КВН 9-10 класс
классный час по алгебре (9 класс) по теме

Лазарева Светлана Ивановна

Цели:

  1. углубление и расширение учебного материала;
  2. ознакомление детей с историей развития математики;
  3. решение задач повышенной сложности;
  4. использование материалов по занимательной математике;
  5. развитие творческих способностей обучающихся;
  6. развитие общеучебных умений и навыков, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать и сопоставлять;
  7. нахождение аналогии и оптимального решения.

Тип: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентациякарточки с заданиями, таблицы для жюри, секундомер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. углубление и расширение учебного материала;
  2. ознакомление детей с историей развития математики;
  3. решение задач повышенной сложности;
  4. использование материалов по занимательной математике;
  5. развитие творческих способностей обучающихся;
  6. развитие общеучебных умений и навыков, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать и сопоставлять;
  7. нахождение аналогии и оптимального решения.

Тип: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентациякарточки с заданиями, таблицы для жюри, секундомер.

Ход мероприятия

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.

Ведущий: Дорогие друзья! В нашем клубе веселых и находчивых встречаются сегодня две команды: …

Приглашаем команды на сцену!

(Команды дают свое название и девиз)

Ведущий: А теперь я представляю вам наше многоуважаемое жюри.

Представление членов жюри.

Ведущий: Объявляю начало конкурса «Приветствие».

Максимальный балл – 5.

Выступление команд с приветствием.

РАЗМИНКА. ВИКТОРИНА ДЛЯ КОМАНД.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для 1 команды

Вопросы для 2 команды

1. Один из великих ученых древности был олимпийским чемпионом по боксу. Свои бои он всегда завершал блестящим нокаутом. Назовите имя этого ученого-математика. (Пифагор)

1. Где в России можно встретить дорожку Геракла? (Это расстояние 198,26 м – длина дорожки стадиона).

2. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская)

2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус)

3. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. О каком изобретении, которое используется и поныне в быту, идет речь? (Винт Архимеда, используемый в мясорубке)

КОНКУРС "ПАНТОМИМА".

Каждая команда должна с помощью пантомимы показать определенную теорему, соперники ее отгадывают. Высшая оценка в этом конкурсе – 3 балла.

(Командам предоставляется возможность выбора одной из предложенных карточек с заданием)

  1. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
  2. Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
  3. Около любого треугольника можно описать окружность.
  4. Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.

НАЙДИ НЕДОСТАЮЩИЕ ЧИСЛА.

Участвуют по 2 человека от команды. Конкурс проводится во время подготовки пантомимы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания. Максимальный балл равен 2.

ЗАДАНИЕ: В шестнадцати клетках таблицы записаны вразнобой натуральные числа от 1 до 20. Без помощи ручки и карандаша, только глазами «отследите» все числа и назовите недостающие.

Таблица 1

2

11

3

8

20

6

14

16

18

17

7

5

10

4

15

13

Ответы для таблицы 1: отсутствуют числа 1, 9, 12, 19.

Таблица 2

1

16

8

13

12

9

19

2

20

4

14

18

7

15

10

5

Ответы для таблицы 2: отсутствуют числа 3, 6, 11, 17.

БУРИМЕ.

Написать стихи на заданные рифмы. Менять порядок слов в стихотворении нельзя. В конкурсе, который продолжается 10 минут, участвуют по 2 человека от команды. Максимальный балл равен 3.

ВАРИАНТЫ СЛОВ:

дела

проходим

потрудней

вокруг

доходит

посложней

умелых

вычисляем

поспеваю

труд

переставляем

веселей

дружно

науку

рано

ребят

муку

не лень

нужно

лет

крана

говорят

нет

день

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА. ФИЛДСОВСКАЯ ПРЕМИЯ.

Эту награду Международный математический конгресс присуждает раз в 4 года молодям ученым за особые достижения в области математики. Её учредилДжон Чарльз Филдс (1863-1932 гг.).

Вместе с премией (1500 канадских долларов) лауреату вручается и золотая медаль. На лицевой стороне медали (аверсе) изображена голова Архимеда. Перед ней надпись по-гречески «Архимед». Надпись вокруг головы гласит: «Превзойти человеческие возможности и познать Вселенную». На ее обратной стороне (реверсе) написано по-латыни: «Математический мир приветствует шаг к познанию». На заднем плане – сфера, вписанная в цилиндр, – чертеж к знаменитой теореме Архимеда. Надписи составлены профессором Т. Норвудом из Торонтского университета. Первые лауреаты Филдсковской премии были названы в 1936 г.

В период с 1958-1986 гг. в работе филдсовского комитета принимали участие всемирно известные советские математики: А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, А.Н. Боголюбов.

Лауреатами нашей страны являются Сергей Петрович Новиков, Григорий Александрович Маргулис.

ШИФРОВКА.

Задание. С помощью таблицы 4 прочитайте полезный совет, зашифрованный в таблице 3.

Таблица 3

Е

Д

Д

И

Й

Г

А

У

П

Н

Е

Н

К

Й

Т

Е

А

В

Д

Р

О

З

Р

Е

А

Таблица 4

9

20

13

2

17

5

16

22

10

8

12

1

3

25

18

19

7

15

6

21

4

23

11

24

14

ОТВЕТ: НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЙТЕ ДРУЗЕЙ.

Правильный ответ оценивается в 3 балла.

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Ведущий:

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.

За каждый правильный ответ по 2 балла.

ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.

  1. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба? (60°, 120°).
  2. В одном месяце три среды пришлись на четные числа. Какого числа в этом месяце будет второе воскресенье? (Если в одном месяце три среды пришлись на четные числа, то первая среда – 2 число, третья –16, пятая – 30 число (если, например, первая среда – 4, то пятая – 32), тогда второе воскресенье будет 13 числа).
  3. Шарады.

    1) Из чисел вы мой первый слог возьмите,
    Второй из слова "голубцы",
    А третьим лошадей вы погоните,
    Четвертым будет блеянье овцы.
    Мой пятый слог такой же, как и первый,
    Последней буквой в алфавите является шестой.
    А если отгадаешь ты все верно,
    То в математике раздел получишь ты такой.
     (Три-го-но-ме-три-я).

    2) Привычное слово кудлатой наседки
    Поставьте на первое место.
    На месте втором посмотрите-ка – нота,
    Важна для любого оркестра.
    На третьем – одна одинокая буква,
    Пятнадцатая в алфавите.
    Один из волос на мордашке котенка
    На месте четвертом. Прочти.
     (Ко-си-н-ус)
  4. Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:

    "Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
    Чем с презренным сидеть за обильным столом.
    Лучше черствую корку глодать в одиночку,
    Чем халвой угощаться с вельможным ослом". (Омар Хайям).

ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ВТОРОЙ КОМАНДЫ.

  1. Посчитайте сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. ()
  2. В месяце три воскресенья выпали на четные числа. Какой день недели был седьмого числа этого месяца? (Если в одном месяце три воскресенья пришлись на четные числа, то первое воскресенье – 2 число, третье – 16, пятое – 30 число (если, например, первое воскресенье – 4, то пятое – 32), тогда седьмого числа месяца будет пятница).
  3. Шарада.

    1) Что кружится, что ложится
    И на землю, и на крыши,
    И о чем поэт зимою
    По ночам поэмы пишет?
    Это – первое словечко,
    А второе – просто "на".
    Ну а третье? Угадайте,
    Что бежит по проводам?
    Напиши, что получилось,
    И прочти наоборот.
    Не запутался, читая
    Слово задом наперед.
    (Снег-на-ток – котангенс).

    2) Одна из известных собачьих пород
    Начало у слова составит.
    Без слога второго глагол у лентяя
    Совсем с языка не слетает.
    Достаточно есть единиц площадей, 
    Слог третий – одна из них.
    На «ные» кончается наше слово.
    Закончу и я свой стих. (
    Колли-не-ар-ные)
  4. Назовите великого русского ученого, автора слов "Математику уже потому учить нужно, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)

ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ.

Во время работы капитанов над своими карточками желающие могут попробовать себя в быстром счете от 1 до 24, при этом числа надо найти число и показать его на табло. При выполнении задания необходимо время измерять секундомером. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

Таблица с числами в приложении.

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Музыкальный конкурс. Нужно сочинить песню, связанную с математикой, на мотив известной песни, и исполнить ее.

Максимальный балл равен 5.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Список литературы:

  1. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Занько С.Ф., Тюников Ю.Г. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. – Т.I. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Перемена, 1993.
  4. Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления с решениями и ответами.- М.: «Издат-школа 2000».
  5. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  1. Математический КВН для учащихся 8–9-х классов


  2. Для повышения интереса обучающихся к математике необходимо включать в образовательную деятельность такие формы работы, которые стимулируют познавательную деятельность, воспитывают “здоровый” дух соревнования. В нашей школе традиционно каждый год проходит неделя математики. В это время проводятся : школьный тур олимпиады, конкурсы на лучший ребус, кроссворд, сказку, стихотворение по математике и т. д. Для различных параллелей организуются игры, конкурсы, соревнования по математике. Важно, что все мероприятия проходят во внеурочное время и не ограничиваются рамками школьного урока. Я предлагаю вашему вниманию сценарий математического КВНа для 8-9 классов. Для того, чтобы было интересно детям и соревноваться и смотреть необходима тщательная подготовка, поэтому часто проводить КВН нецелесообразно. Проводить лучше в актовом зале школы или кабинете математики(если народу будет немного). На стенах можно разместить плакаты:

    “Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит” / М. В. Ломоносов. 

    “Математика – это гимнастика ума” / М. И. Калинин. 

    “Химия – правая рука физики, математика – её глаз” / А. П. Крылов. 

    Девиз КВН: “Думай, пробуй и ищи, будет трудно – не пищи!”

    В конкурсе участвуют две сборные команды из учащихся 8-9 классов в количестве 5-7 человек. Ребята выбирают название своей команде так, чтобы оно расшифровывалось:

    ГНОМ – гони неприятеля одним махом

    РИТМ – решать, искать, творить, мечтать. 

    БУСИНКА – будь умным, сильным и находчивым как Архимед. 

    Каждая команда рисует эмблему команды. 

    ВЕДУЩИЙ1

    Внимание! Внимание!
    Приглашаем всех отправиться
    Вместе с нами в весёлую страну МАТЕМАТИКУ. 
    Не забудьте взять с собой быструю мысль,
    Находчивость, смекалку и сообразительность!

    ВЕДУЩИЙ 2: 

    Сегодня в КВНе
    Пусть победит один из вас, 
    Да тот, кто посильнее!
    Капитанам и командам пожеланья таковы:
    Не спешить! Не суетиться! Всё решить! Не ошибиться!
    Веселей на все смотреть!
    Ну, а ты, болельщик милый, 
    Помоги своей им силой!

    Предоставляется слово командам для приветствия друг друга. 

    КОМАНДА 1

    Померяемся силами сегодня мы, друзья!
    Пусть победит сильнейший - сдаваться нам нельзя!
    Приветствуем соперников, привет горячий шлём, 
    Желаем вам победы – позиций не сдаём!
    Привет всем посылаем, успехов вам желаем!
    В команде нашей каждый к сражению готов!
    Не надо нас бояться, хоть будем страшно драться,
    Мы вас домой отпустим без ран и синяков!

    КОМАНДА 2

    Сегодня будет КВН, сегодня состязание,
    И вот, волнуясь, капитан даёт нам указание:
    “Смелей! Веселей! Остроумнее будьте!
    Противник опасен всегда!”
    Только просим, жюри, не забудьте, 
    Что подсуживать здесь вам нельзя!
    Мы смело вопрос будем свой задавать,
    И будем стараться на ваш отвечать. 
    Главное, ребята, сердцем не робеть!
    В этом поединке их нужно одолеть
    А пока ни вы, ни мы. А пока мы все равны!

    ВЕДУЩИЙ 1: (поет на мотив песни “Очи черные”)

    Скатерть красная на столе лежит,
    А за тем столом всё жюри сидит,
    Всё жюри сидит и на вас глядит,
    Всё на вас глядит – улыбается!

    ВЕДУЩИЙ2: представляет состав жюри, куда входят учителя и ученики старших классов. 

    ВЕДУЩИЙ1: Уважаемые ребята, учителя, гости! Мы собрались, чтобы стать свидетелями интересной борьбы, соревнования в смекалке, находчивости, ловкости. Недаром КВН- это клуб весёлых и находчивых. Командам мы желаем удачи и пусть победит сильнейший!

    КОНКУРС 1: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (вопросы задаются командам поочерёдно)

    - Сколько хвостов у семи котов?

    - Сколько носов у двух псов?

    - Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков?

    - Сколько ушей у пяти малышей?

    - Сколько ушек у трёх старушек?

    - На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?

    - Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

    - В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце?

    ^ КОНКУРС 2: ВЕСЁЛОЕ УМНОЖЕНИЕ

    ВЕДУЩИЙ 2: Кто умеет быстро перемножить два двузначных числа в столбик? Все умеют?

    Проверим! Я приглашаю к доске по одному человеку от команды. Записывайте: 18 х 12. Можете решить? Конечно! Только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! (Участникам завязывают глаза и они стараются выполнить умножение в столбик, но с завязанными глазами). 

    ^ КОНКУРС 3: РЕШИ ЗАДАЧУ. 

    ЗАДАЧА для команды 1:

    На две партии разбившись,
    Забавлялись обезьяны. 
    Часть восьмая их в квадрате
    В роще весело резвилась. 
    Криком радостным 12
    Воздух свежий оглашали. 
    Вместе сколько ты мне скажешь обезьян там было в роще?

    (1х/8)
    2 + 12 = х

    х
    2/ 64 – х + 12 = 0

    х
    2 – 64 х + 768 = 0

    Д = 256, х
    1= 16, х2 = 48. 

    Ответ: обезьян могло быть 16 или 48. 

    ЗАДАЧА для команды 2:

    Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Он говорит: “Здравствуйте, сто гусей!” А вожак отвечает: “Нас не сто гусей. Вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да ещё пол- столько, да ещё треть столько, да ещё ты, гусак, был бы с нами, вот тогда бы нас было 100. Сколько гусей было в стае?

    х + х/2 + х/3 + 1 = 100

    (6х + 3х + 2х )/ 6 = 99

    11х = 594

    х = 54. 

    Ответ: в стае было 54 гуся. 

    ^ КОНКУРС 4: КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

    ВЕДУЩИЙ 1: Наши болельщики, и для вас теплое слово найдется у нас. Помните! Те лишь болельщики чтутся, которые вовремя хлопать умеют, где надо - кричат, где надо - смеются, короче, которые бурно болеют! Болельщики! Вы можете помочь своим командам! Сейчас на листочках вы должны написать как можно больше фильмов в названиях которых есть числа. Например: “ТРИ танкиста и собака”. 

    Пока команды решают свои задачи и оформляют их решение на доске, болельщики выполняют задание на листочках, которые затем сдают жюри для оценивания. 

    ^ КОНКУРС 5: СПОРТИВНАЯ МАТЕМАТИКА. 

    ВЕДУЩИЙ 2: Вы, наверное, уже засиделись и хотите размяться! Сейчас вам будет предоставлена такая возможность. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. 

    Варианты номеров могут быть следующими:


КОМАНДА 1: 4 12 27 78 100 213 909


КОМАНДА 2: 7 16 38 92 119 200 815


  1. ^ КОНКУРС 6: ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Командам предлагается сочинить сказку на математическую тему. 

    ВЕДУЩИЙ 2: Пока наши участники работают сказочниками, болельщики должны помочь своим командам заработать побольше очков. Объявляю конкурс болельщиков!

    ^ КОНКУРС 7 (БОЛЕЛЬЩИКОВ). 

    Предлагается написать пословицы, содержащие числа. Например: “Не имей СТО рублей, а имей СТО друзей”.

    КОНКУРС 8: БЛИЦТУРНИР

    Командам предлагается построить графики линейных функций, но выполнить это задание всей командой. 

    - 1 ученик - строит таблицу,

    - 2 ученик- задаёт значения х,

    - 3 ученик- вычисляет у,

    - 4 ученик- стоит систему координат,

    - 5 ученик- строит точки по таблице,

    - 6 ученик- строит график.


КОМАНДА 1: у = 1 – 3х


КОМАНДА 2: у = - 2 + 3х.


  1. ^ КОНКУРС 9: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Учащимся предлагается показать придуманную заранее пантамиму на тему “ДВОЕЧНИК У ДОСКИ”. 

    КОНКУРС 10: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ”. 

    Члены команд поочерёдно задают вопросы друг другу. Важное требование задания должны быть ориентированы на смекалку и сообразительность и не содержать сложных выкладок. 

    ^ КОНКУРС КАПИТАНОВ 11. 

    Капитанам предлагается определить описываемый предмет (задания даются поочерёдно)

    - квадрат со срезанными углами (круг)

    - вздувшаяся точка (шар)

    - монетка (циркуль)

    - кусок палки (линейка)

    - сборник автографов (ученический дневник)

    - обмякший квадрат (ромб)

    ^ КОНКУРС 12: ГЛАЗОМЕР

    Командам предлагается на глаз определить:

    - какова длина карандаша

    - какова площадь страницы тетради

    - каков объём спички

    - каков диаметр 5-рублёвой монеты

    - какова площадь учебника “Алгебра”

    - какова длина школьной парты. 

    ^ КОНКУРС 13: ГРАМОТЕИ. 

    К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: БИССЕКТРИСА, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, ДЕЦИМЕТР, ЧАСТНОЕ, ТРАНСПОРТИР, УРАВНЕНИЕ, АБСЦИССА, ОРДИНАТА, КООРДИНАТА. 

    КОНКУРС 13: РАЗРЕЖЬ ТОРТ

    К чаю был куплен торт, на котором находится 7 розочек. Раздели его тремя линиями на 7 частей так, чтобы в каждой части оказалась розочка. (Каждая команда получает рисунок и работает с ним). 

    ВЕДУЩИЙ 1 и ВЕДУЩИЙ 2:

    Торт вы делили на бумаге, а сейчас мы узнаем, кому же достанется настоящий. Предоставляется слово жюри для подведения итогов, награждения команд. Награды зависят от фантазии учителя. Однако, КВН вносит живинку в учебный процесс, вызывает большую активность даже “слабых” учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....