Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по учебной дисциплине «Математика»
статья по алгебре (11 класс) по теме
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt_matematika_kuleshova_t_p.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по учебной дисциплине «Математика»
Автор: Кулешова Т.П., преподаватель математики и информатики, ГБОУ СПО МГТТиП, Г. Москва
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Почему необходимо применять ИКТ на уроках математики?
Во-первых, потому что применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у студентов повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, анимации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации (чертежей, моделей и др.).
Во-вторых, применение информационных технологий, в преподавании математики позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересным, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным.
Современные информационные технологии предоставляют преподавателю большой резерв технической и технологической поддержки высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения со студентами.
Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора; когда компьютер позволяет преподавателю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать студентам красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. На уроках часто мною применяются презентации, созданные самостоятельно с помощью программы Power Point или найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные для студентов своего техникума, что позволяет:
- показать студентам эталонные образцы оформления решений;
- продемонстрировать совершенно абстрактные понятия и объекты;
-добиться оптимального темпа работы учащихся;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- увеличить объем учебного материала;
- повысить познавательный интерес;
- внести элементы занимательности, оживить процесс обучения;
- ввести уровневую дифференциацию обучения;
- стимулировать студентов использовать свои планшеты и домашние компьютеры для изучения математики;
-достичь эффекта быстрой обратной связи.
Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у студентов интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока. Кроме того, развитие математических знаний студента происходит не только на уроках, но и при выполнении самостоятельной работы дома.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении чрезвычайно эффективным.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использование возможностей ПК для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
- деятельности преподавателя, управляющего этими средствами;
-повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
В своей педагогической деятельности я использую возможности компьютерных средств в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов (онлайн тестирование на ресурсе http://ege.yandex.ru/mathematics/ и др.);
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций, интерактивной доски на уроках;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- формирование информационной компетентности обучающихся, т. е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажеры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, интерактивная доска, конструктивная среда «Математический конструктор».
Большие возможности компьютерной техники, огромное многообразие культурной информации, которое предоставляют мульмедийные библиотеки и всемирная сеть Интернет доступны учащимся.
Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно студенты, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Изучая тему за компьютером, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень усвоения. Компьютерная техника значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, анимации, звука, всех современных средств визуализации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
В своей работе учебные программные средства стараюсь применять на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
На каждом конкретном уроке используются определенные мультимедийные модели совместно с интерактивной доской, презентации или конструктивные среды.
Рассмотрим некоторые приемы использования на уроках математики мультимедийных моделей совместно с интерактивной доской.
Под мультимедийными моделями понимаются программные продукты представляющие собой библиотеку небольших программ и документов, содержащих учебную информацию различного типа (графику, анимацию, аудио- и видеоинформацию). По способу представления информации эти модели можно разделить на статические, динамические и интерактивные. К статическим можно отнести рисунки, схемы, графики, диаграммы, формулы, представленные в виде стандартных графических файлов. Динамические модели – это анимированные изображения и видеоролики, которые воспроизводятся с помощью браузера или стандартного видео-плеера. В качестве интерактивных моделей предлагаются интерактивные мультимедийные динамические модели, созданные с помощью программы Macromedia Flash и представляющие собой отдельные файлы формата SWF.
Расссмотрим модели разного типа на примере мультимедийной библиотеки по тригонометрии, созданной для учебно-методического комплекта по для учебника «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» А.Г. Мордковича.
Статистические рисунки, созданные на основе графических иллюстраций из учебника А.Г. Мордковича. Например: макет числовой окружности №1. Статическая модель, созданная по рисунку из учебника, применяется в демонстрациях совместно с интерактивной доской.
Динамические модели–фильмы (или анимационные ролики) иллюстрируют примеры из параграфа учебника и представляют собой файлы в формате AVI. Эти модели создаются с помощью интерактивной доски и средствами записи в режиме реального времени. Динамические модели-фильмы могут быть созданы непосредственно на уроке преподавателем или студентом в момент демонстрации того или иного примера на доске с использованием шаблона единичной окружности на координатной плоскости.
Для введения основных тригонометрических понятий А.Г. Мордкович в методическом пособии для учителей предлагает пять игр. Было подготовлено шесть интерактивных моделей, являющихся компьютерными аналогами этих игр. Приведем пример третей игры.
Игра 3. Отыскание координат точек числовой окружности. Интерактивная модель в формате SWF изображает числовую окружность с отмеченными на ней «замечательными точками» и действует в полуавтоматическом режиме. Пользователь с помощью мыши перемещает точку М по окружности, при прохождении через «замечательные точки» появляется соответствующее значение, выраженное в долях числа р, и координаты точки.
Эти мультимедийные модели легко встраиваются в современный урок математики, могут быть использованы для объяснения нового материала, на обобщающих уроках, а также в качестве тренажеров при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Причем их можно объединить в общую презентацию, используя такие программные средства, как Microsoft Power Point или SMART Notebook из состава программного обеспечения интерактивной доски.
Однако если использовать эти модели совместно с интерактивной доской, то учебный эффект, может многократно увеличиться, причем, используя самые простые инструменты: умное перо, подсветка, затенение экрана.
Умное перо (Smart Реп) позволяет осуществлять графическое комментирование экранных изображений различным цветом (стандартно четырьмя: черный, красный, синий и зеленый), причем если используются модели, описанные выше, то поверх них с возможностью сохранения.
Подсветка представляет собой инструмент, позволяющий выделить часть экрана в виде круга, квадрата или звезды, а остальную часть затенить с разной степенью прозрачности. Ясно, что это требуется для акцентирования внимания учащихся на важную часть доски.
Затенение экрана, или другими словами ширма, позволяет закрыть любую прямоугольную часть доски. Этот прием очень часто используют преподаватели, закрывая, например, листом ватмана верное решение задачи, открывая его после обсуждения для проверки. Однако в нашем варианте это более эффектно и не требует много времени. Тем более, что этот инструмент может использоваться не время от времени, а постоянно.
Опыт применения на уроках математики мультимедийных моделей совместно с интерактивной доской позволяет сделать вывод, что методика использования перечисленных инструментов интерактивной доски совместно с мультимедийной моделью зависит от выбранного типа модели, а также от конкретной модели: ее содержательной части, методических и дидактических целей ее использования.
В условиях техникума эффективное использование информационных образовательных технологий ставит процесс обучения на более высокий уровень, представляет всем гибкий доступ к образовательным ресурсам, тем самым активизируя познавательную деятельность студентов.
Систематическая самостоятельная работа, активность в аудиторной и внеаудиторной учебной работе, создание возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствуют формированию и развитию проведения исследований, освоению методов поиска полезной информации.
Безусловно, что в современном образовании компьютерные средства не решают всех проблем, они остаются всего лишь многофункциональными техническими средствами обучения. Не менее важны в процессе обучения современные педагогические технологии и инновации, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности студентов.
Компьютерные технологии в сочетании с правильно подобранными методами обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания.
Литература:
- Ануфриева О.И. Использование проектных технологий как фактор повышения качества среднего профессионального образования/ О.И. Ануфриева// Среднее профессиональное образование. – 2012. №3.
- Джаджа В. П. Мультимедийная модель и интерактивная модель в обучении математике в школе // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2007. - №8.
- Тузова В.П. Использование ИКТ на уроках математики/ В.П. Тузова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=161
- Журналы «Математика в школе»
- Материалы сайта: https://my.1september.ru/ - «Школа цифрового века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
«Применение современных информационных технологий на занятиях специальных дисциплин по профессии «Продавец, контролер-кассир»
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки высококвалифицированных специалистов способных у...
Использование информационных технологий на занятиях по дисциплине "Химия"
Статья раскрывает значимость использования информационных технологий на занятиях по химии...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия"
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия для студентов по специальности20.02.02 Защита в ...
План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»
План конспект открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...