Внеклассное мероприятие "Звёздный час", посвящённое истории математики
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) по теме
Истории математики традиционно отводится не слишком большое внимание в учебном процессе. Но именно история математики дает обширный материал для развития мировоззрения, интереса к предмету.
Богатым источником для воспитательной деятельности является жизнь и деятельность людей, внесших серьезный вклад в историю математики. Именно таким людям и посвящена Игра “Звездный час”. Проведение игры можно приурочить к Неделе математики, в рамках предметных недель в школе.
В работе используются выступления учащихся. В ходе такой работы ребята должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации необходимой для представления выбранной темы, в данном случае ученого-математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_zvyozdnyy_chas_posvyashchyonnoe_istorii_mate.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Звёздный час", посвящённое истории математики.
Алейникова Марина Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ№4»
Истории математики традиционно отводится не слишком большое внимание в учебном процессе. Но именно история математики дает обширный материал для развития мировоззрения, интереса к предмету.
Богатым источником для воспитательной деятельности является жизнь и деятельность людей, внесших серьезный вклад в историю математики. Именно таким людям и посвящена Игра “Звездный час”. Проведение игры можно приурочить к Неделе математики, в рамках предметных недель в школе.
В работе используются выступления учащихся. В ходе такой работы ребята должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации необходимой для представления выбранной темы, в данном случае ученого-математика.
Использование новых информационных технологий позволяет вносить в процесс обучения новые формы работы. Обычно при выступлении учащихся с докладами невозможно добиться внимательного прослушивания со стороны остальных учеников. Выполнение же доклада в форме презентации позволяет повысить уровень заинтересованности учащихся. Мотивация внимательно прослушать выступления повышается путем проведения игры, где проверяются полученные знания.
Для проведения внеклассного нужно провести подготовительную работу:
1. Раздать задания по подготовке презентаций про нескольких великих математиков.
2. Приготовить вместе с учащимися выступлений по выполненным презентациям.
3. Создать презентацию “Звездный час” для двух туров.
4. Выбрать команду детей, которые будут участвовать в соревновании. (Каждый учащийся готовит себе эмблему и ищет помощника-родителя или старших брата, сестру).
5. Подготовить карточки с номерами ответов. (На каждого участника по два набора карточек – “1”, “2”, “3”, “4”, “5”.
Ход работы по подготовке выступлений:
1. Учащимся выдается план подготовки выступлений или презентаций:
1. Годы жизни ученого.
2. Цитата, высказывание математика.
3. Краткая биография с отражением жизненной позиции ученого.
4. Основные труды в области математики, которые принесли известность.
5. Интересный факт из жизни ученого.
2. Выполненные работы редактируются учителем, после чего учащийся готовит выступление по своей работе.
Работа по подготовке презентации “Звездный час”.
Из подготовленных докладов выбираются значимые сведения, которые и составят задания для игры.
В проведенной игре выступления были посвящены следующим выдающимся деятелям-математикам:
1. Аристотель;
2. Евклид;
3. Эратосфен;
4. Анри Пуанкаре;
5. Рене Декарт;
6. Софья Ковалевская;
7. Андрей Николаевич Колмогоров.
Вопросы для игры “Звездный час”:
I тур (см. Приложение 1)
1. Чей труд назывался “НАЧАЛА”? (Евклид)
2. Кто из ученых серьезно занимался биологией? (Рене Декарт)
3. Кто из ученых занимался географией, известен его трактат “Об измерении Земли”? (Эратосфен)
4. На каком изображении можно увидеть Евклида?
5. Сколько книг содержал труд Евклида “Начала”? (13 книг)
6. Чей известен способ нахождения простых чисел? (Эратосфен)
7. Какое имя у известной русского математика Ковалевской? (Софья)
8. В какой стране жил и работал ученый Анри Пуанкаре? (Франция)
II тур (см. Приложение 2)
1.Определите правильный порядок событий:
1. Написаны труды Евклида;
2. Работы Декарта по аналитической алгебре;
3. Занятия с простыми числами Эратосфена.
(Правильный порядок: 1, 3, 2)
2. Перепутаны авторы цитат:
В математике царской дороги нет.
– 1. Евклид.
Математика - это искусство называть вещи одним и тем же именем.
– 2. Декарт.
Особенно нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений.
– 3. Пуанкаре.
(Правильный порядок ученых: 1, 3, 2)
3. Кто чей учитель? Расставить деятелей в таком порядке, чтобы каждый следующий был учеником предыдущего.
1. Аристотель;
2. Платон;
3. Александр Македонский.
(Правильный порядок: 2, 1, 3)
Ход игры:
1. Учащиеся прослушивают выступления об ученых.
2. В игре участвуют пять или шесть человек. Они выстраиваются так, чтобы им было видно вопросы презентации и перед ними располагались карточки с номерами ответов от 1 до 5.
Родители или их старшие товарищи располагаются позади участников игры так, чтобы они их не видели и тоже имеют наборы карточек с номерами ответов.
3. На доске нарисована лестница, на первой ступени которой располагаются эмблемы участников.
4. Учащимся показывают первый вопрос. Карточки с ответом поднимают игроки и их помощники. Если ответ игрока правильный, то передвигается его эмблема на следующую ступень. Если ответ игрока неправильный, то проверяется ответ его помощника. В случае его правильности, эмблема игрока передвигается по лестнице. В противном случае эмблема остается на прежнем месте. В таком порядке проводится первый тур.
5. Во второй тур выходят четыре человека, которые имеют большее количество баллов. Во втором туре задание выглядит таким образом, что ответ на него подразумевает поднятие двух карточек тех номеров ответов, которые надо поменять местами. (Так в первом вопросе это будут карточки – 2 и 3, во втором – 2 и 3, в третьем – 1 и 2). Порядок тот, что и в первом туре.
6. В последний тур выходят два человека, набравшие наибольшее количество баллов. Им предлагается назвать как можно больше известных ученых-математиков. Для подготовки дается две минуты. Затем каждый из игроков по-очереди называет свой вариант ответа, как только варианты закончились, продолжить ответ может помощник игрока. Кто первый остановиться, тот считается проигравшим.
7. Выигравшему дается право произнести звездную речь.
Внеклассное мероприятие "Математика — царица наук!", посвящённое истории математики.
Алейникова Марина Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ№4»
Цели:
• формирование навыков коллективного поведения;
• создание атмосферы товарищества;
• воспитание чувства юмора, умения веселиться.
Задачи:
• повысить мотивацию к учебе;
• определить коммуникативные способности детей.
Время: 30-40 мин.
Форма: интеллектуально-развлекательная игра
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие зрители и будущие участники! Разрешите поздравить вас с праздником. Вы, конечно же, можете мне возразить, что никакого праздника сегодня нет. Не спешите, ведь сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И именно в честь неё мы устраиваем наш праздник. А проходить он будет по типу интеллектуально - развлекательной игры под названием “Математика – царица наук!”
Ведущий 2:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, так быстро смолкли речи
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Ведущий 1:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Ведущий 2:
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром… Аплодисментов!
Внимание! Начинаем наши состязания. Мы представляем вам 2 команды.
Команда “Пифагоры”
Девиз: “Научился сам – научи другого”
Речёвка:
Раз, два, три, четыре!
Три, четыре – раз, два!
Кто шагает дружно в ряд?
Команда дружных ребят!
Всем, всем!
Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешайте нам учиться,
Не мешайте нам трудиться,
Не отстанем мы нигде,
Ни в учебе, ни в труде!
Команда “Афина”
Девиз: “И опыт сын, ошибок трудных”.
Речёвка:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования;
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Теперь самое время перейти к игре. Оцениваться наши участники будут ведущими с помощью звезд, а в конце игры мы подсчитаем их обще количество и определим победителя игры.
I тур
Разминка (за 3 правильных ответа команда зарабатывает 1 звезду)
1. От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5).
2. Сколько чудес света создано людьми? (7)
3. Какую “неизвестную” букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики? (х).
4. Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одной из меньших сторон? (конус).
5. О каком виде треугольников идет речь в теореме Пифагора? (равнобедренном, равностороннем, прямоугольном).
6. Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны? (квадрат).
7. х = 7, х2 = ? (49).
8. Единица измерения угла? (градус).
9. Единица измерения скорости? (км/ч).
10. Треугольник, в котором 2 стороны равны? (равнобедренный).
11. Сумма углов в треугольнике? (1800).
12. Крыса, которая делит угол пополам? (биссектриса).
13. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на основание? (высота).
14. Сколько секунд в одном часе? (3600).
15. Чему равно 12 в квадрате? (144).
16. Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.).
17. Найти 1% метра (0,01).
18. Чему равна площадь квадрата? (s = a2).
II тур
Необходимо из 10 букв составить самое длинное слово (у р а в н е н и е с). Команда, справившаяся с заданием лучше получает звезду.
III тур
На листе написаны координаты точек, задача команд как можно быстрее по данным координатам расшифровать высказывания известного немецкого математика Карла Гаусса.
(11;4) (6;1) (1;4) (15;5) (11;4) (6;1) (1;4) (9;6) (2;7) (6;1)
(4;5) (6;1) (12;2) (9;6) (4;5) (6;1)
(7;4) (6;1) (14;1) (2;7)
(6;1) (12;2) (9;6) (5;3) (11;4) (15;5) (1;4) (9;6) (2;7) (6;1)
(4;5) (6;1) (12;2) (9;6) (4;5) (6;1)
(11;4) (6;1) (1;4) (15;5) (11;4) (6;1) (1;4) (9;6) (2;7) (9;6)
IV тур
Игра со зрителями.
Конкурс “Лейся песня!”
Нужно спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные.
ПРИМЕР:
“Миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна видишь ты…”
Каждый зритель, исполнивший песню, имеет право отдать свое очко любой из команд.
ПЕСНЯ: “МЫ УМНЕНЬКИЕ ДЕТИ”
Над нами солнце светит
Не жизнь, а благодать.
Тем кто за нас в ответе
Давно пора понять.
Мы умненькие дети,
Нам надо погулять.
А нам говорят, что катет
Короче гипотенузы
А мы говорим, что хватит
Устали от этой обузы
Пара-пара-пара
Короче гипотенузы
А мы говорим, что хватит
Устали от этой обузы.
Мы встанем на рассвете
И спрячем в стол тетрадь.
Тем кто за нас в ответе
Давно пора понять.
Мы умненькие дети,
Нам надо погулять.
А нам говорят пирамиды,
Должны иметь основанье,
А мы говорим в Египте
Увидите все сами.
Пара-пара-пара
Должны иметь основанье,
А мы говорим в Египте
Увидите все сами.
Слова упрямо эти
Мы будем повторять.
Тем кто за нас в ответе
Давно пора понять.
Мы умненькие дети,
Нам надо погулять.
А мы говорим, что долго
Не сможем решать задачу,
А чтобы стать человеком
Шагать надо в ногу с веком.
Пара-пара-пара
Не сможем решить задачу,
А что бы стать человеком
Шагать надо в ногу с веком.
Ведущий 1: Звучит музыка, и кажется, что может быть общего между математикой и музыкой, между сухими формулами и божественными звуками? А оказывается, есть. Вы задумывались когда-нибудь над тем, что за предмет – математика? Вот например, что изучает астрономия?
Звезды.
Ведущий 2: Они реально существуют?
1-й: Да.
2-й: Что изучает биология?
1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений.
2-й: Они реально существуют?
1-й: Да.
2-й: Что же изучает математика?
1-й: Числа. Геометрические формы.
2-й: О/ни реально существуют? Их можно потрогать?
1-й: Нет.
2-й: Значит, математика занимается вещами, которых в действительности нет?!
1-й: Значит, это наука, существующая только в человеческих мыслях. Наука, созданная разумом человека. И кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью формул можно рассчитать полет космического корабля, “экономическую ситуацию” в стране, погоду “на завтра”, описать звучание нот в мелодии.
2-й: Хотелось бы, чтобы после сегодняшней встречи мы иначе посмотрели на математику, почувствовали её красоту и более глубоко осознали необходимость её изучения.
V тур
Математическое лото.
Поочередно командам даются таблички с заданиями, при решении которых будет составляться портрет одного из ученых математиков. Задача команд, как можно быстрее, отгадать, кто изображен на портрете.
Вычислить:
-9* (-0,7+1,2): 1,5 + 0,8 Найти значение выражения:
16/81
Решить уравнение:
3х-5х-7х =23
Выбери наибольшее:
6 5/7 х -6,7 25/36
Упростить выражение:
7* (2a -4,2) – (4 + a)
Скорость улитки, если она проползает 35 м. за 7 часов. Скорость автобуса, если он прошел 120 км. за 3 часа. Выбери наибольшее:
-6,72 х 6,7
VI тур
Десантники.
Как воздух, математика нужна
Одной отваги мало. Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнится на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!”
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Решить примеры, записанные на плакате в виде лестницы. Задача команд забраться наверх как можно быстрее и при этом правильно сосчитать.
VII тур
“Склад”.
На склад привезли наглядность по геометрии. Необходимо узнать, что это за фигура и перенести их со склада в класс. Глаза у носильщиков при этом должны быть завязаны. Переносить нужно только по одному предмету. Выигрывает та команда, которая быстро определит название и не перепутает “склад” и “класс” с чужим.
VIII тур
“Ночью в лесу!”
В квадрате 2х2м., обозначенном на полу, в хаотичном порядке разбросаны деньги, кубики, шарики. От каждой команды нужно по одному участнику, им завязываются глаза и по сигналу они начинают собирать предметы в мешок. Задача команд, подсчитать сколько было собрано кубиков, шариков и денег в сумме. Кто быстрее и правильнее выполнит, тот и победит.
IX тур
“Петушиный бой”.
Участвуют по одному игроку от каждой команды. На спине у игроков прикреплен номер. Задание – увидеть номер соперника, не показав при этом свой.
X тур
“Финал”.
Участие принимают капитаны команд. Необходимо составит как можно больше слов из слова м а т е м а т и к а .
А пока анекдоты:
У какого ученика самый лучший слух? У того, кто, стоя у доски, может услышать все, что ему подсказывают с последней парты.
Учитель: “Как будет по-английски “вытирать пыль?” Ученик “Обыкновенно! Тряпкой!”
Учительница спросила: “Какие боги были у древних греков?” “Греческие боги имели разные профессии!” - ответил ученик.
Подводятся итоги игры. Победившая, команда совершает круг почета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного внеклассного мероприятия (история +математика ) в 8 классе «Виртуальная экскурсия по Невскому проспекту»
Интегрированное внеклассное мероприятие (история +математика ) в 8 классе...
Разработка внеклассного мероприятия "Из истории математики"
Подробный конспект урока для внеклассного мероприятия в 5-х классах...
Разработка внеклассного мероприятия "Из истории математики"
Подробный конспект урока для внеклассного мероприятия в 5-х классах...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Внеклассное мероприятие по истории математики "Счастливый случай"
Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, к...
Внеклассное мероприятие по математике «История математики»
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....
Внеклассное мероприятие для 9 класса (математика+история)
методическая разработка интегрированного мероприятия...