Урок математики в 5 классе по теме "Приближенное значение чисел"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе по теме "Приблеженное значение чисел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priblizhennye_znacheniya_chisel_-_kopiya.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" №1008
Формирование коммуникативных навыков на уроках математики в 5-м классе
Тема урока «Приближенное значение числа. Округление чисел»
Подготовила:
учитель математики
Сабенина
Ирина Александровна
г. Москва 2013г
Формирование коммуникативных навыков на уроках математики в 5-м классе по теме «Приближенные значения чисел. Округление чисел.»
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы:
- устная работа;
- работа в группах;
-дидактическая игра .
Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Технологии:
- рефлексивные;
-здоровьесберегающие.
Цели и задачи урока: Ознакомить учащихся с приближенным значением числа по недостатку и с избытком. Округление числа до какого-либо разряда. Правила округления чисел.
Предметный результат: Округляют натуральные числа и десятичные дроби. Выполняют прикидку и оценку в ходе вычислений.
Познавательные УУД: Выражают структуру задачи разными средствами. Выполняют операции со знаками и символами.
Регулятивные УУД: сверяют свой способ действия с эталоном
Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Подготовка к восприятию новой темы (5-6минут);
- Работа с книгой по новой теме (7 минут)
- Физкультминутка (2 минуты);
- Закрепление новой темы (15 минуты);
- Рефлексия, обратная связь (5 минут);
- Итог урока, оценки, домашнее задание (3 минуты).
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
У учителя карточки 4 цветов. Учащиеся берут у учителя карточку, и садятся за стол соответствующей цвету выбранной карточки.
2. Подготовка к восприятию новой темы(5-6 минут)
В третьей четверти мы с вами познакомились с новым видом чисел, учимся выполнять действия с ними.
- Как называются эти числа? (дробные числа).
- Чем они отличаются от натуральных чисел? (есть запятая)
- Зачем нужна запятая, что она разделяет? (целую часть от дробной).
Сегодня мы будем работать по статье, которую вы читали дома.
- О чем эта статья? (о приближенном значении чисел, округлении чисел).
Я иду в магазин и хочу купить арбуз, весом около 5 килограммов. Вижу несколько арбузов , на этикетках указан их вес: 6кг120гр; 2кг360гр; 5кг 300 гр; 4кг120гр; 10кг650гр.
Какой из вариантов мне подойдет больше всего?(5,300)
Почему вы выбрали этот? ( потому что это значение ближе к тому, что я хочу).
Что вы сделали с числом? (округлили).
Это округление с избытком или недостатком?( С недостатком.)
Задача с часами. (учитель показывает часы) (15,27) Который час?
Назовите приближенное время: (15,30).
Это время приближенно с избытком или недостатком. (С недостатком)
- Работа с книгой по новой теме (7-8 минут)
Посмотрите рисунок 148 стр. 73.
- Что вы видите? (двое весов).
- Рассматриваем первые. Скажите они в равновесие? (нет).
- Что тяжелее? (тыква)
- Тяжелее, чем какой вес? (чем 3 кг)
- Теперь посмотрим на вторые весы, что на них изменилось? (поменяли гири)
- Теперь тыква тяжелее или легче? (легче).
- Чем кокой вес?(4 кг)
Если мы обозначим массу тыквы буквой х, то значение числа х находится в пределах от 3 до 4, и записывается двойным неравенством.
Теперь рассмотрим ситуации с разными значениями х, какое первое значение х рассматривается в статье (х=3,7 кг), посмотрим на картинку, рассмотрим положение числа 3,7 на фрагменте числовой прямой, к какому числу оно ближе (4).
Значит можно 3,7 округлить до 4. Округление с избытком или по недостатку? (с избытком.)
А если х равен 3,142 кг, то к какому числу ближе? (К 3)
Округление с избытком или по недостатку? (по недостатку).
Если будет х= 3,5 то как поступить?
Кто быстро найдет в книге предложение как в этой ситуации поступить? (округлять с избытком)
Прочитайте правило округление чисел. Сейчас я вам расскажу, как пользоваться этим правилом быстро.
Округлить число 75,364 то десятых. Назовите цифру нужного разряда (3),
назовите цифру следующего разряда (6).
Если эта цифра 6, надо ли к нужному разряду прибавлять один или не надо?(надо)
Это мы округлили по избытком или с недостаком? (с избытком)
А теперь округлим это же число до десятков. Какое число стоит в разряде десятков? (7), а следующее (5). Как поступить прибавлять единицу или нет? (прибавлять).
Каким будет ответ? (80)
- Физкультминутка (2минуты)
- Закрепление новой темы работа в группах.
У каждой команды на столах по 3 конверта в каждом задание. Всего 3 задания.
По сигналу учителя, конверты распечатываются, и учащиеся приступают к выполнению. На первое задание отводиться 5 минут. Через 5 минут команды меняются заданиями по схеме: группа 1- группа 2, группа 2- группа 1, группа3 – группа 4, группа 4- группа 3 и еще 3 минуты. После этого решения отдается экспертам один эксперт из 2 группы и один из 4. Они сверяют решения эксперт из 2 группы решения 3 и 4 команды, эксперт из 4 группы проверяет решения 1 и 2. Количество набранных баллов заноситься в таблицу результатов.
За каждый верно выполненный пример начисляется по 1 балл. (Максимальное количество набранных баллов за первое задание 12, за второе задание 2 балла, Максимальное количество набранных баллов за третье задание 3 балла.)
№№ | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 | Команда №4 |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Таблица занесения результатов
Команда 4 Задание № 1 1.Округлите числа до десятых: 2. Округлите до сотых: 3. Округлите до десятков: 4. Округлите до сотен: | 1.Округлите числа до десятых:
2.Округлите до сотых:
3.Округлите до десятков:
4.Округлите до сотен :
|
Таблица верных ответов:
Карточка 1 №1.
№2
№3
№4
| Карточка 2 №1.
№2
№3
№4
| Карточка 3 №1.
№2
№3
№4
| Карточка 4 №1.
№2
№3
№4
|
На задание 2 конверта 3-4 минут
Конверт №2
Команда 1
А знаете ли вы, где находится самый известный естественный маяк?
Моряки всего мира знают этот вулкан, расположенный у берегов Центральной Америки, высотой около 2000 метров. А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи. Вы сможете прочитать название этого вулкана правильно решите примеры и округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.
0,9 + 0,12 и
4,8 +5,2 а
3,1 + 2,01 ь
5,43 +0,07 к
5 - 4,81 о
9 - 0,9 л
7,9 - 3,5 с
1 | 4 | 10 | 8 | 5 | 6 | 0 |
Правильное решение и получившееся слово. Исалько
0,9 + 0,12 =1,02=1
4,8 +5,2 =10
3,1 + 2,01 =5
5,43 +0,07 =6
5 - 4,81 =0
9 - 0,9 =8
7,9 - 3,5=4
Команда №2
Карточка № 2
- Язык, входящий в восточно-папуасскую группу (филум) папуасских языков. На этом языке говорит около 4000 человек, проживающих на острове Бугенвиль, расположенном к востоку от Новой Гвинеи и входящем в состав государства Папуа — Новая Гвинея. В нём всего-навсего 12 букв – 5 гласных и 7 согласных. А вот и сам алфавит: A, E, G, I, K, O, P, R, S, T, U, V
5,48 + 3 р
0,28 -0,04 а
0,81 + 1 с
3,76 +0,25 т
9,7 +2,45 о
9,38 – 4,3 к
7,32 +3,19 о
8 | 12 | 4 | 12 | 5 | 0 | 2 |
|
|
|
|
|
|
Правильное решение и получившееся слово. Ротокас
5,48 + 3 =8
0,28 -0,04 =0
0,81 + 1 =2
3,76 +0,25=4
9,7 +2,45 =12
9,38 – 4,3 =5
7,32 +4,19 =12
Команда №3
Карточка № 2
Очень часто этот термин используется в значении «плавание грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства».
Изначально под этим термином понимали плавание «от мыса к мысу»
без выхода в открытое море. В таком плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов.
Вы сможете прочитать название этого термина , если правильно решите примеры и
округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.
7,8 +6,9 т
1 -0,999 б
12,9 +9,72 а
8,1 – 5,46 о
2,65 +8,08 ж
5,75 -4,02 к
35,54-12,43 а
2 | 23 | 0 | 3 | 15 | 23 | 11 |
|
|
|
|
|
|
Катобаж
7,8 +6,9 = 15
1 -0,999 =0
12,9 +9,72 =23
8,1 – 5,46 =3
2,65 +8,08 =11
5,75 -4,02 =2
35,54-12,43=23
Команда №4
Карточка № 2
Этот термин используется в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется.
Слово вышло из шахматного лексикона и стало применяться и в других сферах. Смысл, который в него вкладывают — «недостаток времени».
Вы сможете прочитать название этого термина , если правильно решите примеры и
округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.
24,56- 20,16т
0,9 + 0,12 ц
4,8 +5,2 й
3,1 + 2,01 о
5,43 +0,07 н
9 - 0,9 е
7,9 - 3,5 т
1 | 8 | 10 | 4 | 6 | 5 | 4 |
|
|
|
|
|
|
Цейтнот
24,56- 20,16=4
0,9 + 0,12 =1
4,8 +5,2 =10
3,1 + 2,01 =5
5,43 +0,07 =6
9 - 0,9 =8
7,9 - 3,5 =4
5-6 минут на задание третьего конверта
Команда №1
Карточка 3
Реши задачи и округли до целых:
1. Скорость катера против течения 11,3 км /ч. Скорость течения 3,9 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.
2. Скорость теплохода по течению реки 42,8км/ч . Скорость течения 2,8 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
Решение :
- 11,3 +3,9= 15,2 км /ч собственная скорость катера
- 15,2+3,9=19,1 км /ч скорость катера по течению
Ответ : 15 км /ч,19 км /ч
Решение :
- 42,8-2,8=40 км /ч собственная скорость
- 40-2,8=37,2 км /ч скорость против течения
Ответ: 40 км /ч , 37 км /ч
Команда №2
Карточка № 3
Реши задачи и округли до целых:
- Скорость катера против течения 32,9 км /ч. Скорость течения 2,4 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.
Решение :
- 32,9 +2,4= 37,3 км /ч собственная скорость катера
- 37,3+2,4=39,7 км /ч скорость катера по течению
Ответ : 37 км /ч, 40 км /ч.
2. Скорость теплохода по течению реки 45,8км/ч . Скорость течения 1,5 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
Решение :
1) 45,8 -1,5= 44,3 км /ч собственная скорость теплохода.
2) 44,3+1,5=46,8 км /ч скорость теплохода против течения.
Ответ : 44 км /ч, 47 км /ч.
Команда №3
Карточка № 3
Реши задачи и округли до целых:
- Скорость катера против течения 43,8 км /ч. Скорость течения 1,9 км/ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.
Решение :
- 43,8 +1,9= 45,7 км /ч собственная скорость катера
- 45,7 +1,9=47,6 км /ч скорость катера по течению
Ответ : 46 км /ч, 48 км /ч.
2. Скорость теплохода по течению реки 47,5км/ч . Скорость течения 1,2 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
Решение :
- 47,5 -1,2= 46,3 км /ч собственная скорость теплохода.
- 46,3 -1,2=44,9 км /ч скорость катера по течению
Ответ : 46 км /ч, 45 км /ч.
Команда №4
Карточка № 3
Реши задачи и округли до целых:
- Скорость катера против течения 16,5 км /ч. Скорость течения 3,4 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.
Решение :
1) 16,5 +3,4= 48,9 км /ч собственная скорость катера
2) 48,9 +3,4=52,3км /ч скорость катера по течению
Ответ : 49 км /ч, 52 км /ч.
2. Скорость теплохода по течению реки 28,4 км/ч . Скорость течения 2,7 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
Решение :
1) 28,4 -2,7= 25,7 км /ч собственная скорость теплохода.
2) 25,7 - 2,7=23,0 км /ч скорость теплохода против течения.
Ответ : 26 км /ч, 23 км /ч.
7. Рефлексия, обратная связь
Все эти задания содержали отработку какого умения?
На столах у вас карточки оцените свою работу на уроке
Дополните смайлик соответствующий вашему настроению.
Домашнее задание №1297,1301.
Творческое задание. Придумать задачу, в которой было бы решение с помощью сложения и вычитания и округления десятичных дробей, красиво ее оформить на отдельном альбомном листе, записать условие задачи и нарисовать рисунок к этому условию, а в тетрадь записать её решение. Попытайтесь, чтобы ваша задача была интересной , чтобы условия соответствовали действительности.
Список использованной литературы:
1. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. – М.: Мнемозина, 2005.
Интернет - источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 2 класс тема: "Десятичный состав чисел второго десятка"., 4 класс тема: «Нумерация в пр. 100. Таблица разрядов, разрядные слагаемые. Сложение и вычитание в пр. 100.»
Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе...
Урок математики. 6 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Открытый урок. + презентация + самостоятельная работа + анализ урока....
Урок математики «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.
Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....
Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел. Урок математики 6 класс
Урок математики может использоваться учителями математики...
Презентация к уроку математики (1 класс). Тема: "Разность и её значение"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...
Урок математики- 6 класс "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение чисел с разными знаками" - урок формирования новых знаний и умений.Математика 6 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Швар...