"Корень п-й степени".
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разноуровневые возможности изучения темы
«Корень -й степени» Алгебра, 9 класс
Тип урока: интегрированный урок
Цели урока:
Дидактическая:
- закрепить и систематизировать знания и умения и способы действий по теме,
- расширить знания и способы действия с корнями -й степени.
Воспитывающая:
- воспитание нравственности учащихся.
Развивающая:
- развивать умение анализировать,
- логически
мыслить, активность и интеллект учащихся, память.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вы проверили друг у друга домашнее задание и выставили их в учетную карточку. Какие вопросы или трудности возникли при выполнении домашнего задания?
Ребята тема нашего урока сегодня: « Корень -й степени».
Цель урока: закрепить и систематизировать знания по этой теме.
Я на прошлом уроке прочитала вам легенду о математике и закончила словами, которые были записаны на клочке пергамента « Математика – это..»
Вам нужно было продолжить. Сейчас мы послушаем несколько ваших мнений.
Итак: « Математика – это доказательство» сегодня мы это увидим на уроке.
II. Актуализация знаний и способов действий.
- Устная работа. Ответьте на вопросы.
- Задание №1 Верны ли утверждения, почему?
у = у =
А(-16;-2) принадлежит у (х) Д(-125,-5) принадлежит у (х).
Задание № 2. Решите уравнения:
Х6=-64
Х4=81
Ш Практическое применение знаний и способов действий.
Задание №1. Вычислите и, сравнив по величине полученные числовые результаты и расставив их вместе с буквами в порядке убывания, вы прочтёте имя голландского математика Жирара, который первым ввёл показатель корня под радикалом. (Выполняется задание в таблице № 1)
1) 2)
3) 4)
5) 6)
7)
Таблица №..1
Ответы | ||||||
Буквы | а | л | ь | б | е | р |
Задание №2. Решите уравнения ( в парах)
Нечетные – 1 вариант Четные – 2 вариант
Расположите модули корней в порядке возрастания и разгадайте лабиринт расставив соответственно буквы (начиная с 1). Вы получите крылатое выражение. «Нить Ариадны». Это слова из мифа об афинском герое Тесее.
1) х4 = 81 Р
2) х5 = - Н
3) 2х3 = -686 Д
4) 2х6 = 128 А
5) = -3 Ы
6) = 7 Н
7) = 0 И
8) = 0 Т
9) = 2 И
10) = 3 А
11) = х Ь
12) = -3 Е
Ответьте на вопрос: почему число в уравнении 11 число 1 – не является корнем? Вот видите здесь все четко, число либо является корнем, либо нет, другого не дано. Именно на этом и основывается доказательство. В жизни, правда, не все так просто. Известна историю, которая случилась со знаменитым математиком и физиком И. Ньютоном.
Однажды Ньютон пригласил к себе на обед своего старинного друга, а сам забыл об этом. И вот в положенное время слуга накрывает обед на одного человека и уходит. Приходит друг. Он входит в залу, видит Исаак сидит у окна и над чем-то размышляет. Он не стал отвлекать ученого, сел, поел, сложил тарелочки и ушел. Через некоторое время Ньютон закончил свои размышления подошел к столу. Увидев пустые тарелки, он сказал: « Если бы не очевидные доказательства противного, я мог бы поклясться, что сегодня не обедал.»
Ариадна – дочь Критского царя Миноса, помогла Тесею в сражении с чудовищем Минотавром. Минотавр по мифу – получеловек-полубык. Ариадна дала Тесею клубок ниток, с помощью которых Тесей после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта (жилища Минотавра). А нам помогли знания выбраться из лабиринта незнаний.
Продолжаем работать и сейчас мы с вами вспомним басни Крылова. Мораль тех басен актуальна и сегодня.
Попробуем нынче мы басни Крылова
Для разных задачек принять за основу.
Поскольку мораль этих басен известна,
Решение будет для Вас интересно!
Задание №3
1. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но все не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» Да тот ли это, право, сыр, Который бог послал вороне? И, может быть, неправ весь этот мир, Твердя о лести злом законе?... - Нет, басня, как всегда, права, - Ворона с ветки проворчала. Найди значенья В и А , Чтобы мораль торжествовала!» . Найти А и В |
Решение.
Способ 1. Формула
Пусть А=2, В=3, тогда
Способ 2.
, А=2, В = 3 ч.т.д.
2. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, А выйдет из него не дело, только мука. ..Так мучаются Лебедь, Рак и Щука, Сложив усилья их табличек в ряд, Дать, наконец, нормальный делу лад, И доказать, что с суммой груз сравнится... Коль им поможете, — воздастся Вам сторицей!» | Доказать |
Решение. Способ 1. Так как , квадрат правой части равен подкоренному выражению.
Способ 2.
.
3. «К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про не свой толк все к худу клонит… Да! Басня много важных тем затронет, Представив жизнь нам в образах и лицах… Мартышка – апельсинов продавщица, Приехав как – то раз, к себе на дачу, Нашла там с радикалами задачу, Но сосчитать не в силах стройный ряд, Разбрасывать их стала все подряд. И молвила: «Что толку в той задаче, Коль из нее не слепишь новой дачи!» Мы верим все же, что мартышки мненье – Не истина для тех, кто знает толк в ученье, И просим Вас, девчонки и мальчишки, Решить задачу на хвосте Мартышки!» | Упростите |
Решение :
а)
Задание №4. Вычислить без таблиц и калькулятора.
1) 2), 3)
Задание №5. Самостоятельная работа.
Ребята, в жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтобы вспомнить какое-либо дело. Для этого надо быть очень внимательным и находчивым. Я предлагаю вам вспомнить тесты. На решение каждого тратится только 30 секунд. Попробуйте сосредоточиться и догадаться.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Заполните пропуски в формулировке определений, свойств и в истинных утверждениях а) Функция у=f(x) называется чётной, если её область определений симметрична относительно……И для любого значения аргумента х верно равенство f(-x) =….. б) Корнем n-ой степени из числа а называется такое число, n-ная степень которого…. в) График любой нечётной функции симметричен относительно…… г) Если n- нечётное число, то выражение имеет смысл при ………..а. 2. Найдите значение выражений: а) 5 =; 0,7 = ; = б) ()3=; (-3 )4= ; =; в) =; =; = Дополнительная часть 3. Приведите выражение к виду а , где а- рациональное число, b-натуральное. =; = ; = 4. Покажите, что значение трёхчлена 3p2-2p-5 p при p= является целым числом. | 1. Заполните пропуски в формулировке определений, свойств и в истинных утверждениях. а) Функция q(x) называется нечётной, если область определения её симметрична относительно ……..и для любого значения аргумента х верно равенство q(x)= b) График любой нечётной функции симметричен относительно…….. в)Арифметическим корнем n-ой степени называется….. число, n-ная степень которого…. г) Если n-чётное число, то выражениеимеет смысл при…….. 2. Найдите значение выражений: а) 4= 0,1 = ; = б) ( )4= ; (-2 )3= ; - = ; в) = ; = ; =. Дополнительная часть 3. Приведите выражения к виду а,где а -рациональное число, b-натуральное. = ; = ; = . 4. Покажите, что значение трёхчлена 5+2у2-3у при у= является натуральным |
IV Подведение итогов урока.
Сегодня мы еще урок работали по теме. Каждый из всех проверил свои знания и сделал выводы. А сейчас мы соберем урожай нашего урока.
V Рефлексия.
В 1 корзину – ваше мнения
Во 2 корзину – ваши оценки.( яблоки и листы, красный – 5, желтый – 4, зеленый – 3.) и карточки самооценки.
VI Информация о домашнем задании.
1)Составить карточки для взаимопроверки.
2) Сотворение красоты.
Красивая числовая фигура получается, например, для такого - значного числа, сумма цифр которого = из этого числа
1+7+5+7+6=
1+9+6+8+3=
Как, по - вашему, много ли есть трехзначных и четырехзначных чисел с аналогичными свойствами? Найдите их.
3) Докажите истинность неравенства
4) Вычислите:
- без калькулятора, используя таблицы
, .
5) Докажите: .
Заключение. Я думаю,что вас заитересовал данный урок, так как этот урок можно проводить как в 9 –ом , так и в 11-ом классе, заитересовало применение басен в математике, т.е. интеграция. Этот урок можно проводить и в гуманитарных классах, и с углубленным изучением математики, т.к. он содержит задания повышенной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функция у=х^n. Корень n-ой степени.
Комбинированный паралимпийский урок по алгебре для 9 класса на обобщение и закрепление изученного материала с применением ЦОР, ИКТ, элементов исследовательской деятельности учащихся, дополнительного м...
Лабораторные работы "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция"
Материалы для уроков в 10 классе по теме "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция" с использованием программы "Наглядная математика" "Графики функций"...
План-конспект урока "Корень n-й степени"
План-конспект урока изучения нового материала: основные понятия, формулы....
Урок "Корень n - ой степени". 9 класс
Данный урок разработан с использованием деятельностного подхода в обучении....
Тест-тренажер "Степенная функция.Корень п-ой степени.Целое уравнение и его корни"
Тесты ориентированы на учебник «Алгебра 9 класс» Ю.Н.Макарычева, под редакцией С.А.Теляковского, представлены в 2 вариантах и выдержаны в единой структуре: 9 заданий ...
Урок-игра по теме: "Степенная функция. Корень n-й степени"
Материал на тему: "Степенная функция. Корень n-й степени"...