Занятие математического кружка № 22
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Занятие математического кружка № 22: разработка занятия и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mat_kruzhka_no_22.rar | 427.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие математического кружка № 22
Цель занятия: - углублять и расширять знания учащихся по математике;
- развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
- воспитывать настойчивость, инициативу;
- прививать интерес учащихся к математике.
- Приёмы устного счёта. Мгновенное умножение.
Вычислители – виртуозы во многих случаях облегчают себе вычислительную деятельность, прибегая к несложным алгебраическим преобразованиям.
Например, 9882 можно вычислить так:
9882 = 988 × 988 = (988 + 12) × (988 - 12) + 122 = 1000 × 976 + 144 = 976144,
Вычислитель в этом случае использует алгебраическое преобразование: а2 = а2 – в2 + в2 = (а - в) × (а + в)+ в2.
Можно с успехом пользоваться этой формулой для устных выкладок:
272 = (27 - 3) × (27 + 3) + 32 = 24 × 30 + 9 = 729,
632 = (63 - 3) × (63 + 3) + 32 = 60 × 66 + 9 = 3969,
482 = (48 - 2) × (48 + 2) + 22 = 46 × 50 + 4 = 2304.
- Возраст и математика.
Многие утверждают, что математика – сухая наука, занимающаяся абстрактными понятиями, - хороша только для взрослых, что не может заинтересовать молодёжь, которая больше увлекается такими науками, которые содержат элементы приключений или путешествий (например, география), или повествуют о судьбах людей (например, история), или о явлениях, происходящих в окружающем мире, или же, наконец, затрагивают извечные вопросы бытия и строения вселенной (биология, астрономия). На самом деле и математика может увлечь молодёжь, стать захватывающим занятием.
Несколько примеров из истории.
Норберт Винер (1894 - 1964) в 3 года научился читать, в 11 лет поступил в колледж, в 18 лет получил степень доктора в Гарвардском университете, защитив диссертацию на стыке математики и философии.
Блез Паскаль (1623 - 1662) увлекался математикой с детского возраста. Примерно в 8 лет открыл и доказал ряд теорем Евклида; в 16 лет написал сочинение о конических сечениях, а в 24 года открыл закон давления жидкости и создал основы теории вероятности.
Жозеф Луи Лагранж (1736 - 1813) в 18 лет стал профессором в университете в Турине, годом позже сформулировал общую теорию решения изопериметрических задач, т. е. нахождение многоугольника или замкнутой кривой соответственно заданных периметра или длины. ограничивающих наибольшие площади.
Пьер Симон Лаплас (1749 - 1827) в 18 лет преподавал математику в военном училище, а в 20 лет стал профессором высшего учебного заведения в Париже.
Огюстен Луи Коши (1789 - 1857) в 21 год уже был инженером и опубликовал выдающееся сочинение по теории чисел.
Леонард Эйлер (1707 - 1783) имел исключительное влечение к математике. В 20 лет стал адъюнктом Академии наук в Петербурге, спустя три года стал профессором физики, а в 26 лет – профессором математики Петербургского университета.
Эварист Галуа прожил всего 20 лет (1811 - 1832). В возрасте 16 – 18 лет он разработал основные положения раздела алгебры, названного позднее теорией Галуа.
Нильс Хенрик Абель (1802 - 1829) один из создателей основ теории алгебраической функции, доказал невозможность решения уравнений пятой и высших степеней. Прожил всего лишь 27 лет.
- Задачи со спичками.
Задача 1. Как из трёх спичек сделать четыре, не ломая их?
Решение: Было I I I. Стало I\/.
Задача 2. Переложи только одну спичку, чтобы равенство стало верным: V I I ┼ I I I ═ V. (Возможны два решения)
Решение: V I I ─ I I I ═ I V или V I I ┼ I I I ═ X.
Задача 3. Из спичек составлены три неверных равенства:
V = I I + V I I I, V I = X + I, V I I = I X + I.
Необходимо внести изменения так, чтобы получились верные равенства.
Решение: X = I I + V I I I, V I = \/ + I, V I I = \/ + I I.
Задача4. Из двенадцати спичек сложено имя «Толя». Переложите только одну спичку так, чтобы получилось женское имя.
(См. методичку стр. 145).
- Решение олимпиадных задач
Задача 1. Решить уравнение:
{6099948 – 756 : [(30 + х) : 336] × 201}: 407025 = 12
Решение:
- 407025 × 12 = 4884300;
- 6099948 – 4884300 = 1215648;
- 1215648 : 201 = 6048;
- 756 × 336 : (30 + х) = 6048;
- 336 : (30 + х) = 8;
- 30 + х = 42;
- х = 12
Ответ: 12.
Задача 2. Решить уравнение: 2 × [0,2 – 0,02 : (0,002 + 0,0002х)] = 0,3.
Решение:
- 0,3 : 2 = 0,15;
- 0,2 – 0,15 = 0,05;
- 0,02 : 0,05 = 0,4;
- 0,4 – 0,002 = 0,398;
- 0,398 : 0,0002 = 1990;
- х = 1990.
Ответ: 1990.
- Математические софизмы.
Правильно понятая ошибка – путь к открытию.
Иван Петрович Павлов (1849 - 1936), физиолог.
Заблуждения, заключающие в себе некоторую
долю правды, самые опасные.
Адам Смит (1723 - 1790), шотл. экономист и философ.
Рассуждение, в котором явно неправильный результат доказывается благодаря использованию доводов, ошибочность которых сознательно замаскирована, называется софизмом.
- Докажем, что 4 р. = 40000 к.
Известно, что 2 р. = 200 к., следовательно, 22 р. = 2002 к.,
т. е. 4 р. = 40000 к.
- Докажем, что 2 × 2 = 5.
Известно, что 4 : 4 = 5 : 5, следовательно, 4 × (1 : 1) = 5 × (1 : 1).
Таким образом, получили: 4 = 5, 2 × 2 = 5.
- Докажем, что любое число равно числу, в 2 раза большему его. Возьмём любое число а. Рассмотрим разность квадратов:
а2 – а2 = а2 – а2.
В левой части вынесем за скобку а, а в правой части разложим на множители. В результате получим: (а - а)×а = (а - а)(а + а).
Следовательно, а = 2а.
- Задачи в стихах.
Задача 1. От числа одну восьмую
Взяв, прибавь ты к ней любую
Половину от трёхсот,
И восьмушка превзойдёт
Не чуть – чуть – на пятьдесят
Три четвёртых. Буду рад,
Если тот, кто знает счёт,
Мне число то назовёт.
(Эту задачу более 200 лет назад задавал своим ученикам учитель математики Иоганн Хемелинг).
Решение: «Тот, кто знает счёт», без труда составит уравнение
Задача2. (гастрономическая).
Рыбу прекрасно готовят тут,
Форель отварная – король всех блюд.
Вот примут заказ. Всё готово. Несут!
По порции рыбы на стол подают.
Но что там за шум? То кричат повара:
«Для порции нам не хватает стола,
И по две на стол мы подать не смогли бы,
Остался бы стол чей-то вовсе без рыбы.»
Было бы славно, если б сумели
Определить, сколько порций форели
Надо подать, сколько надо столов
Там, где все хвалят так поваров.
Решение: пусть х – число порций рыбы, приготовленных искусными поварами; у – число столов. Тогда
Задача3.
Говорил принцессе поэт:
«Мне, увы, вдвое больше лет,
Чем Вам было тогда, в былые года,
Когда Ваших сейчас я был лет.
Но когда подрастёте (состарюсь ли я?),
Будет Вам сколько мне сейчас лет
(вместе ж нам, хоть умри, шесть десятков и три),
Буду я Вам любезен иль нет?»
Интересно, сколько лет каждому из них?
Решение: Способ 1. Составим таблицу:
Персонажи задачи | Количество лет | ||
Было | Стало | Будет | |
Поэт | х | 2у | Х + у |
Принцесса | у | х | 2у |
Составим систему из двух уравнений, зная, что им вместе будет 63 года и разность возрастов поэта и принцессы постоянна:
Таким образом, поэту сейчас 28 лет, принцессе – 21 год.
Способ 2. Эту задачу можно решить, не составляя системы уравнений. Обозначим через t разницу возрастов поэта и принцессы «сейчас», «тогда» и «всегда». Поскольку «сейчас» принцессе столько лет, сколько было поэту «тогда», значит, от «тогда» до «сейчас» прошло тоже t лет.
Разница между возрастом поэта «сейчас» и принцессы «тогда» равна сумме двух чисел: разницы этих возрастов «всегда» и отрезка от «тогда» до «сейчас». Эта сумма 2t. Значит, возраст принцессы «тогда» 2t, а возраст поэта «сейчас» 4t лет. «Сейчас» принцессе 3t лет, и поэту «было» 3t лет.
Когда принцессе станет 4t лет, поэту будет 5t лет. И все вместе эти 9t составят н63 года. Отсюда t = 7. Итак, «сейчас» поэту 28 лет, а принцессе 21 год.
Ответ: поэту 28 лет, принцессе 21 год.
- Стихотворная страничка.
Из сборника песен Бременского союза архитекторов и инженеров – СПб., 1895.
у
0 х
Вот предо мной кривая: абсциссы – это даты;
И следует запомнить, что деньги - ординаты.
Когда звенит в кармане, кривая – на подъём;
Когда карман пустеет, - по ней мы вниз идём.
Когда-то при получке был ход кривой высок,
Но вскоре, volens-nolens1, мы шли под изволок.
Всё это – в милом прошлом, а нынче – тяжело!
Под ось абсцисс кривую, к несчастью, увлекло.
Конечно, в этой песне не новые слова:
И жизнь дороже стала, и денег – то едва!
Но вам моя кривая поможет затвердить:
Не трать ты больше денег, чем можешь получить!
Фр. Граф
1Вольно – невольно (лат.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие математического кружка "Фокусы-магия или математический расчёт?", 6 класс
На занятии математического кружка "Фокусы - магия или математический расчёт?" шестиклассники в игровой форме разгадывают секрет математических задач и не только....
Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".
Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 2. Арифметика
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 3. Задачи на четность
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 4-6. Задачи на четность
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 7. Логические задачи
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...