урок математики в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Клименкова Ирина Александровна

6 класс, математика, УМК- учебник "Математика",6, Н.Я. Виленкин, М.Мнемозина, 2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа

УРОК

«СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ»

Предмет: МАТЕМАТИКА, класс: 6

Разработчик:

Учитель математики МКОУ Николаевской СОШ

Клименкова Ирина Александровна

с. Николаевка

2013г.

План урока

Тема “Сложение чисел с разными знаками»

Цель: познакомить с правилом сложения чисел с разными знаками, разработать алгоритм;

отработка умений и навыков по алгоритму,

контроль и оценка результатов деятельности на уроке.  

Метод: конкретно-индуктивный  выведение правила

Оборудование: доска, мел, линейка, раздаточный дидактический материал

I Подготовительный этап

Цель: актуализировать ЗУН по темам «Модуль числа», «Изображение чисел на координатной прямой»

Фронтальная работа с классом. Запись на доске.

Вопросы: 1. Что называется модулем числа? 2. Дать понятие отрицательного числа.

3. Вычислить: |-7|+ |5|; |-7|-|-5|; |-7|-|5|; |-7|+|-5|; |7|-|-5|; |63|:|-9|; |-1|·|0|

4. Изобразить на координатной прямой точки с координатами, объясняя выполнение: А(6), В(-4), С(-1), D(+3), F(-6,5)

II Мотивационный этап

Запись на доске: 2+3; 3-2; 2-3. Вычислить. Проблема: в третьем примере вычитаемое больше уменьшаемого

Вопрос: можно ли выполнить вычитание?

III этап. Изучение нового материала.

Учитель: Мы знакомы с отрицательными числами и выражение 2-3 можем записать в виде суммы 2+(-3). В данном выражении слагаемые с разными знаками. Вопрос (проблема): Как сложить числа с разными знаками.

Обучающиеся: возможные варианты ответов. Один из вариантов ответов: сложить числа с помощью координатной прямой.

                                                       

 2+ (-3)= ?

Ход рассуждений:

  1. Отмечаем точку с координатой 2;
  2. «Идём» влево от точки с координатой 2 на 3 единичных отрезка
  3. Результатом будет число -1

Запись на доске: 2+ (-3) = -1. Аналогично -3+2= -1 (свойство?)

Контрпример: выполнить сложение -100 +99.

Проблема: сложно изобразить в тетради на координатной прямой числа -100, 99.

Необходимо выработать алгоритм сложения чисел с разными знаками.

Работа в группах (ряды):

1 ряд                                                             2 ряд                                                 3 ряд

Вычислить с помощью координатной прямой.

-7 +5                                                              -6 +4                                              -8 +5

10 +(-8)                                                        11+ (-9)                                         9+ (-2)

9-15                                                              5-8                                                 4-10

Обсуждение:

Высказывания обучающихся после того, как на доске записаны результаты вычислений.

Вопрос: Скажите, что можно заметить в результатах сложений?

Закономерности:

  1. Результаты получаются, как при вычитании. Чего? (акцентировать внимание: от большего числа  по модулю вычитаем меньшее число по модулю)
  2. Но в результате может быть как знак «+», так и «- «

Выработка алгоритма: сложить a+b

  1. Найти модули слагаемых;
  2. Сравнить модули, пусть  |a|<|b|;
  3. Найти разность модулей, |a| -|b|;
  4. Результат взять со знаком числа, у которого модуль больше

Пример: запись 5 + (-7) = -(7-5) = -2

Рассуждения: |5|=5, |-7|= 7

                          |-7|>|5|

IV Формирование ведущего действия

  1. Работа по алгоритму (алгоритм лежит на столах обучающихся)

Фронтально, учитель в диалоге с обучающимися, пример прорешивается на доске (в рабочих тетрадях обучающихся) с комментариями пошагово по алгоритму)

-100 +99 = - (100-99) = -1

|-100|=100, |99|= 99, т.к. |-100|>|99|, то 100-99 =1, но результат берём со знаком большего модуля, т.е. -1

  1. Задание для обучающихся: придумать по два примера на сложение чисел с разными знаками, записать в свою тетрадь, но без решения. Дать соседу по парте решить твои примеры. Оценить, обсудить правильность выполнения задания.

Учитель визуально контролирует, корректирует

  1. Дидактический раздаточный материал

Задание с кодированными ответами: Найти значения выражений.

Кодировка на столе учителя.

  1. 3,6 + (-2,8). Варианты: М(0,8),С(0,8), Р(6,4)
  2. -28 + 13. Варианты:   Л(15), А(-41), И(-15)
  3. ¾ + (-¼). Варианты: К(-1), И(1), Н(½)
  4. -2⅝ + ⅝. Варианты: У(-2), В(2), С(-2⅛)
  5. 0+ (-10). Варианты: О(10), С(-10), Д(0)

Слово МИНУС

V Подведение итогов урока – рефлексия:

А) Что знали:

В) Что нового узнали:

С) С каким настроением ты работал  на уроке.

 

 Оценивание работ обучающихся на уроке. Д/з



Предварительный просмотр:

Выполнить действия:

Вариант 1

(130,2 – 30,8): 2,8 – 21,84

Вариант 2

8,16: (1,32 + 3,48) – 0,345

Ответы:



1 действие



2 действие



3 действие



1 вариант


99,4


994


117,8


3,55


355


35,5


13,66


18,29


57,34



2 вариант


2,16


4,8


6,18


1,7


0,17


5,8


0,175


1,355


4,95

Выполняли работу:

Вариант 1 _____________________________________________

Вариант 2 _____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Деление натуральных чисел" (ФГОС)

Урок комплексного применения знаний и способов действий на основе системно - деятельностного метода обучения...

Конспект урока математики 5 класса "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Предлагаемый  урок  по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих ...

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление чисел с разными знаками»

ОБОБЩАЮЩЕНИЕ  И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ"...

Урок по теме: Сложение и вычитание чисел с разными знаками. Решение уравнений", 6 класс

Урок содержит конспект и презентацию, по теме: "Сложение и вычитание чисел  сразными знаками", а также раздаточный материал для учащихся....

Конспект урока математики в 6 классе. Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Замысел урока: урок позволяет реализовать системно-деятельностный подход: обучающиеся обнаруживают проблемную ситуацию, ставят цели, планируют свою деятельность, используют новые знания для решения за...