Программа объединения дополнительного образования по математике «Эврика».
календарно-тематическое планирование (алгебра, 5 класс) по теме

Седлина Лариса Михайловна

 

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 и 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  

 Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_do_evrika.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

редняя общеобразовательная школа  с. Новодевичье  муниципального района Шигонский  Самарской области

446723 Самарская область, муниципальный район Шигонский, с. Новодевичье,

 ул. Советская, д.58 «Б».

 Программа

объединения дополнительного образования по математике «Эврика».

                                                      Разработала учитель математики

                                            ГБОУ СОШ с. Новодевичье

                      Седлина Л.М.

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы

3

Пояснительная записка    

4

Цель  и задачи программы

6

Особенности организации внеурочного занятия

7

Формы организации работы с детьми

7

Основные методы обучения

7

Ожидаемые результаты программы

8

Ожидаемые эффекты программы

8

Требования к  результатам освоения программы

8

 Содержание программы

9

Календарно - тематический план                                            

12

 Методическое обеспечение программы

13

 

 

 

 


























1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 Полное название программы

  Программа «Эврика»

Направление

Информационно-коммуникативное

Автор программы

 Седлина Лариса Михайловна


 Цель программы

Способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического объединения способностей, расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач.

Задачи программы

-      углубить и расширить знаний учащихся по математике;

 -        прививать интерес учащимся к математике;

 -        активизировать познавательную деятельность;

 -        показать универсальность математики и её место среди других наук;

-         формировать и совершенствовать ИКТ-компетентности учащихся;

-         показать различные способы решения задач задач: на «движение»:                   в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении; «на переливание», на нахождение «средней скорости движения», с применением компьютерных технологий.

Количество часов

34  часа в год, 1 час в неделю.

Срок реализации

 2011 - 2012 учебный год

Участники реализации программы

Администрация школы,  руководитель занятий объединения дополнительного образования

Место проведения

 ГБОУ СОШ с. Новодевичье                                                 

Целевая группа

 Обучающиеся 5-6 классов

Условия реализации программы

Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение;

компьютеры  по количеству детей в группе.

Общее количество участников программы

  15 обучающихся

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте.  

Увеличение умственной нагрузки на уроках   заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность,   как    привлечь внимание школьников к предмету, сформировать у ребят устойчивый познавательный интерес к учению, как показать им, что математика – не сухая и скучная наука, а полная необычных и интересных открытий жизнь. Как это сделать?  

 Решать эту  задачу помогает программа объединения ДО «Эврика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю).

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. На занятиях предусматривается применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения – ИИСС (информационного источника сложной структуры) «Математика на компьютерах». Преимущества применения ИИСС «Математика на компьютерах» состоит в том, что этот программный комплекс   расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе. Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения  и конструирования задач.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 и 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  

 Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического объединения способностей, расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач.

 

Образовательные задачи:

  -      углубить и расширить знаний учащихся по математике;

 -        прививать интерес учащимся к математике;

 -        активизировать познавательную деятельность;

 -        показать универсальность математики и её место среди других наук;

-         формировать и совершенствовать ИКТ-компетентности учащихся;

-         показать различные способы решения задач задач: на «движение»:                   в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении; «на переливание», на нахождение «средней скорости движения», с применением компьютерных технологий.

Воспитательные задачи:

 -        воспитание культуры личности;

 -        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

 -        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

 -        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

 -        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

 -        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Занятия  по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана, количество компьютеров соответствует количеству учащихся.  Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут.  Длительность занятия 45 минут.  

5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  1. Коллективная и индивидуальная работа;
  2. Работа в парах;
  3. Практическая работа за компьютером;

6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Беседа;
  2. Игра: познавательная, развивающая;
  3. Проектная работа;
  4. Практическая работа;
  5. Наглядный.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
  2. Решение   задач  на движение разными способами с определением  оптимального способа решения;
  3.  Конструирование и составление  задач  самостоятельно;
  4. Проведение и успешное участие в математических соревнованиях.

 

8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ  ПРОГРАММЫ

1.  Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.

2.  Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ  РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

По окончании занятий учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач.

10.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

I. Занимательная арифметика

Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов

 Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

 Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3.  Интересные приемы устных вычислений.

 Некоторые приёмы быстрого счёта.

 Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

 Умножение на число, оканчивающееся на 5.

 Умножение и деление на 25,75,50,125.

 Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

 Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

 Умножение чисел, близких к 100.

 Умножение на число, близкое к 1000.

 Умножение на 101,1001 и т.д.

II. Занимательные задачи

Тема 1 . Магические квадраты.

 Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2.Математические фокусы.

 Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

Тема 3.Математические ребусы.

 Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 4. Софизмы.

 Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 5. Задачи – шутки

 Решение  шуточных задач в форме загадок.

  Тема 6.Старинные задачи

 Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

III. Логические задачи

Тема 1. Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера?

 Инструктаж по ТБ.

Тема 2. Решение задач «на движение». Основные формулы.  

 Решение простейших задач «на движение».

Тема 3, 4, 5.Решение  задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном направлении, в одном направлении. Овладение конкретными приемами с помощью схем, иллюстраций при анализе текста задач и при их решении. Упражнение в самостоятельном составлении задач на данную тему.

    Тема 6.Задачи на переливания.

Решение логических задач на переливание  различными методами, используя компьютерную учебную  среду «Переливашка». Конструирование задач по теме.

Тема 7.  Решение задач на движение по реке.

Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.

Тема 8.  Решение задач на нахождение средней скорости движения

 Решение текстовых задач на нахождение средней скорости.

Тема 9. Математический конкурс «Кенгуру»

IV. Геометрические задачи

Тема 1.Задачи на разрезания.

 Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Дележи в затруднительных обстоятельствах.

Тема 3. Задачи со спичками.

 Решение занимательных задач со спичками.

Тема 4.Геометрические головоломки.

Решение геометрических головоломок.  «Танграм».

Тема 5. Геометрия в пространстве.

Решение геометрических задач с помощью  ИИСС «Математика на компьютерах»:

  определить, из каких частей состоит заданная конструкция; проверить, выполняется ли заданное соотношение; изучить свойства заданного тела, проведя эксперимент.

 

 

 

11.Календарно-тематическое планирование

объединения ДО «Эврика»

№ занятия

ТЕМА

Количество часов

I.Занимательная арифметика.5 ч.

1

Запись цифр и чисел у других народов.

1

2

Числа - великаны и числа- малютки .

2

3

Интересные приёмы устных вычислений.          

2

II. Занимательные задачи. 8 ч.

  1.  

Магические квадраты.        

2

  1.  

Математические фокусы.

1

  1.  

Математические ребусы.  

2

  1.  

Софизмы.  

1

  1.  

Задачи-шутки.

1

  1.  

Старинные задачи.

1

III. Логические задачи. 15 ч.

  1.  

Как учиться решению тестовых задач с помощью компьютера? Инструктаж по ТБ.

1

  1.  

Решение задач на движение. Основные формулы

2

  1.  

Задачи на движение навстречу друг другу.

2

  1.  

Задачи на движение в противоположных направлениях

2

  1.  

Решение задач на движение в одном направлении

2

  1.  

Задачи на переливание

2

  1.  

Решение задач на движение по реке.

2

  1.  

Решение задач на нахождение средней скорости движения

1

  1.  

Математический конкурс «Кенгуру».

1

IV.Геометрические задачи. 6 ч.

  1.  

Геометрические задачи на разрезание.

1

  1.  

Дележи в затруднительных обстоятельствах.

1

  1.  

Задачи со спичками.

1

  1.  

Геометрические головоломки.

1

  1.  

 Геометрия в пространстве

1

  1.  

Итоговое занятие. Соревнование «Математическая регата»

1

Всего: 34 ч.

12. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 Для реализации программы объединения  необходимо:

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел.        

 -Подборка информационной и справочной литературы;

 -Обучающие и справочные электронные издания;

 - Доступ в Интернет

Программное обеспечение:

  1. ИИСС «Математика на компьютерах» (из Единой коллекции ЦОР)

  1. Компьютерная учебная среда «Переливашка» (WATER.EXE).

Литература

  1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

 

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

 

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

 

  1. Журналы «Математика в школе», 2003-2009.

  1. 3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.

  1. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.  Айрис-пресс, 2006

  1.  Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

  1.  Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008

  1. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.

  1.    Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986

  1. «Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», составитель В.Ю. Сафонина, МИРОС, 1993

  1.   Е.Ю.Беленкова, Е.А. Лебединцева «Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс», -М, Интеллект-Центр, 2009

  1.   С.Н. Олехник и др. «Старинные занимательные задачи», М., УНЦ ДО – МГУ, 1998

 

 

 

 

Утверждено

Педагогический совет

(протокол № ___ от ____________)

 Приказ № _____________________

 Директор ______ /Г.А.Кокшина/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...