Рабочая программа по математике 7 кл
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялымская средняя общеобразовательная школа»
Программа рассмотрена и принята | «Утверждаю» Директор МОУ «Ялымская средняя общеобразовательная школа» _________________ Н.И.Ерофеева |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
7 КЛАСС
(базовый уровень)
2011 год
Составитель – Колташова Марина Александровна,
учитель математики МОУ «Ялымская СОШ »,
Притобольного района Курганской области,
учитель I квалификационной категории
Рецензенты:__________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Закона об образовании ст.32, Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, Примерные программы для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7 - 9 кл.», «Геометрия 7 – 9 кл.» автор – составитель Т.А.Бурмистрова, Положения о рабочей программе в МОУ «Ялымская СОШ», УМК Ю.Н.Макарычева «Алгебра», УМК Л.С. Атанасяна «Геометрия».
Программа модульная, включает два модуля: «Алгебра» и «Геометрия». Модуль «Алгебра» включает следующие содержательные компоненты/блоки стандарта основного общего образования по математике: «арифметика» (частично); «алгебра», «элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» (частично). Модуль «Геометрия», соответственно, включает следующие содержательные компоненты/блоки стандарта основного общего образования по математике: «геометрия», «элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» (частично). Тема «Координаты» из содержательного компонента/блока «алгебра» изучаться как в модуле «Алгебра», так и в модуле «Геометрия».
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цели изучение математики на ступени основного общего образования предполагают:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; общеучебных умений и навыков: письма и чтения в нужном темпе, слушать учителя с одновременным ведением записей, работать с литературой, учебной и справочной;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники (решений уравнений и систем уравнений), средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности – мотивационной сферы, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
модуль Алгебра:
- изучение действительных рациональных и иррациональных чисел;
- изучение функций и их графиков и использование графиков для описания процессов
реальной жизни;
- изучение степени с натуральным показателем и её свойств, применение при
преобразовании выражений;
- изучение представлений зависимости между величинами в виде формул;
- - решение уравнений с одной переменной и систем уравнений с двумя переменными;
- решение задач с помощью систем уравнений;
- изучение элементов статистики.
модуль Геометрия:
- изучение треугольников, параллельных прямых, соотношения между сторонами и углами треугольника и использование для решения задач;
- изучение построения с помощью циркуля и линейки и использование в задачах на
построение;
Учебные модули «Алгебра» и «Геометрия»
-опираются на вычислительные и графические умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики 5 и 6 класса;
-является базой для предметов естественно – математического цикла, где необходимы вычислительные операции, преобразования выражений, в частности формул.
Согласно Федерального БУП-2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного образования отводится 175 часов:
на модуль «Алгебра»: в 7 классе - 120 часов (I четверть – 5часов в неделю, II, III, IV четверти – 3 часа в неделю);
на модуль «Геометрия»: в 7 классе 50 часов (II, III, IV четверти – 2 часа в неделю);
резерв – 5 часов.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр; будут использоваться комбинированные уроки, зачёты, уроки – соревнования, уроки с использованием ИКТ.
Контроль уровня обученности предусматривает проведение практических работ, тестов, контрольных работ. Итоговый контроль в 7 классе проводится в форме итоговой контрольной работы.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения математики ученик должен
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь:
Арифметика
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
Алгебра
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну перемену через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить графики;
Геометрия
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- вычислять средние значения результатов измерений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Арифметика
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и в исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий над числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.
Учебно – тематический план
Модуль «Алгебра»
(I четверть – 5 ч. в неделю,
II – IV четверть 3 ч. в неделю, всего 120 ч.).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Самостоятельные работы | Контрольные работы | |||
Повторение. Первый урок алгебры в 7 классе. | 2 | |||
1 | Выражения. Тождества. Уравнения Выражения. Преобразования выражений. Уравнения с одной переменной. Статистические характеристики. | 23 6 6 5 4 | 5 | 2 |
2 | Функции Функции и их графики. Линейная функция. | 16 9 6 | 3 | 1 |
3 | Степень с натуральным показателем. Степень и её свойства Одночлены. | 17 8 8 | 4 | 1 |
4 | Многочлены Сумма и разность многочленов Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов. | 20 4 7 7 | 3 | 2 |
5 | Формулы сокращенного умножения Квадрат суммы и квадрат разности Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений. | 20 5 5 8 | 4 | 2 |
6 | Системы линейных уравнений. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. Решение систем линейных уравнений. | 16 5 10 | 6 | 1 |
7 | Повторение | 6 | 1 | |
Итого | 120 | 25 | 11 |
Содержание тем учебного курса.
Модуль «Алгебра»
(3 ч. в неделю, 120 ч.)
Тема 1. Выражения. Тождества. Уравнения.(23/5/2)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений (в текстовых заданиях и задачах). Уравнения, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Статистические характеристики.
Практическая работа (П.Р.)№1 «Значения выражений»
С.Р.№2 «Свойства действий над числами»
С.Р.№3 «Тождественные преобразования выражений»
Контрольная работа №1 по теме «Выражения, преобразование выражений».
С.Р.№4 «Решение линейных уравнений»
С.Р. №5 «Решение задач с помощью уравнений»
Контрольная работа №2 по теме «Уравнения и его корни».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях «тождество», «доказательство тождеств», «допустимые значения переменной», медиана, мода, размах числового набора;
«знать» - определение тождества, примеры тождеств; способы выполнения простейших преобразований; методы доказательства тождеств; свойства: действий над числами, для вычисления значений буквенных выражений, что такое среднее значение (среднее арифметическое) и уметь вычислять его; что такое отклонение от среднего арифметического и дисперсия и уметь вычислять их на коротких наборах;
«уметь» - составлять буквенные выражения и формулы по условиям заданий; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки выполнять соответствующие вычисления; определять допустимые значения переменных в выражениях; устанавливать область допустимых значений переменных; выполнять простейшие преобразования выражений, доказывать тождества, уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; уметь строить столбчатые и круговые диаграммы по имеющимся данным;.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций, уметь производить подсчёт предметов в длинном списке и составлять таблицу результатов подсчёта; уметь составлять таблицы с результатами измерений.
Тема 2. Функции. (16/3/1))
Функция, область определения функции. Вычисление значений по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция, её график.
С.Р.№ 6 «Вычисление значений функции по формуле»
С.Р. №7«Построение графика линейной функции»
С.Р.№8 «Построение графиков функций. Взаимное расположение графиков»
Контрольная работа №3 по теме «Функции».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: «функция», «аргумент», «область определения функции», «график функции»;
«знать» - определение линейной функции, функции прямой пропорциональности; взаимное расположение графиков линейных функций;
«уметь» - читать графики функций и задавать формулой одну зависимость от другой; находить значения функций, заданной формулой; строить графики функций по координатам точек; находить по графику значения функции и значения аргумента; составлять формулу линейной функции по условию задачи; составлять таблицу и строить точки по их координатам; определять взаимное расположение графиков функций по угловому коэффициенту прямой.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Тема 3. Степень с натуральным показателем (17/4/1))
Степень и её свойства. Одночлен. Функции y=x2 , y=x3 и их графики.
С.Р.№9 «Нахождение значения степени»
С.Р. №10 «Возведение в степень произведения и степени»
С.Р. №11«Умножение одночленов»
С.Р.№12 «Возведение одночлена в степень»
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: одночлена, степени одночлена; относительной погрешности;
«знать» - определение степени с натуральным показателем, с нулевым показателем; определение абсолютной погрешности, правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, возведения в степень произведения и степени; свойства функций y=x2 , y=x3.
«уметь» - находить значения выражения, содержащего степени; использовать таблицы для нахождения значения степени; умножать и делить степени с одинаковыми основаниями; возводить в степень произведение и степень; приводить одночлен к стандартному виду; определять коэффициент одночлена и степень одночлена; умножать одночлены, возводить одночлены в степень; решать уравнения, задачи с помощью уравнения, используя свойства степени; строить графики функций y=x2, y=x3 и находить значения функций и значения аргумента по графику; находить абсолютную и относительную погрешности.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; выполнения расчетов по формулам.
Тема 4. Многочлены. (20/3/2)
Многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
С.Р. №13 «Сложение и вычитание многочленов».
С.Р. №14 «Умножение одночлена на многочлен»
Контрольная работа №5 по теме «Сложение, вычитание и умножение многочленов».
С.Р.№15 «Разложение многочлена на множители»
Контрольная работа №6 по теме «Разложение многочлена на множители».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: многочлен, степень многочлена, корень многочлена; разложения многочлена на множители; тождество;
«знать» - определение многочлена, степени многочлена; правило сложения и вычитания многочленов, умножение одночлена на многочлен, многочлена на многочлен; доказательство тождеств
«уметь» - приводить подобные члены многочлена; складывать и вычитать многочлены; решать уравнения, задачи с помощью уравнений, используя правила действий с многочленами; умножать одночлен на многочлен; разлаживать многочлен на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки; умножать многочлен на многочлен; применять тождественные преобразования выражений для доказательства тождеств.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Тема 5. Формулы сокращенного умножения. (20/4/2)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители.
С.Р.№ 16 «Квадрат суммы и квадрат разности Представление выражения в виде квадрата двучлена».
С.Р.№17 «Умножение разности двух выражений на их сумму. Разность квадратов».
Контрольная работа №7 по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов»
С.Р.№18 «Сумма и разность кубов».
С.Р.№19 «Применение различных способов для разложения на множители»
Контрольная работа №8 по теме « Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: целого выражения;
«знать» - формулы: квадрат суммы и квадрат разности, умножение разности двух выражений на их сумму, разность квадратов, сумма и разность кубов; способы: разложения на множители с помощью формул сокращенного умножения, преобразования целых выражений.
«уметь» - применять формулы сокращенного умножения при упрощении выражений и решении уравнений, доказательстве тождеств; применять формулы для разложения многочлена на множители; преобразовывать целое выражение в многочлен.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах.
Тема 6. Системы линейных уравнений (16/6/1)
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Решение задач методом составления систем уравнений.
С.Р.№20 « Линейные уравнения с двумя переменными»
С.Р. №21 «График линейного уравнения с двумя переменными»
С.Р. №22 «Решение систем уравнений с помощью графиков»
С.Р.№23 «Способ подстановки»
С.Р. № 24 «Способ сложения»
С.Р. № 25«Решение задач с помощью систем уравнений»
Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о равносильных уравнениях, графике линейного уравнения с двумя переменными;
«знать» - определение линейного уравнения с двумя переменными; алгоритмы: решения системы уравнений, равносильных систем; решения линейного уравнения с двумя переменными; способы решения систем линейных уравнений;
«уметь» - находить решения уравнения с двумя переменными; выражать одну переменную через другую из линейного уравнения ; строить график линейного уравнения с двумя переменными; решать системы линейных уравнений графическим способом, способом подстановки и способом сложения; решать задачи с помощью составления системы уравнений;
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Тема 8. Повторение (6/0/2)
Преобразование алгебраических выражений. Действия с одночленами и многочленами: действия с одночленами и их степенями; действия с многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Решение задач алгебраическим методом (с помощью составления уравнений и систем уравнений).
Контрольная работа №10. Итоговая контрольная работа. (1час).
Контроль уровня обученности
Контроль знаний, умений и навыков включает в себя систему работ: самостоятельные работы - пятиминутки по проверке выполнения домашней работы, самостоятельные работы на часть урока и на целый урок, тематические зачеты: тесты и контрольные работы, практикумы и практические работы.
Контрольные работы проводятся из Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7 – 9 кл.» М.: «Просвещение»,2008. Практические работы проводятся по текстам из пособия для учителя «Алгебра 7 класс» авт. – сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Топилина.
Итоговая контрольная работа по математике в 7 класс
Вариант 1
Часть А. В заданиях 1–5 укажите букву верного ответа.
1. Найдите значение выражения х2–2х+1 при х = –10.
а) 100; б) 121; в) –121; г) 81.
2. Разложите многочлен 3а3–12ab2 на множители.
а)3(a3–4ab2); б) 3(a–2b)(a+2b); в) 3а(а – 2b)(a +2b); г) –3a(a2–4b2).
3. Приведите к одночлену стандартного виды (–2x3y)2(3xy2).
а) –6х4у3 ; б) 12x7y4; в) 4х6у2 ; г)–12x6y4
4. Решите уравнение (2х–7)(х+1)=0.
а) 3,5; б) –1; в) 1 и –3,5; г) –1 и 3,5.
5. Брат на 2 года младше сестры. Сколько лет сестре и сколько брату, если вместе им 18 лет?
Буквой х обозначен возраст сестры. Какое из приведенных ниже уравнений составлено верно?
а) х+2х=18; б) х+(х–2)=18; в) х+(х+2)=18; г) х+0,5х=18.
6. На каком рисунке изображен график функции у=3–6х?
Часть В. В заданиях 6-7 запишите ответ, который у Вас получился.
7. Решите уравнение 4х2–9=0.
Ответ __________________________
- Решите систему уравнений
Ответ __________________________
Часть С. В заданиях 9-10 запишите полное решение.
9. Катер шел 2 ч по течению реки и 3 ч против течения. Всего он прошел 148 км. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки равна 2 км/ч.
10. Впишите в скобки пропущенные одночлены так, чтобы получилось тождество
(…)2(…)3=–8х5у6z9.
Итоговая контрольная работа по математике в 7 классе
Вариант 2
Часть А. В заданиях 1–5 укажите букву верного ответа.
1. Найдите значение выражения х2+2х+1 при х= –10.
а) 100; б)121; в) –121; г) 81.
2. Разложите многочлен 2а2b–18b3 на множители.
а) 2(a2b–9b3); б) 2b(a–3b)(a+3b); в) 2( a – 3b)(a + 3b); г) –2b(a2–9b2).
3. Приведите к одночлену стандартного виды (3x2y)2(–2xy2).
а) –6х3у4 ; б) 18x5y4 ; в) х5у ; г) –18x5y4
4. Решите уравнение (2х+7)(х–1)=0.
а)3,5; б) –1; в) 1 и –3,5; г) –1 и 3,5.
5. Брат в 2 раза старше сестры. Сколько лет сестре и сколько брату, если вместе им 20 лет?
Буквой х обозначен возраст сестры. Какое из приведенных ниже уравнений составлено верно?
а) х+2х=18; б) х+(х–2)=18; в) х+(х+2)=18; г) х + 0,5х = 18.
6. На каком рисунке изображен график функции у = –2х–3?
Часть В. В заданиях 6-7 запишите ответ, который у Вас получился.
7. Решите уравнение 9х2–16=0.
Ответ __________________________
8. Решите систему уравнений
Ответ __________________________
Часть С. В заданиях 9-10 запишите полное решение.
9. За 7 книг и 5 альбомов заплатили 460 р. Сколько стоит книга, если альбом дороже книги на 20 р.?
10. Впишите в скобки пропущенные одночлены так, чтобы получилось тождество
(…)2(…)3=–9a6b3z12.
Учебно – тематический план
Модуль «Геометрия»
( I I – IV четверть 2 ч. в неделю, всего 50ч.).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Начальные геометрические сведения Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. | 7 2 1 2 2 | 2 | 1 |
2 | Треугольники Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Решение задач по теме «Треугольники» | 14 3 3 3 2 3 | 4 | 1 |
3 | Параллельные прямые Признаки параллельности двух прямых Аксиома параллельности прямых. Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 9 3 3 3 | 3 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам. Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника». | 16 2 4 4 2 4 | 6 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 | 2 | 1 |
Итого | 50 | 17 | 6 |
Содержание тем учебного курса
Модуль «Геометрия»
( во II – IV четверти - 2 ч. в неделю, всего 50 ч.)
Тема 1. Начальные геометрические сведения (7/2/1)
Геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Равенство в геометрии. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Практическая работа (П.Р.) №1 «Измерение отрезков»
П.Р. №2 «Измерение углов»
Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: точка, прямая, плоскость, взаимное расположение точек и прямых; геометрические фигуры и тела;
«знать» - определение луча, отрезка, ломаной, угла, виды углом; внутренней
и внешней области неразвёрнутого угла; равенства геометрических фигур; середины отрезка и середины угла, длины отрезка; свойства длин отрезков; единицы измерения отрезков и углов; градуса и градусной меры угла; свойства градусных мер угла, свойство измерения углов; смежных и вертикальных углов, их свойства; перпендикулярных прямых и их свойства.
«уметь» - практически проводить прямые на плоскости; обозначать луч и угол; сравнивать отрезки и углы; решать задачи на нахождение длины части отрезка или всего отрезка; строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы.
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тема 2. Треугольники (14/4/1)
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников.
Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
П.Р.№3 «Решение задач на применение первого признака равенства треугольников»
П.Р.№4 «Равнобедренный треугольник»
П.Р. №5 «Решение задач на применение признаков равенства треугольников»
П.Р.№6 «Решение задач на построение»
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: треугольник и его элементы, равных треугольников; понятие теоремы и доказательства теоремы;
«знать» - признаки равенства треугольников; понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника, равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника; свойства равнобедренного треугольника;
«уметь» - решать задачи на применение признаков треугольников; доказывать изученные теоремы; строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника; применять свойства равнобедренного треугольника на практике; решать задачи на построение;
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тема 3. Параллельные прямые (9/3/1)
Параллельные прямые. Теоремы о параллельности прямых: признаки параллельных прямых, свойства параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
П.Р.№ 7 «Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых»
П.Р.№8 «Свойства параллельных прямых»
П.Р.№9 «Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о понятиях: накрест лежащих, односторонних и соответствующих углов; аксиомы;
«знать» - аксиомы параллельных прямых и её следствия; признаки параллельности двух прямых; практические способы построения параллельных прямых; свойства параллельных прямых;
«уметь» - решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых, на применение аксиомы параллельных прямых; на применение свойств параллельных прямых; доказывать изученные теоремы;
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тема 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника (16/6/2)
Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Построения с помощью циркуля и линейки.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрис.
П.Р. №10 «Сумма углов треугольника»
П.Р.№11 «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
П.Р.№12«Неравенство треугольника».
Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника».
П.Р.№13 «Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников»
П.Р. №14 «Решение задач на применение признаков равенство прямоугольных треугольников»
П.Р. №15 «Построение треугольника по трём элементам».
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам».
Обучающиеся должны:
«иметь представление» о видах треугольников: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный
«знать» - свойства прямоугольных треугольников; признаки равенства прямоугольных треугольников; понятие наклонной, проведённой из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми; свойство параллельных прямых; теоремы: о сумме углов треугольника и её следствия; о соотношениях между сторонами и углами треугольника и её следствия; о неравенстве треугольника;
«уметь» - решать задачи на применение изученных теорем; на применение
признаков равенства прямоугольных треугольников; на применение свойств прямоугольных треугольников; решат задачи на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на построение треугольника по трём элементам;
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тема 5. Повторение. Решение задач. (4/2/1)
Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Задачи на построение.
П.Р.№16 «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»
П.Р. №17 «Параллельные прямые».
Итоговая контрольная работа №6.
.
Контроль уровня обученности
Контроль знаний, умений и навыков включает в себя систему работ: самостоятельные работы- пятиминутки по проверке выполнения домашней работы, самостоятельные работы на часть урока и на целый урок, тематические зачеты: тесты и контрольные работы, практикумы и практические работы.
Контрольные работы проводятся из Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 кл.» М.: «Просвещение», 2008.рактические работы проводятся по текстам из пособия для учителя авт. – сост. Гаврилова Н.Ф., М., 2006г..
Литература и средства обучения
«Алгебра»
Для учителя:
- Алтынов, П.И. Тесты по алгебре/ П.И. Алтынов М.: Просвещение», 2007г.
- Жохов, В.И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс./ В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев и др., М.: «Просвещение», 2002г.
- Закон «Об образовании».
- Кордемский, Б.А., Математические завлекалки/Б.А. Кордемский - М.: «Просвещение», 2000г.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, и др. под ред. Теляковского С.А. – 11 –ое издание. - М.: «Просвещение», 2009г.
- Макарычев, Ю.Н.Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под ред. Теляковского С.А. – 4 –ое издание. - М.: «Просвещение», 2006г.
- Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока/- С.Г.Манвелов, М.: «Просвещение», 2003г.
- Математика, Справочник школьника.
- Математика: Учебно – методическая газета, Издательский дом «Первое сентября».
- Нагибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка/ Ф.Ф Нагибин - М.: «Просвещение», 1988г.
- Никольская, И.М., Учимся рассуждать и доказывать/ И.М. Никольская, - М.: Просвещение», 1989г.
- Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Бурмистровой
- Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с.
- Фоминых, Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7 – 9 классов/ Фоминых Ю.Ф - М.: Просвещение, 1999г.
Для обучающихся:
- Жохов, В.И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс./ В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев и др., М.: «Просвещение», 2002г.
- Закон «Об образовании».
- Кордемский, Б.А., Математические завлекалки/Б.А. Кордемский - М.: «Просвещение», 2000г.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, и др. под ред. Теляковского С.А. – 11 –ое издание. - М.: «Просвещение», 2009г.
- Макарычев, Ю.Н.Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под ред. Теляковского С.А. – 4 –ое издание. - М.: «Просвещение», 2006г.
- Никольская, И.М., Учимся рассуждать и доказывать/ И.М. Никольская, - М.: Просвещение», 1989г.
- Математика, Справочник школьника.
«Геометрия»
Для учителя:
- Атанасян, Л.С. Геометрия 7 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. 17 – ое издание. – М.: «Просвещение», 2009г.
- Атанасян, Л.С. Изучение геометрия в 7 – 9 классах, методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. 6 – ое издание. - М.: «Просвещение», 2003г.
- Закон «Об образовании».
- Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока/- С.Г.Манвелов, М.: «Просвещение», 2003г.
- Математика, Справочник школьника.
- Математика: Учебно – методическая газета, Издательский дом «Первое сентября».
- Нагибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка/ Ф.Ф Нагибин - М.: «Просвещение», 1988г.
- Никольская, И.М., Учимся рассуждать и доказывать/ И.М. Никольская, - М.: Просвещение», 1989г.
- Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 кл.» М.: «Просвещение», 2008.
- Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с
- Саранцев, Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе. Книга для учителя / Саранцев Г.И. М.: «Просвещение», 2000г.
Для обучающихся:
- Атанасян, Л.С. Геометрия 7 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. 17 – ое издание. – М.: «Просвещение», 2009г
- Зив, Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса/ Б.Г. Зив 10 –ое издание.- М.: «Просвещение», 2004г.
- Королькова, Г.В., Геометрия для учащихся 7 – 8 классов. Теоретический материал. Способы решения задач/ Королькова Г.В., Волгоград: «Учитель», 2003г.
- Математика, Справочник школьника.
Никольская, И.Л.Учимся рассуждать и доказывать. Книга для учащихся 6 – 10 классов –/ И.Л.Никольская, Е.Е. Семенов М: «Просвещение», 1989г.
Список образовательных ресурсов Сети Интернет
● geometr.info "Мир геометрии" - портал для школьников, абитуриентов и студентов (теория, задачи по геометрии). Помощь в решении задач по геометрии (можно прислать задачу для решения) и др.
● bymath.net - "Вся элементарная математика" Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и графики, Основы анализа, Множества, Вероятность, Аналитическая геометрия. Все темы содержат множество примеров с решениями.
● school.msu.ru - школьный консультационный сайт "Математика" для информационной поддержки учителей и учеников.
● math.ru - сайт Math.ru, учредитель - МЦНМО. На сайте - очень приличная Библиотека, Учительская - перечни, постановления, стандарты.
● college.ru - раздел "Открытого колледжа" - "Математика". Включает иллюстрированные учебники: "Алгебра 2.6", "Планиметрия 2.5", "Стереометрия 2.5", "Функции и графики" (для открытия решения или доказательства использовать левую кнопку мышки).
● kvant.mccme.ru - Научно-популярный физико-математический журнал "Квант" Статьи, задачи с решениями. Калейдоскоп "Кванта"; Школа в "Кванте". По страницам школьных учебников (математика). Математический кружок.
● potential.org.ru - "Потенциал" - образовательный журнал для старшеклассников и учителей. Раздел "Математика".
● bobych.ru - Алгебра. Геометрия. Тригонометрия. (электронные учебники)
● shevkin.ru - проект "Математика. Школа. Будущее". Сайт учителя математики, кандитата педагогических наук, автора учебников и пособий по математике Шевкина А.В. На сайте - множество актуальных статей, консультации, полезные советы, о подготовке к ЕГЭ и др.
● graphfunk.narod.ru - "Графики функций". Небольшой сайт в помощь школьнику, изучающему графики функций: определения, примеры, задачник.
● courier.com.ru - "Игра в обучение математике". Сборник нестандартных задач. Ю.А. Глазков. (Арифметика, алгебра, геометрия, физика). Для учителей.
● comp-science.narod.ru - Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам (дидактические материалы по информатике и математике).
● etudes.ru - сайт "Математические этюды" На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях
● methmath.chat.ru - Методика преподавания математики. Темы: исследование функций, тригонометрические неравенства, преобразования графиков.
● courier.com.ru - для учителей. "Поурочное планирование учебного материала по математике" И.К. Варшавский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....