Развитие ключевых компетенций на уроках математики
методическая разработка (алгебра) по теме
Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetent.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ключевых компетенций на уроках математики
Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.
Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
По результатам исследования PISA (2000г.) большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно АА. Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась "функциональная грамотность” — "способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий "компетентность” и связанного с ним понятия "компетенция”.
- Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
- В России переход на компетентностно -ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 г. и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. В документах по модернизации образования записано:
- «Основным результатом образовательной деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
- Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс , в 2007 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в средине XXI века, трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
- Об этом очень хорошо сказал Джон Гриллос :
- «Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно , активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить , грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.»
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
1. Ценностно-смысловая
2. Общекультурная
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная (самосовершенствование)
Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений.
Ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
Слайд8
1.Ценностно-смысловая компетенция
Виды деятельности:
Умение формулировать собственные жизненные цели. Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию .
Слайд9
2.Общекультурная компетенция
Виды деятельности:
Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п.
Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития.
Слайд10 .Задачи
Слайд11
3.Учебно – познавательная компетенция
Виды деятельности:
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.
Умение оформить результаты своей. деятельности, представить их на современном уровне.
Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
4.Информационная компетенция
Виды деятельности:
Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет.
Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Умение владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира.
Умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
5.Коммуникативная компетенция
Виды деятельности:
Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста.
Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.
6.Социально – трудовая
Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта.
Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7.Личностная ( самосовершенствование)
Виды деятельности:
Создание комфортной здоровьесберегающей среды.
Создание условий для самопознания и самореализации.
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы.
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области.
Рассмотрим более детально третью компетенцию. Учебно – познавательную.
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами.
Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добывания знаний непосредственно из реальности, владения приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- построения и исследования простейших математических моделей;
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- интерпретации графиков реальных процессов;
- -решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:
- умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
- умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
- умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
- умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.
Для проверки компетентности учащихся на международном уровне используются два типа задач - чисто математические и контекстные (практико-ориентированные).
К контекстным относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации.
Центр тяжести при решении задач такого типа лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).
Уровни математической компетентности
Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.
Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Развитие ключевых компетенций на уроках физической культуры
Представлено обобщение по теме самообразования, рассмотрены вопросы развития ключевых компетенций обучающихся в процессе физического воспитания....
Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Прзентация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"...
"Формирование ключевых компетенций на уроке математики"
Этот доклад был представлен на Всероссийской научно - практической конференции "Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в регионе. Работ...
Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".
Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....
Формирование ключевых компетенций на уроках математики и физики
Доклад к семинару учителей математики и физики...
Из опыта работы "Развитие ключевых компетенций на уроках математики в рефлексивно-деятельностном подходе"
Развитие ключевых компетенций на уроках математики...