Конспект открытого урока по математике В 6 классе: "Свойства действий с рациональными числами"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Васильева Варвара Михайловна

Данный урок был проведён мною в марте 2012 года в период аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Джогинская СОШ, с. Джогино

Васильева Варвара Михайловна

Предмет – математика

Класс – 6

Дата: 20. 03. 2012 г.

Учебник –Виленкин Н.Я. и др., Математика 6: Мнемозина, 2008г.

Урок – практикум № 128

 по теме:

«Применение свойств действий с рациональными числами»

Цели и задачи: 

Учебные:

  1. составить памятку по нахождению значения выражений, содержащих

   лишь знаки «+» и   «-»,

  1. научиться применять полученную памятку при работе с конкретными выражениями,
  2. провести аналогию между свойствами действий сложения и умножения,
  3. формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, грамотно вести записи, комментировать решение.

               5) закреплять навыки применения свойств действий с рациональными числами;

               6) воспринимать информацию на слух и понимать математическую

                   терминологию;

               7) применять изученный материал при выполнении разнообразных видов

                   заданий;

                8) наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный

                     материал;

                9) объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;

                10) закреплять и повторять ранее пройденный материал.

Развивающие:

- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;

- прививать интерес к математике и математическим наукам;

- развивать культуру вычисления;  

- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).

Воспитательные:

- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;

- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам;

Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знаний по теме )

 Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

- отработку понимания на слух математической речи;

-взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

- работа группами по 2 человека.

 Виды учебной деятельности:

-слушание (понимание на слух научной речи);

-индивидуальная работа, работа в парах;

-практические задания;

-говорение;

-мыслительный анализ;

-самопроверка;

-взаимопроверка.

Оборудование к уроку:

Тетради, компьютер; демонстрационный проектор, экран, презентационный материал Power Point, раздаточный материал (памятки, листы самооценки), таблица.

Ход  урока:

1.Организационный момент:  Учитель ставит  цели  и  задачи урока,   объясняет  форму  урока.

Сегодня на уроке мы продолжим применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.

  1. Как вы считаете, чем нам предстоит сегодня заняться?

(Учащиеся пытаются сформулировать тему урока и определить проблемы, над которыми предстоит поработать на уроке.)

Мы должны убедиться, что все без исключения научились применять эти свойства к рациональным числам, что вы умеете логически мыслить и принимать нестандартные решения. Много трудностей вам придется преодолеть, продемонстрировать: силу ума, отвагу, настойчивость, сосредоточенность, работоспособность, концентрацию мысли, выносливость, волю к победе, умения распределять свои силы на длительную дистанцию, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.

Откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число и тему урока. (слайд 1)

2. Актуализация опорных знаний.

 - Повторение правил.

1. Взаимотренажёр (2 мин.).

цель: повторить фактический материал.

А теперь давайте  проверим вашу подготовку к уроку. Я просила вас приготовить дома карточки со свойствами. Разложите их на партах и проговорите  в  парах  друг другу свойства действий с рациональными числами (как они называются) и поменявшись листками – самооценки,  проставьте  соответствующие отметки в пункте один (Подготовка к уроку).

Листок самооценки.

Учени___   __________________________________________________

№ п/п

«5»

«4»

«3»

«2»

1.

Подготовка к уроку

2.

Устный счёт

3.

Самостоятельная работа

4.

Тест в электронном виде

2.  Устный счет.

Вычислить: (слайд 3)

5 + (- 2);                                        -1,5 × 2;

6 × (-4);                                           -78 + 89;

-12 : (- 4);                                        34 + (- 76);

-5 : (- 10);                                       -17 – (-33);

7 : (- 2);                                            56 – (-4);

-35 : 5                                              -5,6 × (- 10);

0 : 46;                                               -8 × (-0,2);

- Оцените свои ответы. (Учащиеся оценивают свои ответы и заполняют лист).

  1. Актуализация опорных знаний учащихся с целью подведения их к алгоритму нахождения значения выражений, содержащих лишь знаки «+» и   «-».

Задание №1. (слайд 4)

Перед вами три  ящика и десять карточек с выражениями. Найдите значения этих выражений.

1) -6,37+6,37,     2) -753+754,      3)  +3½  -3,5,  4) +71-81,  5)-5½  -5½,  

6) +2 ¼  - 6 ¾,      7) 7,8- 2,8,            8) -m+m,       9) -k+2,8 -8,8+k,  

10) -0,8+0,3

10)

Разложите карточки по ящикам.

Остался ли какой- то  ящик пустым?

Остались ли карточки вне ящиков?

Есть ли карточки, попавшие в несколько ящиков?

Задание №2. (слайд 5)

Перед вами несколько выражений, у которых найдено значение выражения. Решение оформлено по шагам. Прокомментируйте каждый шаг решения.

№1204(а).

(Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер)

Запись решения

Комментарий

387- 243 – 753- 387+ 243=

Записали выражение

387- 243 – 753- 387+ 243=

а) сложили противоположные числа 387 и -387,

б) сложили противоположные числа  -243 и 243

=-753

Записали ответ

№1203 (б) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.) (слайд 6)

Запись решения

Комментарий

2,15-3,81-5,76+3,27+5,48-4,33=

Записали выражение

1) 2,15+3,27+5,48 = 10, 90=10,9

Сложили положительные числа

2) -3,81-5,76-4,33=-(3,81+5,76+4,33)=

-13, 90=-13,9

Сложили отрицательные числа

3) 10,9+(-13,9)=-(13,9-10,9)=-3

Сложили результат первого и второго действий

№1206 (а) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.

(слайд 7)

Запись решения

Комментарий

7,8+3 5/8 -2,8-3 3/8=

Записали выражение

= (7,8 - 2,8)+ (3 5/8 -3 3/8)=

Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: десятичные дроби в одну группу, смешанные числа в другую группу

=5+ 2/8=

Вычислили значение выражения первой  и второй скобок

5+1/4=5 1/4

Сократили дробь и нашли результат сложения.

Запись решения

Комментарий

-13,4+ 725-27+ 75-17,6+ 827=

Записали выражение

=(725+ 75+ 827)+ (-13,4-17,6-27)

Или (725+ 75)+( 827-27)+ (-13,4-17,6)

Оформи решение по известному комментарию.

№ 1206 (г) (слайд 8)

Запись решения

Комментарий

3 1/3-0,8-2 ¾ +2,5+0,3+1 7/12=

Записали выражение

=(                    ) +(                     )=

Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: смешанные числа в одну группу, десятичные дроби в другую группу

=   …           +    …              =

Вычислили значение выражения первой  и второй скобок

=

Сократили дробную часть в смешанном числе

Нашли сумму смешанного числа и целого числа

=4 1/6

Получили результат

Чтобы ваш опыт по комментированию не пропал даром, составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих лишь знаки «+» и  «-».

Памятка. (слайд 9)

 Нахождение значения выражения, содержащего знаки «+» и «-».

  1. Сложить сначала противоположные числа.
  2. Сгруппировать слагаемые, удобные для счета  (например, противоположные числа, у которых модули мало отличаются или десятичные дроби с дробями десятичными, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа со смешанными числами и т.п.)
  3. Если нет слагаемых, удобных для счета, то сложить  отдельно положительные и отдельно отрицательные числа, а затем найти сумму положительного и отрицательного чисел.

4. Закрепление введенного алгоритма.

Теперь, когда вы составили памятку, вам по силам найти значение любого выражения, содержащего лишь знаки «+» и  «-».

 

Дальнейшая работа  организуется следующим образом. Предлагается пример, указывается его особенность, затем обсуждается решение

В таблице показаны выражения, значения которых надо найти, выделены их особенности, описана форма организации работы. (слайд 10)

Выражения, значения которых надо найти

Особенность

Организация работы

1.

(№1205 а,б)

а) х+8-x-22

б) -x-a+12+a-12,

Сумма противоположных слагаемых

Ученик у доски с комментарием

2.

(№1205 в,г)






Карточка с заданием

в) a-m+7-8+m,

г) 6,1-k+2,8+p-8,8+k-p







Слайд 17

Сумма противоположных слагаемых

Два ученика  у доски решают оба примера, остальные самостоятельно, затем взаимопроверка в парах


Индивидуально

3.

(№1216)

 Найти сумму всех целых чисел

а) от -6 до 7

Необычная форма предъявления задания. Сумма противоположных слагаемых.

Ученики комментируют, учитель записывает на доске

б) от -18 до 17

 Устное решение с комментированием  

в) от -22 до 20

Самостоятельно

записать ответ, последующая проверка.

4

№1292 Д/З

Найдите значение выражения

1-3+5-7+9-11+…+97-99

Необычная форма предъявления задания. Группировка слагаемых  

(1-3)+(5-7)+(9-11)+…+(97-99)

Устное обсуждение способа выполнения задания

5. Самостоятельная работа (слайд 11).

6. Физминутка. (Учитель показывает карточки и формулирует задания, если утверждение верно, то руки вверх, если неверно, то руки вниз).

7. Этап обобщения свойств сложения и умножения.

Изучая действия над числами, мы не раз замечали, что действия сложения и умножения имеют похожие свойства.

Назовите их.  (Переместительное и сочетательное свойства).

С языка сложения легко можно перевести формулы на язык умножения

Рассмотрим словарик перевода с языка сложения на язык умножения. (слайд 12).

Язык сложения

Язык умножения

Сложение                +

Умножение          *

Сумма      a+b

  Произведение   a*b

Нуль      0

Единица               1

Разность          a-b

  Частное              a/b

 Противоположное число     -  a  

 Обратное число  1/a,  a не равно 0

a+b=b +a

a*b=b*a

(a+b) +c=a +(b+c)

(a*b)*c=a*(b*c)

a+0=a

a*1=a

a-a=0

a*1/a=1,   a не равно 0

a*0=0

Пользуясь этим словарем  и памяткой, как находить значений выражений, содержащих лишь знаки «+» и  «-»,

составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих  лишь действие умножение.

  1. определить знак выражения «+» или «-»,
  2. найти произведение чисел, обратных друг другу,
  3. сгруппировать «удобные»  множители (2*5=10, 25*4=100, 125*8=1000,…, 0,2*5=1 и   т. п.),
  4. Если  «удобных» множителей сразу не удалось обнаружить, то при наличии десятичных и обыкновенных дробей, записать все дроби в виде обыкновенных, обозначить результат умножения при помощи черты дроби, по возможности сократить дробное выражение и записать результат.

8. Закрепление.

  1. Отгадай ребус (слайд 13).

 9. Тест. (слайд 14)

Проверка (слайд 15,16).

10.  Подведение итогов.

  1. Что в связи с рассмотренным на уроке материалом хорошо бы запомнить на будущее? (Выслушиваются ответы).

11.  Домашнее задание. (слайд 18)

   Выполните  следующие задания:

  1. Выучите памятку по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение. (Для желающих: нарисуй образ примеров и их решений по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение)

№ 1210 (устно), 1226, 1227 (по 3-4 из каждого номера по выбору), 1292 (для желающих)

  1229 (б, г, д) – дифференцированно.

         

Сумма положитель-ного и отрицательного

числа

Сумма положитель-ного и отрицательного чисел, близких по модулю

Сумма противополож-ных чисел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Интегрированный урок в 6 классе "Имя числительное. Действия с рациональными числами""

Вы можете увидеть пример интегрированного урока (математика, русский язык, физическая культура), предполагающего активное использование ЗУН детей во всех указанных выше  областях знаний....

Конспект открытого урока по математике на тему: Все действия в пределах 10000

Конспект открытого урокапо математике на тему:Все действия в пределах 10000...

План-конспект урока в 6 классе по теме: "Действия с рациональными числами"

урок-соревнование "Совместные действия с рациональными числами"...

Конспект урока математики в 6 классе "Действия над рациональными числами"

Представляю конспект урока математики в 6 классе "Действия над рациональными числами". Задания написаны в творческой, интересной форме....

Презентация к уроку математики в 6 классе "Действия с рациональными числами"( обобщение и повторение).

Данная презентация позволяет провести обощение, повторение и закрепление темы 6 класса  - "Действия с рациональными числами". В презентации организовано повторение теоретического матери...