Уровневая дифференциация контроля знаний и умений школьников.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

    Один из видов дифференциации который я использую  это уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся:   выделяется уровень обязательной подготовки так называемый минимальный уровень. Он задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Критерии оценок более высоких уровней формируются на базе минимального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_kontrolya_znaniy_i_umeniy_shkolnikov.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация контроля знаний и умений школьников.

Несмотря на то, что мы работаем в школе VII вида, обучение у нас осуществляется по программе общеобразовательной школы. А в 9 классе проходит обязательный для всех письменный экзамен за курс алгебры основной школы. И на экзаменах к нашим  детям предъявляются те же требования, что и в общеобразовательных школах, с той лишь разницей, что они пишут экзаменационную работу, а не проходят тестирование.

Сложность заключается в том,  что  часть учащихся начальных классов нашей школы могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение по общеобразовательным программам, а другие после начальной ступени обучения остаются, и для успешной сдачи экзамена в дальнейшем, они  должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую и лингвистическую подготовку.

Работая с такими детьми, я пришла к  выводу о том, что необходимо обеспечивать дифференцированный подход к учащимся, в зависимости от их образовательных потребностей и возможностей.

Один из видов дифференциации который я использую  это уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся:   выделяется уровень обязательной подготовки так называемый минимальный уровень. Он задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Критерии оценок более высоких уровней формируются на базе минимального.

Так при проведении письменного экзамена за курс алгебры основной школы в 9 классе экзаменационная работа оценивается по принципу "сложения": оценка зависит от числа заданий, которые ученик выполнил верно.

Начиная с пятого класса на уроках математики ввожу уровневую дифференциацию: в основу оценки кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки.

Так составляются  текущие контрольные, самостоятельные работы. Задания, соответствующие обязательному уровню, отмечаются. В контрольных работах по геометрии в задаче задается два вопроса, один обязательный, второй дополнительный. Самостоятельные работы также составляются из обязательной и дополнительной части. Учащимся сообщается, что оценка  «5» выставляется в том случае, если правильно выполнены все задания.

При составлении годовых и полугодовых контрольных работ в задания обязательной части включаются именно такие, которые отвечают итоговым требованиям, и не включаются те, которые, отражая обязательные результаты по теме, не входят в обязательные результаты по ступени обучения.

 Практическое осуществление уровневой дифференциации не означает, что одним ученикам предлагается больший объем материала, а другим меньший. Каждый ученик должен в полном объеме услышать изучаемый материал. И одни воспримут это полностью, а другие усвоят только то, что предусмотрено минимальным стандартом.

Так  при записи домашнего задания указываются обязательные  и дополнительные задания. Выполнять дополнительное задание или нет, решает сам ученик.

На уроках математики стараешься создать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание уделяешь отбору базового материала, доступного для наших учащихся. Однако это не следует понимать как снижение требований к уровню знаний и умений. Материал по содержанию и объему берется посильным. Чтобы облегчить учащимся процесс овладения материалом, детально объясняешь, систематически повторяешь, тренируешь в применении.

Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усваивают материал, но и надолго запоминают его. При выполнении зачетной работы в 6 классе по теме "Координатная плоскость",  дети строят фигуры по точкам с заданными координатами. В зависимости  от уровня подготовки, одни строят более сложные фигуры, другие более простые. Аналогичная ситуация с решением арифметических примеров в 5 классе. Когда из ответов действий арифметических примеров нужно составить слово. Одни ученики составляют слово из трех - четырех  букв, другие из пяти - шести.

При дифференцированном подходе приспосабливаешь учебный материал к индивидуальным особенностям каждого ученика. При этом используешь разноуровневые материалы.

Уровень обязательной подготовки, должен быть открытым, т.е. известным ученикам и понятным им. Открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к  учебной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: «Тесты контроля знаний и умений учащихся по избранным разделам школьной программы математики»

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения...

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Контроль знаний и умений школьников

Важным звеном обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы....