Оценочная деятельность учителя на уроках математики
статья по алгебре по теме
В данной статьн поднимается вопрос о том, как найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательной деятельности учащихся, а также главным показателем результативности организации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nenadshchuk_tatyana_yurevna.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Ю.Ненадщук, учитель математики
ГБОУ «СОШ №362» г. Санкт-Петербург
Оценочная деятельность учителя на уроках математики
Главной задачей педагога на сегодняшний день является всестороннее содействие гармоничному развитию личности, основным принципом обучения становится самое пристальное внимание к выявлению личностных качеств каждого ученика, к их интересам и потребностям, обогащению их духовного потенциала.
И здесь необходимо найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательной деятельности учащихся, а также главным показателем результативности организации учебного процесса. А предметом оценочной деятельности учителя должна стать не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания.
Еще в середине XIX века Л.Н.Толстой писал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». «Первое и употребительное - ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе- ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье- ребенок учится быть лучше других; четвертое - ребенок учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете».[1]
Не секрет, что современная система оценивания знаний нередко травмирует учащихся, формирует негативное отношение к предмету. Отсюда возникает острая необходимость в дополнительных приемах и методах оценивания, которые могли бы способствовать повышению интереса к процессу обучения, мотивировали познавательный интерес учащихся, повышали их самооценку.
На мой взгляд, обязательным является сочетание нескольких форм контроля на уроке: устный с письменным, фронтальный с индивидуальным, контроль со стороны учителя со взаимо- и самоконтролем. Учитель оценивает не конкретно выполненное задание, а работу на уроке в целом.
На своих уроках я часто использую методы само- и взаимоконтроля. Например, популярный на уроках математики устный счет может быть проверен либо соседом по парте (обмен тетрадями), либо сверен учащимся самостоятельно с предложенными ответами учителя. В старших классах последние годы я часто использую на уроках ресурсы Интернета, где можно выполнить предложенные учителем задания и тут же проверить их самостоятельно на сайте (например, сайт «Решу ЕГЭ»). Оценке учителя предшествует самооценка учащегося. Данный прием воспитывает у учащихся чувство ответственности, объективности, способствует установлению обратной связи: ученик-учитель, ученик-ученик. В рамках обучающего контроля, который способствует формированию навыков и умений, их корректировке, совершенствованию и систематизации я предлагаю учащимся либо работу в парах, либо индивидуальные задания - тренажеры, где задания набирают сами учащиеся (по количеству, либо уровню сложности) исходя из оценки, которую они хотят получить. Оценки выставляются по полученным баллам в журнал только по желанию учащегося, таблица присвоения оценок по количеству баллов объявляется заранее. «Сильные учащиеся» могут заработать дополнительные баллы за выполнение дополнительных заданий повышенной сложности и получить за работу дополнительные баллы, которые по прохождении темы суммируются и переходят в 5-тибальные оценки (не ниже «4»).
В современной педагогической науке есть разные точки зрения на то, с какой частотой следует оценивать деятельность учеников. Я считаю, что знания учащегося должны оцениваться практически на каждом уроке, причем не отдельно взятых учащихся («Этого учащегося я не буду спрашивать, он все равно как всегда не готов!»), а всего класса. Ни в коем случае нельзя наказывать, занижать оценки, следует проявлять тактичность и осторожность при их выставлении. Очень эффективным, на мой взгляд, является смешанный тип контроля, при котором 2-3 человека работают с индивидуальными заданиями на доске, 4-5 человек получают задания на карточках, причем в эти задания я стараюсь включать задания на повторение материала прошлых тем, остальные получают задание по учебнику. Таким образом, каждый имеет возможность получить оценку за свою работу. А помогает проследить участие каждого в работе рабочая карта урока. Например:
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно | Работал у доски | Сделал задание первым | “Подсказывал” | Отвечал на дополнительные вопросы | Выполнил творческое или индивидуальное задание | Самооценка за урок |
|
|
|
|
|
|
|
Работая таким образом, видно, что данные карты повышают качество обучения, повышается интерес к математике, желание учиться, проявляется самостоятельность и ответственность за каждый сделанный шаг.
По некоторым темам на каждого учащегося заводится индивидуальная карта-контроль, где можно проследить, как он работал над данной темой, начиная с первого урока. Эти карты выдаются учащимся после первичного изучения темы, а затем в последующих разделах, где прослеживается данная тема. Таким образом, учащиеся проводят самооценку своих знаний. После проверки письменных заданий диагностическая карта заполняется мною, затем я сравниваю получившиеся результаты и показатели учеников. По этим картам видны изменения в изучении темы. Учитывая сведения, занесенные в диагностические карты, составляются разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, а для учащихся, которые успешно усвоили материал, подбираю творческие задания или задания повышенной трудности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА-КОНТРОЛЬ
Ф.И. ___________________________________ Класс_________
Тема: “Решение линейных уравнений”.
Выполнение тождественных преобразований | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||||||
* | + | - | * | + | - | * | + | - | * | + | - | |
раскрытие скобок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
распределительный закон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приведение подобных членов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перенос слагаемых с неизвестным в левую часть уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перенос слагаемых без неизвестного в правую часть уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
упрощение левой и правой части уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деление обеих частей уравнения на коэффициент при х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
* – знаю твердо;
+ – знаю, но иногда ошибаюсь;
- –пока самостоятельно не выполняю.
Интересны для учащихся зачетные уроки, которые я провожу перед итоговой работой. Зачет проходит в несколько этапов, за каждый можно заработать определенное количество баллов, которые суммируются и переводятся в зачетную оценку.
Например: зачетный урок по геометрии.
- Геометрический диктант по определениям (за каждый правильный ответ – 1балл). Ученики предварительно проверяют друг у друга работы под руководством учителя. Полученные баллы заносятся в личную карточку учащегося;
- Задачи на отработку теории: 2-3 задачи (по 2 балла за каждую задачу);
- Задачи повышенной сложности на 4 и 6 баллов по выбору учащегося.
Баллы суммируются, выставляется итоговая оценка. После проверки учителя обе оценки: учительская и учащегося сопоставляются, корректируются, и выводится окончательная оценка. Работа по данной системе действительно повышает интерес учащихся к изучению предмета, об улучшении качества знаний, об умении самостоятельно и сознательно работать над освоением нового материала.
При проведении итоговых работ, я часто пользуюсь тестами, составленными по подобию заданий ГИА и ЕГЭ. Система оценивания тестов - баллы, которые переводятся в оценку. В данной системе оценивания есть два больших плюса:
- каждый учащийся знает минимальный балл, который он должен получить, а значит минимальное количество заданий, которое он должен выполнить, чтобы данный тест был зачтен;
- возможность построения рейтинга учащихся по результатам работы, что нередко служит мотивацией к учебе, к личным достижениям учащегося.
Итоговая работа по математике
Часть 1.
1. Найдите значение выражения Ответ: ______________
2. Решите неравенство
Ответ: ______________
3. Упростите числовое выражение .
Ответ: ______________
4. Укажите уравнение, которое имеет два различных корня.
А. Б. В. Г.
5. О числах и известно, что . Какое из следующих неравенств неверно?
А. ; Б. ; В. ; Г.
6. Упростите выражение
Ответ: ____________________
7. Используя график функции у=f(x), определите, какое утверждение верно: А. f(-1) < f(2). Б.Функция у=f(x) возрастает на промежутке В. f(0) = Г. Функция у = f(x) принимает наибольшее значение при х = 1. |
8. Решите систему линейных уравнений
Ответ: _____________________
9. В прямоугольной трапеции АВСD угол D– прямой, а угол В в три раза больше угла А. Найдите сумму углов В и С. Ответ дайте в градусах. Ответ: ___________________ | С В D А |
10. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Ответ: _____________________ | В 300 С 8 А |
Часть 2.
11. (2 балла) В трапеции АВСD основания ВС=4 см и АD=16 см, а диагональ АС= 8 см. Докажите, что треугольник АВС подобен треугольнику DCA.
12. (4 балла) Найдите область определения выражения .
13. (6 баллов) Решите задачу: Дорога длиной 10 км от туристического лагеря до поселка идет сначала под гору, а потом в гору. Турист на спуске идет со скоростью, на 3 км/ч большей, чем на подъеме. Путь от лагеря до поселка занимает у него 2 ч 40 мин, а обратный путь занимает 2 ч 20 мин. Определите длину спуска на пути к поселку и скорости туриста на подъеме и на спуске.
Критерий оценивания: «3» - 5-8 баллов; «4» - 9-12 баллов; «5» - свыше 12 баллов.
При таком виде контроля учащиеся, во-первых, представляют, какой минимум знаний должен быть по данной теме, сколько баллов им необходимо получить, чтобы претендовать на желаемую оценку. Данный подход предполагает сравнение учащихся друг с другом, т.е. их ранжирование по уровню усвоения материала, дает учителю более ясную картину о качестве усвоения материала.
С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оцениванию. При переходе с одной ступени обучения на другую (итоговый контроль) целесообразно использовать двоичную систему оценивания, где, в том числе используется система «зачет-незачет». Это суждение выносится на основе интегральной оценки, полученной учащимися за выполнение проверочной работы, причем в эту работу включаются задания, равные по своей значимости для выявления уровня обученности (материал должен быть усвоен в пределах 95-100%) . Т.е. по результатам работы можно судить о том, достиг или нет данный учащийся минимального и обязательного уровня обученности.[2]
Очень важно, на мой взгляд, научить учащихся не только правильно формулировать свои мысли и утверждения, но и научить их самим оценивать ответы друг друга. Так, на уроках геометрии, начиная с 7 класса, я предлагаю учащимся проанализировать свой ответ самостоятельно, а затем классу дать свою оценку, при необходимости задать дополнительные вопросы. И ведь нередко оценивание детей более объективно и обосновано.
Таким образом, мои основные принципы оценивания учащихся следующие:
- любую деятельность учащихся необходимо оценивать (хотя бы словом);
- оценка должна нести в-первую очередь, стимулирующую функцию, а уже потом контролирующую и констатирующую, способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения;
- оценка – не наказание и это не главное в процессе обучения;
- выставлению оценки учителем должна предшествовать самооценка учащегося.
И тогда учащимся будет учиться комфортно, и дети наши станут успешными.
Список литературы
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке// Школьные технологии. - 2004.- №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4060/Itemid,188/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности оценочной деятельности учителя на уроках информатики и ИКТ
Проводя не первый год оценивание деятельности учащихся по такому принципу, я пришла к выводу, что качество образования повышается тогда, когда существует система индивидуального подхода к каждому учен...
«О здоровьесберегающих технологиях и их применении в деятельности учителя на уроках математики»
Из выступления на окружной педагогической конференции Гусаровой А.М., учителя математики высшей категории ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр»....
Статья «Формирование оценочной деятельности учащихся на уроках математики».
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Педагогический проект Развитие оценочной деятельности школьников на уроках математики (использование технологии оценивания образовательных достижений)
Применение технологии оценивания позволяет активизировать учащихся на уроках и во внеурочное время, повышать интерес к математике, развивая математическую компетентность старшеклассников, повышать кач...
Доклад «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».
Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итогову...
Статья "Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроке математики (ФГОС)"
Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках матема...