Образовательный модуль "Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Методическая разроботка для учителей математики. Образовательный модуль "Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyi_modul.doc | 600.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 городского округа г.Урюпинск
Образовательный модуль
«Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами» для 10 класса.
(методическое пособие для учителя)
Автор:
учитель математики
I квалификационной категории
Михайличенко Елена Николаевна
г. Урюпинск
Пояснительная записка.
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности ученика, знакомства и понимания методов познания действительности, применения математики для решения научных и прикладных задач.
Методическое пособие содержит материал для более глубокого изучения методов решения тригонометрических уравнений и неравенств, необходимых для поступления выпускников образовательной школы в вузы, для сдачи единого государственного экзамена по математике за курс средней школы.
Цель образовательного модуля «Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами» заключается в расширении и складывании у школьников цельного представления об основных методах решения уравнений и неравенств, развитии и совершенствовании техники решения тригонометрических уравнений и неравенств.
В рамках указанной цели решаются следующие задачи:
1) расширение сферы математических знаний учащихся возможностью знакомства и овладения общими методами решения тригонометрических уравнений и неравенств, а также решения одного уравнения несколькими методами;
2) овладение другими методами решения тригонометрических уравнений и
неравенств;
3) применение изученных методов к решению тригонометрических уравнений и неравенств.
Программа образовательного модуля рассчитана на 17 учебных часов, из них один час отводится на проведение контрольной работы.
В ходе проведения занятий образовательного модуля предполагается использование мультимедийных демонстраций, применение дифференцированных заданий.
Окончив курс образовательного модуля, учащиеся должны:
- решать тригонометрические уравнения общими методами (разложения на множители, введением новых переменных);
- решать тригонометрические уравнения методами рационализации, введением вспомогательного угла, нестандартными методами;
- решать одно тригонометрическое уравнение различными методами;
- решать тригонометрические неравенства различными методами.
Материал образовательного модуля: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами» для учащихся 10 класса направлен на интеграцию знаний, овладение и систематизацию методов и приёмов решения уравнений и неравенств.
Он может использоваться учителем как на уроках алгебры и начала анализа в 10 классе, при повторении курса алгебры в 11 классе, так и на факультативных занятиях.
Основные формы организации учебных внеурочных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, самостоятельная работа с использованием электронного учебника-справочника.
В программе модуля приводится распределение учебного времени, включающее план занятий. С учетом интересов учащихся, их образовательной подготовки (средней и высокой уровень) учитель может менять порядок изучения тем, исключать некоторые из них и добавлять или заменять одни методы решения уравнений и неравенств другими. Все занятия направлены на расширение представлений об изучаемом материале, на развитие и закрепление знаний, умений и навыков по решению тригонометрических уравнений и неравенств.
В пособие входят:
1.Учебно-тематический план.
2.Программа и методические рекомендации к проведению занятий, решению уравнений.
3.Задания, упражнения для закрепления знаний , умений и навыков.
4.Литература для учителя и учащихся.
5.Приложения.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекция | практика | ||||
1 | Решение тригонометрических уравнений общими методами. | 2 | 1 | 1 | Текущий, интерактивный контроль |
2 | Решение тригонометрических уравнений методом понижения степени. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
3 | Решение тригонометрических уравнений методом введения вспомогательного угла. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, текущий контроль |
4 | Решение тригонометрических уравнений методом рационализации. | 2 | 1 | 1 | Интерактивный контроль |
5 | Решение однородных тригонометрических уравнений. | 2 | 1 | 1 | Дифференцированная работа, тематический контроль |
6 | Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
7 | Решение одного тригонометрического уравнения различными способами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа групповой контроль |
8 | Решение тригонометрических неравенств методом введения новой переменной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль, Интерактивный контроль |
9 | Решение тригонометрических неравенств методом интервалов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
10 | Решение уравнений и неравенств различными методами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль, практическая работа |
11 | Контрольная работа по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». | 1 | 1 | Тематический контроль |
Содержание программы.
Тема 1. Решение тригонометрических уравнений общими методами. (2 часа).
Занятие 1. Общие методы решения тригонометрических уравнений. Уравнения, сводимые к алгебраическим.(1 час).
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: текущий контроль, интерактивный контроль.
Занятие 2.Уравнения, решаемые разложением на множители.(1 час).
Методы обучения: проверочная беседа, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль, проверка задач самостоятельного решения. интерактивный контроль.
Тема 2.Решение тригонометрических уравнений методом понижения степени.
(2 часа).
Занятие 3. Уравнения, решаемые с помощью формул понижения степени.(1 час).
Методы обучения: беседа, объяснение, решение тренировочных задач.
Форма контроля: фронтальный опрос, текущий контроль.
Занятие 4.Решение тригонометрических уравнений методом понижения степени.(1 час).
Методы обучения: учебная беседа, решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: интерактивный контроль, проверочная самостоятельная рабата.
Тема 3. Решение тригонометрических уравнений методом введения вспомогательного угла. (2 часа).
Занятие 5. Уравнение вида a sin x + b cos x = c.(1 час).
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: текущий контроль.
Занятие 6. Решение тригонометрических уравнений методом введения вспомогательного угла.(1 час).
Методы обучения: беседа, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: текущий контроль, практическая работа .
Тема 4. Решение тригонометрических уравнений методом рационализации. (2 часа).
Занятие 7. Второй способ решения уравнений вида a sin x + b cos x = c.(1 час).
Методы обучения: мультимедийная демонстрация.
Форма контроля: текущий контроль, проверка выполненных заданий.
Занятие 8. Уравнения, решаемые с помощью метода рационализации.(1 час).
Методы обучения: решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: фронтальный опрос, интерактивный контроль
Тема 5. Решение однородных тригонометрических уравнений. (2 часа).
Занятие 9. Решений однородных тригонометрических уравнений первой степени.(1 час).
Методы обучения: обобщающая беседа, мультимедийная демонстрация.
Форма контроля :дифференцированная работа по карточкам.
Занятия 10. Решений однородных тригонометрических уравнений второй степени(1 час)
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений,
Форма контроля: интерактивный контроль.
Тема 6. Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений. (2 часа).
Занятие 11. Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений.(1 час).
Методы обучения: учебная беседа, решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: практическая работа.
Занятие 12. Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений.(1 час)
Методы обучения: объяснение , практическая работа по решению уравнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль.
Тема 7. Решение одного тригонометрического уравнения различными способами.
(1 час).
Занятие 13. Решение одного тригонометрического уравнения различными способами.
(1 час).
Методы обучения: объяснение, решение тренировочных задач.
Форма контроля: фронтальный опрос, групповой контроль.
Тема 8. Решение тригонометрических неравенств методом введения новой переменной.
(1 час).
Занятие 14. Решение тригонометрических неравенств методом введения новой переменной.(1 час).
Методы обучения: объяснительный рассказ, мультимедийная демонстрация
Форма контроля: интерактивный контроль.
Тема 9. Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.(1 час).
Занятие 15. Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.(1 час).
Методы обучения: мультимедийная демонстрация , практическая работа.
Форма контроля: текущий контроль.
Тема 10. Решение уравнений и неравенств различными методами. (1 час).
Занятие 16. Решение уравнений и неравенств различными методами. (1 час).
Методы обучения: объяснение, практическая работа.
Форма контроля: текущий контроль.
Тема 11. Контрольная работа по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».(1 час).
Занятие 17. Контрольная работа по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».(1 час).
Методы обучения: практическая работа.
Форма контроля: тематический контроль.
Материалы для занятий.
Все отвлечённые понятия пояснять как только можно,
и примерами, и задачами, и приложениями…
М.В.Остроградский.
Занятие 1-2. Решение уравнений общими методами.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств основано на приведении их к простейшим тригонометрическим уравнениям и неравенствам путём выполнения тригонометрических преобразований. При решении неравенств часто используются свойства тригонометрических функций и их графики.
Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрических функций. К их числу относятся простейшие тригонометрические уравнения, т. е. уравнения вида:
sin x = a, cos x = a, tg x = а, где а — действительное число.
1) если \a\ < 1, то решения уравнения cos x — а имеют вид
х = ±arccos a + 2πп;
2) если \a\ < 1, то решения уравнения sin x = а имеют вид
х = (-1)n arcsin a + πп, или, что то же самое,
х = arcsin a + 2πk, x = π – arcsin a + 2πк;
3) если \а\ > 1, то уравнения cos x = a, sin x = а не имеют решений;
4) решения уравнения tg x = а для любого значения а имеют вид
х = arctg a + πп;
5) частные случаи:
sin x = 0, х = πп; sin x = 1, х = + 2πn;
sin x = -1, х = - + 2πn;
cos x = 0, х = + πn;
cos x = 1, х = 2πn; cos x = - 1, х = π + 2πn. Во всех перечисленных формулах параметр (n, k) принимает любые целочисленные значения (nZ, kZ).
К простейшим относят уравнения вида T( kx + m) = а, где Т — знак какой-либо тригонометрической функции.
Для решения тригонометрических уравнений чаще всего используются два метода: метод сведения тригонометрического уравнения к алгебраическому и разложение на множители.
Метод введения новой переменной применяется при решении тригонометрических уравнений в тех случаях, когда путем замены тригонометрического выражения на новую переменную уравнение удаётся свести к алгебраическому.
Тригонометрические уравнения a sin2 x + b sin x + с = 0, a cos3x+ b cos x + c = 0; a tg43x + b tg23x + c = 0, a ctg22x + b ctg 2x + c = 0 уже сведены к алгебраическим. Действительно, положив в них соответственно sin x = y, cos x = z, tg 3x = t, ctg 2x = u, получим алгебраические уравнения: ay2 + by + с = 0, az3 + bz + c = 0, at4 + bt2 + c = 0 и au2 + bu + c = = 0. Решив каждое из них, найдем sin x, cos x , tg 3x и ctg 2x.
Уравнения a sin2x + b cos x + c = 0, a cos2x + b sin x + c = 0, a tg x + b ctg x = 0 не являются по виду алгебраическими, но их можно свести к алгебраическим:
a cos2 x – b cos х - (а + с) = 0,
a sm2x - b sin x - (a+c) = 0 и a tg x + =0.
Примеры. Решите уравнения.
а) 2 sin2x - 7cos x - 5 = 0.
Решение.
2(1 - cos2 x) - 7cos x - 5 = 0,
2 cos2 x + 7cos x + 3 = 0,
cos x = y,
2у2 + 7у + 3 = 0,
y1 = -3, y2= - .
1) cos x= -3< -1, х — не имеет решения;
2) cos x = - , х = ± π + 2πk, kΖ.
Ответ: х = ± π + 2 πk, kZ.
б) cos 2x + 3 sin x = 2.
Решение.
1 - 2 sin2x + 3 sin x = 2,
2 sin2x - 3 sin x + 1 =0,
sin x = y,
2y2 - 3y + l= 0,
y1 = , y2 = l.
1) sin x = , x = (-l)n + πn , nZ;
2) sin x = l, х = +2 πk, kZ.
Ответ: x = (- 1)n + πn, + 2 πk, n,kZ.
в) 2 cos23x + sin 3x – 1 = 0.
Решение.
2(1— sin2 3х) + sin 3х - 1 = 0,
2 sin2 3х - sin 3х - 1 = 0,
sin 3x = y,
2у2 – y -1 = 0,
y1 = 1, y2 = -
1) sin 3х = 1, 3х = + 2 π k,
Зx = (4k + 1), х = (4k + 1),kZ;
2) sin 3x= - ,
Х = (-1)n+l +n, nΖ.
Ответ: x = (4k+l) , x = (- 1)"+1+ n, nZ.
При решении уравнений методом разложения на множители кроме общепринятых способов разложения на множители, таких как вынесение за скобки общего множителя, способ группировки, применение формул сокращённого умножения и т.п., при решении тригонометрических уравнений также используются формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и другие. В результате удаётся привести исходное выражение к виду, удобному для разложения на множители.
Мультимедийная демонстрация.(электронный учебник справочник 7-11 кл. алгебра).
Практические советы. ( Приложение 1. )
Задания для самостоятельной тренировочной работы:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
Занятие 3-4. Решение тригонометрических уравнений методом понижения степени.
Если в формуле заменить на , получим
Таким образом, , значит,
Если в формуле заменить на, получим
Таким образом, значит,
Полученные две формулы называют формулами понижения степени.
К формулам понижения степени относятся и формулы:
Пример:
Решите уравнение
Решение.
,
,
,
1) , 2)
,
,nZ. , kZ
Ответ: ,, n,kZ.
Мультимедийная демонстрация.(электронный учебник справочник 7-11 кл. алгебра).
Практические советы:
При решении уравнений методом понижения степени, необходимо знать формулы преобразования сумм тригонометрических функций в произведение.
Задания для тренировочной самостоятельной работы:
Решите уравнения:
1) ,
2) ,
3)
4)
Занятие 5-6. Решение тригонометрических уравнений методом введением вспомогательного аргумента.
Метод введения вспомогательного аргумента
Рассмотрим уравнение вида, , у которого a,b,c — любые действительные числа. Разделим обе части уравнения на, , тогда, уравнение примет вид
Так как
и
то можно считать что ,a . При этом выполняется
условие. В результате уравнение принимает вид т.е. сводится к простейшему тригонометрическому уравнению.
Пример
Решите уравнение.
Решение.
Разделим обе части уравнения на
Заменим на , а на
, kZ
,kZ
Ответ: ,kZ.
Практическая работа.
Решите уравнения методом введения вспомогательного аргумента:
1) ,
2)
3)
4) .
Занятие 7-8. Решение тригонометрических уравнений методом рационализации.
При решении уравнений вида F () = 0, где в левой части уравнения стоит рациональная функция своих аргументов, можно выполнить замену переменной, называемую универсальной тригонометрической подстановкой. В результате преобразований исходное уравнение сводится к дробно-рациональному относительно переменной t.
Действительно, значения sin x и cos x можно выразить через t следующим образом:
,
Запомните, что при использовании этого метода, область определения уравнения сужается на множество, kZ. Поэтому, выбрав указанный способ решения, следует проверить, не являются ли числа из множества , kZ корнями исходного уравнения.
Пример:
Решите уравнение.
Пусть , тогда ,
,
,
t=1
Вернёмся к исходной переменной:
, kZ
Ответ: , kZ
Областью определения данного уравнения являются все действительные числа, кроме чисел вида
, kZ. Заметим, что в данном случае нет необходимости проверять, являются ли числа из множества , kZ корнями уравнения, поскольку эти числа не входят в область определения.
Мультимедийная демонстрация.(электронный учебник справочник 7-11 кл. алгебра).
Решите самостоятельно, используя универсальную тригонометрическую подстановку.
1)
2)
3)
Занятие9-10. Решение однородных тригонометрических уравнений.
Уравнения вида, и т.д. являются однородными относительно sin x и cos x. Сумма показателей степеней в каждом слагаемом при sin x и cos x у таких уравнений одинакова, и она, называется степенью уравнения. Метод решения уравнений такого вида состоит в делении левой и правой частей на cosn x ≠ 0 и получении целого уравнения n-ой степени относительно tg x.
Отметим, что полученное уравнение равносильно исходному, т.к. cosn x ≠ 0 ограничение не приводит к потере корней. Действительно, если предположить, что cos x = 0, то из исходного уравнения следует, что и sin x = 0. что противоречит основному тригонометрическому тождеству.
Уравнение вида {z≠0) не является однородным, но его можно свести к однородному, представив правую часть в виде z = z (sin x + cos2 x). Однако при его решении возможна потеря корней в результате деления нa cos2 x.
Мультимедийная демонстрация примеров решения.(электронный учебник справочник
7-11 кл. алгебра).
Задания для самостоятельного решения
(Дифференцированная работа по карточкам).(Приложение 2).
Занятие 11-12. Не стандартные методы решения тригонометрических уравнений
Решите уравнение
Решение:
Очевидно, что решениями исходного уравнения являются решения систем:
и
Других решений уравнение не имеет.
Действительно, при всех остальных значениях x выполняются неравенства
sin3 2x < sin2 2x и cos5 2x < cos2 2x. Тогда sin3 2x + cos5 2x < sin2 2x + cos2 2x = 1, т.е. равенство левой и правой частей уравнения невозможно.
Ответ: ,.
Решите уравнение:
Решение.
Т.к. и , то
.
Ответ: .
Задания для самостоятельной работы..
Решите следующие уравнения, оценивая множества возможных значений тригонометрических функций:
1) ,
2) .
Занятие 13. Решение одного тригонометрического уравнения различными способами.
То, что знаем, - ограниченно,
а то ,чего мы не знаем , - бесконечно.
П.Лаплас.
Решите уравнение:
I способ (сведение данного уравнения к однородному):
Т.к. , не содержит корней данного уравнения, то после деления на
получим равносильное уравнение.
Пусть , тогда
Вернёмся к исходной переменной
.
Ответ: .
II способ (использование формулы , где
a и b не равны нулю одновременно.)
Возьмем
Ответ: .
III способ(универсальная подстановка, используя формулы ,
, где )
Проверим являются ли числа вида корнями данного уравнения
Т.е. числа этого вида не являются корнями.
Применяя универсальную подстановку, получим равносильное уравнение
Пусть , тогда
Вернёмся к исходной переменной
.
Ответ: .
Методические рекомендации( Приложение 3.)
Самостоятельная работа по группам.
Решите уравнение выбирая наиболее рациональный способ решения:
1)
2)
3)
Занятие 14. Решение тригонометрических неравенств методом введения новой переменной.
Два тригонометрических выражения, соединенных между собой знаками «>» или «<», называются тригонометрическими неравенствами. Тригонометрическое неравенство может быть тождественным (безусловным) и условным.
Тождественные неравенства доказываются, а условные — решаются. Тригонометрическое неравенство называется тождественным, или безусловным, если оно справедливо при всех допустимых значениях неизвестных, входящих в неравенство.
Например:
1) при всех xR, кроме ;
2) при всех xR;
3)
Тригонометрическое неравенство называется условным, если оно справедливо не при всех значениях неизвестных, входящих в неравенство.
Например:
1) , что выполняется только на отрезках
2) , что выполняется только на отрезках
Решить тригонометрическое неравенство — это значит найти множество значений неизвестных, входящих в неравенство, при которых неравенство выполняется. Мы знаем, что тригонометрические функции sin x и cos x имеют наименьший положительный период , a tg x и ctg x имеют наименьший положительный период . При решении неравенств с тригонометрическими функциями следует использовать периодичность этих функций, их монотонность на соответствующих промежутках.
Для того чтобы решить неравенство, содержащее только sin x или только cos x, достаточно решить это неравенство на каком-либо отрезке длины . Множество всех решений получим, прибавив к каждому из найденных на этом отрезке решений числа вида , где . Для неравенств, содержащих только tg x и ctg x, решения находятся на промежутке длиной π, а множество всех решений получим, прибавив к каждому из найденных на этом отрезке решений числа вида , где. Тригонометрические неравенства можно решать, прибегая к графикам функций , , и,
.Мы будем решать неравенства, пользуясь окружностью единичного радиуса. При решении тригонометрических неравенств мы в конечном итоге будем приходить к не-
равенствам,,, и т.п.
Мультимедийная демонстрация: примеры и задания.(электронный учебник справочник
7-11 кл. алгебра).
Занятие15.Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.
Мультимедийная демонстрация: теория и примеры.(электронный учебник справочник
7-11 кл. алгебра).
Рассмотрим решение неравенства методом интервалов.
План решения неравенства методом интервалов
Решите неравенство.
План решения:
1) Рассмотрим функцию g(x)=
2) Найдем нули функции и её период.
3) Рассмотрим промежуток , длина которого равна .
4) Нули функции разбивают этот промежуток на интервалы, внутри которых функция в силу непрерывности сохраняет постоянный знак.
5) Определим знаки функции на полученных интервалах.
6) Найдем решения исходного неравенства на промежутке .
7) Запишим ответ с учётом периодичности функции.
Ответ: .
Задание самостоятельной работы.
Решите неравенства методом интервалов:
1)
2)
3)
4)
Занятие16. Решение уравнений и неравенств различными методами.
Примеры решения неравенств:
Пример 1 ( решения неравенства на тригонометрической окружности)
Ответ:
Пример 2 ( решения неравенства с помощью графика)
Построим в одной системе координат графики функции у = tg.x и у= 1. Рассмотрим интервал и найдём промежуток на оси абсцисс, на котором график функции
у = tg x проходит не ниже построенной прямой.
С учётом периодичности функции у = tg x запишем окончательный ответ.
Ответ:
Пример 3 (решите самостоятельно неравенство методом понижения степени)
Указания:
1) Примените формулы понижения степени
2) Найдите решение с помощью тригонометрической окружности
Самостоятельная работа с последующей проверкой:
Решите уравнения:
1)
2)
Решите неравенство:
Занятие 17. Контрольная работа по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Способности развиваются тем успешнее, чем
чаще в своей деятельности человек добирается до
потолка своих возможностей и постепенно подни-
мает этот «потолок» всё выше и выше.
Б.Н.Никитин.
Контрольная работа по вариантам. (Приложение 4)
Литература для учителя
- И.Т. Бородуля Тригонометрические уравнения и неравенства. Книга для учителя М. «Просвещение» 1989 г.
- Краткое изложение стандартных и нестандартных методов решения задач по элементарной математике: Учеб. пособие / И.А. Соловьев, Г.В. Арутюнян, Е.В. Марчевская и др. – М.: ГУЗ, 2005.
- А.Г. Мордкович Решаем уравнения. Учебное пособие. М. «Школа пресс» 1995 г.
- Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1991.
- Математика. Часть 1. Мультимедийное пособие. / Дубровский В.Н. и др. Москва. Фирма «1С», 2002.
- Алгебра 7-11 класс. Электронный учебник справочник. «Кордис & Медиа».2000 г.
В.С.Крамор, П.А.Михайлов Тригонометрические функции. (Система упражнений для самостоятельного изучения.) .Пособие для учащихся.М. «Просвещение». 1979 г.
Литература для учащихся
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Мнемозина, 2003.
- Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений/ А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, Т.Н. Мишустина, Е.Е.Тульчинская; Под ред. А.Г. Мордковича. – М. Мнемозина, 2005.
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУзы под редакцией М.И. Сканави. Книга для ученика и учителя. М. Столетие МИЧ 1997 г.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика / Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике. М. «Просвещение» 1991 г.
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к государственному экзамену. ЕГЭ-2006. Математика / А.Г.Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2006.
- Математика. ЕГЭ – 2007. Учебно-тренировочные тесты. / под ред. Ф.Ф Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
- Краткое изложение стандартных и нестандартных методов решения задач по элементарной математике: Учеб. пособие / И.А. Соловьев, Г.В. Арутюнян, Е.В. Марчевская и др. – М.: ГУЗ, 2005.
- Математика. ЕГЭ-2008.Вступительные испытания. Учебно-методическое пособие.Ростов-на-Дону.
«Легион». 2007 г.
Приложение 1.
Практические советы.
При решении уравнений общими методами необходимо знать формулы:
1) sin2x + cos2 x = l ;
2)tg x = ;
3) ctg x =;
4) ctg x = ;
5) l+tg2x =;
6) l+ctg2x = ;
7) 1 + cos 2x = 2 cos2 x;
8) 1- cos 2x = 2 sin2 x;
9) tg 2x= ;
10) sin 2x= ;
11) cos 2x= ;
12) sin 2x = 2 sin x cos x;
13) cos 2x = cos2 x - sin2 x, или cos 2x = 2cos2 x - 1, или cos 2x= 1 - 2 sin2 x;
14) Формулы приведения;
Приложение 2
Задания для самостоятельной работы:
Вариант I
Решите уравнения:
1)
2)
3)
Вариант II
Решите уравнения:
1)
2)
3)
Вариант III
Решите уравнения:
1)
2)
3)
Приложение 3.
При применении методов решения уравнений необходимо опираться на алгоритмы решения изученных простейших тригонометрических уравнений. Решение таких заданий формирует алгоритмическую культуру учащихся, помогают овладеть качественно новыми методами решения, а также развивать себя и своё творческое мышление. Разработка алгоритмов решения ключевых задач является творческой деятельностью, поэтому совместная деятельность учителя и учащихся на занятиях по выбору, обоснованию и систематизации алгоритмов способствует развитию школьников. Использование опыта при поиске методов решения особенно эффективно осуществляется путём узнавания в новых задачах последовательности ключевых задач.
Пример выбора ключевых задач по теме: «Тригонометрические уравнения».
1. Решите уравнения:
а)
б)
в)
2.Найти корни:
, где А,В,С — числа
3.Найти решения:
, где — числа или
, где — числа
4.Решите уравнение:
, где А,В,С,D — числа
5.Решите уравнение:
, где — число
6. Решите уравнение:
а)
б)
7. Решите уравнение:
Приложение 4
Контрольная работа.
Вариант I
1. Решите уравнения:
2.Решите неравенства:
Вариант II
1. Решите уравнения:
2. Решите неравенства:
Вариант III
1. Решите уравнения:
2.Решите неравенства:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
Данный элективный курс разработан для учащихся 10 классов....
Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...
Решение тригонометрических уравнений и неравенств с помощью скалярного произведения векторов
Дополнительный материал к теме "Тригонометрические уравнения и неравенства"...
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ. ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТА ПО ТЕМЕ.
Опорный конспект для работы с учащимися 10 класса по индивидуальному маршруту....
Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Решение тригонометрических уравнений и неравенств(подготовка к ЕГЭ)
Рассмотрены способы решения тригонометрических уравнений и неравенств...
Раздаточные материалы по теме "Тригонометрические уравнения и неравенства"
Данный материал по теме "Тригонометрические уравнения и неравенства" предназначены для учащихся 11 класса, изучающим математику на профильном уровне....