Урок математики в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел»
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме

Кобзева Наталия Анатольевна

Мир чисел очень  загадочен  и  интересен. Числа  очень важны в нашем мире. Давайте узнаем   как можно больше о происхождении чисел, об их значении в нашей жизни. Как их применять и какую роль они играют в нашей жизни?

Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сложение отрицательных чисел45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

 города Ельца Липецкой области

Урок математики в 6 классе

«Сложение отрицательных чисел»

(урок изучения нового материала)

Провела

 учитель математики

Кобзева Н.А.

2013г.

Тема урока: «Сложение отрицательных чисел» (слайд1)

Цели урока: (слайд 3)

образовательные: знакомство учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и начало работы по отработке умений и навыков его применения;

развивающие: развитие навыков само- и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, математической грамотности и умения анализировать, обобщать;

воспитательные: формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры.

Структура урока:

1.      Организационный момент.

2.      Мотивация урока.

3.      Актуализация опорных знаний.

4.      Изучение нового материала.

5.      Физкультминутка.

6.   Закрепление темы.

7.   Итоги урока.

8.   Домашнее задание.

Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Девиз урока: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит»  

М.В. Ломоносов.(слайд 2)

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, тест

Ход урока:

1.      Организационный момент.

Итак, урок мы  начинаем,

 Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!

2.      Мотивация урока:

Сегодня мы урок проведем под девизом: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний

3.      Актуализация опорных знаний.

   1)   2 учащихся около доски  работают по карточкам, остальные в тетради, потом проверка.

       1.Сложить с помощью координатной  прямой числа:        

-4 + (-2);    -1+ (-4);  2 + (-6);               -3 + 5;  0 + (-3);  -2 + (-6);

2.Выполнить действия:

│-2,3│ +│ 4│=…;  │ 6,12│ -│ -5,9│ =…          │ 5,23│ +│ -4,3│=…;  │ -9, 56│-│0│=

Учащиеся 1 варианта проверяют работу 1 ученика, учащиеся 2 варианта -  работу 2 ученика

2)Теперь проведем игру «Да-нет» (слайд 4,5)

+ 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются          противоположными числами.    

-  2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа.        

+ 3. Сумма противоположных чисел равна нулю.      

+ 4. Модуль числа 0 равен нулю.          

-  5. Модуль числа может быть отрицательным.          

-  6. Противоположные числа имеют разные модули.            

+  7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.  

-  8. Нуль меньше любого отрицательного числа.      

+  9. Нуль меньше положительного числа.      

   +  10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится.

  (Неверный ответ исправить на  верный)

3)На доске записаны числа:

15;    -13;   0;    5,7;    -7¾;   -18;   702;    9⅔;    -0,5;   9.

Из данных чисел выберите:

а)  положительные числа;

б)  числа <0;

в)  числа, модули которых больше 10;

г)  отрицательные числа, модули которых меньше 9;

д)   противоположные числа.

Найти модули чисел: (записать в тетрадях и на доске)

|-300| ; | 0 | ; |-5,2|;  |⅛| ; |-1¾| ;  |-4,5| ;

4)Вычислить: (в тетрадях и на доске) 3⅛ +2⅔;  5¼ - 4½

Устно:

1. Вычислить: -4,8+4,8;    

2.Решите задачу: (слайд 6.7)

У  одного квартиросъемщика два долга: 50 рублей за телефон и 70 рублей за Интернет. Какова  сумма его долга?

У второго квартиросъемщика три долга: 20 рублей за газ, 30 рублей за электричество. Какова сумма его долга? Чей долг больше?

 4. Изучение новой темы. 

В древности отрицательные числа понимались как долги.  Если перевести эти задачи о долгах на язык математики, что  получится?: (ребята отвечают)

-50 +(-70)= -120;             -20 + (-30) = -50

Каким числом, положительным или отрицательным, является сумма двух отрицательных чисел? (вывод записать в тетрадях)

Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел:

Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно:

1)      сложить их модули;

2)      перед полученным числом поставить знак минус. (слайд 8)          

Первичное закрепление:

№ 1045 (а, в, д, ж, и, л)

5. Физкультминутка.

Сейчас у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

6.   Закрепление темы.   

Выберите правильный ответ из двух предложенных: (слайд 9,10)

1)      -1 + (-3) =

а) 4;    б) -4.

2)  -4,5 + (-4,5) =

п) -9,1;   р) -9.

3) -0,5 + (-1,25) =

а) -1,75;   б) -1,3.

4)-1,1 + (-5) =

ф) -1,6;   х) -6,1.

5) -3 + (-0,5) =

м) -3,5;   н) -0,8.

6) -1,5 + (-2,6) =

а) -4,1;    б) -3,11.

7) 0 + (-5) =

в) 0;     г) -5.

8) 4 + 0 =

у) 4;      п) 0.

9) -5 + (-9) =

п) -14;     р)14.

10) -4 + 0 =

с) 0;      т) -4.

11) -10 + (-9,6) =

а) -19,6;     б) -10,6.

Сложите полученные ответы в таблицу:

Номер примера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Соответ. буква

Б

Р

А

Х

М

А

Г

У

П

Т

А

Если вы все правильно сделаете, у вас получится имя индийского математика (7-й век), который излагал правило сложения двух отрицательных чисел так: сумма двух долгов есть долг.(сверяется с ответом на экране) (слайд 11)

Вернемся  к  труду  Брахмапутры  

Цитаты:

  1. «Имущество  и  имущество  есть  имущество».
  2. «Сумма  двух  долгов  есть  долг».
  3. «Сумма  имущества  и  нуля  есть  имущество».
  4. «Сумма  двух  нулей  есть  ноль».

Переведите  на  «Математический  язык»  данные  правила.

7.      Итоги урока: (рефлексия)

Какую проблему мы  ставили на уроке?  

Удалось ли нам ее решить?

Что нового для себя узнали?

Как сложить два отрицательных числа?  (слайды 12,13,14)

8.  Домашнее задание:

   П.32,  №1056 (а, в, д, ж, и, л),  №1059, №1053. (слайд 15,16)

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"

Данная рабочая тетрадь предназначена для учащихся  6 классе, чтобы повторить тему "Сложение отрицательных чисел"...

Тест по математике для 6 класса по теме "Сложение отрицательных чисел"

Данный тест содержит 5 заданий по теме "Сложение отрицательных чисел", который охватывает не только проверку умений по сложению отрицательных чисел, но и применение правил сложения в ходе решения не с...

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...

технологическая карта урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"

разработка урока "Сложение отрицательных чисел " в 6 классе с приложениями и презентацией...

Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"

Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...