Изучение процентов в школьном курсе математики
статья (алгебра) по теме
В работе рассмотрены три типа задач на проценты и три способа их решения, разобраны примеры задач с подробным решением. Работа может быть полезна молодым учителям и учащимся, готовящимся к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_procentov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение процентов в школьном курсе математики»
учитель школы № 436 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Сивацкая Ирина Михайловна
Санкт-Петербург
2012
Практикум: «Изучение процентов в школьном курсе математики»
Содержание:
- Понятие процента
- Решение простейших задач на проценты. Три типа задач и три способа их решения
- Решение более сложных задач на проценты:
- задача, решаемая с помощью линейного уравнения
- задача, решаемая с помощью квадратного уравнения
- задачи, решаемые с помощью системы уравнений
- задача, решаемая с помощью алгебраических выражений
- задача с комбинированным решением
- задача, решаемая логическими рассуждениями
- Понятие процента
Проценты – это одна из основных тем курса математики 5 и 6 классов, поэтому нужно довести у каждого ученика до навыка решение трех типовых задач:
- нахождение процентов от числа
- нахождение числа по его процентам
- нахождение процентного отношения.
Вводить понятие проценты необходимо с опорой на имеющийся опыт учащихся. Прежде всего, нужно вызвать интерес у учащихся к теме. Для этого можно, например, взять на урок газету или журнал и прочесть и прочесть несколько фраз со словом проценты, т.е. показать, что проценты часто встречаются в нашей жизни.
После этого можно начать подведение под понятие:
Устно:
- Найти от 5м; 200кг; 40дм; 3ц.
Найти от 5м; 200кг; 40дм; 3ц.
2) Уменьшить число 300 на его.
Уменьшить число 300 на его.
Эти задачи не только подведут под понятие, но подготовят к решению задач на проценты.
В этих задачах мы искали сотые доли, Сотые доли часто встречаются в жизни, например, 1см = м, 1кг = ц. Для сотых долей ввели особое обозначение: =1%, = 23%.
Этимология слова проценты – буквально «со ста». По латыни Pro cento – cto – % . Сам знак % появился в результате опечатки слова cto.
После введения понятия дать детям задание, прочитать задачи, решаемые устно, со словом процент и пояснить как они его искали.
В определение процента целесообразно добавить слова: «Процентом называется сотая доля числа, записанная особым образом».
Затем дать учащимся предложения со словом процент, чтобы они объяснили смысл этих предложений. Например:
- огурец содержит 95% воды
- зарплата повысилась на 20%
- цены повысились на 100%
Здесь же записать, что 100% - это все число.
2. Решение простейших задач на проценты
I способ
Первоначально сводить все задачи к нахождению 1%, чтобы добиться понимания, а не механического запоминания.
Задача 1. (Нахождение процентов от числа)
Из молока получается 24% сливок. Сколько получится сливок из 120 кг молока?
Проанализировать задачу, чтобы дети понимали, что сливки – это часть молока, значит, все молоко – 100%.
Сделать краткую запись задачи, которая в дальнейшем пригодится для пропорций:
Молоко: 120кг – 100%
Сливки: ? кг – 40%
Решение:
Ищем 1%.
- 120 : 100 = 1,2 (кг) – 1% молока
- 1,2 · 24 = 38,8 (кг) – получится сливок
Ответ: 38,8 кг.
Задача 2. (Нахождение числа по его процентам)
Из пшеницы получили 80% муки. Сколько взяли пшеницы, если муки получили 640 кг?
Пшеница: ? кг – 100%
Мука: 640 кг – 80%
Решение:
- 640 : 80 = 80 (кг) – 1% муки
- 80 · 100 = 800 (кг) – взяли пшеницы
Ответ: 800 кг.
Задача 3. (Нахождение процентного отношения)
В 200 кг сливочного мороженого содержится 30 кг сахара. Какого процентное содержание сахара в мороженом?
Мороженое: 200 кг – 100%
Сахар: 30 кг – ? %
Решение:
- 200 : 100 = 2 (кг) – 1% мороженого
- 30 : 2 = 15%
(т.е. смотрим сколько раз 1% содержится в 30 кг)
Ответ: 15%
После изучения всех трех типов задач просить учащихся после решения составить обратные задачи. Это помогает им лучше разобраться, где все число, а где его часть.
II способ
Свести задачу на проценты к нахождению дроби от числа, числа по заданной дроби или отношения. При этом достаточно перевести проценты в дробь или наоборот.
Решение задачи 1 (задачу см. выше):
- 24% = 0,24
- 120 · 0,24 = 38,8 (кг)
Решение задачи 2 (задачу см. выше):
- 80% = 0,8
- 640 : 0,8 = 800 (кг)
Решение задачи 3 (задачу см. выше):
- 30 : 200 = 0,15
- 0,15 = 15%
III способ
Использовать пропорцию. При решении задач I способом мы учили детей правильно составлять краткое условие, по нему легко составить пропорцию, заменив знак вопроса неизвестным, обозначенным буквой, а дальше только умение работы с пропорцией.
Таким образом, тема проценты в курсе 5-6 класса прокручивается 3 раза. При решении задач необходимо все время подчеркивать число, которое мы принимаем за 100%.
Необходимо обратить внимание детей, что если мы число уменьшили на n%, а потом увеличили результат на n%, то мы не получим первоначального числа, т.к. 1% в этих случаях будет неодинаков (мы его ищем от разных чисел). Аналогично, если число увеличили на n%, а потом еще на m%, то это не значит что оно увеличено на (n +m)%.
Так же разные ответы имеют вопросы : «На сколько процентов число a больше числа b?» и «На сколько процентов число b меньше числа a?», т.к. 100% будет то число, с которым мы сравниваем. Например, число 20 меньше числа 40 на 50%, а число 40 больше числа 20 на 100%.
3. Решение более сложных задач на проценты
В курсе 7-11 класса практически отсутствуют задачи на проценты, а на ЕГЭ и ГИА они встречаются. Так как более сложные задачи можно решать с помощью уравнений и систем уравнений, то их необходимо включать в курс алгебры при изучении данных тем.
Задача 1. (решаемая с помощью уравнения, сводимого к линейному)
В растворе содержится 40% соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70% соли. Сколько граммов соли было в растворе первоначально?
Решение:
Пусть x г весь первоначальный раствор, тогда
0.4x г – соли в первоначальном растворе,
(x + 120) г – стало раствора,
(0,4x + 120) г – стало соли в растворе, которая теперь составляет 70% раствора, т.е. 0,7 от всего раствора, составляем уравнение:
0,4x +120 = 0,7(x + 120), решив которое получим
x = 120
120 · 0,4 = 48 (г)
Ответ: 48 г.
Задача 2. (решаемая с помощью уравнения, сводимого к квадратному)
В сплаве золота с серебром содержится 80 г золота. К сплаву добавили 100 г чистого золота. Содержание золота в сплаве повысилось на 20%. Сколько серебра было в сплаве?
Решение:
Было: Стало:
серебро | золото | |
x г | 80 г | |
Пусть x г – серебра в сплаве, тогда
(x + 80) г – масса первоначального сплава,
(x + 180) г – масса нового сплава,
г – часть золота в первом сплаве,
г – часть золота во втором сплаве,
Т.к. содержание золота повысилось на 20% (т.е. на ), составляем уравнение:
- = , решая которое получим
x- 240x + 14400 = 0
(x – 120) = 0
x = 120
Ответ: 120 г.
Задача 3. (решаемая с помощью системы уравнений)
Вычислите массу и пробу сплава серебра с медью, зная, что сплавив его с 3 кг чистого серебра, получим сплав 900-й пробы (т.е. в сплаве 90% серебра), а сплавив с 2 кг сплава 900-й пробы, получим сплав 840-й пробы.
Решение:
Пусть x кг – масса сплава, y% - серебра в сплаве, тогда
(y : 100) · x = 0,01xy (кг) – серебра в сплаве,
(x + 3) кг – нового первого сплава,
(0,01xy + 3) кг – серебра в новом первом сплаве.
Т.к. серебра в новом первом сплаве 90%, составляем уравнение:
0,01xy + 3 = 0,9(x + 3).
(x + 2) кг – масса второго сплава,
2 кг сплава 900-й пробы будут содержать 0,9 · 2 = 1,8 (кг) серебра, тогда
(0,01xy + 1,8) кг – масса серебра во втором сплаве.
Т.к. серебра во втором сплаве 84%, составляем уравнение:
0,01xy + 1,8 = 0,84(x + 2).
Получаем систему уравнений:
0,01xy + 3 = 0,9(x + 3) x = 3
0,01xy + 1,8 = 0,84(x + 2) y = 80
Ответ: 3 кг 800-ой пробы
Задача 4. (решаемая с помощью системы уравнений)
Фабрика должна была сшить 360 костюмов. В первые 8 дней она перевыполняла план на 20%, а в остальные на 25%. Сколько дней работала фабрика, если всего сшито 442 костюма?
Решение:
Пусть x костюмов должна была сшить фабрика за один день,
y дней должна была работать.
Т.к. всего должно было быть сшито 360 костюмов, составляем уравнение:
xy = 360.
1,2x · 8 костюмов сшили за первые 8 дней,
1,25x(y - 8) костюмов сшили за остальные дни.
Т.к. всего сшито 442 костюма, составляем уравнение:
1,2x · 8 + 1,25x(y - 8) = 442.
Получаем систему уравнений:
xy = 360 x = 20
1,2x · 8 + 1,25x(y - 8) = 442 y = 18
Ответ: 18 дней
Задача 5. (решаемая с помощью алгебраических выражений)
Процесс очищения воды в водохранилище от содержания в ней тяжелых металлов состоит из четырех этапов. На каждом этапе содержание уменьшается на определенное количество процентов к их количеству на предыдущем этапе:
на 1-ом – на 25%
на 2-ом – на 20%
на 3-ем – на 15%
на 4-ом – на 10%
На сколько процентов в результате уменьшается их количество?
Решение:
Пусть x – количество воды, тогда оставшееся количество тяжелых металлов после очистки:
На 1-ом этапе – 0,75x
На 2-ом этапе – 0,8 · (0,75x) = 0,6x
На 3-ем этапе – 0,85 · (0,6x) = 0,51x
На 4-ом этапе – 0,9 · (0,51x) = 0,459x.
Таким образом всего ушло x - 0,459x = 0,541x, т.е. 54,1% тяжелых металлов.
Ответ: 54,1%
Задача 6. (решаемая комбинированным способом)
В январе завод выполнил 105% месячного плана выпуска готовой продукции, а в феврале дал продукции на 4% больше, чем в январе. На сколько процентов завод перевыполнил двухмесячный план выпуска продукции?
Решение:
Пусть x – месячный план, тогда
1,05x – выпущено в январе,
1,04 · (1,05x) = 1,092x – выпущено в феврале, а всего за два месяца выпущено
1,05x + 1,092x = 2,142x.
Таким образом двухмесячный план 2x, а фактически выполнено 2,142x, т.е.
2x – 100%
2,142x – y%
y = (2,142x · 100) : (2x) = 107,1%, т.е. план перевыполнен на 7,1%.
Ответ: 7,1%
Задача 7. (решаемая логическими рассуждениями)
В одном из городов Украины часть жителей говорит только по-русски, часть только по-украински, часть говорит и по-русски и по-украински. Известно, что 90% жителей говорит по-русски, а 80% по-украински. Какой процент жителей этого города говорит на обоих языках?
Решение:
На каждых 100 жителей – 90 говорит по-русски, значит, 10 не говорит по-русски, т.е. 10 говорит только по-украински. Известно, что из каждых 100 жителей говорит по-украински 80 человек, из них, как мы выяснили, 10 человек говорит только по-украински, следовательно, из этих 80 знают еще и русский 80 – 10 = 70 человек, т.е. 70%
Ответ: 70%
серебро | золото |
x г | 180 г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение темы "Проценты" в школьном курсе математики.
Обобщение личного опыта при изучении темы " Проценты" в школьном курсе математике. Использование темы в жизненных ситуациях....
презентация "Изучение уравнений и неравенств в школьном курсе математики"
зачётная работа на курсах повышения учителей математики...
Методические особенности изучения неравенств в школьном курсе математики
Предлагаю Вашему вниманию материал о методических особенностях изучения неравенств в школьном курсе математики....
К вопросу изучения научных основ школьного курса математики студентами педагогического вуза.
В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что изучение в школе элементов логики позволяет сделать объективно более обоснованным и субъективно более понятным изучение математики в целом и от...
Логарифмы и их изучение в школьном курсе математики (презентация)
Логарифмы и их изучение в школьном курсе математики (презентация)...
Применение ИКТ при изучении функций в школьном курсе математики
Изучение различных функций и использование их свойств в решении различных задач занимает важное место в преподавании математики. Использование презентации "Функции и графики" на таких уроках...
Достоинства и недостатки различной последовательности изучения разделов школьного курса математики 5-6 классов
Основу программы по математике в 5 и 6 классах составляют три раздела: «Действия с десятичными дробями», «Действия с обыкновенными дробями», «Действия с отрицательными чи...