Разработка урока "Линейный мат" 3 класс
план-конспект урока на тему

Салчак Юрий Сергеевич

Тема: Линейный мат

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_lineynyy_mat.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Линейный мат.

Цель: научить ставить мат двумя ладьями по плану.

Задачи:

Образовательные:

- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Развивающие:

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в команде;

Воспитательные:

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.

Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Этапы урока

Вид и форма контроля

Формы и методы методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на занятие.

3 мин

Приветствие.

Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?

У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть. А какая цель у шахматистов?

Приветствуют учителя и друг друга

Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальный. Проверка готовности к занятию. Что такое ШАХ, МАТ?

Повторение.

7 мин

Игровой

Шах или мат черному королю? (мат)

hello_html_mc65959e.png

- Шах или мат черному королю? (шах)

hello_html_72266010.png

- Шах или мат черному королю? (мат)

hello_html_5a1b9bc5.png

- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)

- Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры

Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске.

Проверка усвоения предыдущих тем

Выход к теме занятия

3мин

Словесный, поисковый.

- Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям)

- А поскольку вертикали и горизонтали – это линии, как можно назвать этот мат?

- Итак, тема нашего занятия: «Линейный мат ».

- Ребята, давайте рассмотрим типичные матовые позиции.

Отвечают на вопросы

Фронтальный

Наблюдения преподавателя.

Постановка учебной задачи

15мин

Словесный,

поисковый,

практический,

дифференцированный

- Поставьте позицию (Ученик выходит к доске)

- Белые: Крh 1, Лв7,Ла6. черные: Крh8

hello_html_489ef63f.png

- Сегодня в наших задачах белые начинают.

- Одним ходом нужно поставить мат черным. (1. Л а6-а8 х) .

- Посмотрите на эту позицию.

- Как поставить мат в один ход? (1. Лf1- h8 х)

- Здесь белым надо сделать такой ход, чтобы черный король был вынужден отступить на крайнюю линию

hello_html_m227f4733.png

Решение: (1.Ле2-g2+ Крh6 2.Лf1-h 1 x)

hello_html_d71b439.png

Белые начинают и дают мат в два хода.

Решение: 1.Ле8-g8+ Кр g4-h 4

2.Лf1-h 1х

Разбирают шахматные позиции, ищут решение поставленных задач.

Закрепление

7 мин

Дифференцированный

Однажды, первый русский Чемпион мира по шахматам, Александр Алехин, давал сеанс одновременной игры в Аргентине. Вдруг один из участников сеанса радостно воскликнул: «Маэстро, вам мат в три хода!» «Поздравляю, - сказал Алехин, - сеньор, Вы только не расстраивайтесь, но вначале я поставлю вам мат в 2 хода!»

Задание: А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы усвоили материал, решив задачки на мат в два хода (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры) Белые начинают и дают мат в 2 ходаhello_html_m48ba003b.png

Работа по парам

5 мин

Фронтальный, индивидуальный словесный

Что нового узнали?

Что запомнилось?

Что вызвало затруднения?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....