Повторение.Решение уравнений.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Решение уравнений. Подготовка к ГИА. Повторяется теоретический материал и предлагаются уравнения для самостоятельной работы. Для проверки решения уравнений проверяются с помощью готовых презентаций. Разработан урок, можно использовать как групповую форму-урок соревнование. Уравнения каждого вида даются в дифференцированной форме от простого к более сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Неполные квадратные уравнения. Презентация | 64.95 КБ |
Решение линейных уравнений. Презентация | 87.8 КБ |
Решение квадратных уравнений. | 65.92 КБ |
Решение уравнений n-ной степени | 99.22 КБ |
Урок | 25.48 КБ |
Приложение к уроку | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неполное квадратное уравнение Если в квадратном уравнении ax 2 +bx+c=0 хотя бы один из коэффициентов b или с равно нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.
Виды неполных квадратных уравнений ax 2 +c=0 , где с≠0; ax 2 +bx=0 , где b ≠0 ; ax 2 =0 , где b ≠0, с≠0.
Решим уравнения: Решим уравнения: 1) 3х 2 -12=0 2)7х+3=2х 2 +3х+3; 3)(2х-1) 2 =1-4х.
Решение 1)3х 2 -12=0 3х 2 =12 х 2 =4 х 1 =2; х 2 =- 2 Ответ: 2;-2
Решение 2)7х+3=2х 2 +3х+3 7х-2х 2 -3х=3-3 4х-2х 2 =0 2х(2-х)=0 х 1 =0 или 2-х=0 х 2 =2 Ответ: 0; 2
Решение 3) (2х-1) 2 =1-4х 4х 2 -4х+1=1-4х 4х 2 -4х+4х=1-1 4х 2 =0 х=0 Ответ: 0
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Линейное уравнение ax = b , где х – переменная, a , b – любое число. Если a ≠0 , то x = b/a ; если а = 0 и b = 0, то х – любое; если а = 0 и b ≠ 0, то нет корней.
1-й шаг Если выражения, стоящие в левой или правой части уравнения, содержат скобки, то раскрываем их по правилам.
2-й шаг Переносим слагаемые с переменными в левую часть уравнения, а без переменных в правую.
3-й шаг Приводим подобные слагаемые в обеих частях уравнения, приводя его к виду ax = b .
4-й шаг Решаем получившееся линейное уравнение, равносильное исходному, в зависимости от значений коэффициентов a и b .
Примеры Решим уравнения: 1)2х-7=х-10; 2)4х-3(х-7)=2х+15; 3)-4(х+2)+3(х-1)-2=5(х-2)+6.
Решение 1) 2х-7=х-10 2х-х=-10+7 -х=-3 Ответ: -3
Решение 2) 4х-3(х-7)=2х+15 4х-3х+21=2х+15 х-2х=15-21 -х=-6 х=6 Ответ: 6
Решение 3) -4(х+2)+3(х-1)-2=5(х-2)+6 -4х-8+3х-3-2=5х-10+6 -4х+3х-5х=-10+6+8+3+2 -6х=9 х=9:(-6) х=-1,5 Ответ: -1,5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квадратное уравнение Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 +bx+c=0 , где х - переменная, а, b и с - некоторые числа, причем а≠0.
Решение квадратного уравнения Для решения квадратных уравнений применяют дискриминант квадратного уравнение( D ), который вычисляется по формуле D = b 2 -4ac . Формула корней квадратного уравнения: x= (-b±√D)/2a , где D = b 2 -4ac
Возможные случаи зависимости от значения дискриминанта Если D>0 , то уравнение имеет 2 корня; Если D=0 , то уравнение имеет один единственный корень; Если D<0 , то уравнение корней не имеет.
Алгоритм решения квадратного уравнения Вычислить дискриминант и сравнить его с нулём; Если дискриминант положителен или равен нулю, то воспользоваться формулой корней, если дискриминант отрицателен – корней нет.
Теорема Виета Для решения квадратных уравнений, где а=1(такие уравнения называют приведёнными квадратными уравнениями), применима т еорема Виета: Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Пример Решим уравнения: 1 )-2х 2 +7х=9 2) х 2 -6(х-4)-4х+1=0 3) 2(х 2 -40)=-х 2 +6(х+4)+1
Решение -2х 2 +7х=9 -2х 2 +7х-9=0 | ·(-1) 2х 2 -7х+9=0 Д= (-7) 2 -4·2·9=49-72=-23 Ответ: нет корней.
Решение(выделением квадратного двучлена) х 2 -6(х-4)-4х+1=0 х 2 -6х+24-4х+1=0 х 2 -10х+25=0 (х-5) 2 =0 х-5=0 х=5 Ответ: 5
Решение 2(х 2 -40)=-х 2 +6(х+4)+1 2х 2 -80=-х 2 +6х+24+1 2х 2 -80+х 2 -6х-24-1=0 3х 2 -6х-105=0 Д 1 = (-3) 2 -3·(-105)=9+315=324 х 1 =(3-18)/3=-5 х 2 =(3+18)/3=7 Ответ:- 5; 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы решения уравнений n- степени 1 способ: разложение на множители 2 способ: введение новой переменной 3 способ: графический
Графический метод
Предварительный просмотр:
Чулковская СОШ №20
Учитель математики Топкаева Галина Геннадьевна
Тема: «Повторение. Решение уравнений»
Урок алгебры в 9 классе
Цель: повторить решение уравнений, изучаемых в основной школе.
Тип урока: групповая работа, применение презентаций.
Ход урока
I.Орг. момент. Формулировка цели урока. Объяснение формы работы.
II. Повторение происходит поэтапно по презентациям. Ученики решают уравнения и проверяют по презентациям. На каждом этапе повторения три уравнения, если одно решено верно, то оценка «3», если два уравнения решены правильно, то «4», если все три решены, то оценка «5». В каждой группе консультант - он смотрит правильность выставления оценок и объясняет в группе решения.
1.а) линейные уравнения (презентация)
б) решение линейных уравнений
1)2х-7=х-10;
2)4х-3(х-7)=2х+15;
3)-4(х+2)+3(х-1)-2=5(х-2)+6.
Решение:
- 2х-7=х-10 2)4х-3(х-7)=2х+15 3) -4(х+2)+3(х-1)-2=5(х-2)+6
2х-х=-10+7 4х-3х+21=2х+15 -4х-8+3х-3-2=5х-10+6
х=-3 х-2х=15-21 -4х+3х-5х=-10+6+8+3+2
-х=-6 -6х=9
х=6 х=9:(-6)
х=-1,5
Ответ:-3 Ответ: 6 Ответ: -1,5
2.а) неполные квадратные уравнения, (презентация)
б) решение уравнений:
1) 3х2-12=0
2)7х+3=2х2+3х+3;
3)(2х-1)2=1-4х.
Решение:
1)3х2-12=0 3х2=12 х 2=4 х1=2; х2=-2 Ответ: 2,-2. | 2)7х+3=2х2+3х+3 7х-2х2-3х=3-3 4х-2х2=0 2х(2-х)=0 х1=0 или 2-х=0 х2=2 Ответ: о;2. | 3) (2х-1)2=1-4х 4х2-4х+1=1-4х 4х2-4х+4х=1-1 4х2=0 х=0 Ответ: 0 |
3.а) квадратные уравнения (презентация)
б)Решите уравнения
1)-2х2+7х=9
2) х2-6(х-4)-4х+1=0
3) 2(х2-40)=-х2+6(х+4)+1
Решение:
-2х2+7х-9=0 | ·(-1) 2х2-7х+9=0 Д= (-7)2-4·2·9=49-72=-23 Ответ: нет корней. | 2) х2-6(х-4)-4х+1=0 х2-6х+24-4х+1=0 х2-10х+25=0 (х-5)2=0 х-5=0 х=5 Ответ: 5 | 3) 2(х2-40)=-х2+6(х+4)+1 2х2-80=-х2+6х+24+1 2х2-80+х2-6х-24-1=0 3х2-6х-105=0 Д1= (-3)2-3·(-105)=9+315=324 х1=(3-18)/3=-5 х2=(3+18)/3=7 Ответ:-5;7. |
4. Решение уравнений n-ой степени.
Способы: 1) разложение на множители;
- Введение новой переменной.
Решите уравнения:
- х3-4х2-9х+36=0;
- х4-25х2+144=0;
- (х2-6х)2+2(х-3)2=81.
Решение:
х2(х-4)-9(х-4)=0 (х-4)(х2-9)=0 х-4=0 или х2-9=0 х1=4 или х2=9 х2=3; х3=-3 Ответ:4; 3; -3. |
Обозначим: х2=t t2-25t+144=0 Д=(-25)2-4·144=625-576=49 t1= (25-7)/ 2=9 t2=(25+7)/2=16 вернемся к замене: х2=9 и х2=16 х1=3; х2=-3; х3=4; х4=-4 Ответ: 3;-3;4;-4. | 3)(х2-6х)2+2(х-3)2=81 (х2-6х+9-9)+2(х-3)2=81 ((х-3)2-9)2+2(х-3)2=81 Обозначим:(х-3)2=t (t-9)2+2t=81 t2-18t+81+2t=81 t2-16t=0 t(t-16)=0 t1=0 или t-16=0 t2=16 Вернемся к замене: (х-3)2=0 и (х-3)2=16 х-3=0 и х-3=4 или х-3=-4 х1=3; х2=7; х3=-1. Ответ: -1;3;7. |
5. Графический способ решения уравнений.(презентация)
Решите графически уравнение:
= х2
6. Решите дробно-рациональное уравнение:
;
Решение: ;
;
х (х – 2) = 4 (х + 2) – 16;
х2 – 2х – 4х – 8 + 16 = 0;
х2 – 6х + 8 = 0;
х1 = 2, х2 = 4;
х1 = 2 – не является корнем уравнения.
Ответ: 4
III. Подведение итогов урока. Задание на дом.стр245-248 (прочитать) №925,№931.
Предварительный просмотр:
1.Решите линейные уравнения:
1)2х-7=х-10;
2)4х-3(х-7)=2х+15;
3)-4(х+2)+3(х-1)-2=5(х-2)+6.
2. Решите неполные квадратные уравнения:
1) 3х2-12=0
2)7х+3=2х2+3х+3;
3)(2х-1)2=1-4х.
3.Решите уравнения (квадратные):
1)-2х2+7х=9
2) х2-6(х-4)-4х+1=0
3) 2(х2-40)=-х2+6(х+4)+1
4.Решите уравнения ( n-ой степени)
- х3-4х2-9х+36=0;
- х4-25х2+144=0;
- (х2-6х)2+2(х-3)2=81.
5. Решите графически уравнение:
= х2
6. Решите уравнение
Фамилия, имя | Колич. решенных уравнений | оценка | |
1. | Линейные уравнения | ||
2. | Неполные квадратные уравнения | ||
3. | Квадратные уравнения | ||
4. | Уравнения n-ой степени | ||
5. | Графический способ решения уравнений. | ||
6. | Дробно-рациональные уравнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение решений квадратного уравнения на экзаменационном материале ГИА 2013года.
Повторить решения квадратных уравнений с целью подготовки к ГИА.Продолжить развитие познавательного интереса учащихся.расширение знаний о космонавтике....
Презентация "Повторение. Решение задач на составление уравнений"
презентация прежназначена для проведения урока в 6 классе. можно использовать для групповой и парной работы в классе.Повторяются способы составления и решения задч на составление уранений....
Алгебра 9. Повторение. Решение уравнений
Составлены задания на проверку способов решения уравнений: 1 степени со скобками, дробных, квадратных, биквадратных, дробно-рациональных. Задание на разложение многочленов на множители. Материал можно...
Презентация к уроку: Повторение.Решение логарифмических уравнений
Материал данного урока может быть использован при закреплении материала , а также при заключительном повторении и подготовке к экзамену...
09.02.2018г., для 8б, повторение - решение задач по уравнению реакций
повторение - решение задач по уравнению...
Открытый урок систематизирующего повторения "Решение квадратных уравнений" в 9 классе
Технология дифференциального обучения....
Итоговое повторение. Решение рациональных и иррациональных уравнений
Повторение материала с занимательными заданиями, решение уравнения из ОБЗ ОГЭ....