Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
план-конспект урока по алгебре по теме
Технологическая карта урока "открытия" новых знаний в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_drobey_s_razn.znam_._tehnolog._karta.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
Цели по содержанию:
Обучающие: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывающие: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;
Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Используемая технология: технология деятельностного метода
Информационно-технологические ресурсы:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | - Перед началом урока хочу предложить вам старинную суфийскую притчу «Делёж верблюдов» Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая». Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены. Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал: — Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне. Вот так ученики нашли себе учителя. - Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? - Чему мы уже научились?
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? | Слушают притчу Отвечают на вопросы -обыкновенными дробями) -сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ, НОЧ, сравнивать дроби с разными знаменателями -мы должны научиться производить с ними арифметические действия | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: целеполагание, ориентирование в своей системе знаний Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме
|
Этап актуализации и пробного учебного действия | - А начнём мы как всегда с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое
К какому НОЗ можно привести все дроби? Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
- Т.е. алгоритмом сложения и вычитания . Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: Нам с вами вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию дробей с равными знаменателями. Работая в парах, обсудите 30 секунд, восстановим алгоритм по шагам. - Хорошо. Следующее задание: выполните действия: 2⁄3 + 5⁄8 ; 5⁄6 + 2⁄9. Предлагаю поработать в группах. Время выполнения: 5 минут. (После завершения работы защита своих работ) | необходимо повторить уже изученный материал вспоминают и выполняют задания к 24 правильные и неправильные, сократимые и несократимые, однозначные и двузначные числители, в разряде единиц числителя 3 и 8 и т.д 1.Суммой (или разностью) дробей является дробь 2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности) 3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности) 4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть | Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся |
Этап выявления места и причины затруднения | – Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? – Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? – Сформулируйте цели урока. – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? – Запишите тему. (На доске открывается тема урока.) | -В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели -Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания -Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму -Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Задания парам следующее: дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут. проводится обсуждение. - Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей: - Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания) Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять. | Добавляют «Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители» а) 2⁄3+5⁄8=(16+15)⁄24=31⁄24=17⁄24 1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (3,8)=24 2. дополнительный множитель для первой дроби равен 8, для второй дроби – 3. 3. складываем числители, знаменатель оставляем без изменения. Дробь неправильная, выдели из неё целую часть. б) 5⁄6 + 2⁄9=11⁄18 (сам-но) | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ученики решают в парах, используя алгоритм, с проговариванием (обратить внимание на проговаривание) - Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка? - Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка? - Повторим ещё раз алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями | № 24.3,24.4 из раб.тетради №1 № 440 из учебника после выполнения проводится самопроверка по образцу. (записано на обороте доски) | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения: Вариант 1 Вариант 2 Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка, умение выполнять работу по предложенному плану, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Этап включения в систему знаний и повторения | На основе результатов выполненной с/р предлагаю разноуровневые задания | Базовый уровень №449 Тест (для сильных учеников) 1) 7/8 + 2/3+ 5/6 а) 2(3/8) б) 24/57 в) 3(2/8) г) 57/8 2) 5/7 + 3/4+1/2 а) 27/28 б) 28/27 в)1(27/28 г)45/28 3) 1/8 + 1/10 + 1/4 а) 3/22 б) 2(2/40) в) 2(1/20) г)19/40 4) 1/6 + 3/7 + 5/14 а) 9/27 б) 20/21 в) 42/40 г) 1(1/21) 5) 3/4 + 4/25 + 7/20 а) 1(13/50) б)126/100 в)100/126 г) 14/49 | Познавательные выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений Регулятивные |
Информация о домашнем задании | Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), №24.7(раб.тетрадь), № 443(а,б), 444(а,б),454 (по желанию) | ||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | – Что нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? – Как вы можете оценить свою работу? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цели урока: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; воспитание любви к предмету; систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитан...
Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...
Урок алгебры в 8 классе на тему:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок обобщения знаний по данной теме . Урок постройн по плану игры "Кто хочет стать миллионером"....
Урок алгебры в 8 классе по теме:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок обобщения знаний. Конспект урока построен в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Три не сгораемые оценки......
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Урок по изучению нового материала с применением модулей ЦОР. Конспект урока представлен ввиде технологической карте....
Конспект урока в 6 классе "Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Обобщающий урок...
Зачетная работа по алгебре 8 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление дробей"
Работа состоит из 6 блоков по 10 заданий и охватывает все дейтвия с дробями....