Решение логарифмических неравенств
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Копова Ольга Васильевна

Урок повторения и закрепления знаний с применением ИКТ. На уроке осуществляется индивидуальный подход к учащимся, включающий каждого в осознанную учебную деятельность. В течении всего урока отрабатываются методы решения логарифмических неравенств.  Двухчасовой урок включает материал группы С по подготовке к ЕГЭ, закрепляет и определяет степень усвоения темы учащимися. Урок предназначен для классов с расширенным изучением математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_212.doc597 КБ

Предварительный просмотр:

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

Тема: «Решение логарифмических неравенств»

 Урок проводится в 11 физико-математическом классе при  подготовке к ЕГЭ. (2 урока)

Цель урока:

Дидактическая: научить применять полученные знания при решении заданий повышенного уровня сложности, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами и методами решения.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, вырабатывать умения анализировать и сравнивать.
Воспитательная: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умение выслушивать других и умение общаться, прививать аккуратность и трудолюбие.

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока.

Этапы урока и их содержание

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели.

Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решений логарифмических неравенств на примерах заданий группы С3. Попробуем подойти к выполнению заданий не только применяя изученные методы и способы, но и нестандартные подходы.

  1. Проверка домашнего задания.

На дом вам было предложено решить логарифмическое неравенство  различными методами,

(приложение № 1) Посмотрим ваше решение.

  1. Выполнение упражнений.

Многообразие методов решения логарифмических неравенств подталкивает нас к выбору более рационального из них при решении каждого из неравенств.

№ 1. Решите неравенство. 

(метод рационализации)

                                 

Ответ: (-1,5; -1)U(-1; 0)U(0; 3)

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

№ 2. Решите неравенство.

Решение.   Пусть    Так как  

№ 3. Решите неравенство. 

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

       

№ 4. Решите неравенство. 

Решение.  

ОДЗ   ;  

ОДЗ: (-4;-3)U(-3;-2)U(-2;-1)


           

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

(-4;-3)U(-2;+)U

С учетом ОДЗ, получаем (-4;-3)U U(-2;-1)

Ответ: (-4;-3)U U(-2;-1)

№ 5. Решите неравенство.

№6. Решите неравенство.   (метод оценки)

Решение.

  1. Домашнее задание.

Заранее записано на слайде.

Решите неравенства.

  1. Подведение итогов урока.

Решение логарифмических неравенств требует от учащихся хороших теоретических знаний, умений применять их на практике, требует

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

внимания, трудолюбия, сообразительности. Именно по этой причине неравенства, аналогичные рассмотренным на уроке, входят в часть С

ЕГЭ по математике.

Приложение 1

Проверка домашнего задания.

Решение.

 1 способ 

(метод рационализации)

     

2 способ

Решение.

.

.

Ответ: (

Приложение 2       Теоретический опрос.

Прежде чем решать логарифмические уравнения и неравенства, необходимо вспомнить теоретический материал, на котором базируется решение логарифмических неравенств.

  1. Дайте определения логарифмического неравенства.

  1. Рассмотрите и решите неравенство вида log af(x) > log ag(x), ссылаясь на свойства логарифмической функции.

Учитель обобщает прозвучавшие ответы на случай убывающей логарифмической функции.

При 0< а< 1 неравенство равносильно системе

 

Неравенства называются логарифмическими, если они содержат переменную под знаком логарифмической функции.

Предполагаемые ответы учащиеся: при а> 1 неравенство равносильно системе

 

так как логарифмическая функция с основанием, большим 1, возрастающая.

Устный тест

Вопрос

Варианты ответов

  1.  Решите неравенство: .
  2. Найдите область определения функции:  .
  3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

       4.Укажите функцию , график которой изображен на рисунке.

1. ;     2. ;     3. ;     4. .

1. ;     2. ;     3. ;     4. .

1. (62; 64);     2. (79; 81);     3. (–81; –79);     4. (–12;–10).

1.                2.    3.                 4.        

Приложение 3.  (работа на закрытых досках)

№1.  Решить неравенство  

Решение.

Вторая система совокупности решений не имеет.

Ответ:

№2.  Решить неравенство

Решение.

 Из условия существования арифметического квадратного корня следует, что 

Первая система совокупности решений не имеет.

 

Ответ:

Приложение 4. (работа по карточкам)

№1.  Решите неравенство:

Решение:
Так как знак разности
lg(3x2 - 3x + 7) - lg(6 + x - x2)

совпадает со знаком разности (3x2 - 3x + 7) - (6 + x - x2)

при условии, что х  ОДЗ. Следовательно, данное

неравенство равносильно системе:

Ответ:

№2.  Решите неравенство:

Решение:        ,

Копова Ольга Васильевна 208-727-409

 Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока"Решение логарифмических неравенств"

Вданной разработке рассматриваются различные методы решения логарифмических уравнений ....

методика решения логарифмических неравенств в школьном курсе математики

разбор методов решений неравенств в свете подготовки к ЕГЭ...

Учебное занятие "Решение логарифмических неравенств"

Учебное занятие  с применением раноуровневых заданий, способствующих подготовке учащихся к ЕГЭ....

Урок алгебры в 11 классе "Решение логарифмических неравенств"

Урок, на котором обучающиеся составляют алгоритм решения логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании....

Равносильная замена при решении логарифмических неравенств

Семинарское занятие в 11 классе. Очень полезный материал для подготовки к ЕГЭ задание С3. Без этих знаний решать очень сложно....

Решение логарифмических неравенств и систем неравенств. Уровень С-3 или №17 ЕГЭ

План - конспект урока по математике в 11 классе по теме " Решение логарифмических неравенств и систем неравенств"....

Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе

Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...


 

Комментарии

Константинова Татьяна Михайловна

Неравенства можно решать проще, используя метод равносильных переходов. Но, как хорошо, когда ученики умеют применять различные способы!