Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Александрова Марина Александровна

Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.            Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

2.            Примерной программы по русскому языку среднего  общего образования.

3.            Авторской программы Цыганковой М.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx44.69 КБ
Файл titul_11_russkiy_yazyk_elektiv.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
  2. Примерной программы по русскому языку среднего  общего образования.
  3. Авторской программы Цыганковой М.Е.
  4. Учебного плана МБОУ - Средней общеобразовательной школы №4 города Мценска Орловской области на 2015 – 2016 учебный год.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников средней школы, сформированность  рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать свои мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Данный элективный предмет предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи:

Совершенствовать умения:

  •  понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
  •  определять тему текста, проблему, позицию автора;
  •  формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
  •  комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
  •  развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
  •  выбирать необходимый стиль и тип речи;
  •  отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  •  соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.

  1. Содержание учебного предмета

Тема 1. Проблема текста (6 часов).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Тема 2. Комментарий к проблеме (4 часа).

Комментарий. Типы комментария:        текстуальный и концептуальный. Типы

информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Тема 3. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Тема 4. Аргументация собственной позиции (5 часов).

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов:        рациональные (логические),

иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Тема 5. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Тема 6. Речевое оформление сочинения (4 часа).

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Тема 7. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и написание собственных работ. (7 часов).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ. Контрольная работа.


III. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

План

Факт

Основные требования к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Тема, основная мысль текста, проблема.

Типы проблем.

Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.

Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы

Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный.

Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.

Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.

Урок-практикум по написанию комментария.

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора.

Авторская позиция в публицистическом тексте.

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции.

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов.

Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.

Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Практикум по аргументации проблемы.

Практикум по аргументации проблемы.

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Виды и формы вступления.

Виды заключения

Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения.

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические.

Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практикум по оцениванию сочинений.

Практикум по написанию собственного сочинения.

Контрольная работа

Контрольная работа

Анализ контрольной работы.

Итоговое занятие

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

В результате изучения элективного предмета обучающийся должен знать/понимать:

  •  смысл понятий: проблематика текста, авторская позиция, текстуальный комментарий
  •  литературный язык, языковая норма, культура речи;
  •  лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
  • уметь:
  •  адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  •  использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  •  свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  •  передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; создание устного и письменного речевого высказывания,
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  •  выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  •  владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  •  оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц;
  •  опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
  •  соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  •  эффективно использовать языковые единицы в речи.

V. Учебно- методическое обеспечение

  1.  Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
  2.  Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  3.  Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
  •  М.: Просвещение, 2009
  1.  Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем?
  •  М.: Эксмо, 2007.
  1.  Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2009.
  2.  Нарушевич А.Г. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум по культуре речи. Таганрог, 2003.
  3.  Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.
  4.  Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.
  5.  Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: ACT: Астрель, 2009
  6. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  7. http://repetitor.lc.ru/ - Серия учебных компьютерных программ «1C: Репетитор» по русскому языку. Контрольно-диагностические системы серии «Репетитор» Тесты по пунктуации, орфографии и др.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №4 города Мценска

Рассмотрено.                                   Согласовано.                                Утверждаю.

Руководитель ШМО:                       Заместитель директора:                Директор школы:

______ Макарова С.Н.                _______ Горбатова Т.Ю.               _____  Ефремова В.В.

Протокол № ______                    «____»__________ 2015г.                 Приказ № ______

«____»_________2015г.                                                   «_____»__________2015г.

Рабочая программа

элективного предмета по русскому языку

 «Сочинение на ЕГЭ»

11 класс

1 час в неделю, всего 34 часа

(базовый уровень)

Программа адаптирована на основе ФК ГОС среднего общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, авторской программы М.Е. Цыганковой.

Учитель: Александрова М.А.

2015 – 2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (техн. труд) для 6- 8 классов (базовый уровень)

Рабочая   программа  по  технологии( техн. труд)   для   6-8 классов(базовый  уровень)  на  2015-2016 уч.год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебного курса «Геометрия» Основное общее образование: 7 –9 классы (Базовый уровень) (ФКГОС)

Составлена на основе Стандарта, примерной программы по геометрии и авторской программы по геометрии для образовательных учреждений (7 – 9 классы): Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. ...

Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень

     Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физи­ческой картине мира, расши...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...

Рабочая программа, реализующая ФГОС ООО, внеурочной деятельности «Речеведение» для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Речеведение»  составлена для обучающихся 5-9 классов на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной н...