Интерактивные приемы в обучении
статья (алгебра) по теме
Интерактивные приемы обеспечивают положительную мотивацию, эмоциональные контакты среди учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_priemy.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Валентина Сергеевна,
учитель информатики МБОУ Тюменцевской СОШ Тюменцевского района Алтайского края,
высшая квалификационная категория,
с.Тюменцево, Тюменцевский район, Алтайский край
Интерактивные приемы в обучении
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Как превратить учебный процесс из принудительной и трудной работы в интересный и познавательный процесс – вот вопрос, на который дает ответ внедрение новых приемов и методов обучения. Одним из таких методов является интерактивный. Цель данного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Ученикам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
В своей работе я использую интерактивные приемы. Вот некоторые из них.
1 интерактивный прием - «Самопрезентация»
Каждому ученику в классе даю название фрукта: яблоко, груша, вишня и т.д. Затем все «яблоки», «груши», «вишни» и т.д. объединяются в группы. Каждый ученик в группе рассказывает о себе (самопрезентация), затем всей группой составляют презентацию команды. Данный прием используется на классных часах, родительских собраниях, когда классному руководителю нужно познакомиться с учащимися, с родителями. Например, на уроке русского языка дать каждому ученику название частей речи, затем объединить в группы по названиям частей речи для обобщения знаний по данной конкретной части речи. Один представитель от группы выступает с сообщением, приготовленным всеми членами группы.
2 интерактивный прием - «Точки»
На лице учащихся отмечаю точки разного количества: 1, 2, 3 и т.д. Дети должны объединиться по группам: в 1 группу собираются все, у кого 1 точка, во вторую те, у кого 2 точки и т.д. Можно на спину учащимся прикрепить геометрические фигуры: треугольник, ромб, квадрат и т.д. и дать задание объединиться по группам. Это пространственное образование, т.е. взаимосвязь человека с миром.
3 интерактивный прием – «Буквы моего имени обо мне»
В столбик записывают буквы своего имени, которые являются первыми в словах, характеризующих ученика.
Например, В-олевая
А-ктивная
Л-юбознательная
Я-ркая
Таким же образом можно охарактеризовать литературного героя, какую-нибудь проблему.
4 интерактивный прием – «Молекула»
Звучит музыка, все ученики двигаются в разных направлениях. Музыка стихает и учитель говорит: «Собираемся в группы по 5 человек» или «Собираемся в группы по 4 человека» и таким составом садятся за рабочие столы в учебном кабинете.
5 интерактивный прием – «Ручеек»
Все ученики играют в игру «Ручеек». По команде учителя игру завершают и за столы садятся парами, образованными при игре.
6 интерактивный прием – «Розовые очки»
Это эмоциональная разминка. Учащиеся за партой поворачиваются друг к другу. Один жестом «надевает розовые очки» и говорит соседу по парте 3 комплимента. Затем другой «надевает розовые очки» и тоже произносит 3 комплимента.
7 интерактивный прием – «Дебаты»
Все учащиеся рассчитываются на 1 и 2 и объединяются в 2 команды. Для дебатов дается тема. Например, «Безоценочное обучение: за и против». 1 команда – за безоценочное обучение, 2 команда – против безоценочного обучения. Выступают по 1 человеку от команды по очереди, отстаивая свое мнение.
8 интерактивный прием – «Узелки»
Дети выбирают нити, на которых завязаны узелки. У кого 1 узелок – придумывает, например, 1 предложение по изученной теме, у кого 2 узелка – 2 предложения и т.д.
Использование данных приемов позволяет установить эмоциональные контакты среди учащихся, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих одноклассников, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, самоуважение и демократичность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Интерактивные приемы и методы
Интереактивные приемы и методы...
Интерактивные приемы школьного обучения
Вовлечение ученика в процесс получения и обработки знаний...
Интерактивные приемы обучения как фактор успешности педагога
Согласно Ш.А. Амонашвили, сегодня важно «…приобщить ребенка к процессу создания самого себя». Задача современного педагога – помочь ему в этом.Одним из средств, которое поможе...
интерактивные приемы
длдрл...
Интерактивные приемы на младшем этапе обучения английскому языку
Статья Интерактивные приемы...
Интерактивные приемы на уроке математики
Применение интерактивных упражнений на уроках дает возможность учителю, ориентируясь на личность ученика, не приучать его к одностороннему взгляду на окружающее, а развивать в нем стремление думать пр...