Измерение углов. Транспортир.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Антонюкова Елена Григорьевна

Конспект открытого урока в 5 классе. Тема: "Измерение углов. Транспортир"  (учебник Математика. 5 класс / Н. Я Виленкин)

Первый урок по данной теме с применением метода "эвристическая беседа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока721.59 КБ
Office presentation icon презентация к уроку864 КБ

Предварительный просмотр:

ГБСКОУ школа № 3 Красногвардейского р-на С-Петербурга учитель математики Антонюкова Е. Г.

Тема:                 «Измерение углов. Транспортир.» 5 класс (учебник Математика. 5 класс / Н. Я Виленкин)

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с транспортиром;
  2. Учить измерять углы с помощью транспортира;
  3. Учить сравнивать углы.

Задачи:

Обучающие:

  1. Усвоить правила пользования транспортиром;
  2. Продолжать учиться распознавать острые и тупые углы на чертеже;
  3. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки;
  4. Активизировать мыслительный процесс;
  5. Способствовать развитию общеучебных умений и навыков: использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать развивать коммуникативную культуру;
  2. Развивать креативное мышление;
  3. Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать одноклассников;
  2. Воспитывать уважение к мнению других людей

Основные технологии и методы: эвристическая беседа.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Материалы к уроку: транспортир, мультимедиа.

Ход урока:

Приветствие.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

1/

 - Ребята, у кого возникли трудности с выполнением домашнего задания?

(Если у кого-то они были, то:

 - Давайте разрешим их в конце урока;

Если нет, то:

 - Замечательно, я надеюсь, что проверка тетрадей покажет, что это так на самом деле.)

Один из учеников собирает тетради с домашним заданием, другой раздает второй комплект тетрадей. (Дежурные)

II. Устная работа.

4/

 - Решив правильно примеры и расположив соответствующие буквы в таблице ответов, вы сможете прочитать тему нашего урока.

(Задания и таблица ответов находятся на доске.)

5% от 600

И

30

от 120

А

90

67*11

О

737

51,5:5

С

10,3

0,8*7

П

5,6

9-0,99

Т

8,01

12,8+7,02

Р

19,82

4:0,8

Н

5

8,01

19,82

90

5

10,3

5,6

737

19,82

8,01

30

19,82

- Какое слово у нас получилось?

 - Правильно, молодцы, «транспортир» - это и есть тема нашего урока.

 - А теперь запишите в тетради дату и тему урока.

По-порядку называют результат действия.

Называют слово (транспортир).

Записывают дату и тему урока.

III. Изучение нового материала.

15/

- Как вы думаете, для чего нужен транспортир, что с ним можно делать?

 - Хорошо, я вам немного помогу. У меня на доске изображено несколько углов. Какие из них можно сравнить между собой?

 

Задает вопросы.

- Какие углы мы не смогли сравнить? (Фиксирует этот ответ на доске: ˂ABC и ˂DFS.)

 - Почему?

 - Как же их всё-таки сравнить?

 - Да, конечно, но вы согласитесь, что это не всегда удобно. Что же нам делать? Я помогу вам еще раз.

 - Скажите, чем измеряют расстояния?

 - Площади?

 - Объёмы?

 - Таким образом, линии мы измеряем линиями (линейными единицами измерения), поверхности или плоскости – квадратами (квадратными единицами измерения), а пространство или объём – кубиками (кубическими единицами измерения). Для измерений существуют единицы измерений. Сравнивая отрезки, площади или объёмы, мы сравнивали величины. Может по аналогии можно сравнить ˂ABC и ˂DFS и как-то это связать с темой нашего урока? (Вероятно, кто-нибудь из учеников догадается, что углы надо измерять углами)

 - Верно. Для измерения углов за единицу измерения выбрали угол, который составляет  часть развернутого угла и обозначили его 10.

 - Какова же величина развернутого угла?

 - А какова величина прямого угла?

 - Теперь давайте подумаем, как измерить любой угол?

 - Возьмите в руки свои транспортиры и внимательно их рассмотрите. Скажите, что на них изображено?

 - Верно. Деления и обозначают градусы. Что же дальше? Как измерить углы? Ваши предложения? Может, есть желающие попробовать сделать это у доски?

 - Давайте помогать (имя). Высказывайте свои соображения. (Появятся различные предложения, в результате чего выяснится, что «штришок» - центр транспортира надо поместить в вершину угла, а транспортир расположить так, чтобы одна из сторон угла прошла через ноль, тогда другая сторона укажет на величину угла.).

 - Ребята, начертите в тетрадях два острых угла и обозначьте их как на доске: ˂ABC и ˂DFS.

 - Измерьте свои углы и запишите: ˂ABC= и ˂DFS= .

Помогает учащимся, у которых возникают трудности.

 - Теперь сравните ваши углы, и результаты запишите в виде неравенства.

 - Есть желающие измерить ˂DFS у доски и записать результат?

Высказывают предположения (начертить дугу, начертить круг, провести линию)

Называют пары углов и сравнивают:

˂ABC˂˂XYZ (острый угол меньше тупого)

˂ABC˂˂MON (острый угол меньше прямого)

˂ABC˂˂TKV (острый угол меньше развёрнутого)

Аналогично сравнивается ˂DFS.

˂XYZ˂˂TKV (тупой угол меньше развернутого)

˂XYZ˃˂MON (тупой угол больше прямого)

˂TKV˃˂MON (развёрнутый угол больше прямого)

Отвечают на вопросы учителя.

 - ˂ABC и ˂DFS.

 - Они оба острые.

 - С помощью кальки.

 - Расстояния измеряют сантиметрами, миллиметрами, метрами, километрами.

 - Площади измеряют см2, мм2, м2.

 - Кубическими см3, мм3, м3.

 - Углы надо измерить и сравнить их величины, а транспортир нужен для измерения углов.

Записывают в тетрадь:

10 – это   часть развернутого угла

 - 1800.

 - 900 , так как он составляет половину развернутого угла.

 - Деления от 0 до 180.

 - Числа.

 - Линейка

 - «Крестик», «штришок», «дырочка».

Желающий выходит к доске и берет в руки транспортир. Затем пытается придумать, как измерить угол˂ABC, изображенный на доске. Ребята ему помогают с места.

Изображают в тетради ˂ABC и ˂DFS.

Измеряют их в тетради и записывают результаты измерения.

Записывают неравенство: ˂ABC (˃,˂) ˂DFS.

Желающий выходит к доске и измеряет угол, еще раз проговаривая, как он это делает. Записывает результат измерения, и сравнивает углы.

IV. Закрепление изученного.

17/

 - Выполним упражнения из учебника: № 1649 устно. Посмотрите внимательно на рисунок 178 и давайте определим градусные меры предложенных углов.

( a) ˂AKD=450, ˂AKE=1100, ˂AKF=1550;

б)˂BKF=250, ˂BKE=700, ˂DKC=1200, ˂BKD=1350;

в)˂DKC=150, ˂DKE=650, ˂DKF=1100, ˂CKE=500, ˂CKF=950, ˂EKF=450)

- Выполним упражнение №1651: вооружитесь своими транспортирами, измерьте углы и запишите результаты в тетрадь.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Имя) прочти, что ты записал?

 DEF=650 , ˂PSK=1350, ˂NOM=1120 , ˂ABC=350)

Организует процесс обсуждения полученных результатов измерений.

Если работа на уроке проходила в более быстром темпе, то можно дополнительно решить задачу №1677 или предложить ее отдельным более успешным учащимся.

Открывают учебники, стр.251. Рассматривают рисунок 178, отвечают на вопросы задания.

Измеряют углы. Работают в тетради.

(Имя) отвечает на вопрос учителя, остальные проверяют свои записи. Если кто-то не согласен, то предлагает свой вариант измерений.

V. Подведение итогов.

3/

 - Давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы на уроке. Скажите, как называется инструмент для измерения углов?

 - Чему равна градусная мера прямого угла?

 - Чему равна градусная мера развёрнутого угла?

 - Что обозначает 10?

 - Молодцы!

 - Запишем домашнее задание: п. 42, № 1683, 1687.

(Далее отметить самых активных, оценить их работу на уроке.)

 - Всем большое спасибо.

 - Инструмент для измерения углов называется транспортир.

 - Градусная мера прямого угла равна 900.

 - Градусная мера развёрнутого угла равна 1800.

 - 10 – это часть развернутого угла.

 Записывают в дневники домашнее задание.


Устный счет (начало):

Устный счет (конец):


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82

Слайд 2

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 И

Слайд 3

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 А И

Слайд 4

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 А О И

Слайд 5

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 А С О И

Слайд 6

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 А С П О И

Слайд 7

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 Т А С П О Т И

Слайд 8

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 Т Р А С П О Р Т И Р

Слайд 9

5% от 600 И 3/4 от 120 А 67*11 О 51,5:5 С 0,8*7 П 9-0,99 Т 12,8+7,02 Р 4:0,8 Н 8,01 19,82 90 5 10,3 5,6 737 19,82 8,01 30 19,82 Т Р А Н С П О Р Т И Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа. Измерение углов. Транспортир. 5 класс.

С помощью транспортира измерить углы на рисунке,а также построить углы, заданной величины. Работа выполняется на нелинованной бумаге....

Урок "Измерение углов. Транспортир."

Данный урок  - пятый из семи уроков по теме «Измерение углов. Транспортир» в соответствии с тематическим планированием по учебнику Н.Я.Виленкина. В ходе урока дети продолжили знакомство с темой, ...

Урок математики 5 класс по теме: Измерение углов. Транспортир.

Данный урок спланирован с использованием  технологии проблемного обучения....

Конспект урока математики в 5 классе "Измерение углов. Транспортир" по Виленкину

Данный ресурс содержит краткий конспект, презентацию и приложение к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....

Измерение углов. Транспортир.

Презентация к уроку математики в 5 классе....

Урок по теме: "Измерение углов. Транспортир"

Урок по теме: "Измерение углов. Транспортир", 5 класс...

Урок "Измерение углов. Транспортир."

Конспект урока по математике с использованием рейтинговой накопительной системы оценивания (РНС). 4 класс...