюю скорость электропоезда?

         км/ч

7

Чему равна высота пассажирского железнодорожного вагона?

       м

8

Сколько весит сердце взрослого человека?

           г

9

Сколько весит кирпич?

           кг

10

Сколько весит футбольный мяч?

       г

11

Сколько весит слон?

     т

12

Сколько весит воробей?

      г

13

Сколько весит ученическая тетрадь в 12 листов?

           г

14

Сколько груза может увезти лошадь?

        кг

15

Сколько ударов в минуту делает пульс взрослого человека?

16

Сколько мест в одном плацкартном железнодорожном вагоне?

За каждый правильный ответ 1 балл.

2. "ПРОВЕРЬ ТОЧНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА!"

1.Начертите отрезок в 5 см.,20 см, 40 см, 1 м и др.

2. Построй углы в 30°, 45°, 60°, 35°, 40° и др.,

3. Построй прямоугольный треугольник.

На доске построены  отрезки разной длины. Все участники записывают на листочке, какой длины каждый отрезок, определяя на глаз. После этого один участник измеряет отрезки. Все проверяют. Верным считается ответ с погрешностью в 1-2 см.

Маршрутный лист.

Команда_1_______________________________

(название)

                     Порядок прохождения станций:

 

Название станции

Баллы

1

Логическая

2

Внимательная

3

Спичечная

4

Шуточная

5

    Историческая

6

Рыболовная

7

Глазомерная

итого

Маршрутный лист.

Команда_2_____________________________

(название,)

                     Порядок прохождения станций:

 

Название станции

Баллы

1

Внимательная

2

Логическая

3

Шуточная

4

Спичечная

5

   Глазомерная

6

Историческая

7

Рыболовная

итого

Маршрутный лист.

Команда_3_____________________________

(название,)

                     Порядок прохождения станций:

 

Название станции

Баллы

1

Рыболовная

2

Глазомерная

3

Историческая

4

Логическая

5

Внимательная  

6

Спичечная

7

Шуточная

итого

Маршрутный лист.

Команда_4_____________________________

(название,)

                     Порядок прохождения станций:

 

Название станции

Баллы

1

Глазомерная

2

Историческая

3

Внимательная

4

Рыболовная

5

Логическая  

6

Шуточная

7

Спичечная

итого

         

                         Станция: Логическая

  1. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня н не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?
  2. В очереди за билетами в кино стоят друзья: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега; Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит?
  3. Три друга: Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае и один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?
  4. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
  5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?
  6. На даче поселились пятеро мальчиков: Андрюша, Боря, Володя, Гена и Дима; Все были разного возраста: одному был 1 год, одному 2 года, остальным 3, 4 и 5 лет. Володя был самым маленьким, Диме было столько лет, сколько Андрюше и Гене вместе. Сколько лет Боре? Возраст ещё кого из мальчиков можно определить?

Ответы к задачам станции: «Логическая»:

1) Аня в белом платье, Валя — в голубом, Галя—в зеленом, Надя — в розовом. 
2) Олег, Юра, Володя, Миша, Саша. 
3) Алеша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе. 
4) Иванов – слесарь, Борисов – токарь, Семенов- сварщик. 
5) Молоко - в кувшине, лимонад – в бутылке, квас – в банке, вода — в стакане. 
6) Боре — 4 года, Володе – 1год, Диме — 5 лет.

За каждую правильно решенную задачу 1 балл

Станция: Спичечная

1. Из спичек построен «дом». Переложите две спички так, чтобы он повернулся другой стороной. (Рисунок 1).

2. Составьте из 15 спичек фигуру, изображённую на рисунке. Переложите теперь 2 спички так, чтобы образовалась фигура, составленная из пяти равных квадратов. (Рисунок 2)

3. В фигуре, изображённой на рисунке, переложите 5 спичек так, чтобы получилось всего два квадрата. (Рисунок 3)

4. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.

                        VI – IV = IX

Ответы к  заданиям станции Спичечная.

1.


2.


3.


4.

V + IV =IX

За правильно решенную задачу 1 балл.

                                     

     Станция «Внимательная».

1. Сколько групп из трех последовательных цифр в сумме дают 12 (а), 17 (б),

19 (в)?

а) 2 6 3 5 4 3 6 8 1 7 4 8 3 2 7 4 1 5 6 1.

б) 3 7 5 3 8 6 5 4 7 9 1 3 5 6 9 2 8 7.  

в) 1 4 8 7 2 8 9 2 7 4 6 9 4 5 1 4 9 6.  

2. Прочитайте один раз внимательно текст и ответьте на вопрос.

а) Мальчик пошел в магазин и купил 100 граммов перца, 2 литра сока, 1,5

килограмма масла, 600 граммов конфет.

– Сколько муки должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов

равнялся пяти килограммам?

б) Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой

Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки,

которого звали Ваня.

Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала.

Ехать было не очень долго: нужная остановка – по счету седьмая от конца.

Дедушка был очень рад встрече с внуком.

– Как будут называть Мишу, когда он станет взрослым?

– На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12

остановок?

– Чьим отцом был дедушка Ваня – папиным или маминым?

– Сколько времени они добирались до деревни, если от станции до станции

поезд идет 6 минут?

– В котором часу они вышли из поезда?

– Какими словами начинался рассказ?

                                   Станция ИСТОРИЧЕСКАЯ.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Кому принадлежат слова: «Математику уже за то учить надо, что она ум в порядок приводит»?
  2. Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач?
  3. Как фамилия выдающегося русского математика, которого называли «отцом русской авиации»
  4. Кто написал первый учебник по математике в России?
  5. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена, олимпийского чемпиона.
  6. Назовите древний геометрический инструмент, который согласно римскому поэту Овидию (1 век), был изобретен в Древней Греции.
  7. Как в Древней Руси называли число 10 000.

1.Кому принадлежат слова: «Математику уже за то учить надо, что она ум в порядок приводит»? (М.В. Ломоносов)

  1. Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л.Н. Толстой)
  2. Как фамилия выдающегося русского математика, которого называли «отцом русской авиации» (Н.Е. Жуковский)

        4. Кто написал первый учебник по математике в России? (Магницкий)

  1. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена, олимпийского чемпиона. (Пифагор)
  2. Назовите древний геометрический инструмент, который согласно римскому поэту Овидию (1 век), был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)
  3. Как в Древней Руси называли число 10 000 (тьма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общегородская игра общеобразовательных учреждений «Математический поезд»

Игра «Математический поезд» Цель:«Создание благоприятных условий для развития математической культуры среди учащихся». Задачи:1)Вовлечение учащихся пятых классов в математическое соревновани...

Презентация "Решение задачи о разъезде двух поездов"

В проекте представлено решение задачи о разъезде двух поездов, выполненного в  мультимедийном приложении MSOfficePowerPointв виде анимационного ролика. Анимация движения реализована с помощью быс...

Математический поезд

Разработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе. Может использоваться при проведении предметной недели....

Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде Здоровья".

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов на тему "Путешествие на поезде Здоровья"....

Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде "Здоровья"

Представлен конспект внеклассного мероприятия по ЗОЖ "Путешествие на поезде "Здоровья"...

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....