Урок в 5 классе "Задачи на проценты"
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе (авторы учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) сопровождается мультимедийной презентацией, показывает системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_procenty.doc | 83.5 КБ |
procenty.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе (авторы учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)
Тема урока: «Задачи на проценты»
Вид урока: урок учебной деятельности
Цели урока:
1. Личностные: содействовать развитию познавательной активности, информационно-коммуникационной компетенции; создать условия учащимся для самостоятельного определения целей обучения.
2. Метапредметные:
- способствовать развитию у учащихся логического мышления, формирования мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, формированию мотивации к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения.
3.Предметные:
- создать условия для формирования умения решать задачи на проценты практической направленности;
- создать условия для развития интереса к предметам математики и экономики;
- показать широту и актуальность применения процентов в жизни.
Планируемые результаты:
- знание различных типов задач на проценты;
- формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
- умения использовать способ при решении задач, связанных с банковскими операциями;
- самоорганизация работы в группах по изучению конкретной «ситуации»;
- формирование культуры получения и отбора информации по заданной теме.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска при наличии
- Презентация к уроку или учебные материалы для урока, созданные с помощью программы SmartNotebook
- Листы самооценки на каждого ученика
- Распечатки с заданиями для самостоятельной работы
- Памятки для решения задач
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Этап мотивации и целеполагания | Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобится терпенье и старание. - Посмотрим, кто пришел к нам на урок? (работа с презентацией (Приложение 1) или учебными материалами для интерактивной доски (Приложение 2)) Процент - весёлый, озорной, Пришёл поработать с тобой! Тебе он хочет рассказать, Как задачи с ним решать! А чем процент нам помогает? Часть от числа он выявляет! Мы видим часто объявления: Что "43 процента населения..." А чтоб найти проценты эти Их в школе изучают дети! - А что мы вспоминаем, говоря слово «процент»? Нужно ли изучать данную тему? Почему? Какое практическое применение? Какие цели вы перед собой поставите на сегодняшний урок? Учитель обобщает цели учащихся и предлагает свои цели урока. В современных условиях рыночных отношений мы правильно должны уметь обращаться с деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам. В повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ГИА, ЕГЭ обязательно предлагают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания. Я планирую показать практическую направленность задач на проценты при решении нестандартных задач. | Учащиеся отвечают: «Процент». Дети называют ассоциативный ряд: процент: сто, дроби, деление, умножение, процент вклада в банке, жирность молока, процентные ставки, статистические данные и т.п. Учащиеся высказывают о практическом применении процентов, исходя из собственного опыта, предлагают цели урока |
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся |
1)Найдите: 2% от 50 10% от 20 25% от 4 15% от 30 4% от 12 2) Найдите число, если:
. Игровой момент Витя Верхоглядкин записал два разных числа, нашел 1% каждого числа и сказал, что полученные числа равны. Согласны ли вы с Витей? III. Устное решение задачи 1 ученик - это 4% всего класса. Сколько учеников в классе? IV. Решение задачи с избытком данных У горного барана массой 150 кг масса рогов 30 кг. Сколько процентов составляет масса рогов от массы тела: 20% или 25%? | Дети, выполняя устно задания, называют ответы и по предложению учителя их комментируют |
IV.Проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях | Выполнение учащимися самостоятельной работы (Приложение 3) | Индивидуальная работа учащихся. Самопроверка, самооценка. |
III. Применение знаний в измененных условиях с целью формирования умений | Учитель предлагает решить следующие задачи: 1) Цену на компьютер снизили на 20%. Сколько стоит компьютер, если до снижения цены он стоил 20 000 руб. 2) Витя влез на соседскую яблоню и сорвал с неё 36 яблок, после чего он сорвался с дерева сам. Сколько яблок осталось сорвать соседу, если на яблоне осталось 40% от первоначального количества яблок? 3) Урожай абрикос распределили следующим образом: из 60% урожая сварили варенье, из 20% - джем, а оставшиеся 6 кг засушили. Каков весь урожай абрикос? | Выполнение заданий под руководством учителя, опираясь на ранее рассмотренные памятки: - «Поиск решения текстовой арифметической задачи» (Приложение 4), - «Решение текстовой арифметической задачи» (Приложение 5), - «Решение задач на проценты, используя определение процента» (приложение 6) . |
IV.Физкульт-минутка | Раз - подняться, потянуться Два - нагнуться, разогнуться Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка На четыре - руки шире. Пять руками помахать. Шесть - на место тихо сесть. | Учащиеся меняют вид деятельности, выполняют физические упражнения согласно предложенным действиям |
V. Проверка умений учащихся применять знаний в измененных, нестандартных условиях | Учитель оказывает учащимся консультативную помощь учащимся, работающим в группах, напоминает о необходимости применения памяток, разработанных на предыдущих уроках. Оценивание работ учащихся по группам. | Работа в группах: решение нестандартных задач.
- Положить в банк на год 30 000 руб. под 8% годовых, - Положить в банк на год 40 000 руб. под 7% годовых? 2) Банк «Винни-Пух и Пятачок» начисляет своим вкладчикам по 10% ежемесячно. Иа-Иа сделал вклад в этот банк в размере 1 рубля. Сколько денег он сможет снять со своего счета через два месяца? 3) Друг предложил Вите Верхоглядкину увеличить число 8 на 30%, а затем результат уменьшить на 30%. "Тут и решать нечего! – воскликнул Витя. – Ясно, что снова получится число 8". Согласны ли вы с Витей? Защита представителями групп своих решений |
VI.Рефлексия | Подумайте о своей работе на уроке и оцените её. Вам помогут карточки, лежащие на партах: -«солнышко» - старался, всё получилось; - «солнышко, прикрытое тучкой» - старался, но не всё получилось; - «тучка» - не старался. | Ребята оценивают свою работу на уроках, делают выводы, достигли ли они своих целей на уроке, высказываются о трудностях, возникших в ходе решения задач, о важности и необходимости умения решать задач на проценты. |
VII. Информация о домашнем задании | Стр. 228 учебника «Математика», авторы И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, контрольные задания №1-4, составить 2-3 задачи на проценты и их решить, доп. сочинить сказку, стихотворение или нарисовать рисунок на тему «Процент». | Учащиеся записывают задания на дом, слушают комментарии учителя. |
Приложение №3
I группа заданий
1) Найдите:
а) 30% от 40 б) 5% от 300
______________________________ _____________________________________
_______________________________ _____________________________________
2) Найдите число, если:
а) 10% его равны 50 б) 16% его равны 48
______________________________ _____________________________________
_______________________________ _____________________________________
II группа заданий
1) Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 24 т овса?
______________________________
_______________________________
2) Засеяли 60% поля, что составляет 240 га. Найдите площадь поля.
______________________________
_______________________________
3) Огурцы содержат 98% воды. Найдите массу воды, которая содержится в 2 кг огурцов?
______________________________
_______________________________
Ответы:
I группа заданий
60 | 300 |
500 | 12 |
15 | 5 |
Лишними оказались числа …
II группа заданий
(ответы без наименований)
6 | 300 |
49 | 400 |
9,6 | 1,96 |
Лишними оказались числа …
Приложение №4
Поиск решения текстовой арифметической задачи
(из книги О.Б.Епишевой «Технология обучения математике
на основе деятельностного подхода», М.Просвещение, 2003)
- Изучить содержание задачи.
- Определить, исходя из заданной ситуации, тип задачи (на прямое выполнение какого-либо действия, на движение, на пропорции, на проценты, на кратное отношение искомых величин, на совместную работу, на среднее арифметическое, на смеси, на натуральные числа) и вспомнить известный прием ее решения.
- Если п. 2 не дал результата, провести общий (нисходящий или восходящий) анализ, приводящий к плану решения.
- Если п. 3 не дал результата, вспомнить задачу, аналогичную данной, прием решения которой известен, сравнить их и на этой основе составить план решения.
- Если п. 4 не дал результата, временно изменить условие или требование задачи так, чтобы можно было сравнить полученную задачу с данной, затем использовать отмеченный в п. 4 прием аналогии.
Приложение №5
Решение текстовой арифметической задачи
(из книги О.Б.Епишевой «Технология обучения математике
на основе деятельностного подхода», М.Просвещение, 2003)
- Изучить содержание задачи, используя приемы (краткую запись, схему, таблицу, геометрическую иллюстрацию).
- Провести анализ — поиск решения, используя прием поиска.
- На основе анализа или известного приема решения составить план решения данной задачи.
- Решить задачу по составленному плану.
- Записать решение с использованием соответствующей символики.
- Если нужно, проверить или исследовать решение.
- Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный.
- Записать решение и ответ, используя приемы записи.
Приложение №6
Памятка для решения задач на проценты,
используя определение процента
1. Попытаться определить тип задачи:
- нахождение процентов от числа,
- нахождение числа по его проценту.
2. Определить, что принимаем за 100%. Если об этом не сказано прямым текстом, то обязательно подразумевается. При последовательном изменении величины, проценты находим от последнего значения. Внимательно читаем задачу!
3. Переходим от процентов к конкретным величинам (проценты выражаем десятичной дробью). Или, если надо – от конкретных величин к процентам. Внимательно читаем задачу!
4. Закончив решать задачу, читаем её ещё раз. Вполне возможно, вы нашли промежуточный ответ, а не окончательный. Внимательно читаем задачу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Проценты"
Развить навыки устных вычислений, систематизировать знания о ддействиях с десятичными дробями, усвоить понятие процента и применить его к решению задач....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Конспект урока "Текстовые задачи на проценты" 9 класс
Общая структура урока: использование ситуационных задач открытого типа, позволяющих ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понима...
Урок математики по теме "Проценты"
Урок математики по теме "Проценты"...
Конспект урока математики по теме "Проценты" 5 класс
В подготовке урока принимали участие родители учеников 5а класса. Вместе придумывали задачи для закрепления понятия "Процент". Вместе снимали видеоролик, в котором бабушка училась вместе свнучкой реша...
урок в 6 классе. Проценты- Урок игра Бизнес
урок в 6 классе. Проценты- Урок игра Бизнес...
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»Тема урока: Разные задачи на проценты.
Работа с кейсом:Учитель объявляет тему урока «Разные задачи на проценты». Кейс предоставляется ученикам на первом уроке по теме. На его изучение отводится 20 минут урока.Затем организуется работа в по...