«Экологизация содержания курса математики»
проект по алгебре по теме

Батранина Ольга Анатольевна

Адресная направленность

 

 

Поисково-творческая работа по проблеме:«Экологизация содержания курса математики»

Разработка средств, форм, методов экологизации математики предназначена учителям-предметникам для реализации формирования экологической культуры и грамотности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologizaciya.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

Поисково-творческая работа по проблеме:

«Экологизация содержания курса математики»

Учитель математики О.А. Батранина

Введение

Математику определяют как науку, изучающую количественные отношения и пространственные формы окружающего мира. Математика пронизывает все отрасли знания, в том числе и гуманитарные науки. Изучая явления природы и окружающей жизни, люди везде находили предметы для счета и для числовых отношений. Часто числовые отношения оказывались там, где их существование даже не подразумевалось. Так Пифагор обнаружил, что три струны дают гармонический аккорд в том случае, если их длины относятся как 6:4:3. Подобные примеры способствовали тому, что ученые древности стали смотреть на число как на основу мира. «Число - это закон и связь мира, сила, «парящая над богами и смертными»» - учил Пифагор. «Число – есть сущность всех вещей». Современная биологическая наука пользуется математическим аппаратом для описания количественных закономерностей. Статистические исследования и математическая обработка этих результатов способствует новым открытиям.

Многие темы школьного курса позволяют давать детям экологическое образование. Так, например, учащиеся 5 - 6 классов решают различные текстовые задачи, составляют графики, диаграммы изменений процессов, которые происходят в жизни.

При изучении темы «Стандартный вид числа» используется таблица «Общие ресурсы воды на поверхности Земли». В старших классах учащиеся строят экологические пирамиды, пирамиды энергии, биомассы. Арифметическая и геометрическая прогрессии позволяют решать задачи на изменение величин. Интересны задачи по дифференциальному и интегральному исчислению.

Геометрия отражает эстетическую сторону экологического образования. Составляющие основу красоты природы явления симметрии и периодичности хорошо изучены и описаны математикой. Велика роль на уроках математики экологического воспитания учащихся, приобщения детей к природе, ее познанию, умению бережного отношения к ней. Путешествуя по школьной «Экологической тропе», участвуя в экспедициях «Голубой мост», учащиеся знакомятся с тайнами и законами природы, собирают практический материал, обрабатывают собранные данные, оформляют в виде рефератов, используя справочную литературу. Охотно выступают со своими творческими работами перед одноклассниками, делятся своими открытиями в познании окружающего мира.

Адресная направленность

Разработка средств, форм, методов экологизации математики предназначена учителям-предметникам для реализации формирования экологической культуры и грамотности учащихся. Использование в своей педагогической работе «Задач по математике на основе природоохранительного материала», «Блока устных упражнений с экологическим содержанием», диаграмм «Экология в таблицах» способствует развитию познавательного интереса школьников, формированию творческого мышления, углублению и расширению их знаний, саморазвитию личности. Программа «Экологизация содержания курса математики» предполагает достижение результата компетентности, т.е. учащиеся должны иметь опыт экологического образования на уроках математики.

Проблема. Экологическое образование

на уроках математики.

Актуальность проблемы.

  1. В новом тысячелетии явно обозначились три новые тенденции в развитии человечества:
  1. создание общего глобального информационного пространства;
  2. интерес людей разных стран к прогнозированию общего будущего для жителей Земли (концепция устойчивого развития);
  3. формирование новой общей ценности человечества – сохранение экологического качества  среды жизни.
  1. Экологическая культура на современном этапе становится неотъемлемой частью функциональной грамотности населения планеты.
  2. Работая в системе школы-центра
    экологического образования,

Обучение                 воспитание                развитие

назрела необходимость экологизации математики.

Под экологическим образованием мы будем понимать, во-первых, обучение как науку о взаимодействии природных компонентов, во-вторых, выработку у учащихся целостного мировоззрения базирующегося на основных выводах экологии как науки и позволяющего учащимся иметь собственную позицию в вопросах, касающихся окружающей природы, общественных отношений и общественного развития. И, в-третьих, практическую деятельность, базирующуюся на первых двух положениях и включающую учащихся в систему общественных практик. Экологическое образование включает в себя, помимо изучения экологии, как науки, широкое знакомство с культурно-историческим наследием, проработка традиционного народного понимания вопросов охраны природы, выработку собственной позиции.

4. Цели и задачи экологического образования предполагают достижение результата компетентности, т.е. учащиеся должны иметь опыт экологического образования, который формируется на уроках математики.

Цель исследовательской деятельности.

Разработка средств, форм, методов экологизации математического образования.

Задачи

  1. Изучить научно-теоретические модели и опыт реализации.
  2. Создание картотеки распределения экологического материала согласно тематическому планированию математики.
  3. Разработка системы дидактических заданий интегрированного характера, блока устных упражнений по математике 5-6 кл. с элементами экологии, сборника задач 5-6 кл. с экологическим образованием.
  4. Проведение нестандартных уроков: интегрированные уроки, уроки краеведения, музейные уроки (по реке Оке), межпредметные уроки.
  5. Разработка и реализация мониторинга результативности.

 

Объект исследования.

Процесс обучения математике.

Предмет исследования.

Экологизация математического образования.

Диагностирование цели.

  1. Достижение результата компетентности по экологизации математики.
  2. Сформирование экологической культуры (формирование экологических знаний отношений, опыта деятельности).

Гипотеза.

Если в системе работы школы-центра экологического образования осуществлено

  1. Изучение уровня теоретической и практической готовности учителя к деятельности по экологизации математики;
  2. Выстроена и реализуется система научно-практической подготовки учителя по экологическому образованию;
  3. Разработаны и реализуются различные интегрированные формы уроков и досугов деятельности;
  4. Создана и реализуется система экологизации адекватно вопросам, интересам, склонностям ученика;
  5. Осуществляется регулярная диагностика и коррекция интегрированной работы по обеспечению экологизации математического образования, то это может обеспечить формирование экологической культуры и грамотности учащихся.

Мониторинг:

  1. Умение составлять диаграммы, экологические пирамиды;
  2. Умение строить графики, используя природоохранительный материал;
  3. Умение решать задачи на проценты с экологическим содержанием;
  4. Умение приводить примеры из экологии, связывать решение задач с жизнью;
  5. умение составлять задачи, используя статистические данные, и данные, полученные экспериментальным путем (например, исследования по школьной «Экологической тропе», результаты экспедиций «Голубой мост»;

Мониторинг результативности

По пунктам 1-5 учащихся

  1.  в 2009-2010 уч. году – 5а класс;
  2. в 2010-2011 уч. году – 6а класс;
  3. в 2011-2012 уч. году – 7а класс;
  4. в 2012-2013 уч. году – 8а класс.

Программа

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

I. Прогностический этап

  1. Анализ образовательной ситуации на уровне школы-центра экологического образования.

Определение предмета, объекта, цели.

  1. Изучение модели школы-центра экологического образования, методического опыта профессора РАО г. Москва А. Н. Захлебного.




Определение задач

  1. Анализ дидактического материала сборника задач с экологическим содержанием учителей Удмуртии

II. Диагностический этап

  1. Осуществление констатирующей среды:
  1. Готовность учащихся к обучению экологии на уроках математики;

Педагогические наблюдения.

  1. Готовность учащихся заниматься экологией, их отношение к данной проблеме;

Тестирование

  1. Участие детей в сборе экологического материала, его обработка, составление таблиц, диаграмм.

Анализ информации, рефераты.

  1. содержание обучения, анализ:
  1. переработка математического планирования;
  2. включение тем естествознания, экологии в курс преподавания математики.

Мониторинг деятельности в системе (методика Беспалько)

  1. Характер обучения:
  1. Нестандартные уроки;
  2. Творческие задания по составлению задач по экологии.

Анализ уроков, письменных работ.

III. Организационный этап.

1. Составление картотеки распределения экологического материала согласно математическому планированию математики.


\

Тестирование учащихся учителем

2. Разработка системы дидактических заданий интегрированного характера.

3. Проведение нестандартных уроков

Мониторинг результативности

IV. Обобщающий этап.

1. Осмысление того, что было и есть. Результаты развития экологической культуры и знаний учащихся.

Мониторинг результативности.

Вывод: экологическое образование на уроках математики предполагает достижение результата компетентности, т.е. учащиеся должны иметь опыт экологического образования, который формируется на уроках математики.

30%

42%

53%

65%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

уч.год

№1

27%

35%

45%

48%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

уч.год

№2

5%

10%

15%

25%

0%

5%

10%

15%

20%

25%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

уч.год

№5

20%

40%

75%

80%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

уч.год

№4

30%

44%

44%

52%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

уч.год

№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность содержания геометрической линии в школьном курсе математики

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики Центрального района города Челябинска. Прилагается к выступлению презентация....

Методологические основы построения содержания школьного курса математики

Методологические основы построения содержания школьного курса математики...

Особенности содержания курсов математики 5-6 классов и методики его изучения

Предметная линия учебников "Сферы для 5-6 классов ",авторы Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева,-М.Просвещение,2013...

Экологизация школьного курса физики

В рамках подготовки к году экологии в России...

Содержание курса математики 10-12 кл.

Распределение учебного материала по алгебре и начала математического анализа и геометрии в 10-12 классах вечерней школы на учебный год....