Рабочие программы 7-9 классы
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Павлова Нина Фроловна

Математика – предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Математика – наука о математических моделях. Модели описываются в математике специфическим языком ( термины, обозначения, символы, графики, графы, алгоритмы и т.д.). Значит, надо изучать математический язык, чтобы мы могли работать с любыми математическими моделями. Особенно важно при этом подчеркнуть, что основное назначение математического языка – способствовать организации деятельности (тогда как основное назначение обыденного языка – служить средством общения), а это в наше время очень важно для культурного человека. Поэтому в разработанном курсе математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень. Владение хотя бы азами математического языка – непременный атрибут культурного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_matematike.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МБОУ « ШАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                   ШКОЛА № 1»        

   

               

      Утверждаю                             Согласовано                                    Рассмотрено

  «__» ________2011 г.               «__» ________2011 г.                  «__» ________2011 г.

     Директор школы               Зам. директора по УВР                 Руководитель МО

______/Струкалева Г.Н./         _______/Франк С.К./              _____/Клещенок Н.П./

       РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ   ПРОГРАММА

         ПО МАТЕМАТИКЕ В  7 – 9 КЛАССАХ

        Разработала

                                                             учитель математики

                                   1 категории

                                    Павлова Н.Ф.

                  с.Шалинское

        

                                             2011 год

        

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Математика – предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Математика – наука о математических моделях. Модели описываются в математике специфическим языком ( термины, обозначения, символы, графики, графы, алгоритмы и т.д.). Значит, надо изучать математический язык, чтобы мы могли работать с любыми математическими моделями. Особенно важно при этом подчеркнуть, что основное назначение математического языка – способствовать организации деятельности (тогда как основное назначение обыденного языка – служить средством общения), а это в наше время очень важно для культурного человека. Поэтому в разработанном курсе математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень. Владение хотя бы азами математического языка – непременный атрибут культурного человека.

      Алгебра – предмет, который нацелен на формирование математического аппарата для решения задач по математике, смежных предметов, окружающей реальности.

           Из основных содержательно – методических линий школьного курса алгебры приоритетной в данной программе является функционально – графическая линия. Это выражается прежде всего в том, что, какой бы класс функций, уравнений, выражений ни изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жесткой схеме: функция – уравнения – преобразования.

          Для понимания учащимися курса алгебры в целом важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель – функцию) системно, с разных сторон, в разных ситуациях.  В то же время не следует рассматривать набор случайных сюжетов, различных для разных классов функций – это создает ситуацию дискомфорта в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса функций инвариантного ядра, универсального для любого класса функций. Инвариантное ядро в учебниках и задачниках состоит из шести направлений: графического решения уравнений; отыскания наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; преобразования графиков; функциональной символики; кусочных функций; чтения графика.

            Графический (или точнее, функционально графический) метод решения уравнений  должен всегда быть первым и одним из главных при решении уравнений любых типов. Неудобства, связанные с применением графического метода, как правило, и создают ту проблемную ситуацию, которая приводит к необходимости отыскания алгоритмов аналитических способов решения уравнения. Эта идея проходит красной нитью в данной программе через весь школьный курс алгебры. 

        Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Важной особенностью курса геометрии в изложении А.В.Погорелова является построение его на аксиоматической основе. По основной линии курс выстроен строго дедуктивно. Аксиомы (основные свойства простейших геометрических фигур) вводятся в самом начале курса на наглядной основе. В четких словесных формулировках аксиомы фиксируют имеющиеся у учащихся интуитивные представления, приобретенные в результате предшествующего обучения и опыта.

           Наглядность играет существенную роль и при введении понятий, как первичных, так и определяемых. Наряду с формально-логическими определениями понятий  даются конструктивные определения, т.е. описания способов построения соответствующих объектов.

      Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществить рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

         Программа выполняет две основные функции.

         Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитии учащихся средствами предмета математика.

          Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

           

            Итак, основные цели и задачи математического образования в школе заключаются в следующем: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющих математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить её по законам математической речи.

          Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральная программа развития образования
  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  4. Учебные стандарты школ России
  5. Программы для общеобразовательных школ

                                                       АЛГЕБРА

                                                     7 -9 классы

     

                                     СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                             7 КЛАСС (102 часа)

         Математический язык. Математическая модель (13 ч)

    Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

          Линейная функция (11 ч)

     Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а;b) в прямоугольной системе координат.

     Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения

 ах + bу + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + bу + с = 0.

      Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.

       Линейная функция у = kх и её график.

       Взаимное расположение графиков линейных функций.

         Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)

   Системы уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

     Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).

         Степень с натуральным показателем (6 ч)

     Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

          Одночлены. Операции над одночленами (8 ч)

     Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.

      Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

      Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 ч)

  Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.

   Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

    Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.

    Деление многочлена на одночлен.

         Разложение многочлена на множители (18 ч)

     Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

     Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.

   Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

                               Функция  у = х2 (9 ч)

  Функция у = х2, её свойства и график. Функция у = - х2 , её свойства и график.

  Графическое решение уравнений.

  Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f (х). Функциональная символика.

                          Обобщающее повторение (9 ч)

                                            8  КЛАСС (102 часа)

      Алгебраические дроби (21 час)

   Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей.

   Сложение и вычитание алгебраических дробей.

   Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.

  Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления).

  Степень с отрицательным целым показателем.

    Функция у=   . Свойства квадратного корня. (18 ч)

   Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.

   Функция у=     , её свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.

    Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. График функции у=х. Формула

                   Квадратичная функция. Функция у=k/х (18 ч)

  Функция у=х2, её график и свойства.

  Функция у=k/х, её свойства и график. Гипербола. Асимптота.

  Построение графиков функций у=f(x+l), y=f(x)+m, y=f(x+l)+m, y= - f(x) по известному графику функции у=f(x).

   Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, её свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций

  Графическое решение квадратных уравнений.

                  Квадратные уравнения (21 ч)

  Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.

     Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).

   Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.

   Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

  Частные случаи формулы корней квадратного уравнения.

  Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.

  Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.

                             Неравенства (15 ч)

  Свойства числовых неравенств.

  Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства.

  Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.

  Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств).

  Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.

                      Обобщающее повторение (9 ч)

                                   9 класс (102 ч)

      Рациональные неравенства и их системы (15 ч)

 Линейные и квадратные неравенства (повторение).

  Рациональное неравенство. Метод интервалов.

  Множества и операции над ними.

  Система неравенств. Решение системы неравенств.

       Системы уравнений (19 ч)

  Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения

 р(х;у) = 0. Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения (х – а)2 + (у – b)2 =r2. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы уравнений. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.

    Методы решения систем уравнений (метод подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных). Равносильность систем уравнений.

   Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

          Числовые функции (25 ч)

      Функция. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определения функции. Область значений функции.

       Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).

      Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций: у = С, у = kх + m, у = kх2 , у = k/х, у = ах2 + bх + с.

     Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функции на четность. Графики четной и нечетной функций.

     Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым показателем, её свойства и график.

                 Прогрессии (15 ч)

    Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей.

     Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. Характеристическое свойство.

      Геометрическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характеристическое свойство. Прогрессия и банковские расчеты.

   Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (13 ч)

  Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки.

    Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение).

    Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное).Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.

          Обобщающее повторение (15 ч)

В результате изучения алгебры выпускник основной школы должен:

знать/понимать:

  1. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  2. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  3. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  4. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  5. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  6. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.

уметь:

  1. применять свойства арифметических квадратных  корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  2. решать линейные и квадратные уравнения и неравенства и их системы;
  3. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  4. распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  5. описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  6. извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  7. решать комбинаторные задачи. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  8. выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители;
  9. изображать числа точками на координатной плоскости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  1. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  2. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
  3. распознания логически некорректных рассуждений;
  4. решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  5. понимания статистических утверждений. выполнение расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  6. моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

  7 КЛАСС

                                   3 часа в неделю, 102 часа в год


урока

                                                             ИЗУЧАЕМЫЙ  МАТЕРИАЛ

Кол. час

Дата проведения

7 «А»

7  «Б»

7 «В»

Глава 1.Математический язык. Математическая модель

13

  со 2.09 – 1.10

1-3

Числовые и алгебраические выражения, п.1

3

4-5

Что такое математический язык, п.2

2

6-8

Что такое математическая модель, п.3

3

9-10

Линейное уравнение с одной переменной, п.4

2

11-12

Координатная прямая, п.5

2

13

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

1

Глава 2. Линейная функция

11

  со 2.10 – 26.10

14-15

Координатная плоскость, п.6

2

16-18

Линейное уравнение с двумя переменными и его график, п.7

3

19-21

Линейная функция и её график, п.8

3

22

Линейная функция у=kх, п.9

1

23

Взаимное расположение графиков линейных функций, п.10

1

24

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

1

Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

13

с27.10 – 1.12

25-26

Основные понятия, п.11

2

27-29

Метод подстановки, п.12

3

30-32

Метод алгебраического сложения, п.13

3

33-36

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, п.14

4

37

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

1

Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства

6

со 2.12 – 14.12

38

Что такое степень с натуральным показателем, п.15

1

39

Таблица основных степеней, п.16

1

40 -41

Свойства степени с натуральным показателем, п.17

2

42

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями, п.18

1

43

Степень с нулевым показателем, п.19

1

Глава 5. Одночлены. Операции над одночленами

8

с15.12-15.01

44

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена, п.20

1

45-46

Сложение и вычитание одночленов, п.21

2

47-48

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень, п.22

2

49-50

Деление одночлена на одночлен, п.23

2

51

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

1

Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами

15


с 18.01-19.02

52

Основные понятия, п.24

1

53-54

Сложение и вычитание многочленов, п.25

2

55-56

Умножение многочлена на одночлен, п.26

2

57-59

Умножение многочлена на многочлен, п.27

3

60-64

Формулы сокращенного умножения, п.28

5

65

Деление многочлена на одночлен, п.29

1

66

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

1

Глава 7. Разложение многочленов на множители

18

  с 22.02- 16.04

67

Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно, п.30

1

68-69

Вынесение общего множителя за скобки, п.31

2

70-71

Способ группировки, п.32

2

72-76

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения, п.33

5

77-79

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов, п.34

3

80-82

Сокращение алгебраических дробей, п.35

3

83

Тождества, п.36

1

84

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6

1

Глава 8. Функция у=х2

9

с 19.04 – 7.05

85-87

Функция у=х2 и её график, п.37

3

88-89

Графическое решение уравнений, п.38

2

90-92

Что означает в математике запись

у=f(х), п.39

3

93

Итоговая контрольная работа

1

94-102

Глава 9. Итоговое повторение

9

С 10.05 – 28.05

  1. КЛАСС

                        3 часа в неделю, 102 часа в год

№ урока

  ИЗУЧАЕМЫЙ  МАТЕРИАЛ

Кол-во часов

  Дата проведения

Глава 1.Алгебраические дроби

21

С 4.09. – 23.10.

1

Основные понятия

1

2-3

Основное свойство алгебраической дроби

2

4-5

Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

2

6-9

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

4

10

Контрольная работа №1

1

21.09

11-12

Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень

2

13-15

Преобразование рациональных выражений

3

16-17

Первые представления о решении рациональных уравнений

2

18-20

Степень с отрицательным целым показателем

3

21

Контрольная работа №2

1

22.10.

Глава 2. Функция у=    . Свойства квадратного корня

18

С 25.10 – 11.12

22-23

Рациональные числа

2

24-25

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

2

26

Иррациональные числа

1

27

Множество действительных чисел

1

28-29

Функция у=     , её свойства и график

2

30-31

Свойства квадратных корней

2

32-35

Преобразований выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня

4

36

Контрольная работа №3

1

3.12

37-39

Модуль действительного числа

3

Глава3.Квадратичная функция. Функция у=k/х

18

С 13.12 – 29.01.11г.

40-42

Функция у=kх2, её свойства и график

3

43-44

Функция у=k/х, её свойства и график

2

45

Контрольная работа №4

1

24.12

46-47

Как построить график функции у=f(x+l), если известен график функции y=f(x)

2

48-49

Как построить график функции y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)

2

50-51

Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)

2

52-54

Функция у=ах2+bx+c, её свойства и график

3

55

Графическое решение квадратных уравнений

1

56-57

Контрольная работа №5

2

28.01

Глава 4. Квадратные уравнения

21

31.01 – 19.03

58-59

Основные понятия

2

60-62

Формулы корней квадратных уравнений

3

63-65

Рациональные уравнения

3

66

Контрольная работа №6

1

18.02.

67-70

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

4

71-72

Ещё одна формула корней квадратного уравнения

2

73-74

Теорема Виета

2

75-77

Иррациональные уравнения

3

78

Контрольная работа №7

1

18.03.

Глава 5. неравенства

15

28.03. – 7.05.

79-81

Свойства числовых неравенств

3

82-84

Исследование функций на монотонность

3

85-86

Решение линейных неравенств

2

87-89

Решение квадратных неравенств

3

90

Контрольная работа №8

1

29.04.

91-92

Приближенные значения действительных чисел

2

93

Стандартный вид положительного числа

1

94-102

Обобщающее повторение

9

10.05. – 30.05

                   

9 КЛАСС                                                                                                                            

                                   3 часа в неделю, 102 часа в год

№ урока

                                                ИЗУЧАЕМЫЙ    МАТЕРИАЛ

Кол-во часов

Дата проведения

9 «А»

9 «Б»

9 «В»

Глава 1. Неравенства и системы неравенств

15

со 2.09 – 5.10

1-2

Линейные и квадратные неравенства, п.1

2

3-7

Рациональные неравенства, п.2

5

8-10

Множества и операции над ними, п.3

3

11-14

Системы рациональных неравенств, п.4

4

15

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

1

Глава 2. Системы уравнений

19

с 6.10 – 25.11

16-21

Основные понятия, п.5

6

22-27

Методы решений систем уравнений, п.6

6

28

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

1

29-34

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций, п.7

6

Глава 3. Числовые функции

25

С 26.11 – 5.02

35-38

Определение числовой функции. Область определения, область значений функции, п.8

4

39

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

1

40-41

Способы задания функции, п.9

2

42-46

Свойства функций, п.10

5

47-48

Четные и нечетные функции, п.11

2

49

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

1

50-52

Функции у = хn , n принадлежитN, их свойства и графики, п.12

3

53-55

Функции у = х-n , n принадлежитN, их свойства и графики, п.13

3

56-58

Функция х = у3 , её свойства и график, п.14

3

59

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

1

Глава 4. Прогрессии

15

с 8.02 – 5.03

60-63

Числовые последовательности, п.15

4

64-68

Арифметическая прогрессия, п.16

5

69-74

Геометрическая прогрессия, п.17

6

75

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6

1

Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

13


с 9.03 -16.04

76-78

Комбинаторные задачи, п.18

3

79-81

Статистика – дизайн информации, п.19

3

82-84

Простейшие вероятностные задачи, п.20

3

85-86

Экспериментальные данные и вероятности событий, п.21

2

87-88

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7

2

89-102

Обобщающее повторение

15

с 19.04 – 21.05

                                                                                                                                                         

                                     ГЕОМЕТРИЯ

                                      7 – 9 классы

     

                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                       7 класс (68 часов)

 

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы (24 часа)

        Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

        Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.

     Основная цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

  1. Равенство треугольников (14 часов)

       Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

      Основная цель: изучить признаки равенства треугольников; сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.

  1. Сумма углов треугольника (12 часов)

Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

      Основная цель: дать систематизированные сведения о параллельности прямых, расширить знания учащихся о треугольниках.

  1. Геометрические построения (13 часов)

Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

      Основная цель: систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Итоговое повторение (5 часов)

                                 8 класс (68 часов)

     1. Четырехугольники (20 часа)

     Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

        Основная цель: дать учащимся систематизированные сведения о четырёхугольниках и их свойствах.

     2. Теорема Пифагора (16 часов)

    Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

         Основная цель: сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

     3. Декартовы координаты на плоскости (14 часов)

     Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180 градусов.

          Основная цель: обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

     4. Движение (9 часов)

     Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

        Основная цель: познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

    5. Векторы (7 часов)

   Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Разложение вектора по координатным осям.

       Основная цель: познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением при решении геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.

    6. Повторение. Решение задач (2 часа)

                       

                                 9 класс (68 часов)

  1. Подобие фигур (14 часов)

      Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников.     Признак подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

   Основная цель: усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.

  1. Решение треугольников (9 часов)

Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

        Основная цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

  1. Многоугольники (15 часов)

 Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.

         Основная цель:  расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

  1. Площади фигур (17 часов)

Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма и трапеции. Площади круга и его частей.

         Основная цель: сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.

  1. Элементы стереометрии (7 часов)

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

        Основная цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

  1. Обобщающее повторение курса планиметрии (6 часов)

  В результате изучения геометрии выпускник основной школы должен:

знать/понимать:

  1. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  2. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия: примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  3. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств.

уметь:

  1. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  2. в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  3. проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  4. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  5. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  6. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  7. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

                ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

7 класс                                                          

                                 2 часа в неделю, 68 часов в год


урока


  ИЗУЧАЕМЫЙ  МАТЕРИАЛ

Кол-во часов

Дата проведения

7 «А»

7 «Б»

7 «В»

Основные свойства простейших геометрических фигур

15

с  4.09 -23.10

1

Геометрические фигуры. Точка и прямая, п.1,2

1

2-3

Отрезок. Измерение отрезков, п.3,4

2

4-5

Полуплоскость. Полупрямая, п.5,6

2

6-7

Угол, п.7

2

8

Откладывание отрезков и углов. Биссектриса, п.8,18

1

9

Откладывание отрезков и углов. Решение задач, п.8,18

1

10-11

Треугольник. Существование треугольника, равного данному, п.9,10

2

12

Параллельные прямые, п.11

1

13

Теорема и доказательства. Аксиома, п.12,13

1

14

Решение задач, п.1-13

1

15

Проверочная  работа № 1 по теме «Основные свойства фигур»

1

 Смежные и вертикальные углы  

7

с 26.10 – 27.11

16-17

Смежные углы, п.14

2

18

Вертикальные углы, п.15

1

19

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного, п.16,17

1

20-21

Решение задач, п.14-18

2

22

Проверочная работа № 2 по теме «Смежные и вертикальные углы»

1

Признаки равенства треугольников

15

с  30 – 30.01

23

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем, п.20,21

1

24

Второй признак равенства треугольников, п.22

1

25

Второй признак равенства треугольников. Решение задач, п.20-22

1

26-27

Равнобедренный треугольник, п.23

2

28

Обратная теорема, п.24

1

29

Обратная теорема. Решение задач, п.24

1

30

Высота, биссектриса и медиана треугольника, п.25

1

31-32

Свойство медианы равнобедренного треугольника, п.26

2

33

Решение задач, п.20-26

1

34-35

Третий признак равенства треугольников, п.27

2

36

Решение задач, п.20-27

1

37

Проверочная работа № 3 по теме «Признаки равенства треугольников»

1

    Сумма углов треугольника

14

с 1.02 – 20.03

38

Параллельность прямых, п.29

1

39

Углы, образованные при пересеч. двух прямых и секущей, п.30

1

40-41

Признак параллельности прямых, п.31

2

42-43

Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, п.32

2

44-45

Сумма углов треугольника, п.33

2

46

Внешние углы треугольника, п.34

1

47-48

Прямоугольный треугольник, п.35

2

49

Существование и единственность перпендикуляра к прямой, п.36

1

50

Решение задач, п.11,29,31-36

1

51

Проверочная  работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника»

1

Геометрические построения

13

С  1.04 -15.05

52

Окружность. Что такое задачи на построение, п.38,42

1

53

Касательная к окружности, п.26

1

54

Окружность, описанная около треугольника, п.39

1

55

Окружность, вписанная в треугольник, п.41

1

56

Построение треугольника с данными сторонами, п.43

1

57

Построение угла, равного данному, п.44

1

58

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам, п.45,46

1

59

Построение перпендикулярной прямой, п.47

1

60-61

Геометрическое место точек, п.48

2

62-63

Решение задач, п.26,38-49

64

Проверочная  работа № 5 по теме «Геометрические построения»

1

Итоговое повторение

4

65

Решение задач по теме «Простейшие геометрические фигуры. Смежные и вертикальные углы», п.1-10,12-18

1

66

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников», п.20-27,38,42-49

1

67

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника», п.11,29,31-36

1

68

Итоговый урок

1

        

8  КЛАСС

                2 часа в неделю (68 часов)


урока

       Содержание учебного материала

Количество

часов

  Дата  проведения              

     1 ЧЕТВЕРТЬ ( 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть )

1.09-30.10

    ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

20

2.09. – 16.11.

   1 -2

Определение четырехугольника, п.50

2

   3-5

Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма. Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма, п.51, 52, 53

3

     6

Прямоугольник, п.54

1

     7

Ромб, п.55

1

   8

Квадрат, п.56

1

  9-10  

Решение задач

2

    11

Проверочная работа №1

1

5.10.

    12

Теорема Фалеса, п.57

1

13-14

Средняя линия треугольника, п.58

2

15-16

Трапеция, п.59

2

    17

Теорема о пропорциональных отрезках, п.60

1

    18

Построение четвертого пропорционального отрезка, п.61

1

   

     2 ЧЕТВЕРТЬ (2 урока в неделю, 14 уроков за четверть)

11.11.-30.12.

    19

Решение задач

    20

Проверочная работа № 2

16.11.

    ТЕОРЕМА  ПИФАГОРА

16

18.11-22.01

    21

Косинус угла, п.62

1

22-23

Теорема Пифагора, п.63

2

   24

Египетский треугольник, п.64

1

   25

Перпендикуляр и наклонная, п.65

1

   26

Неравенство треугольника, п.66

1

  27

Решение задач

1

   28

Проверочная работа № 3

1

7.12.

29-30

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, п.67

2

31-32

Основные тригонометрические тождества, п.68

2

   3   ЧЕТВЕРТЬ (2 урока в неделю, 20 уроков за четверть)

10.01.-19.03.

33-34

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов, п.69

2

     35

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла, п.70

1

    36

Проверочная работа  № 4

1

22.01.

    ДЕКАРТОВЫ  КООРДИНАТЫ  НА  ПЛОСКОСТИ        

14

24.01.-12.03.

    37

Определение декартовых координат, п.71

1

    38

Координаты середины отрезка, п.72

1

39-40

Расстояние между точками, п.73

2

41-43

Уравнение окружности. Уравнение прямой, п.74, 75

3

    44

Координаты точки пересечения прямых, п.76

1

    45

Расположение прямой относительно системы координат, п.77

1

    46

Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции, п.78, 79

1

    47

Пересечение прямой с окружностью, п.80

1

    48

Проверочная работа № 5

1

1.03.

49-50

Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180 градусов, п.81

2

                ДВИЖЕНИЕ

9

14.03-23.04.

51-52

Преобразование фигур. Свойства движения, п.82, 83

2

        4  ЧЕТВЕРТЬ (2 урока в неделю, 16 уроков за четверть)

31.03.-30.05.

   53

Симметрия относительно точки, п.84

1

   54

Симметрия относительно прямой, п.85

1

   55

Поворот, п.86

1

   56

Параллельный перенос и его свойства, п.87

1

   57

Существование и единственность параллельного переноса, п.88

1

   58

Сонаправленность полупрямых, п.89

1

   59

Равенство фигур, п.90

1

           ВЕКТОРЫ

7

25.04-18.05.

   60

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов, п.91, 92

1

61-62

Координаты вектора. Сложение векторов. Сложение сил, п.93-95

2

   63

Умножение вектора на число, п.96

1

64-65

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов. Разложение вектора по координатным осям, п.97-99

2

    66

Проверочная работа № 6

1

18.05.

67-68

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

2

24.05-29.05

         ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ     9 класс

                        2 часа в неделю, 68 часов в год

№ урока

                                                                                       ИЗУЧАЕМЫЙ  МАТЕРИАЛ

Кол-во часов

Дата проведения

9 «А»

9 «Б»

9 «В»

Подобие фигур

14

со 2.09 – 16.10

1-2

Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия, п.100,101

2

3-4

Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам, п.102,103

2

5-6

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трем сторонам, п.104,105

2

7-8

Подобие прямоугольных треугольников, п.106

2

9

Контрольная работа № 1

1

10-11

Углы, вписанные в окружность, п.107

2

12-13

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности, п.108

2

14

Контрольная работа № 2

1

Решение треугольников

9

с  19.11-30.11

15-16

Теорема косинусов, п.109

2

17-19

Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами, п.110,111

3

20-22

Решение треугольников, п.112

3

23

Контрольная работа № 3

1

Многоугольники

15

с  1.12-1.02

24-26

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники, п.113-115

3

27-29

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников, п.116

3

30

Построение некоторых правильных многоугольников, п.117

1

31-33

Подобие правильных выпуклых многоугольников, п.118

3

34-35

Длина окружности, п.119

2

36-37

Радианная мера угла, п.120

2

38

Контрольная работа № 4

1

Площади фигур

17

с  3.02-10.04

39-41

Понятие площади. Площадь прямоугольника, п.121,122

3

42-43

Площадь параллелограмма, п.123

2

44-45

Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника, п.124,125

2

46-47

Площадь трапеции, п.126

2

48

Контрольная работа № 5

1

49-50

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника, п.127

2

51-52

Площади подобных фигур, п.128

2

53-54

Площадь круга, п.129

2

55

Контрольная работа № 6

1

Элементы стереометрии

7

с  12.04-7.05

56

Аксиомы стереометрии, п.130

1

57-59

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве, п.131,132

3

60-62

Многогранники. Тела вращения, п.133,134

3

63-68

Итоговое повторение

6

                                                                                                       

          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                     7 класс

       Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7 – 9 классы, Просвещение, Москва, 2008 год
  2. Жохов В.И. Геометрия, 7-9, книга для учителя, Просвещение, 2006 год
  3. Моисеева Е.П., Поурочные планы по учебнику А.В.Погорелова,          7 класс. Издательство «Учитель»,2006 год
  4. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 7 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  5. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год

       Для учащихся:

  1. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 классов, М.: Просвещение, 2009 год
  2. Дудницын Ю.П. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса, М.: Просвещение, 2008 год
  3. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 7 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  4. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год

                                       8 класс

       Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7 – 9 классы, Просвещение, Москва, 2008 год
  2. Жохов В.И. Геометрия, 7-9, книга для учителя, Просвещение, 2006 год
  3. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 8 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  4. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год

       Для учащихся:

  1. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 классов, М.: Просвещение, 2009 год
  2. Дудницын Ю.П. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса, М.: Просвещение, 2008 год
  3. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 8 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  4. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год

                                       9 класс  

     

        Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7 – 9 классы, Просвещение, Москва, 2008 год
  2. Жохов В.И. Геометрия, 7-9, книга для учителя, Просвещение, 2006 год
  3. Моисеева Е.П., Поурочные планы по учебнику А.В.Погорелова,          9 класс, Издательство «Учитель»,2006 год
  4. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 9 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  5. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год

       Для учащихся:

  1. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 классов, М.: Просвещение, 2009 год
  2. Дудницын Ю.П. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса, М.: Просвещение, 2008 год
  3. Гусев В.А. Геометрия: дидактические материалы для 9 кл., М.: Просвещение, 2003 год
  4. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов,

     М.: Просвещение, 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...