Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 10 - 11 классов "Абитуриент"
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме

Верхова Елена Леонидовна

Математическая игра "Абитуриент" предназначена для 10 - 11 классов и  может использоваться в рамках недели математики. Методика проведения игры позволяет использовать её и на других предметах, экзамены по которым сдаются в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_matematiki_igra_dlya_uchashchihsya_10.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя математики                                Игра для учащихся 10 – 11 – х классов

«Абитуриент»

        Математическая игра «Абитуриент» рассчитана на учащихся 10 – 11 – х классов, готовящихся сдавать ЕГЭ и поступать в высшие учебные заведения.

        [ эта игра может проводиться и по другим предметам, экзамен по которым сдаётся в рамках ЕГЭ: русский язык, химия, физика и т. д. ]

        Цель игры: 1) «окунуть»  выпускников в атмосферу ЕГЭ;

                                 2) дать возможность выпускникам проверить свою готовность к ЕГЭ по математике и сделать соответствующие выводы;

                                3) позволить выпускникам пережить эмоции «лихорадки поступления»;

                                4) помочь будущим абитуриентам определить «свой» набор профессий;

                                5) дать старшеклассникам полезную информацию о профессиях.

Ведущий: 

        Ребята, вам предстоит сегодня побывать в роли абитуриента и попытаться поступить в один из трёх предложенных вам вузов.

Приготовлены заранее три парты – «приёмные комиссии»  вузов . На каждой из этих парт – две таблички: «ректор» и «секретарь». Парты символизируют «приёмные комиссии» трёх вузов:

  1. ГОУВПО «Инженерно – технический институт»;
  2. ГОУВПО «Гуманитарный университет»;
  3. ГОУВПО «Естественно – научный институт».

Ведущий:

        Определитесь, в какой из указанных вузов Вы хотели бы поступить, заполните анкету – портфолио  абитуриента и заявление в приёмную комиссию.

Ведущий выдаёт каждому бланк анкеты и заявления в приёмную комиссию – см. приложение. Каждый участник игры получает список трёх вузов, с указанием факультетов, специальностей. Участник выбирает вуз и специальность, на которой он хотел бы учиться. Заполняет заявление и анкету и несёт в приёмную комиссию выбранного вуза. Пока приёмные комиссии работают – регистрируют абитуриентов, подавших заявления, изучают анкеты; абитуриенты получают тест  ЕГЭ по математике: 7 заданий В1 – В7, чтобы игра не затянулась ( тесты готовит сам учитель математики, может сделать сколько угодно вариантов, также к каждому варианту подготавливает таблицу ответов – для приёмных комиссий, чтобы им быстрее было проверять ). Абитуриентам отводится 25 минут на выполнение теста. Участники заполняют бланки ЕГЭ : регистрационный и бланк ответов №1, как на действительном ЕГЭ. Ведущий при этом подробно разъясняет правильность заполнения. Выполнив тест, участники относят бланки ЕГЭ  в приёмную комиссию выбранного вуза.

        Пока приёмные комиссии работают над списком зачисленных в вуз по каждой специальности абитуриентов, участники заняты другим делом. Ведущий проводит с участниками профориентационный тест, в ходе которого старшеклассники могут определить, какой из шести типов профессий им наиболее подходит.

        Затем перед участниками выступает «аналитик» (из числа старшеклассников), который докладывает о лучших профессиях текущего десятилетия.        

        Далее перед участниками выступает «бывалый студент», который даёт советы участникам.

        К этому времени приёмные комиссии закончили работу, определили количество бюджетных мест, определили списки поступивших на бюджет (пофамильно). В случае равных баллов комиссия ориентируется на анкету абитуриента и выбирает наиболее подходящую кандидатуру. Об этом обязательно говорится при вручении студенческих билетов.

        Наступает торжественный момент: ректор каждого вуза выходит на центр зала и вручает студенческие билеты тем участникам, кто прошёл на бюджет (высокий балл); поздравляет их с поступлением. Также зачитываются фамилии тех участников, которым будет предложено учиться на коммерческой основе (средний бал), и фамилии тех, кому предстоит более тщательная подготовка (низкий балл).

Приложение:

ГОУВПО «Инженерно – технический институт»

        - Факультет инженерного образования

        230101  Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

        Квалифиция: инженер

        Специализация: эксплуатация средств вычислительной техники

        2300201  Наземные транспортно – технологические комплексы

        Квалификация: инженер

        Специализация: подъёмно – транспортные дорожные машины и оборудование; автомобиле – и тракторостроение

        2300302  Электроэнергетика и электротехника

        Квалификация: инженер

        Специализация: электропривод и автоматика, нефте – газовая промышленность, энергетические службы предприятий

        - Факультет экономического образования

        080105  Финансы и кредит

        Квалификация: экономист

        Специализация: банковский сектор, предприятия всех отраслей промышленности

ГОУВПО «Гуманитарный университет»

        - Факультет иностранных языков

        031202  Перевод и переводоведение ( европейские языки: английский язык )

        Квалификация: лингвист – переводчик

        Специализация: технический перевод, синхронный перевод

        - Филологический факультет

        030601 Журналистика

        Квалификация: журналист

        Специализация: телевидение, периодическая печать, международная журналистика

        - Юридический факультет

        030501 Юриспруденция

        Квалификация: юрист

        Специализация: уголовное право, гражданское право, международное право

        - Факультет педагогики и психологии

        050706 Педагогика и психология

        Квалификация: педагог – психолог

        Специализация: образовательные и медицинские учреждения, консультации в сфере бизнеса и рекламы, службы социально – психологической поддержки и реабилитации

ГОУВПО «Естественно – научный институт»

        - Биологический факультет

        020201 Биология

        Квалификация: биолог

        Специализация: охотоведение, фитодизайн в садово – парковом и ландшафтном строительстве, биотехнология, экология и охрана природы

        020800 Экология и природопользование

        Квалификация: бакалавр экологии

        Специализация: урбоэкология, экологический аудит, экономика природопользования, ландшафтное планирование, экологическое право, экологическая безопасность

        - Химический факультет

        050101 Химия

        Квалификация: химик

        Специализация: нефтехимия, химия окружающей среды и химическая экспертиза, химическое материаловедение, фармацевтическая химия

        - Медицинский факультет

        060101 Лечебное дело

        Квалификация: врач

        Специализация: медицинские учреждения, экспертные лаборатории

Таблички:

ГОУВПО

«Инженерно – технический

институт»

ГОУВПО

«Гуманитарный университет»

ГОУВПО

«Естественно – научный институт»

Приёмная комиссия

Ректор

Секретарь

АНКЕТА  -  ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТА


подавшего документы на _____________________________ факультет

по специальности _________________ (указать шифр)

1.Насколько серьёзно Вы подошли к выбору будущей  профессии?

-Решил самостоятельно осознанно ______________

-Принял решение с помощью родителей ______________

-Было всё равно куда поступать ______________

-Поступаю заодно с друзьями _______________

-Другое ______________________________________________

2.Какие качества помогут Вам получить профессию?

- _____________________________________________________

3.Чем на Ваш взгляд Вы можете заинтересовать выбранное учебное заведение:

-Успехи в спорте (каком) __________________________________

-Имею музыкальное образование, пою, играю на музыкальном инструменте (каком) ________________________________________

-Окончил художественную школу, умею и люблю рисовать _________

-Выступаю в художественной самодеятельности, играю в театре, танцую, и т. д. ____________________________________________________

-Другое ___________________________________________________

СПАСИБО ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ

В приёмную комиссию  

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

абитуриента ______________

_________________________

паспорт_________№_______

проживающего по адресу

__________________________

__________________________

Заявление

          Прошу принять от меня документы для участия в конкурсе на зачисление на ______________________ отделение (указать шифр) Вашего учебного заведения.

          О себе сообщаю следующее: выпускни ___ МБОУ «СОШ № 12», средний балл по математике ________ .

________ (дата)                                  _______________ (подпись)

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ _____________________________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Свой балл

Выбранное отделение (шифр)

Набранные баллы

Общее количество набранных баллов

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

Количество студенческих мест ________________________________________________________________________________

Количество поданных заявлений ______________________________________________________________________________

Абитуриенты, поступившие по конкурсу _________________________________________________________________________

Абитуриенты, принятые по предъявлению портфолио _____________________________________________________________

Не поступили ____________________________________                                             Ректор __________________ /______________/

СПИСОК АБИТУРИЕНТОВ, ЗАЧИСЛЕННЫХ:

В _________________________________________________________________________ институт

          _____________________________________________________________________ факультет

1.

2.

3.

4.

5.

        _______________________________________________________________________ факультет

1.

2.

3.

4.

5.

        _______________________________________________________________________ факультет

1.

2.

3.

Студенческий билет № _________________

Выдан ________________________________________________________________________

студент _____     _______________________________________________ института

принято _____     ______________ на _______________________________________________

________________________________________________________ факультет по

специальности _________________________________________________________________

Дата выдачи ___________ 2013 г.                         Ректор: _______________/_______________/

М.П.

Профориентационный тест

        Задание: Из предложенных ниже пар профессий постарайся отдать предпочтение одной из них. Не теряй времени на раздумье. Наиболее естественно то решение, которое придёт первым в голову. Рядом с названием профессии в скобках стоит код. Из каждой пары выбери одну из профессий, её код обведите.

        Пары профессий:

Инженер(1) – социолог(2)

Кондитер(1) – священнослужитель(3)

Повар(1) – статистик(4)

Фотограф(1) – торговый администратор(5)

Механик(1) – дизайнер(6)

Философ(2) – врач(3)

Эколог(2) – бухгалтер(4)

Программист(2) – адвокат(5)

Кинолог(2) – литературный переводчик(6)

Страховой агент(3) – архивист(4)

Тренер(3) – телерепортёр(5)

Следователь(3) – искусствовед(6)

Нотариус(4) – брокер(5)

Оператор ЭВМ(4) – манекенщица(6)

Фотокорреспондент(5) – реставратор(6)

Озеленитель(1) – биолог – исследователь(2)

Водитель(1) – бортпроводник(3)

Метролог(1) – картограф(4)

Радиомонтажник(1) – художник по дереву(6)

Геолог(2) – переводчик – гид(3)

Журналист(5) – режиссёр(6)

Библиограф(2) – аудитор(4)

Фармацевт(2) – юрисконсульт(3)

Генетик(2) – архитектор(6)

Продавец(3) – оператор почтовой связи(4)

Социальный работник(3) – предприниматель(5)

Преподаватель вуза(3) – музыкант – исполнитель(6)

Экономист(4) – менеджер(5)

Корректор(4) – дирижёр(6)

Инспектор таможни(5) – художник – модельер(6)

Телефонист(1) – орнитолог(2)

Агроном(1) – топограф(4)

Лесник(1) – директор(5)

Мастер по пошиву одежды(1) – хореограф(6)

Историк(1) – инспектор ГИБДД(4)

Антрополог(2) – экскурсовод(3)

Вирусолог(2) – актёр(6)

Официант(3) – товаровед(5)

Главный бухгалтер(4) – инспектор уголовного розыска(5)

Парикмахер – модельер(6) – психолог(3)

Пчеловод(1) – коммерсант(5)

Судья(3) – стенографист(4).

        Теперь подсчитайте.  (1) ____ раз;  (2) ____ раз; ……. (6) ____ раз.

Максимальный выбор указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов:

        Реалистический тип: (1)

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на физический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой… . Общение не является ведущим в структуре деятельности.

        Интеллектуальный тип: (2)

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, оригинальностью, независимостью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Люди этого типа предпочитают профессии научно – исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности. Представителям интеллектуального типа подходят такие профессии, как бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

        Социальный тип: (3)

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ  поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей  к убеждению.

        Конвенциональный тип: (4)

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы. Предпочитают чётко определённую деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчётными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.

        Предприимчивый тип: (5)

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

        Артистический тип: (6)

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обострённым восприятием. Любят и умеют общаться. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актёрско – сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

Лучшие профессии 2020 года.

В США просчитали, какие  профессии будут самыми популярными в ближайшее десятилетие. По заключению, опубликованному в журнале Money Magazine, лучше всего жить в наше время специалистам по компьютерным технологиям, педагогам, финансовым аналитикам и менеджерам по персоналу. Отметим, что привлекательность профессии западные эксперты определяют не только размером зарплаты. Не менее важны для них другие факторы, такие как отсутствие стрессов, стабильность, возможность распоряжаться собственным временем.
        Среди наиболее привлекательных профессий на первом месте оказалась профессия
инженера программного обеспечения. Пусть среднегодовая зарплата в этой сфере далеко не самая высокая – 80,5 тыс. долларов в год (для сравнения: в Москве и Петербурге – порядка 30 – 40 тыс. долларов в год), есть много других преимуществ. Главное – возможность работать дистанционно, через Интернет, даже не выходя из дома. Ещё одно важное преимущество – спрос. Специалисты по программированию сегодня нужны везде: и в сельском хозяйстве, и в авиации, и в издательском деле, и в банках – проще назвать сферу, которая сегодня может обойтись без компьютеров (наверное, такой и нет ). Минусы профессии – определённый риск для здоровья. «Профессиональные болезни» компьютерщиков, подолгу сидящих за мониторами, - ухудшение зрения и боли в спине.

        Весьма привлекательной считается и профессия преподавателя университета и колледжа,  достаточно неожиданно оказавшаяся на втором месте по перспективности. Во – первых, потому, что число желающих учиться постоянно растёт, соответственно, и потребность в умеющих учить увеличивается. Во – вторых, потому, что у педагогов есть высокая степень свободы: можно самостоятельно составлять своё расписание и выбирать стиль одежды по собственному усмотрению – в отличие, к примеру, от банковских служащих, стиснутых строгим дресс – кодом. Кроме того, у педагогов, несмотря на достаточно маленькую стартовую зарплату, есть большие возможности для карьерного роста. Можно стать профессором, заведующим кафедрой, руководителем лаборатории, деканом, ректором или президентом университета.

На третьем месте в списке – профессия финансового аналитика и консультанта. Всё больше людей в разных странах мира стараются не тратить свои деньги до последней копейки, а вкладывать их с расчётом на получение прибыли. И редко кто может обойтись без совета профессионала. Преимущество – хороший финансовый аналитик может работать как на какую – нибудь фирму, так и на себя. Минус работы – достаточно трудно расслабиться. Мировые финансовые ранки работают 24 часа в сутки, курсы акций и валют меняются постоянно, и для успеха необходимо как можно больше времени уделять отслеживанию обстановки. Кроме того, придётся много думать, анализируя большие потоки информации. Без хороших аналитических и, желательно, развитых математических способностей не обойтись.

Четвёртое место заняли специалисты по кадрам и управлению персоналом, они же HR ( human resources ) – менеджеры. Парадокс нашего времени в том, что хоть население Земли растёт, хороших специалистов больше не становится. Значит, поиск их – задача постоянно усложняющаяся. Именно этим в первую очередь занимаются менеджеры по «человеческим ресурсам». Сегодня эта профессия имеет огромное значение решительно везде, вплоть до шоу – бизнеса. Достаточно внимательно посмотреть на титры голливудских лент – как правило, сразу за режиссёром и сценаристом на почётном третьем месте идёт фамилия специалиста по кастингу – отбору актёров. Действительно, пороги студий обивают тысячи соискателей, но вот выбрать из них потенциальных звёзд, готовых и умеющих работать, - задача непростая.

На последней строке в пятёрке лидеров – помощник врача. Чем дальше, тем выше будет спрос на медицинских работников, потому что люди стареют и всё внимательнее относятся к своему здоровью. Ещё одно преимущество – не самый высокий уровень ответственности: все важные решения принимает врач, а его помощник только выполняет распоряжения. Соответственно, и стрессов меньше. На серьёзный карьерный рост рассчитывать не приходится, а вот высокая зарплата со временем придёт. Ассистенты высококвалифицированных врачей в  Америке и ряде других зарубежных стран получают больше, чем программисты. Заметим, что высокооплачиваемые профессии хирургов и дантистов не попали  даже в десятку лидеров перспективных профессий, хотя годовой заработок их обладателей в тех же США превышает 100 тыс. долларов. А всё потому, что учиться медицинским специальностям надо гораздо дольше, чем всем остальным, конкуренция в этой сфере высока и нервничать приходится много.

Во вторую пятёрку по популярности вошли специалист по исследованиям рынка (или бизнес – аналитик), IT – администратор, оценщик недвижимости, фармацевт  и психолог.

Советы бывалого студента (5 курса) абитуриенту

1.Не делай первый звонок и не наноси первый визит в вуз в пятницу. Что начинается в пятницу, то плохо заканчивается. В старое время в этот день недели, к примеру, моряки никогда не выходили в море. Лучшее время всякого начинания – утро четверга.
        2.Запишись на подготовительные курсы. Что они помогают – отнюдь не новость, и я это могу подтвердить, опираясь на собственный опыт. Курсы зачастую ведут преподаватели, которые потом будут принимать вступительные экзамены.

3.Узнай, когда в вузе пройдёт день открытых дверей, его ещё называют днём абитуриента. Особенно важно познакомиться с будущей кафедрой. Попроси у преподавателей совета по любому вопросу. Просто разговорись с ними, например, о перспективах после окончания учебного заведения, узнай, насколько велик отсев в процессе обучения, на какие предметы в институте делают упор и т. п. Глядишь, тебя и запомнят, а это может пригодиться.

4.Не стесняйся даже со вторым спортивным разрядом прийти на кафедру физкультуры ещё до вступительных экзаменов, к примеру, в тот же день открытых дверей. Может быть, вуз испытывает дефицит именно в твоём виде спорта, а галочки об участии в межвузовских соревнованиях кафедре физкультуры получать надо.

5.Отучай маму водить тебя везде за ручку. Подавай документы сам. Ты уже не школьник, настраивайся на самостоятельную жизнь.

6.В день перед экзаменом:

- не надевай новых вещей, не бери даже новый носовой платок;

- ничего не стриги ( ни волосы, ни ногти );

- помойся накануне.

7.Эйфория – предвестник неудачи. Поговорка: после радости – неприятности» - истинная народная мудрость. Страх твой – друг  твой. Он мобилизует все душевные и физические силы. Не принимай никаких успокоительных средств. Они отупляют, а тебе нужна повышенная сообразительность. Накануне экзамена на ночь выпей успокоительного чаю из травяного сбора типа «Сладкий сон».

8.В течение 3 дней до экзамена – никакого алкоголя и даже пива! Ты должен быть в отличной физической форме. Алкоголь расшатывает нервы и усиливает панику.

9.Утром перед экзаменом сделай зарядку, потом прими душ. Не пей крепкий кофе. Возбуждение тебе и так гарантировано. Лучше – крепкий зелёный чай без сахара. Не переедай, чтобы не случился приступ медвежьей болезни.

10.Помни, что перед тобой окажется экзаменатор, которому ничто человеческое  не чуждо, в том числе и капризы. Первое впечатление произведёт твой внешний вид. В тебе не должно быть ничего раздражающего. Поэтому с вечера приготовь отутюженный костюм и галстук спокойного тона и рисунка. Волосы должны быть аккуратно подстрижены. Обувь выбери свободную, удобную. Девушкам лучше воздержаться от яркого макияжа и ювелирных изделий. Скорее всего, от волнения ты начнёшь усиленно потеть. Используй дезодоранты, но не переборщи: как говорят французы: кто пахнет слишком хорошо, тот пахнет плохо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен"

Методическая разработка представляет собой подробный план- конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен". Целью мероприятия является развитие познавательной активн...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»...