Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
2. Примерной программы по русскому языку среднего общего образования.
3. Авторской программы Цыганковой М.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.docx | 44.69 КБ |
titul_11_russkiy_yazyk_elektiv.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Примерной программы по русскому языку среднего общего образования.
- Авторской программы Цыганковой М.Е.
- Учебного плана МБОУ - Средней общеобразовательной школы №4 города Мценска Орловской области на 2015 – 2016 учебный год.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать свои мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Данный элективный предмет предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи:
Совершенствовать умения:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, проблему, позицию автора;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- выбирать необходимый стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Проблема текста (6 часов).
Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.
Тема 2. Комментарий к проблеме (4 часа).
Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы
информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Тема 3. Авторская позиция (4 часа).
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
Тема 4. Аргументация собственной позиции (5 часов).
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические),
иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.
Тема 5. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Тема 6. Речевое оформление сочинения (4 часа).
Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.
Тема 7. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и написание собственных работ. (7 часов).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ. Контрольная работа.
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
Основные требования к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | |||
Тема, основная мысль текста, проблема. | |||
Типы проблем. | |||
Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. | |||
Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы | |||
Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. | |||
Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. | |||
Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. | |||
Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. | |||
Урок-практикум по написанию комментария. | |||
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. | |||
Авторская позиция в публицистическом тексте. | |||
Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. | |||
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции. | |||
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов. | |||
Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. | |||
Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. | |||
Практикум по аргументации проблемы. | |||
Практикум по аргументации проблемы. | |||
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. | |||
Виды и формы вступления. | |||
Виды заключения | |||
Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения. | |||
Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. | |||
Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. | |||
Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. | |||
Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок. | |||
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. | |||
Практикум по оцениванию сочинений. | |||
Практикум по написанию собственного сочинения. | |||
Контрольная работа | |||
Контрольная работа | |||
Анализ контрольной работы. | |||
Итоговое занятие |
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
В результате изучения элективного предмета обучающийся должен знать/понимать:
- смысл понятий: проблематика текста, авторская позиция, текстуальный комментарий
- литературный язык, языковая норма, культура речи;
- лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
- уметь:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; создание устного и письменного речевого высказывания,
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи.
V. Учебно- методическое обеспечение
- Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
- М.: Просвещение, 2009
- Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем?
- М.: Эксмо, 2007.
- Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2009.
- Нарушевич А.Г. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум по культуре речи. Таганрог, 2003.
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.
- Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.
- Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: ACT: Астрель, 2009
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://repetitor.lc.ru/ - Серия учебных компьютерных программ «1C: Репетитор» по русскому языку. Контрольно-диагностические системы серии «Репетитор» Тесты по пунктуации, орфографии и др.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №4 города Мценска
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководитель ШМО: Заместитель директора: Директор школы:
______ Макарова С.Н. _______ Горбатова Т.Ю. _____ Ефремова В.В.
Протокол № ______ «____»__________ 2015г. Приказ № ______
«____»_________2015г. «_____»__________2015г.
Рабочая программа
элективного предмета по русскому языку
«Сочинение на ЕГЭ»
11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
(базовый уровень)
Программа адаптирована на основе ФК ГОС среднего общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, авторской программы М.Е. Цыганковой.
Учитель: Александрова М.А.
2015 – 2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (техн. труд) для 6- 8 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по технологии( техн. труд) для 6-8 классов(базовый уровень) на 2015-2016 уч.год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебного курса «Геометрия» Основное общее образование: 7 –9 классы (Базовый уровень) (ФКГОС)
Составлена на основе Стандарта, примерной программы по геометрии и авторской программы по геометрии для образовательных учреждений (7 – 9 классы): Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. ...
Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень
Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физической картине мира, расши...
Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
Пояснительная записка составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику авторского коллектива в составе: Вига...
Рабочая программа, реализующая ФГОС ООО, внеурочной деятельности «Речеведение» для 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Речеведение» составлена для обучающихся 5-9 классов на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной н...