Разработка урока "Решение линейных уравнений" 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Данная разработка урока включает в себя конспект урока, анализ урока, презентацию, алгоритм, карточки самостоятенльной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм | 12.82 КБ |
Анализ урока | 35 КБ |
Карточка самостоятельных работ | 45 КБ |
Презентация | 1.16 МБ |
Конспект урока | 679.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
15.12.2011г.
Анализ урока математики (6а класс)
учителя математики Ломоновой Ольги Александровны,
г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 44»
Тема урока: Решение уравнений
Место урока в теме: В разделе «Решение уравнений» – второй урок.
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и дополнить знания по теме: “Решение линейных уравнений”, составить алгоритм решения линейного уравнения, научить узнавать является ли число решением уравнения.
2. Развивающая: развитие познавательной активности, творческих способностей, сохранение и развитие потенциальных возможностей (способностей) учащихся; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять; наблюдательности, внимания; развитие математической речи учащихся.
3. Воспитывающая: воспитание интереса к предмету, формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, настойчивости для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.
По типу урок: Урок обобщения и систематизации знаний и умений. Данный урок выбран в виде урока-презентации. Структура данного урока состоит из следующих этапов:
- Организационный этап.
Приветствие, организация внимания учащихся, формулировка темы урока в процессе эмоционального рассказа учителя (словесный метод обучения), раскрытие общей цели и плана проведения урока .
2. Актуализация опорных знаний.
Для активизации опорных знаний был включен этап повторения изученного материала. Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, при необходимости записывая задания, рассматривают алгоритм решения уравнения(объяснительно-иллюстративный метод). В результате данного опроса, удается опросить большое количество учащихся. В данный момент происходит актуализация и систематизация знаний учащихся – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для изучения темы.
- Объяснение нового материала
Была проведена самостоятельная работа в парах. В работу были включены элементы взаимоконтроля и самоконтроля. Учитель же должен оценить не только конечный результат (правильно-неправильно). В процессе урока учитель определяет степень самостоятельности каждого ребенка, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль, как помогают друг другу при возникновении трудностей, не проявляют ли излишней строгости. Все это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу.
- Доклад учащихся по теме.
Доклад готовили несколько учащихся, на подготовку которого отводится 2 недели. Для подготовки доклада к уроку ребята применяли частично поисковый метод, пользовались различной исторической справочной литературой, работали в Интернете. Учащимся пришлось выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации, что способствовало развитию их познавательной активности, умению самостоятельно добывать знания, а также ощутить взаимосвязь разных наук.
В оптимальном соотношении на уроке реализованы основные дидактические принципы:
1.Принцип связи теории с практикой: все теоретические сведения, полученные и добытые обучающимися самостоятельно, воплотились в их творческой работе.
2.Принцип наглядности: без него невозможен не один урок математики. Реализация данного принципа способствовала эффективному обобщению знаний умений и навыков, активизировала познавательную деятельность обучающихся.
3.Принцип систематичности и последовательности: изучаемый на уроке материал базировался на ранее усвоенном.
4.Принцип сознательности и активности в обучении: обучающиеся показали умения оформлять свои знания в правильной словесной и письменной форме, проявили заинтересованное положительное отношение к изученному материалу, а высокая степень самостоятельности являлась признаком сознательного усвоения учебного материала.
Вывод: На уроке была создана атмосфера комфортности, которая способствовала совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков, развитию творческого потенциала каждого учащегося. Урок носил дидактический и развивающий характер.
Обучающиеся познакомились с историей возникновения решения уравнений. И подчеркну, наверное, самое важное: в классе не было учеников, которые бы не справились с работой.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа Самостоятельная работа
2-3(х+2)=5-2х | 2-3(х+2)=5-2х |
-15х+31=-7+4х | -15х+31=-7+4х |
3-5(х+1)=6-4х | 3-5(х+1)=6-4х |
-35-2х=42+9х | -35-2х=42+9х |
Ответы
Ответы
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа
2-3(х+2)=5-2х | 2-3(х+2)=5-2х |
-15х+31=-7+4х | -15х+31=-7+4х |
3-5(х+1)=6-4х | 3-5(х+1)=6-4х |
-35-2х=42+9х | -35-2х=42+9х |
Ответы
Ответы
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
0 Самостоятельная работа Самостоятельная работа
2-3(х+2)=5-2х | 2-3(х+2)=5-2х |
-15х+31=-7+4х | -15х+31=-7+4х |
3-5(х+1)=6-4х | 3-5(х+1)=6-4х |
-35-2х=42+9х | -35-2х=42+9х |
Ответы
Ответы
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
т | в | е | и |
-7 | -9 | -8 | 2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Устный счет 30 60 -10 *(-2) : 20 -17 : (-3) + 20 + 15 : (-15) : 20
100 0,7 1.Устный счет :( -20) +35 *(-3) +90 +0,3 -12 +3/4 +1/4
1.Устный счет -90-70 -0,4-1,6 2,6-3 : (-4) *(-4) *10 * (-2) -32 *2,4 +96 : (-2) +100,6
2. Актуализация знаний 1. Раскрыть скобки 3(6-5х); a-(b-c-d) ; -6(3 n+1) 2 . Упростите выражение -2*2,3х; 3ху*(-1,5); 5*(-6,2а); -2*(-0,5х) 3.Приведите подобные слагаемые 4х-12-2х; -6а-2+6а; 18-3р-10
15.12.2011г. Тема: « Решение уравнений.»
Линейное уравнение с одной переменной 1. Рассмотрим уравнение 2 (3х – 5) = х – 3. 2. Как решить это уравнение? Решите его. 3. Что называется уравнением ? Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение?
Решение уравнений Уравнение вида ах = b , где а и b – любые числа, х – переменная, называют линейным уравнением с одной переменной. Чтобы найти х = b÷a . Назовите а и b в уравнениях: 3х = 7, - 2х = 5, 0х = - 3. Сколько корней имеет каждое из этих уравнений. Найдите их.
Корень уравнения 1. Является ли 3 корнем уравнения: 2х = 6, х + 5 = 3х – 1, (х – 3)(х – 5)(х + 12) = 0? Укажите еще несколько корней 3-го уравнения. 2. Какие уравнения называются равносильными? Являются ли равносильными уравнения: 2х – 4 = 6 и х – 2 =3
Решить уравнение Раскрыть скобки Перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, изменив знаки на противоположные Привести подобные слагаемые Обе части уравнения разделить на коэффициент при х
Решение уравнений Решить уравнения: 2х+9=13-х 2. (2х-2)-(10-х)=0 3. 3(х+3)=5х-5 4. 7х-(3+2х)=х+9 5. -5х(-0,4)=0,84:(-0,42)
Кто придумал уравнения? Ответить на этот вопрос невозможно! Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла. Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (IIIв) “ Он уйму всяких разрешил проблем. И засухи предсказывал и ливни. Поистине его познанья дивны” Большой вклад внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век) . Многие математики занимались решением уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните самостоятельную работу. Исторический экскурс
Самостоятельная работа Решите уравнение:
Ответ к самостоятельной работе Т В Е И -7 -9 -8 2
Громкую славу Франсуа Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны. Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим. Будучи уверенными, в том, что шифр разгадать невозможно, обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик. Итак, вы узнали это имя-Виет. Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении. Более подробно мы познакомимся с Виетом в 8 классе.
Магические квадраты Что вы знаете об этом квадрате? 4 9 2 3 5 7 8 1 6
Закрепление пройденного № 560(а, б) – правильно раскройте скобки; № 553(а,б) – приведите подобные слагаемые; № 563 – решите уравнения. Задание на дом Выполнить № 560 (в,г), 563,564 Выучить алгоритм решения уравнения
Предварительный просмотр:
Ломонова Ольга Александровна, учитель математики
Урок математики в 6 классе
Тема: Решение уравнений
Цель:
Образовательная:
Обобщить и дополнить знания по теме: “Решение линейных уравнений”, составить алгоритм решения линейного уравнения, развить умение по решению уравнений; научить узнавать является ли число решением уравнения.
Развивающая:
Развитие познавательного интереса учащихся; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять; наблюдательности, внимания. Формировать потребность приобретения знаний; развитие математической речи учащихся.
Воспитательная:
Формирование таких качеств личности, как организованность, ответственность, аккуратность, осознание общечеловеческих ценностей.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Ход урока:
Организационный момент
Ребята, сегодня на уроке мы дополним и обобщим знания по теме «Решение уравнений». Составим алгоритм и блок-схему решения линейных уравнений. А сейчас давайте выполним следующие устные задания:
I. Устный счет
Начнем наш урок с устного счета (слайд 1-3)
-90-70 -0,4-1,6 2,6-3
:(-4) ∙ (-4) ∙10
∙(-2) -32 ∙ 2,4
+96 : (-2) +100,6
------------ ------------ -----------
? ? ?
- Актуализация знаний и умений учащихся
1. Упрощение алгебраических выражений
А сейчас мы повторим те темы, которые пригодятся нам на уроке при решении уравнений
1) Раскрытие скобок (слайд 4)
3(6-5х)
a-(b-c-d)
(a+b)-(c-d)
-6(3n+1)
2) Упростите выражение (слайд 5)
-2∙2,3х
3ху∙(-1,5)
5∙(-6,2а)
-2∙(-0,5х)
2) Приведение подобных слагаемых (слайд 6)
4х-12-2х
-6а-2+6а
18-3m-10
0,3x-6-0,2x+2
2. Устный опрос
1) Что называется уравнением?
(Равенство содержащее переменную, значение которой нужно найти называется уравнением)
2) Что называется корнем уравнения?
(Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения)
3) Что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти его корень или доказать, что корней нет)
- Новая тема.
Найдите корни следующих уравнений. (слайд 7)
3(х-5)=0 х-5=0 3х=15
х=5
Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями.
Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.
Все они имеют вид ах=b, где х – переменная, а и b – любые числа, такие уравнения называются линейными уравнениями с одной переменной.
Определение: Уравнения вида ах=b, где х – переменная, а и b – любые числа, называют линейными уравнениями с одной переменной. (Слайд 8)
Решение многих уравнений сводиться к решению линейных уравнений.
Например: 2х+9=13-х
В процессе решения его следует заменить более простым, но равносильным данному уравнением. Для этого мы будем пользоваться свойствами уравнений.
1 свойство.
Любое слагаемое уравнения можно перенести из одной части равенства в другую, изменив знак этого слагаемого на противоположный.
2 свойство.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
Как найти корни данных уравнений уравнения ах=b? Разделим обе части уравнения на коэффициент при х
х=
Найдем корни данных уравнений
х= х= х= х=
х=-5 х=- х=0 х=6
Ответ: -5 Ответ: - Ответ: 0 Ответ: 6
При решении линейного уравнения с одной переменной имеют место три случая.
а≠0, b≠0 | а=0, b≠0 | а=0, b=0 |
aх=b x= | 0x=b Н нет корней | 0х=0 Множество корней |
Исторический экскурс
- Продолжение изучения темы.
2х+9=13-х переносим неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, а известные слагаемые в правую часть уравнения, поменяв при этом их знаки.
2х+х=13-9 приводим подобные слагаемые
3х=4 разделим обе части уравнения на 3
х= запишем ответ
Ответ:
Итак, что нужно сделать чтобы решить уравнение.
Составление алгоритма решения уравнения:
Пример: 3(х+3)=5х-5 1) упростить уравнение тождественным преобразованием
3х+9=5х-5 2) перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть уравнения, свободные слагаемые в другую часть, поменяв знаки.
3х-5х=-5-9 3) привести подобные слагаемые
-2х=-14
4) решить получившееся линейное уравнение.
х=-14 : (-2)
х=7
Ответ: 7 5) записать ответ
- Закрепление новой темы.
А) работа по учебнику №839( 1ст)
3х-1=2(х-2) 3(х+5)=7-5х
3х-1=2х-4 3х+15=7-5х
3х-2х=-4+1 3х+5х=7-15
х=-3 8х=-8
х=-8:8
х=-1
Ответ: -3 Ответ: -1
№840 (1 ст)
7х-(3+2х)=х+9 13-(2х-5)=х-3
7х-3-2х=х+9 13-2х+5=х+3
7х-2х-х=9+3 -2х-х=3-5-13
4х=12 -3х=-15
Х=12:4 х=-15:(-3)
Х=3 х=5
Ответ: 3 Ответ: 5
- Работа в парах
Решив правильно уравнение на обратной стороне карточки с правильным ответом
1 пара 2х+17=22+3х 3 пара 25-4х=12-5х
2х-3х=22-17 -4х+5х=12-25
-х=5 х=-13
х=5 Ответ: -13
Ответ: 5
2 пара 18+3х=х+14 4 пара 13х+27=16х+4,5
3х-х=14-18 13х-16х=4,5-27
2х=-4 -3х=-22,5
Х=-2 х=7,5
Ответ -2 Ответ: 7,5
5 пара 21х+45=17+14
21х-14х=17-45
7х=-28
х=-4
Ответ: -4
- Итог урока
Домашнее задание §25 вопросы 1-4 №839(2,3 столбик),
№840(3 столбик),
Группа С №853
Открытый урок математики
Тема:
Линейное уравнение с одной переменной
6 класс
Провела: Ломонова О.А.
2011-2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: Линейное уравнение с одной переменной.
урок математики в 7 классе...
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"...
Разработка урока "Линейная функция и её график"
Схема урока, презентация и самоанализ....
Разработка урока "Линейное уравнение с двумя переменными и его график", 7 класс
Учебный материал для проведения урока алгебры в 7 классе «Линейное уравнение с двумя переменными и его график». Данный урок является первым уроком в теме. В своей работе я преследовала след...
Разработка урока "Линейный мат" 3 класс
Тема: Линейный матЗадачиОбразовательныеРазвивающиеВоспитательные...
Методическая разработка: Системы линейных уравнений с параметрами в курсе Алгебры 7-го класса
В данной методической разработке разобраны решения систем линейных уравнений с параметрами двумя способами: способом сложения и способом подстановки....
Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной"
Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной" для 7 класса...