Урок по математике в 5-м классе. Тема: «Доли. Обыкновенные дроби» Урок 2.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
На данном уроке отрабатываются умения читать и записывать дроби. С помощью математического диктанта учащиеся учатся самоконтролю и самоанализу. При решении нестандартной задачи развивается логическое мышление учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli._obyknovennye_drobi.doc | 185.5 КБ |
doli._obyknovennye_drobi.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 5-м классе.
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»
Урок 2.
Числитель показывает- сколько частей взяли
Знаменатель показывает – на сколько частей делили.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- отработка навыков читать, записывать и понимать дроби
Развивающие:
- формирование умений контроля и самоконтроля;
- развитие логического мышления, внимания, умения самостоятельно работать;
- развитие правильной математической речи и творческих способностей учащихся
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности;
- содействие формированию здорового образа жизни
Оборудование:
- карточки-«мордашки»;
- карточки-задания по вариантам;
- тестовые задания;
- таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: нацелить учащихся на урок
Посмотрите, всё ль в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
У каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент урока.
II.Проверка домашнего задания
Цель: установить правильность выполнения домашнего задания по теме «Доли. Обыкновенные дроби» путем организации парного взаимоконтроля.
№ 925 – проверить, проходя по рядам
№ 927—с места- учащиеся меняются тетрадями
Объяснить! 16: 4 ∙3 = 12 (см2)
16: 2 ∙3 = 24 (см2)
Ученики выставляют друг другу оценки
Критерии оценки:
«5» - чисто и аккуратно, без ошибок
«4» - небольшие исправления
«3» - грязно, небрежно, есть ошибки
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализировать имеющиеся у детей знания по теме «Обыкновенные дроби», отработать умение читать и записывать дроби.
Устное задание.
Вычислите
1) 82 : 4 2) 33 ∙ 2
+ 56 : 6
: 18 ∙ 7
∙ 25 + 7
- 61 + 230
39 300
Много с числами хлопот,
Уже такой они народ.
Ну а если встанут в ряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри
И эти дроби все прочти
; ; ; ; ; ; ; ;
- Кто догадался , чем мы будем заниматься на уроке? (Будем выполнять упражнения с дробями)
- Объясните, как вы понимаете каждую дробь? (- это целое, разделили на 8 равных частей, а взяли 7 частей)
- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
- Какая дробь отличается от всех остальных? ()
- Объясните, как вы ее понимаете ( - это значит целое. Целое в математике обозначают единицей)
- Придумайте сами дроби, которые обозначают целое. (Учитель записывает на доске)
IV. Работа по теме урока
Цель: проверить умение записывать обыкновенные дроби, стимулировать учащихся к самоанализу и самоконтролю, умению делать выводы.
Математический диктант (2 ученика на переносных досках)
1) Запишите дроби: ;
2) Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1
4) Какую из дробей называют четвертью?
5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше.
Проверка (парами, соседи меняются тетрадями): ; ; ; ; ; ;
Критерии оценки:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Молодцы!
Продолжаем нашу работу
1) Письменно из учебника № 895 (самостоятельно, 1 ученик работает у доски)
Проверка: ; ; ; ; ; ;
- Каким образом можно сгруппировать данные дроби? (По признаку равенства числителей и ; и ; и
- Среди данных дробей найдите те, которые обозначают половину целого ( = )
Сделайте вывод (Дроби равны, так как обозначают половину)
2) Перед вами карточки-задания.
Запишите, какая часть фигуры закрашена и найдите среди данных дробей равные.
I вариант.
Равные дроби: ; ; .
II вариант.
Равные дроби: ; ; .
Вопрос: почему данные дроби равны?
Итак, мы выяснили, что среди множества дробей существуют равные.
V . Физкультурная пауза
Цель: содействовать здоровому образу жизни
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь.
Сели- встали, сели-встали
И на месте побежали.
Отдохнули! И с прекрасным настроением продолжаем нашу работу.
- Работа над задачей
№890- из учебника
- Прочитали задачу?
- О чем говорится в задаче?
- Какова масса дыни?
- Какую часть отрезали Ване?
- Объясните, как вы это понимаете!
- Составьте план решения задачи!
- Что нужно сделать перед решением задачи? ( Перевести кг в г)
- Решите задачу самостоятельно! (1 ученик оформляет решение задачи у доски.)
Решение
2кг 400 = 2400г
2400 : 5 ∙1= 480 (г) – отрезали Ване
2400 : 6 ∙ 1= 400 (г) – отрезали Маше
480+ 400 = 880 (г)- отрезали всего
2400 – 880 = 1520 (г)- осталось
1520 г = 1кг 520г
- Прочитайте ответ, который вы записали!
№891- из учебника
- Прочитайте внимательно задачу.
- Чем отличается данная задача от предыдущей? (1/4 оставшегося времени)
- Как вы это понимаете?
- Во сколько действий данная задача?
- Составьте план решения.
- Решаем задачу с комментированием с места
Решение
1 ч 40 мин = 60 мин + 40 мин = 100 мин
100мин : 5 ∙1=20мин – Петя потратил на математику
100-20 =80 (мин) – осталось
80: 4 ∙1= 20 (мин)-Петя потратил на историю
- Запишите ответ (Петя потратил на каждый предмет по 20 мин)
- Тестовая работа
(самостоятельно - на листочках, проверяет учитель и ученики сверяют ответы с доской – повторные ответы в тетради)
Цель данной работы: проверить путем организации самостоятельной работы навыки и знания учащихся, самоконтроль с использованием правильных ответов.
I вариант.
1) Что показывает знаменатель дроби?
а) знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет;
б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.
2) Дана дробь . Какое высказывание верно?
а) 3 – знаменатель дроби;
б) 3- числитель дроби;
в) 5 –числитель дроби.
3) Какая часть квадрата заштрихована?
а) ; б) ; в) .
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В книге 100 страниц. Лена прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?
а) 25 страниц;
б) 20 страниц;
в) 100 страниц.
II вариант.
1) Что показывает числитель дроби?
а) числитель показывает, сколько равных частей предмета взято;
б) числитель показывает, на сколько равных частей делили предмет.
2) Дана дробь. Какое высказывание верно?
а) 4 – знаменатель дроби;
б) 4- числитель дроби;
в) 7 –числитель дроби.
3) Какая часть прямоугольника заштрихована?
а) ; б) ; в).
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала всего количества крупы. Сколько г крупы бабушка израсходовала на кашу?
а) 600 г;
б) 300 г;
в) 900 г.
Ответы: а); б); в); б); б).
Критерии оценки:
«5» - выполнено 5 заданий
«4» - выполнено 4 задания
«3» - выполнено 3 задания
«2» - выполнено меньше 3 заданий
- Логическая задача (для учеников, которые справились с тестом)
Цель: Развивать логическое мышление учащихся путем решения нестандартных задач
Задача. У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями «Огурцы», «Цветы», «Ромашки». Она посадила в эти ящики огурцы, ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что и в каком ящике вырастит у хозяйки.
Ответ:
«Огурцы» - ромашки.
«Цветы» - огурцы.
«Ромашки» - колокольчики.
- Итог урока.
Цель: дать оценку работы класса, сообщить домашнее задание, дать краткую инструкцию по его выполнению.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!
- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?
- Что понравилось на уроке, а что нет?
- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание.
П.23,
№934 (а)- пример по действиям
№ 937 – задача на встречное движение
Вопросы: - чтобы найти время, какие величины мы должны знать?
- как найти скорость сближения?
По желанию: составить сказку или рекламный ролик про обыкновенные дроби.
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 5-м классе.
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»
Урок 2.
Числитель показывает- сколько частей взяли
Знаменатель показывает – на сколько частей делили.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- отработка навыков читать, записывать и понимать дроби
Развивающие:
- формирование умений контроля и самоконтроля;
- развитие логического мышления, внимания, умения самостоятельно работать;
- развитие правильной математической речи и творческих способностей учащихся
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности;
- содействие формированию здорового образа жизни
Оборудование:
- карточки-«мордашки»;
- карточки-задания по вариантам;
- тестовые задания;
- таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: нацелить учащихся на урок
Посмотрите, всё ль в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
У каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент урока.
II.Проверка домашнего задания
Цель: установить правильность выполнения домашнего задания по теме «Доли. Обыкновенные дроби» путем организации парного взаимоконтроля.
№ 925 – проверить, проходя по рядам
№ 927—с места- учащиеся меняются тетрадями
Объяснить! 16: 4 ∙3 = 12 (см2)
16: 2 ∙3 = 24 (см2)
Ученики выставляют друг другу оценки
Критерии оценки:
«5» - чисто и аккуратно, без ошибок
«4» - небольшие исправления
«3» - грязно, небрежно, есть ошибки
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализировать имеющиеся у детей знания по теме «Обыкновенные дроби», отработать умение читать и записывать дроби.
Устное задание.
Вычислите
1) 82 : 4 2) 33 ∙ 2
+ 56 : 6
: 18 ∙ 7
∙ 25 + 7
- 61 + 230
39 300
Много с числами хлопот,
Уже такой они народ.
Ну а если встанут в ряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри
И эти дроби все прочти
; ; ; ; ; ; ; ;
- Кто догадался , чем мы будем заниматься на уроке? (Будем выполнять упражнения с дробями)
- Объясните, как вы понимаете каждую дробь? (- это целое, разделили на 8 равных частей, а взяли 7 частей)
- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
- Какая дробь отличается от всех остальных? ()
- Объясните, как вы ее понимаете ( - это значит целое. Целое в математике обозначают единицей)
- Придумайте сами дроби, которые обозначают целое. (Учитель записывает на доске)
IV. Работа по теме урока
Цель: проверить умение записывать обыкновенные дроби, стимулировать учащихся к самоанализу и самоконтролю, умению делать выводы.
Математический диктант (2 ученика на переносных досках)
1) Запишите дроби: ;
2) Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1
4) Какую из дробей называют четвертью?
5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше.
Проверка (парами, соседи меняются тетрадями): ; ; ; ; ; ;
Критерии оценки:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Молодцы!
Продолжаем нашу работу
1) Письменно из учебника № 895 (самостоятельно, 1 ученик работает у доски)
Проверка: ; ; ; ; ; ;
- Каким образом можно сгруппировать данные дроби? (По признаку равенства числителей и ; и ; и
- Среди данных дробей найдите те, которые обозначают половину целого ( = )
Сделайте вывод (Дроби равны, так как обозначают половину)
2) Перед вами карточки-задания.
Запишите, какая часть фигуры закрашена и найдите среди данных дробей равные.
I вариант.
Равные дроби: ; ; .
II вариант.
Равные дроби: ; ; .
Вопрос: почему данные дроби равны?
Итак, мы выяснили, что среди множества дробей существуют равные.
V . Физкультурная пауза
Цель: содействовать здоровому образу жизни
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь.
Сели- встали, сели-встали
И на месте побежали.
Отдохнули! И с прекрасным настроением продолжаем нашу работу.
- Работа над задачей
№890- из учебника
- Прочитали задачу?
- О чем говорится в задаче?
- Какова масса дыни?
- Какую часть отрезали Ване?
- Объясните, как вы это понимаете!
- Составьте план решения задачи!
- Что нужно сделать перед решением задачи? ( Перевести кг в г)
- Решите задачу самостоятельно! (1 ученик оформляет решение задачи у доски.)
Решение
2кг 400 = 2400г
2400 : 5 ∙1= 480 (г) – отрезали Ване
2400 : 6 ∙ 1= 400 (г) – отрезали Маше
480+ 400 = 880 (г)- отрезали всего
2400 – 880 = 1520 (г)- осталось
1520 г = 1кг 520г
- Прочитайте ответ, который вы записали!
№891- из учебника
- Прочитайте внимательно задачу.
- Чем отличается данная задача от предыдущей? (1/4 оставшегося времени)
- Как вы это понимаете?
- Во сколько действий данная задача?
- Составьте план решения.
- Решаем задачу с комментированием с места
Решение
1 ч 40 мин = 60 мин + 40 мин = 100 мин
100мин : 5 ∙1=20мин – Петя потратил на математику
100-20 =80 (мин) – осталось
80: 4 ∙1= 20 (мин)-Петя потратил на историю
- Запишите ответ (Петя потратил на каждый предмет по 20 мин)
- Тестовая работа
(самостоятельно - на листочках, проверяет учитель и ученики сверяют ответы с доской – повторные ответы в тетради)
Цель данной работы: проверить путем организации самостоятельной работы навыки и знания учащихся, самоконтроль с использованием правильных ответов.
I вариант.
1) Что показывает знаменатель дроби?
а) знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет;
б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.
2) Дана дробь . Какое высказывание верно?
а) 3 – знаменатель дроби;
б) 3- числитель дроби;
в) 5 –числитель дроби.
3) Какая часть квадрата заштрихована?
а) ; б) ; в) .
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В книге 100 страниц. Лена прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?
а) 25 страниц;
б) 20 страниц;
в) 100 страниц.
II вариант.
1) Что показывает числитель дроби?
а) числитель показывает, сколько равных частей предмета взято;
б) числитель показывает, на сколько равных частей делили предмет.
2) Дана дробь. Какое высказывание верно?
а) 4 – знаменатель дроби;
б) 4- числитель дроби;
в) 7 –числитель дроби.
3) Какая часть прямоугольника заштрихована?
а) ; б) ; в).
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала всего количества крупы. Сколько г крупы бабушка израсходовала на кашу?
а) 600 г;
б) 300 г;
в) 900 г.
Ответы: а); б); в); б); б).
Критерии оценки:
«5» - выполнено 5 заданий
«4» - выполнено 4 задания
«3» - выполнено 3 задания
«2» - выполнено меньше 3 заданий
- Логическая задача (для учеников, которые справились с тестом)
Цель: Развивать логическое мышление учащихся путем решения нестандартных задач
Задача. У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями «Огурцы», «Цветы», «Ромашки». Она посадила в эти ящики огурцы, ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что и в каком ящике вырастит у хозяйки.
Ответ:
«Огурцы» - ромашки.
«Цветы» - огурцы.
«Ромашки» - колокольчики.
- Итог урока.
Цель: дать оценку работы класса, сообщить домашнее задание, дать краткую инструкцию по его выполнению.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!
- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?
- Что понравилось на уроке, а что нет?
- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание.
П.23,
№934 (а)- пример по действиям
№ 937 – задача на встречное движение
Вопросы: - чтобы найти время, какие величины мы должны знать?
- как найти скорость сближения?
По желанию: составить сказку или рекламный ролик про обыкновенные дроби.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе. Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.
Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание...
Урок по математике в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Урок в 5 классе.Тема: Обыкновенные дроби.Цель урока:1.Закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках.2. Развити...
Разработка урока по математике в 5 классе. Тема "Вычитание обыкновенных дробей".
На данном уроке формируются умения выполнять вычитание обыкновенных дробей, Учащиеся решают поставленную проблему, опираясь на умения и навыки выполнения сложения обыкновенных дробей. Закрепляют навык...
Урок по математике в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».
Урок по математике в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби». Урок обобщения и систематизации знаний....
Урок по математике в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Цели урока: образовательные-Повторить и обобщить изученный материал, закрепить правило сравнения обыкновенных дробей, определение координат точек на координатном луче.Развивающие-Раз...
Урок путешествие «Полет на планету МиФ» Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»
Урок путешествие «Полет на планету МиФ Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»...
Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".
Урок по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...