Повторительно-обобщающий урок по алгебре в 8 классе .
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Тема урока: "Квадратные уравнения " по методике взаимообмен заданиями (ВЗ) . С данной методикой ребята уже знакомы, так как по ней уже работали в 7 классе. Карточки "самоконтроль- ответы" печатаются на отдельных листах, "Алгоритм работы по методике ВЗ"- выдается каждому ученику до урока. В сильном классе обычно достаточно 1 урока, а в слабом классе -2 урока. При проведении уроков по данной методике дети лучше усваивают теорию и даже самые слабые решают квадратные уравнения и системы уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_sayt.doc | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по алгебре в 8 классе .
Тема: « Квадратные уравнения» - по методике взаимообмен заданиями.(ВЗ)
Цели:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме, отработать умения и навыки в решении уравнений, создать условия взаимоконтроля усвоения знаний и умений.
- развивающие: развивать мышление, внимание, речь и память учащихся. Развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности.
- воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, организованности, формировать положительный мотив учения.
Оборудование: карточки с цветовыми сигналами, карточки с алгоритмом, учетные карточки для каждого ученика.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок повторения темы по методике ВЗ, вы сегодня работаете в парах, ваша задача научиться самому и обучить товарища.
Девиз урока: « Ни одного вопроса без ответа!»
Сегодня вы будете оценивать ответы своих товарищей, и заносить их в учетные карточки, постарайтесь быть объективными. Если кто-то из вас недостаточно хорошо знает теорию, вы можете её повторить по учебнику или по карточкам- ответам, которые лежат на столе учителя, а также проверить правильность решения по карточкам - самоконтроля. За работу на уроке вы получаете две оценки: одну за знание теории, вторую - за практическую часть.
На доске: Теория: карточка №1 §26
№2 §28
№3 §32
№4 тетрадь
- Работа в парах.
Каждому из вас выдан алгоритм, внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Алгоритм
Работы по методике «Взаимообмен заданиями (ВЗ)»
( Отработка умений и навыков).
- Получите карточку с цветовым сигналом.
- Разойтись на ввод, где постарайтесь усвоить содержание темы своей карточки.
- После ввода разойдитесь на малые группы и приступайте к работе с любым партнером.
- Сядьте рядом. Добровольно решите, кто первым начнет объяснять.
- Объясните партнеру задание первой части карточки, и сделайте необходимые записи в его тетради. Добейтесь, чтобы ваш товарищ воспроизвел материал по записям и ответил на ваши вопросы.
- Выслушайте объяснения товарища по первой части его карточки. Воспроизведите материал по записям в вашей тетради и ответьте на вопросы.
- Обменяйтесь карточками.
- Выполните упражнения второй части новой для вас карточки.
- Сверьте правильность выполнения упражнений и обсудите свои ответы. Оцените ответы друг друга. Отметки выставьте в карточку учета.
- Поблагодарите друг друга за совместную работу.
- При наличии свободного времени (вы ждете партнера) прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера.
- Найдите партнера (с другим цветовым сигналом) и работайте с ним, так как описано в алгоритме, начиная с пункта 4.
Карточка учета (фамилия, имя ученика) | ||||
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 | Карточка №4 | |
Теория | ||||
Практика | ||||
Итоговая оценка | теория | |||
практика |
КАРТОЧКА №1 Задание для взаимообмена
Тема: «Неполное квадратное уравнение»
- Отразите в тетради партнера классификацию неполных квадратных уравнений.
- Объясни и запиши в тетрадь партнера алгоритм нахождения корней неполного квадратного уравнения вида:
ах² = 0
- Объясни и запиши в тетрадь партнера алгоритм нахождения корней неполного квадратного уравнения вида:
ах² + с =0, с # 0
4. Объясни и запиши в тетрадь партнера алгоритм нахождения корней неполного квадратного уравнения вида:
ах² + вх =0, в # 0
- Объясни и запиши в тетрадь партнера число корней неполного квадратного уравнения вида:
х²= а, в зависимости от а
Задание для самоконтроля
Решите уравнения:
1. а) Х ² = 9\16 б) 3х² = - 75
2. а) 2х² – 16 = 0 б) 9 х² + 1 = 0
Карточка № 1 . Самоконтроль.
Ответ:
- 1.Квадратное уравнение называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов (в) или (с) равен нулю.
- Существует три вида неполных квадратных уравнений:
І. ах² = 0 , а # 0.
ІІ. ах ²+ с = 0 , с # 0 , а # 0 .
ІІІ. ах² + вх = 0 , а # 0 , в # 0.
- ах² = 0
- Разделим обе части уравнения на а:
х² = 0
- Извлечем из обеих частей уравнения квадратный корень:
Х₁‚₂ = ±√ 0
Ответ: х = 0
3. ах ²+ с = 0
а) Перенесем (с) в правую часть с противоположным знаком:
ах² = - с
б) Разделим обе части уравнения на а:
х² = - с/а
в) Извлечем из обеих частей уравнения квадратный корень:
х₁‚₂ = ±√- с\а
Ответ: х ₁‚₂= ± √ - с/а
Пример: 3х² + 27 = 0
а) Разделим обе части уравнения на 3:
х² – 9 = 0
б) Перенесем (-9) в правую часть:
х² = 9
в) Извлечем из обеих частей уравнения квадратный корень:
х ₁‚₂= ± √9 х ₁‚₂= ± 3
Ответ: х ₁‚₂= ±3
4. ах² + вх = 0
а) Вынесем общий множитель за скобку:
х (ах + в) = 0
б) Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей
равен 0.
х = 0 или ах + в= 0
ах = - в
х = - в\а Ответ: х ₁= 0 , х ₂= - в\а
5. а) х² = а б) а<0 в) а = 0
а>0 х² = - 7 х² = 0
х² = 16 х₁‚₂ = √ - 7 х = 0
х₁‚₂ = ± 4 √-7 не существует
Ответ: х₁‚₂ = ± 4 Ответ: корней нет. Ответ: х = 0
Карточка №1. Задание для самоконтроля.
Ответ:
№1. а) х ²= 9/16 б) 3х² = -75
х ₁‚₂= ±3/4 х²= - 75 : 3
х ₁‚₂= ±√9/16 х²= - 25
Ответ: х ₁‚₂= ±3/4 х ₁‚₂= ±√-25
√-25– не существует.
Ответ: корней нет.
2. а) 2х² – 16 = 0 б) 9х ² + 1 = 0
2х²= 16 9х² = -1
х²= 8 х²= - 1/9
х ₁‚₂= ±√8 х ₁‚₂= ±√- 1/9
х₁‚₂ = ±2√2 √-1\9 – не существует.
Ответ : х₁‚₂ = ±2√2 Ответ : корней нет.
- ===================== ===============
- Карточка № 2
- Задание для взаимообмена
- Тема: «Полное квадратное уравнение»
- Запиши в тетрадь партнера формулы:
а) Для нахождения дискриминанта;
б) формулу для нахождения корней квадратного уравнения;
в) зависимость числа корней от дискриминанта.
Карточка № 2 . Задание для самоконтроля.
Решите уравнение:
1. 2х² - 3х – 2 = 0
2. х ² - 6х + 8 = 0
===================================
Карточка № 2 . Самоконтроль. Ответ.
Квадратным уравнением называют уравнение вида: ах² + вх + с = 0, где а, в, с – заданные числа, а # 0, Х - неизвестное число.
а) Д = в² - 4ас
б)
в) Если: Д >0 , два корня.
Д = 0 , один корень или два одинаковых корня.
Д <0 , не имеет корней.
==================================
Карточка №2
Задания для самоконтроля.
Ответ.
а) 2х²- 3х –2 = 0 б) х² - 6х + 8 = 0
Х₁‚₂= = Х₁‚₂= =
Х₁= Х₁=
Х₂ = Х₂ =
Ответ: Х₁=2; Х₂ = Ответ : Х₁=4 , Х₂=2
=====================================================
Карточка №3
Задание для взаимообмена.
- Тема: « Уравнение. Система уравнений»
- Запиши в тетрадь партнера решение уравнений первой степени на конкретном примере.
Пример: 2х + 3 = 7
- Запиши в тетрадь партнера решение системы уравнений на конкретном примере.
а) способом подстановки;
б) способом сложения.
Пример:
Карточка № 3 . Задание для самоконтроля.
- Решите уравнение:
х + 9 = 3х + 1
- Решите систему уравнений способом сложения и подстановки:
==================================
Карточка №3 . Самоконтроль.
Ответ.
- 2х + 3 = 7
2х = 7 – 3
2х = 4
х = 2
Ответ : х =2
- а) Способ подстановки:
-
- 2х-у =5
- 3х + 2у =4
3х + 2( 2х – 5 ) = 4
3х + 4х –10 = 4
7х –10 = 4
7х = 4 + 10
7х = 14
х = 14 : 7
х = 2 Ответ : ( 2 ; -1)
б ) Способ сложения:
1)4х – 2у = 10
+
3х + 2у = 4 2) х = 2
---------------- 2х – у = 5
7х = 14 2·2 – у = 5
х = 2 4 – у = 5
у = 4 – 5
у = -1
3) Ответ: ( 2; -1))
============================================================
Карточка № 3 . Задание для самоконтроля.
Ответ:
1) х + 9 =3х + 1
3х – х = 9 – 1
2х = 8
х = 8 : 2
х = 4
Ответ: х = 4
№2 Способ подстановки.
1) х + 3у =1
х = 1 – 3у
2) 3х -2у = -8 3) х = 1 – 3у
3 (1 – 3у) – 2у = -8 х = 1 - 3·1
3 – 9у – 2у = - 8 х = -2
- 11у = - 11
у = 1
Ответ: ( -2; 1)
Способ сложения:
1)
3х + 9у = 3 2) х + 3у = 1
− х + 3 ·1 =1
_3х – 2у = - 8 х = 1 - 3
11у = 11 х = - 2
У = 1
Ответ: ( -2; 1)
Карточка №4 . Задания для самоконтроля.
Решите систему уравнений :
Карточка №4
- Задания для взаимообмена.
- Тема: « Решение систем содержащих уравнение второй степени»
Изложите алгоритм решения системы уравнений второй степени по плану:
1) Из уравнения, содержащего неизвестное первой степени, выразите одно неизвестное через другое;
2) Подставьте во второе уравнение вместо неизвестного его выражение;
3) Решите квадратное уравнение;
4) Вернитесь к первому уравнению и подставьте полученные значения из второго уравнения.
Пример:
1) у = х + 6
2) х² - 4у = -3
х² - 4( х+6 ) = -3
х² - 4( х+6 ) = -3
х² - 4х – 24 = -3
х² - 4х –24 + 3= 0
3) х² - 4х – 21 = 0
3)Х₁‚₂= =
Х₂ =
Х₁=
4) у = х +6 х₂ = -3
х ₁= 7 у₂ =-3+6
у₁ = 7+6 у₂ =3
у₁= 13
5)
Ответ: (7; 13) , ( -3 ; 3).
Карточка №4. Самоконтроль.
Ответ.
1) у – 3х =2 3) х ₁=7
у = 2 + 3х у ₁= 2+ 3· 7
2) х² - 2у = 3 у₁ = 23
х² - 2 (2 + 3х) =3
х² - 4 – 6х = 3
х² - 6х –7 =0
4) х₂ = -1
х₁‚₂= = у ₂= 2 + 3· (-1)
у₂ = -1
х₁=
х₂ =
Ответ: (7; 23), (-1 ; -1 )
3.Итог урока.
Подведем итоги урока. Выставьте итоговые оценки в учетные карточки и дневники.
4. Домашнее задание.
Повторить §§ 27,29,31, подготовиться к контрольной работе.
Рамка «Проверь себя» стр.148
5.Рефлексия. - Понравилась ли вам такая форма работы на уроке?
- Остались ли у вас вопросы без ответа?
Литература:
1. Учебник Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.
М. «Просвещение» 2004г.
2.Л.И.Лагунова «Организация работы учащихся в парах постоянного и
сменного состава при обучении химии» Тверь-1996г.
3. Журналы «Химия в школе». Статьи «Азбука КСО»
Примечание: Каждая карточка печатается на отдельном листе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию для 10 класса
Данная разработка выполнена в соавторстве с учителем истории и обществознания нашего ОУ Решетовой Яной Петровной. Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию в игровой форме за 10 класс. Разраб...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
урок по алгебре 7 класс. Тема урока "Линейная функция"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Линейная Функция"...
Конспект урока по алгебре 9 класс "Математическое моделирование 1 урок"
Сформировать у учащихся представление о понятии математической модели, формировать умение решать текстове задачи с помощью составления их математических моделей....
Методическая разработка урока по алгебре 7 класс. Обобщающий урок по теме: "Алгебраические дроби"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Алгебраические дроби»...