Открытый урок "Взаимно-обратные числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Умярова Ряхимя Абдулловна

Открытый урок по теме "Взаимно-обратные числа" составлен в соответствии  с методическими  требованиями  к уроку. К конспекту урока есть презентация ,содержащая эссе учащихся по высказыванию Л. Н. Толстого "Человек есть дробь,в числителе которой..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока математики.

(Учебник Н.Я. Виленкина «Математика 6 класс»)

Тема: Взаимно обратные числа.

Цели урока:

  1. Развивающие цели: обеспечить усвоение учащимися понятие взаимно обратных чисел, развивать навыки нахождения взаимно обратных чисел для натуральных чисел, неправильных дробей, для десятичных дробей. Развивать у учащихся навыки применения аналогии, обобщения, память, мышление.
  2. Образовательные цели: изучить понятие взаимно обратные числа, закрепить навыки нахождения взаимно обратных чисел, сформулировать правило взаимно обратных чисел, применить при более сложных ситуациях, отрабатывать умение решать уравнения нового типа.
  3. Воспитательные цели: через коллективно-творческий труд на уроке воспитать чувство ответственности, собранности, радости, сопереживания успехам своих одноклассников, усердие.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: комбинированный.

Виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( Мотивация учащихся к уроку, постановка целей и задач урока)
  2. Анализ контрольной работы. ( Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок)
  3. 3.  Устная контрольная работа   (Задание практикуется через документ-камеру на интерактивную доску. Ученики записывают только ответы под соответствующим номером. Проверить в парах (взаимопроверкой) и демонстрировать на доске.) :

Вариант 1

Вариант 2

Вычислите:                         Упростите:

1) 1- ;         8)  × ;                     10) а+ а;

2)  + ;       9) 23× ;                 11) m + m;

3)   + ;                               Найдите:

4)   - ;                                        12)  от 64;

5)  + ;

6)   × ;

7)  1 × ;                                                                  

Вычислите:                         Упростите:

1) 1- ;         8) ×1;                     10) а - а;

2)  + ;       9) ×19 ;                 11) m + m;

3)   + ;                               Найдите:

4)   - ;                                        12)  от 49;

5)  + ;

6)   × ;

7)  1 × ;                                                                  

Ответы:

; 1;  ; ; ; ; ; ; 9; 1a; 2m; 56

; ; 1; ; 1; ; ; ; 9; а; 1m; 21

Критерии оценок:

«5»- нет ошибок; «4»- 1-2 ошибки; «3»- 3-4 ошибки; «2»- более 4 ошибок;

                                                                                                                       

4.  Сообщение темы урока: 

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым понятием взаимно обратных чисел.

5.  Изучение нового материала:

  1. Вычислить:         
  2. Игра:

                                       Вставьте пропущенное число.

 ×  = 1;             ×  = 1;                    ×  = 1;

Два числа, произведение которых равно единице, называются взаимно обратными.

Приведите примеры взаимно обратных чисел.

Какое число будет взаимно обратным к правильной дроби, к неправильной дроби, натуральному числу?

Как найти взаимно обратное число к десятичной дроби?

Как записать число, обратное числу   ?  ()

Какие условия должны соблюдаться для чисел a, b ?  ( a ≠ 0; b ≠ 0 )

Записать в тетрадях:

 и   - взаимно обратные числа, так как   ×  ꞊ ꞊ 1, a ≠ 0; b ≠ 0

6. Закрепление изученного материала:

  1. № 577 (а-в) стр. 94 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

- Как доказать, что данные числа являются взаимно обратными?  ( Выполнить умножение, если произведение этих чисел равно 1, то числа являются взаимно обратными. )

( Ответ: а) да; б) нет; в) да. )

  1. № 580 стр. 95 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

- Что неизвестно в уравнении? ( Второй множитель.)

- Как найти неизвестный множитель? ( Произведение разделить на известный множитель.)

- Возникла проблема: мы не умеем делить на дробные числа.

      Как по-другому можно решить это уравнение? ( Так как произведение равно единице, то второй множитель будет являться числом, обратным первому множителю.)

      Решение уравнений д) и е) основано на свойстве единицы при умножении.

   ( Ответ:  а)1 ;  б)  ;  в) 1 ;  г) 1 ;  д) x= 1;  е) x= 1.)

                                                                                                                       

7. Физкультминутка:  Ребус.

   Отгадайте ребус:                                                                      

    ( Дробь )

 Дробь от числа хотим найти,

 Не надо никого тревожить.

 Нам надо данное число

 На эту дробь умножить!

8.  Работа над задачей:

Завод изготовил сверх плана 120 телевизоров.    этих телевизоров отправлено строителям гидростанции, а 80% остатка – в рисоводческий совхоз. Сколько телевизоров было отправлено в рисоводческий совхоз?

- Запишем краткую запись:

Всего                               - 120 телев.

Строителям                  -      от

Рисоводческий совхоз  -  80% остатка

Решение:

  1. Как найти    от всего?  ( 120×  = ×  = 90 (телев.)- строителя.  )  
  2. Как найти остаток? ( 120 – 90 = 30 (телев.)- осталось )
  3. Как найти 80% от остатка? (80% = 0,8;  30× 0,8 = 24 (телев.)- в совхоз )

Ответ: 24.

9.  Самостоятельная работа:   Дидактические материалы.

Вариант 1

Вариант 2

№ 131  (стр. 12)

№ 131 (стр. 39)

                         

Собрать тетради !!!

10.  Итог урока:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что осталось непонятным?
  3. Объявить оценки

11.   Домашнее задание:

§16, выучить правило;  № 590 ( б ),   № 592 ( а - в ),   № 593  (стр. 96)

Дополнительно: Написать эссе по словам Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, числитель которой…»

                                                            Литература.

  1. Математика , 6 класс.  ( Учебник Н.Я. Виленкин и др.)
  2. Поурочные разработки по математике, 6 класс ( В.В. Выговская )
  3. Дидактические материалы по математике, 6 класс ( А.С. Чесноков и др.)

Умярова Р.А. , 240-486-253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"

Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного". 3 класс.

Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного", 3 класс....

Открытый урок «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps.

Открытый урок  «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps. к УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English» 2 класс ....

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Открытый урок «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps.

Открытый урок «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps....