За здоровьем на урок математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Сергеева Марина Михайловна

Урок закрепления практических умений и навыков решения текстовых задач, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_za_zdorovem_na_urok_matematiki.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики в 5-м классе

 "За здоровьем на урок математики" 

Цели и задачи:

  1. закрепление практических умений и навыков решения текстовых задач;
  2. показать значение витаминов для здоровья человека.
  3. развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
  4. пропагандировать здоровый образ жизни

Тип урока: закрепление изученного материала, урок решения задач.

ХОД УРОКА 

 

  1. Организационный момент.

В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
  И немного улыбнитесь!

(слайд 1)

 

 

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем. Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Больше половины болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день. Поддержанием здоровья нужно заниматься постоянно, в течение всей жизни. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Здоровье дарит человеку счастье и возможность вести активный образ жизни долгие годы. Но как сохранить этот бесценный дар природы - здоровье?

Наш сегодняшний урок и направлен на то,, чтобы помочь учащимся приобщаться к здоровому образу жизни.

Я хочу начать урок словами великого мыслителя:

(слайд 2)

 

 

«ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»

ГЕЙНЕ

 

 

Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни».

 

Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:

 

  1. вы можете справиться с задачами данного урока;
  2. быть здоровым- это здорово!

  1. Разминка.

Что же поможет нам сохранить здоровье?

Об этом вы можете узнать, разгадав следующий кроссворд.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.
  2. Латинская буква.
  3. Часть прямой, соединяющая две точки.
  4. Равенство, содержащее букву.
  5. Математическое действие.
  6. Старинная мера длины.
  7. Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель.
  8. Старинное название 3 копеек.

В выделенном столбце прочтите полученное слово.

Это – витамины, наши помощники.

(Выходят 5 учащихся – витамины А, В, С, Д,Е.  Делают краткие сообщения о пользе каждого витамина)

Витамины, витамины
Детям всем необходимы, –
Говорят везде у нас.
Где же взять нам их сейчас?
Ведь зима идет, не лето,
Мы дадим совет и в этом!

.

Витамин А. Меня можно найти в моркови, сладком перце, зеленом луке, щавеле, шпинате, зелени, плодах черноплодной рябины, шиповника, облепихи.

Я необходим для нормального роста, поддерживаю нервную систему, хорошее зрение и здоровую кожу.

Витамин В. Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, капусте, яблоках, бобовых, помидорах, крупах,

Я отвечаю за крепкую нервную систему, помогаю передавать импульсы мышцам, участвую в обмене углеводов в пищеварении и в работе сердечно-сосудистой системы.

Витамин С. А со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, черную и красную смородину, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель.

Я нужен для роста зубов, для образования клеток крови, для выработки иммунных антител и прочности стенок кровеносных сосудов. Я просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.

Витамин Е. Я нахожусь в печени, пророщенных зернах пшеницы, растительном масле, в яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Защищаю человека от стрессов

Витамин Д. Я живу в икре, молоке, а еще в лучах солнца. Отвечаю за правильный рост костей.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. Но производить он способен лишь некоторые из них. Все остальные питательные элементы поступают в организм извне, в основном вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже хорошо сбалансированная пища не является панацеей от дефицита необходимых организму витаминов и минералов. Недостаток же питательных веществ может привести к снижению иммунитета, повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний….

  1. Решение задач

Нарушения питания способствуют возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта. "Голодная секреция" — это выделение желудочного сока при значительном перерыве между приемами пищи. Другие нарушения — желудочные спазмы, колики, задержка выделения желчи. Очень многое вы узнаете на уроках биологии, а сегодня мы с вами решим задачи, где наряду с математическими способностями вам понадобятся представления о правильном питании.

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать

Задача 1.

        Ученик 5 класса Антон Казеинов на перемене после второго урока сбегал в магазин и купил  2 пакета чипсов по 12 рублей за штуку. После третьего урока — лимонад за 16 рублей и шоколадный батончик  за 18 рублей. После окончания уроков он ещё раз забежал в магазин и купил 3 леденца "чупа - чупс" по 4 рубля. Сколько денег у него осталось, если утром у него было 80 рублей? Сколько денег осталось бы у Антона, если бы он сам не наносил вред своему здоровью и пообедал в нашей школьной столовой?

(Ответ: 10 рублей; 45 рублей).

Задача 2.

        Во время экскурсии учащимся 5 класса Мишей Смолиным было куплено 1 пакет  чипсов по 13 рублей, 2 пакета кириешек по 14 рублей за пакет, 3 сырка по 7 рублей, бутылка йогурта за 25 рублей и бутылка кока-колы за 28 рублей.

 После окончания экскурсии родителями было куплено активированного угля на 8 рублей, фосфалюгеля на 264 рубля и мезима на 189 рублей. На что больше было потрачено денег: на развлечения или на преодоление последствий развлечения, если сама экскурсия обошлась на 195 рублей?

(Ответ: 310 рублей на развлечения, 461 рубль на лечение).

Задача 3.

 

Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 200 мл молока или кефира. При условии правильного питания сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300 литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться ученик?

(Ответ: 4 года 40 дней, в 9 классе)

Ежедневный прием молока или кефира уменьшает риск возникновения кариеса. Необходимо употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов. Творог-30-50 г, сыр-5-10 г.

Задача 4.

С позиции здорового питания в день пятиклассник должен употреблять в пищу 400 г овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90 кг гороха. За сколько дней человек съест столько же овощей?

(Ответ: за 225 дней.)

Следует включать в рацион питания всевозможные овощи (400-500 г в день без учета картофеля), фрукты (150-200г), соки и ягоды.

V. Физкультминутка.


 

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле.

 

(Авиценна)

 

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.


(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

 

Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.


(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

 

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!


(Вращение головой вправо и влево.)

 

И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.


(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

 

Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.


(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

 

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

 

(Дети садятся за парты.)

                                                    

6. Приготовление витаминного чая

 Нередко дети употребляют пищу в сухомятку , что тоже отрицательно сказывается на здоровье.  Твердую пищу нужно обязательно запивать теплым чаем. Давайте  приготовим вкусный витаминный напиток- чай из разных растений.

Задача  5.

Для приготовления 500 г напитка потребуется 2 части шиповника,  2 части липы, 1 часть мяты и 480 г воды. Сколько грамм каждого растения нужно взять для приготовления чудесного напитка?

Древние китайцы писали: «Чай успокаивает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лени, облегчает и освежает тело и проясняет восприимчивость. Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нашу жизнь.»

7. Гигиена полости рта 

Многие дети любят жевать жевательные резинки. Употребление жевательной резинки увеличивает количество слюны, и она поступает в труднодоступные межзубные участки.

Задача 6.

Марат за день изжевывает 6 пачек сладкой жевательной резинки «Хубба-Бубба» по 5 рублей каждая. Сколько лишних денег он тратит каждый день, если для правильного ухода за зубами ему стоило бы расходовать пачку жевательной резинки без сахара за 3 дня по цене 12 рублей за пачку?

(Ответ: 26 рублей)

Лучше использовать жевательную резинку без сахара и жевать ее после еды в течение 15-20 минут.

  1. Основные принципы здорового питания школьников.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: 

  1. молоко или кисломолочные напитки ;
  2. творог ;
  3. сыр ;
  4. рыба ;
  5. мясные продукты ;
  6. яйца .
  1. сливочное масло ;
  2. растительное масло ;
  3. сметану .
  1. хлеб или вафельный хлеб ;
  2. крупы ;
  3. картофель ;
  4. мед ;
  5. сухофрукты ;
  6. сахар .

Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин - винегрет.
Убери из рациона
Кексы, сникерсы и колу
И мороженое, спрайты,
Леденцы и шоколад –
Будет в организме – лад
И здоровы будут глазки
Головной твой мозг в порядке,
Также тело и душа -
Будет вечно молода!


V.  




Урок заканчивается словами Авиценны:

 (слайд 15)

 

В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.

 

Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.

Дети главное богатство - деткам нужно развиваться!....
     - Чтоб расти и развиваться - нужно правильно питаться!...
     - Кто под елкою шуршит? Ежик Зёшка к нам спешит!...
     - Чтоб зимою не болеть - витамины нужно есть!...
     - Зёшка вам дает совет - кушать супчик на обед!...
 

9.. Подведение итогов урока и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Авторская программа "Обучение здоровью на уроках математики и информатики"

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов основной школы. Программа реализуется на уроках математики и информатики основной школы. Программа характеризуется дифференцированным подходо...

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...