Математическая викторина "Звездный час функции"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 10, 11 классов "Звездный час функции".
Цель занятия повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Функции», расширить кругозор, пополнить новыми знаниями о функциях и ученых, занимавшихся исследованием данного материала. Показать связь с физикой и информатикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvezdnyy_chas_funkcii_10-11.rar | 1014.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая викторина
«Звездный час функции»
Для учащихся 10 и 11 классов
Подготовила Балан С.В.
Принцевка 2012
Цель: повторить и обобщить и систематизировать знания по теме «Функции», создать условия для осознанного восприятия свойств функций, применения знаний в других областях, повысить уровень культуры школьников, расширить кругозор, пополнить новыми знаниями о функциях и ученых, занимавшихся исследованием данного материала. Показать связь с физикой, информатикой
В конкурсе принимают участие 2 команды по 5 человек.
Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов (команда получает звездочку)
По наибольшему количеству баллов определяется победитель.
Между конкурсами проводится викторина для болельщиков
Вступление
Ведущий: Функция – одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. Во время нашей встречи мы постараемся вспомнить основные свойства функций, исследование и применение их в различных областях науки.
Математика рассматривает абстрактные переменные величины, изучает различные законы их взаимосвязи, не углубляясь в природу задачи.
Например, в соотношении y=x2 геодезист или геометр увидит зависимость площади квадрата от его стороны, а физик, авиаконструктор или кораблестроитель может усмотреть в нем зависимость силы у сопротивления воздуха или воды от скорости х движения. Математика же изучает эту зависимость в отвлеченном виде, и она устанавливает, например, что увеличение х в 2 раза приведет к увеличению у в 4 раза, и это заключение может применяться в любой конкретной ситуации.
Еще мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-нибудь другой науке свойственна красота, гармония, изящность и точность. Всем математикам присуща дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он хочет дойти до всего сам. Так что дерзайте, играйте и выигрывайте!
Разминка
Вопросы задаются поочередно каждой команде
- Какие функции вам известны?
- Что такое функция?
- Какая функция называется возрастающей?
- Какая функция называется четной?
- Чему равен наименьший положительный период функции y=sinx и y=сosx?
- Каким свойством обладают графики четной и нечетной функции?
Задание 1
Из истории математики
На доске 6 портретов математиков.
Ведущий: Известно, что, начиная с XVII века одним из основных понятий в математике является понятие функции
1 вопрос Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской академии наук, внесшего огромный вклад в развитие понятия функции, учителя М.В.Ломоносова (Л.Эйлер)
2 вопрос О ком идет речь в следующих строках: «Он был философом и лингвистом, историком, биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем. Он мечтал о создании всемирной академии наук, о построении «универсальной науки»? Он первым ввел понятие функции. (Г.Лейбниц)
Задание 2
Чтение графиков
Используется слайд с 6 графиками
Ведущий: Очень часто приходится решать задачи на «чтение графиков», т.е. по заданному графику функции y=f(x) нужно перечислить основные свойства этой функции, определить зависимость, которую выражает данный график.
1 вопрос Какой из данных графиков является графиком движения тела, брошенного под углом к горизонту (2)
2 вопрос Среди предложенных графиков указать тот, который выражает диаграмму растяжения физического тела? (4)
3 вопрос Какой из графиков является графиком изменения напряжения в цепи переменного тока? (1)
4 вопрос Какой из графиков является графиком изотермического
процесса? (3)
Задание 3
Найдите с помощью графика
Слайд № ? С помощью графика найти (по 3 графика каждой команде)
На подготовку 5 минут
.
Задание болельщикам
1 Что определяет положение точки на плоскости? (Координаты)
2. как называется расстояние между концами отрезка? (Длина)
3. Единица измерения скорости на море (Узел)
4. Какая функция задается формулой y=kx+b? (Линейная)
5. Пять братьев в одном чулане живут (Пальцы)
6. Геометрия на плоскости называется геометрией (Евклида)
Заслушиваются ответы команд
Задание 4
Графики движения
Команды получают листы с изображенными графиками движения. Учащимся предлагается вспомнить как называется раздел физики, который отвечает на вопрос где, в какой момент времени будет находиться данное тело?
-Кинематика. В кинематике часто пользуются графиками различных тел, с их помощью определяют все неизвестные кинематические величины. Вам даны графики движения двух тел. Дайте характеристику движения каждого тела, используя как можно больше данных.
Время выполнения 5 минут
Задание болельщикам «Аукцион»
Назовите как можно больше математических терминов на букву П
(Последний, назвавший термин, получает приз)
Задание 5
Преобразование графиков
Используется слайд №
Ведущий: Для того, чтобы построить график какой-нибудь функции, нужно иметь достаточное множество пар точек. Однако при построении сложных функций сначала необходимо выяснить каким преобразованиям подвергался график более простой аналогичной функции.
1 вопрос Какой из графиков получается в результате следующих преобразований графика y=cosx:
-сжатие по оси Ох в 3 раза;
-параллельный перенос вверх на 3 единицы;
-зеркальное отображение? (6)
2 вопрос Какой график отвечает уравнению y=2sin(x+П/4) (2)
3 вопрос Точки максимума, равные3, соответствуют числам П и –П. Какой это график? (3)
Задание 6
Построение графика функции
Учащиеся получают карточку с заданием, где перечислены свойства функции. На листе бумаги выполняется построение графика.
Ведущий: Функциональную зависимость между различными величинами можно задать различными способами: формулой, таблицей, соответсвием и в виде графика.
Задание: Постройте график функции, используя его свойства.
Время выполнения 10 минут.
Задание болельщикам «Отгадай слово»
(По образцу «Поле чудес»)
- Какую траекторию движения будет иметь, например, камешек, застрявший в протекторе движущегося автомобиля? (Циклоида)
- Какую траекторию опишет игла проигрывателя относительно пластинки? (Спираль)
Задание 7
Свойства функции
Используются плакаты №4, №5, №6. Слайды №
Ведущий: Функция обладает множеством различных свойств и, используя ту или иную функцию, мы отмечаем их наличие или отсутствие.
Вопрос: Среди данных 6 функций укажите номер той, которая не отвечает свойству остальных пяти.
- Периодичность
- Непрерывность
- Четность
Задание 8
Знаете ли вы графики?
Изучая математику школьного курса, вы познакомились с графиками, большинство которых имеют свои названия. Есть графики и более сложные, которые в школе не изучаются. Знаете ли вы графики школьного или внешкольного курса, их название и вид?
Ученики называют известные им графики и плюс слайд с незнакомыми графиками
Задание болельщикам «Буквослов»
Из приведенных слов путем перестановки букв составьте фамилии известных ученых-математиков. Буквы используйте полностью, без остатка и добавления.
|
|
(Кантор, Паскаль, Лобачевский, Колмогоров, Архимед, Диофант)
По окончании игры подводятся итоги, награждается команда-победительница.
Используемая литература
- А.Н.Колмогоров, А.И.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11кл.М., 2006г.
- Б.М.Ивлев, С.М.Саакюн, С.И.Шварцбурд. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 кл. М.,2007г.
- Г.И.Глейзер. история математики в школе 9-10 кл. Пособие для учителей. М., 1983г.
- Газеты «Математика» приложение к «Первое сентября»№45-1999г., №13-2003г, №24-2003, 24-2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические, статистические и логические функции. Применение функций на практике
Цель урока: повторить материал по теме «Математические, статистические и логические функции», научить применять функции на практике, подготовить учащихся к лабораторной работе.Задачи:обуча...
Математическая мастерская "Обратная функция"
материал можно использовать при подготовке к урокам...
Практическое задание №14 Тема: Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц
Практическое задание №14Тема: Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц...
Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».
Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....
Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».
Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....
Методическая разработка урока на тему «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц /Excel/»
Методическая разработка урока на тему «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц /Excel/»...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие21. Понятие функции. Способы задания функции
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...