Урок математики в 9 классе "Определение геометрической прогрессии
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Технологическая карта урока изучения новой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_geometricheskoy_progressii.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя | Егорова М.К. |
Место работы (наименование учреждения) | МБОУ «Андреевская ООШ» Нурлатского муниципального района РТ |
Класс | 9 |
Предмет | математика |
Тема занятия | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. |
Используемая образовательная система | Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная Методы контроля: устный |
Используемый учебник | «Алгебра»: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией С.А.Теляковского.- М.: Просвещение, 2009 г |
Цели и задачи урока | Дидактические: формирование понятия геометрической прогрессии, умений работать с формулой n го члена геометрической прогрессии, сформировать навыки применения формулы при выполнении упражнений; Развивающие: продолжить развитие математического мышления, умений применять ранее изученный материал о последовательностях, развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать; Воспитательные: воспитание правильного отношения к своему здоровью, внимания, чувства ответственности и общематематической культуры. |
Оборудование урока | Компьютер, мультимедийный проектор, дидактические материалы, задания с тестами |
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся и кабинета к работе, выявить отсутствующих; создать положительный настрой учащихся к работе.
Метод : беседа
- Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению нового материала.
Цель: актуализировать знания учащихся, которые необходимы для сознательного восприятия нового материала; организовать фронтальную деятельность класса; развивать быстроту реакций, математическое мышление, умение правильно понимать вопрос.
Задачи учителя: предложить и решить примеры, с помощью которых учащимся будет легче воспринимать новый материал.
Форма работы: устная, фронтальная, индивидуальная.
(слайд 2)
2n , при n= 3,4,5,6. (- 3)n, при n= 2,3,4,5. (слайд 3) Ответы : 23 = 8 (-3)2 = 9 24 = 16 (-3)3 = - 27 25 = 32 (-3)4 = 81 26 = 64 (-3)5 = - 243 Молодцы! Смотрим на следующее задание. (слайд 4) 2. а) Найдите пять первых членов последовательности, заданной условиями: с1 = 1000, сn+1 = 0,1 сn. б) Чему равно значение выражения: С2 /с1 ; с5 / с4 ; сn+1 / сn ? в) Назовите член последовательности, который следует за C5 ; Сn ; Сn+1 ? г) Назовите член последовательности, который предшествует С5 ;Сn+1 ;Сn-2 ? Молодцы! И с этим заданием справились. (слайд 5) 3. а) Вставьте в числовую последовательность число вместо вопросительного знака: 1. 7; ?; 13; 16; 2. 5; 15; 25; ?; 3. 4; 8; ?; 32; б) Выявите закономерность, которой подчиняются числа в каждой последовательности? (слайд 6) Сверка ответов. - Давайте подробнее рассмотрим последнюю последовательность из данных примеров. | Учащиеся устно решают задания, при этом вспоминают правила возведения в степень: степень отрицательного числа с чётным показателем – положительное число; Степень отрицательного числа с нечётным показателем – отрицательное число 23 = 8 (-3)2 = 9 24 = 16 (-3)3 = - 27 25 = 32 (-3)4 = 81 26 = 64 (-3)5 = - 243 (возможные ответы) Учащиеся устно вычисляют члены последовательности: С2 = 0.1*1000 = 100 С3 = 0.1*100 = 10 С4 = 0,1*10 = 1 С5 = 0,1*1 = 0,1 Сn+1 = Cn*0.1 Cn+1 / Сn = 0,1 c2 /с1 ; с5 / с4 ; сn+1 / сn = 0,1 Учащиеся устно отвечают: С6 ; Сn+1 ; Сn+2. С4 ; Сn ; Сn-1 . Учащиеся читают задания, находят пропущенные числа: 10; 35; 16. Выявляют закономерности, которой подчиняются числа в последовательности. Если возникнут затруднения в примере 3, учитель задаёт наводящие вопросы: - Как можно получить второй член последовательности? - С помощью какого действия можно выявить данную закономерность?
|
- Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с определением геометрической прогрессии и формулой n – го члена геометрической прогрессии; формировать умения и навыки распознавать геометрическую прогрессию и применять формулу n – го члена при выполнении упражнений.
Задачи учителя: создать условия для восприятия учащимися новых понятий изучаемого материала; добиваться усвоения методов воспроизведения изучаемого материала; отрабатывать умения; делать выводы.
Метод: проблемно-исследовательский.
Форма работы: письменная, устная работа, работа с учебником.
- Посмотрите, ребята, на данную последовательность, что вы про неё можете сказать? - Правильно! Молодец! - В дальнейшем все последовательности чисел, для которых, устанавливается нами открытая закономерность, будем называть геометрической прогрессией. Итак, тема сегодняшнего урока «Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии». Слайд 7. Словесная формулировка звучит так: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. Учитель пишет на доске математическую формулировку определения: bn+1 = bn q где bn ≠ 0, q – некоторое число. - Ребята, запишите данную формулу в тетрадь и выразите q из формулы. q – будем называть знаменателем геометрической прогрессии. Запомните! q0.
Цель: показать непосредственное следствие формулы n- го члена геометрической прогрессии из её определения. Внимание на экран. Слайд 8. Дана геометрическая прогрессия (bn ): 2; 6; 18; 54;… со знаменателем 3. - Назовите члены последовательности. - Как получили второй член последовательности? Слайд 9. 6 = 2 3 18 = 6 3 = 2 3 3 = 2 32 54 = 18 3 =2 32 3 = 2 33
Запись на доске: bn =bn-1 q = b1 qn-1 Вывод : мы получили формулу n-го члена геометрической прогрессии bn= b1 qn-1. - Запишите её в тетрадях и выделите рамочкой. Слайд 10. (Учитель показывает образец решения примера). 3. Задача: В геометрической прогрессии b1 = 12,8 q = . Найти b7. Решение: b7.= b1 q6 = 12,8 )6 = )6 = - Что нам известно? _ Что надо найти? Какую формулу будем использовать? 4. Физминутка. Цель: восстановление работоспособности учащихся, воспитание правильного отношения к своему здоровью. - Из курса биологии известно, что существует много невидимых бактерий и вирусов и среди них те, которые вызывают кашель, насморк, т.е. острые респираторные заболевания (ОРЗ) – коварные и опасные заболевания. Посмотрите на экран. Слайд 11. Здесь вы видите модель распространения вирусного заболевания: больной человек ( источник инфекции) передаёт заразное начало болезни другому человеку или другим людям, и каждый вновь заболевший вовлекает в этот процесс всё большее количество людей, т.е. возникает эпидемия. Недаром в народе говорят, инфекция распространяется с геометрической прогрессией. Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ. - Какие профилактические мероприятия вы проводите? Я предлагаю вам один из самых простых и безвредных способов – массаж особых зон на коже. Массаж делать ежедневно 3 раза в день, 9 раз в одну сторону и 9 раз в другую. Итак, смотрим на меня , повторяем и выполняем.
| Ответ учащихся: каждый следующий член последовательности получается путём умножения предыдущего члена на 2. Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока. Учащиеся находят в учебнике определение – читают, переписывают в тетрадь. (стр. 153) Учащиеся записывают формулу в тетрадях и выражают q. q = bn+1 / bn Ответ ученика: знаменатель геометрической прогрессии равен отношению любого её члена начиная со второго к предыдущему члену. Учащиеся по формуле вычисляют. 6 = 2 3 18 = 6 3 = 2 3 3 = 2 32 54 = 18 3 =2 32 3 = 2 33 Для записи второго столбца в общем виде к доске вызывается один из сильных учеников b2 = b1 q b3 = b2 q = b1 q q = b1 q2 b4 = b3 q = b1 q2 q = b1 q3 Остальные записывают пример в тетрадях в 2 столбика. Самостоятельно формулируют формулу первого члена геометрической прогрессии при известных значениях n-го члена и q. Самостоятельно формулируют формулу знаменателя геометрической прогрессии при известных значениях первого и n-го члена. Учащиеся записывают формулу в тетрадях, выделяют в рамку. Учащиеся отвечают на вопросы. Известны b1 и q. Нужно найти седьмой член геометрической прогрессии. Будем использовать формулу n-го члена геометрической прогрессии.
Ответы учащихся. |
- Закрепление учебного материала.
Цель: закрепить и проверить практическое применение геометрической прогрессии при решении примеров и теста.
Задачи учителя: выработать умения применять новые знания, создать условия для понимания нового материала и правильного воспроизведения.
Метод: комбинированный.
Форма работы: письменная, практическая.
1. По учебнику решить № 623 (а,в) с комментированием. а) b1 =6, q = 2 Найти: b2, b3, b4, b5. в) b1 = - 24, q = - 1,5 Найти: b2, b3, b4, b5.
По условию b1 = 2, b5 = 162 Найти: b2, b3, b4 Учитель контролирует решение учащихся и работу у доски.
Учитель раздаёт задания с тестами.
меньше 3 баллов – «2». Коды правильных ответов: 1 вариант 2 вариант - Поднимите руки кто получил «5», «4», «3», «2». Молодцы! | Ученик комментирует решение задания а) b2 = b1 q = 6 2 = 12 b3 = b2 q = 12 2 = 24 b4 = b3 q = 24 2 = 48 b5 = b4 q = 48 2 = 96
в) b2 = b1 q = - 24 (-1,5) = 36 b3 = b2 q = 36 (-1,5) = - 54 b4 = b3 q = - 54 (-1,5) = 81 b5 = b4 q = 81 (-1,5) = - 121,5 1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях. Объясняет, чтобы найти второй член последовательности необходимо найти его знаменатель. Из формулы b5 = b1 q4 выразим q4 = b5 / b1 = =81, значит q= 3 или q=-3 если q=-3, то b2 = - 6 b3 = 18 b4 = - 54 если q= 3, то b2 = 6 b3 = 18 b4 = 54 Учащиеся самостоятельно выполняют задания. |
- Задание на дом.
Цель: проверить усвоение материала урока.
Задачи учителя: сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.
Форма работы: индивидуальная.
Слайд 14. 1. - Откройте дневники и запишите домашнее задание: П.27, примеры1-2, № 626, 628 (а,б,в). - Посмотрите на задания внимательно, какую формулу будете применять? Эти примеры подобны решённым в классе. Надеюсь, что все справитесь. 2. Выставление оценок. Цель: стимулирование познавательного интереса, формирование адекватной самооценки учащихся. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. Задают вопросы учителю при их возникновении. Учащиеся выставляют оценки в дневники |
- Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока, развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Задача учителя: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Слайд 15. Урок сегодня завершён Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут! - Мне хочется вернуться к нашему девизу «Прогрессио – движение вперёд!» Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса? В чём заключается наш прогресс? - Скажите, что у нас не получилось? Спасибо за урок! Всего вам хорошего! | Учащиеся дают ответы на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Применение геометрической прогрессии"
Урок с использованием таблиц, дидактического материала.На данном уроке прослеживается межпредметная связь....
Презентация к уроку алгебры арифметическая и геометрическая прогрессии
Красная презентация к предыдущей методической разработке...
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
9 класс Урок-презентация "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Презентацию "Арифметическая и геометрическая прогрессии" можно использовать как на уроке для объяснения нового материала, так и на уроках обобщения. В ней представлены: теоретический материал и ...
Конспект урока "Определение арифметической и геометрической прогрессии" 9 класс
Урок с применением дидактических игр....
презентация к уроку n-первых членов геометрической прогрессии
презентация к уроку n-первых членов геометрической прогрессии...
Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, знаменателем геометрической прогрессии, с форм...