Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики.
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Колосова Галина Владимировна

На примере урока " Решение показательных уравнений"  показано как  у школьников формируются познавательные и регулятивные  Универсальные Учебные Действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках  математики в общеобразовательных школах   на примере изучения темы: «Методы решения показательных уравнений».

Организационная информация.

Тема урока: « Методы решения показательных  уравнений».

Предмет:  алгебра и начала анализа.      

Класс: 11.

Учитель: Колосова Галина Владимировна, учитель математики.

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа № 8  Кировского района  г.о.  Самара.

Город:  Самара.

Методическая информация

Методологическая база:  

1) программа:  Алгебра и начала математического анализа. Программы образовательных учреждений 10-11 классы. Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна.  2-е изд. – М.:  Просвещение, 2010,    авт. А. Н. Колмогоров и др.      

2) УМК:

  1. Алгебра и начала математического анализа.  10-11 классы: учеб. для  общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе./ [А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.]; под ред. А. Н. Колмогорова. -20 -е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.- 4-е изд., испр. - М.: Илекса,-2007г.
  3. Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2008. Часть II / 10-11 классы / Под. ред.    Лысенко Ф.Ф.- Ростов-на-Дону. Легион, 2008 г.

3) интернет — источники:

  1. http://www.mccme.ru/exam/kn_uch/book2v5.htm
  2. http://files.school-collection.edu/ru

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: обобщить методы и этапы решения показательных  уравнений; формировать   практические навыки их  решения.

Задачи урока: 

- обучающие (формирование познавательных УУД):

 закрепление и систематизация учебного материала,  формирование образовательной компетентности.

-развивающие (формирование регулятивных УУД):

развитие  приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять,   анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, характерные для каждого метода решения показательных  уравнений.

-воспитательные (формирование личностных УУД):

стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;

воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, ученики в ходе урока:

  1. знание методов и этапов решения  показательных  уравнений;
  2. умение решать показательные  уравнения, выбирая наиболее рациональные методы.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

 Дополнительные материалы: презентация урока по теме «Методы решения показательных уравнений», индивидуальный раздаточный материал для учащихся: таблица «Многоуровневая система задач по теме «Показательные  уравнения» для учащихся и учителя (см. приложение 1), ответы к « Многоуровневой системе задач» (см. приложение 2),   текст самостоятельной работы (см. приложение 3);  практическая работа (см. приложение 4), ответы к самостоятельной работе (см. приложение 5),    бланк «Индивидуальная карта учащегося» (см. приложение 6).  

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин.

  1. Организационный момент  (слайд 1 -3)

1

  1. Актуализация опорных знаний:
  1. Проверка домашнего задания;       

  Показательные уравнения, сводимые к квадратным. Графический способ решения уравнений 

  1. математический диктант;
  2.  работа по готовым чертежам  (слайд 4-5)
  3.  повторение свойств степени;
  4.  устное решение уравнений  (слайд 6-7)

13

2



3

2

2

4

  1. Закрепление знаний, умений и навыков:
  1. практическая работа с взаимопроверкой  (слайд  8-9)

7

7

  1. Контроль и коррекция знаний:
  1. Обобщение методов решения показательных уравнений;
  2. самостоятельная работа;
  3. самопроверка ответов по эталону (слайд 10)

15

1

13

1

  1. Подведение итогов урока.  (Рефлексия):

3

  1. Инструктаж домашнего задания:

 

1

Продолжительность урока: 40 минут.

Структурные

 элементы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

СУД

УУД

1.Организационный момент.

(1 мин)

Учитель приветствует учеников и  организует диалог с учащимися с целью создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика 


Учитель организует деятельность учащихся по формулировке темы, цели и задач урока, а также цели каждого ученика на уроке.

Учащиеся  записывают дату проведения занятия, высказываются.





Учащиеся формулируют тему и  цели урока.






Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний

(13 мин).

1. Проверка домашнего задания. Учитель спрашивает у учащихся,  какой пример из домашнего задания вызвал наибольшую сложность при решении и вызывает 1 ученика показать решение.

         Показательные уравнения, сводимые к квадратным. Графический способ решения уравнений

2. Математический диктант. 

Учитель организует деятельность учащихся  по написанию  диктанта.  

 (взаимопроверка, сверка с доской) (оценки в оценочный лист)

3.  Работа по готовым чертежам.

Учитель организует  фронтальную деятельность учащихся по готовым чертежам.



4.Повторение  свойств степеней.

Учитель организует фронтальный опрос по повторению свойств степеней.


5.Устное решение уравнений.

Учитель организует фронтальный опрос по устному решению уравнений.


1. Ученики  пишут в тетрадях решение примера.






2.Учащиеся выполняют диктант на листочках.







3.Учащиеся отвечают на вопросы.






4.Учащиеся  формулируют свойства степени.




5. Учащиеся  устно решают уравнения.








Использование для обоснования своих действий формулировок математической терминологии.



Понимание и использование средств наглядности.

Чтение чертежа.




Использование математической терминологии для объяснения действий, формулировок.


Использование математической терминологии для объяснения действий, формулировок.

Структурирование знаний.







Структурирование

знаний, поиск и выделение необходимой информации.

Осознанное построение высказывания в письменной форме.

Анализ.


Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Поиск и выделение необходимой информации.


Поиск и выделение необходимой информации.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.


Структурирование знаний; поиск  и выделение необходимой информации; знаково-символические действия.

3.Закрепление знаний, умений и навыков

(7мин).

Учитель организует практическую работу  учащихся с взаимопроверкой  по закреплению знаний.

Ученики работают индивидуально, записывают   ответы   в таблице №1 на бланках «Индивидуальная карта учащегося». По истечении 7минут  ученики обмениваются бланками со своим соседом по парте и осуществляют взаимопроверку, по слайду интерактивной доски.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения,

анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ с целью выделения существенных признаков.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Контроль и

 коррекция знаний:

(15мин)

Совместно с учащимися учитель обобщает способы решения показательных уравнений. Для контроля понимания  учитель организует  разноуровневую  самостоятельную  работу.

Совместно с учителем учащиеся обобщают способы решения показательных уравнений и решают разноуровневую самостоятельную работу. Учащиеся  записывают решение уравнений в рабочих тетрадях и указывают методы решения и ответы к уравнениям в таблице

№ 2 бланка «Индивидуальная карта учащегося».

Синтез.



Перевод текста в математические действия.

Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном.




.

Построение логической цепи рассуждений.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Выбор эффективных способов решения, в зависимости от конкретных условий.


Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.


Контроль и оценка результатов деятельности

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коррекция.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия. (3мин)

Учитель организует деятельность учащихся по подведению итога урока и  оценивает  работу класса  в целом и каждого ученика в отдельности,  выставляет оценки.

Учащиеся подводят итог  урока, определяют чего достигли и что узнали нового на данном уроке, над  чем еще нужно поработать, высказывают свою оценку деятельности на уроке.

Анализ деятельности.

Самооценка.

6.Инструктаж д/з.

 ( 1  мин)

В качестве основного домашнего задания учащимся выдаётся многоуровневая система задач по теме «Показательные уравнения» (см. приложение 1). Учитель обращает внимание учащихся на критерии оценок, срок сдачи работы и таблицу с заданием в индивидуальном раздаточном материале.

Критерии оценок:

«3»-ЗЗ; «4»-ЗЗ, МЗ;

«5»-ЗЗ, МЗ, НЗ.


Учащиеся получают раздаточный материал.



Действия саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"

Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на различных этапах урока...

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

Формирование познавательных и регулятивных ууд на уроках математики учащихся 5-6 классов

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

План самообразования " Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ"

План самообразования " Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ"...

Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...