Элективный курс 8 -9 классы по теме:"Решение уравнений и неравенств с модулем"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Программа курса «Решение уравнений и неравенств с модулем» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении. Рассматриваемая тема позволяет сделать достаточно полный обзор различных типов уравнений, неравенств с модулем, систем уравнений с модулем и использование свойств модуля при решении иррациональных уравнений. Изучение данной темы будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_8_-_9_klass.doc | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт непрерывного педагогического образования
Программа элективного курса
для учащихся 8 – 9 классов
Решение уравнений и неравенств с модулем
Составитель: Бадрутдинова З.Ш.
учитель математики I квалификационной категории
МОУ « СОШ № 31 с углубленным изучением
отдельных предметов» города Нижнекамска
г.Набережные Челны
Учебно-тематический план
№п/п | Название темы | Всего часов | Лекци- онных часов | Практи-ческих часов | Форма контроля |
1 | Уравнения и неравенства с модулем вида |f(x)|= b,|f(x)|<b, |f(x)| >b | 2 | 0,5 | 1,5 |
|
2 | Уравнения и неравенства вида |f(x)| = |g(x)|,|f(x)|<g(x), |f(x)|>g(x) | 2 | 0,5 | 1,5 | Индивидуальный контроль |
3 | Уравнения и неравенства вида |f(x)|=|g(x)|,|f(x)|<|g(x)| | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4 | Уравнения, содержащие несколько модулей | 3 | 0,5 | 2,5 | Проверочная работа |
5 | Уравнения и неравенства со сложным модулем | 3 | 0,5 | 2,5 | |
6 | Системы уравнений с модулем | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверочная работа |
7 | Использование свойств модуля при решении иррациональных уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный контроль |
Контрольная работа | 1 | ||||
| Всего часов | 17 |
Пояснительная записка
Математическое образование в системе основного общего образования занимает
одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью
математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее
вкладом в создание представлений о научных познаниях действительности.
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Программа курса «Решение уравнений и неравенств с модулем» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении. Рассматриваемая тема позволяет сделать достаточно полный обзор различных типов уравнений, неравенств с модулем, систем уравнений с модулем и использование свойств модуля при решении иррациональных уравнений. Изучение данной темы будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
Целями данного курса являются:
- Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, ориентированных на профиль, на профессию.
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для
успешного продолжения образования.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются
следующие задачи :
1.Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль.
2. Научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль.
3. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов.
Курс призван помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в профильных классах, так и повысить
уровень его математической культуры.
Образовательные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- Свободно применять приобретенные ранее знания в измененных нестандартных
условиях.
-Проводить тождественные преобразования алгебраических выражений.
-Решать уравнения, системы уравнений и неравенства с модулем, применяя методы, предусмотренные данным курсом обучения.
Содержание программы
Тема 1. Решение уравнений и неравенств с модулем
вида |f(x)|=b, |f(x)|<b, |f(x)|≥b, где f(x) – некоторая функция, а b – положительное
число(2ч).
Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств с модулем.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.
Тема 2. Решение уравнений и неравенств с модулем вида
|f(x)|= g(x), |f(x)| < g(x), |f(x)|≥ g(x), где f(x) и g(x) –некоторые функции(2ч).
На конкретных примерах рассмотреть несколько способов решения уравнений и неравенств с модулем вида, предусмотренных данной темой.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение упражнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль, проверка самостоятельно решенных упражнений.
Тема 3 Решение уравнений и неравенств с модулем вида
|f(x)| = |g(x)|, |f(x)|< |g(x)|(3ч).
Рассмотреть два способа решения уравнений и неравенств с модулем.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль по карточкам. Проверка самостоятелтно решенных упражнений.
Тема 4
Изучение способа решения уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей(3ч).
Рассмотреть метод интервалов, который применяется при решении уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверочная работа, индивидуальный контроль.
Тема 5. Решение уравнений и неравенств, в которых под знаком модуля находится выражение, в записи которого содержится один или несколько модулей(3ч).
Рассмотреть решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной.
Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль, проверка самостоятельно решенных упражнений.
Тема 6 Решение систем уравнений с модулем(2ч).
На примерах рассмотреть решение систем уравнений с модулем.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверочная работа, индивидуальный контроль.
Тема 7. Использование свойств модуля при решении иррациональных
уравнений.
Рассмотреть примеры иррациональных уравнений, в которых применяется свойства
модуля . Метод замены переменной.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: индивидуальный контроль по карточкам, проверка самостоятельно решенных упражнений.
Приложение
Занятие 1
Цели: вспомнить определение модуля, геометрический смысл модуля, рассмотреть на примерах способы решения уравнений и неравенств с модулем.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Определение. Модулем числа а называется само это число а, если а ≥ 0,и противоположное число(- а), если а<0. Модуль числа обозначается |a|.
|a|=
Геометрически модуль числа а означает расстояние на координатной прямой от точки с координатой а до начала координат.
|a|
_____________________________
а 0
Запись |x- a| можно понимать как расстояние от точки с координатой х до точки с координатой а.
Свойства модуля
Для любого действительного числа а
|a|≥0
|a| = |-a|
|a| = a.
2) Устно выполнить задания: а) Модуль числа(-12) равен…
б) Модуль числа - 2 равен…
в) Упростите выражение |x-6| -7 при х>14.
г) Упростите выражение |x-6|-7 при х <2.
д) Решите уравнение |x| = 5.
е) Решите уравнение |x| = -5.
III. Изучение нового материала.
Решение уравнений и неравенств с модулем вида |f(x)| = b, |f(x)|<b, |f(x)|>b, где f(x)- некоторая функция, а b – положительное число (b>0). Рассмотреть несколько способов решения уравнений: используя геометрический смысл модуля, определение модуля, а также способы решения неравенств: используя геометрический смысл модуля, метод интервалов и с помощью равносильных преобразований . Неравенство вида |f(x)|<b равносильно системе
Неравенство вида |f(x)|≥b равносильно совокупности неравенств:
Покажем использование данных способов на примерах:
Пример 1. Решите уравнение |x− 7| = 2.
Решение.
1-й способ
Исходя из геометрического смысла модуля, следует найти на координатной прямой точки, расстояние от которых до точки с координатой 7 равно 2.
________________________________
5 7 9
Получим х = 5 или х = 9.
2-й способ
По определению модуля х-7 =-2 или х-7=2. Получим х = 5, х = 9.
Ответ. 5;9.
Пример 2. Решите неравенство |х – 7|<2.
Решение. 1-й способ.
Исходя из геометрического смысла модуля, следует найти точки на координатной прямой, расположенные на расстоянии, меньшем 2 от точки с координатой 7.
____________________________________
5 7 9
Получим промежуток (5; 9).
2-й способ(метод интервалов).
Найдем нули выражения, стоящего под знаком модуля х-7 = 0, х = 7. Отметим
число 7 на координатной прямой.
1) х<7 2) х≥7
____________________________________
7
Число 7 разбивает координатную прямую на два промежутка. Рассмотрим отдельно два случая и объединим результаты.
- Если х<7, то выражение под знаком модуля принимает отрицательные значения, и по определению модуля имеем систему
Решение системы – промежуток (5; 7).
- Если х≥7, то выражение под знаком модуля принимает неотрицательные значения
и по определению модуля имеем систему
Решение системы- промежуток 7;9). Объединим решения в пунктах 1) и 2). Получим промежуток (5;9).
3-й способ.
Неравенства вида |f(x)|<b, где f(x)- некоторая функция, а число b>0, можно решить с помощью равносильных преобразований. Неравенство |f(x)|<b равносильно системе
Неравенство |x-7|<2 равносильно системе
Ее решением является промежуток (5;9).
Ответ: (5;9).
Пример 3. Решите неравенство |x+7|≥3. Также можно рассмотреть геометрический смысл модуля, метод интервалов. Рассмотрим 3-й способ решения.
Неравенства вида |f(x)|≥b, где f(x)- некоторая функция, а число b>0, можно решить с помощью равносильных преобразований. Неравенство |f(x)|≥b равносильно совокупности неравенств f(x)≥b или f(x)≤b.
Неравенство |x+7|≥3 равносильно совокупности неравенств х+7≥3 или
х+7≤-3.
Решением неравенства является объединение промежутков (-∞; -10] и [-4;+∞).
IV. Закрепление изученного материала.
1) Упростите выражение:
а) |х-6|+|х| при 0<х<4 – у доски;
б) |х-6|+|х| при х<-4 – (за закрытой доской);
в) |х-6|+|х| при х>15(за закрытой доской).
2) Решите уравнение: а) | 3х-2 | = 4 – у доски;
б) |3х-2| = 4- (за закрытой доской)
д) |5х+ 3| = 5 – самостоятельно с последующей проверкой. Ответ. а) 2;- б) нет корней; в) 0,4; 1,6.
3) Решите неравенство: а)| х-3|< 2- у доски;
б) |3х-2|< 4 – самостоятельно;
в) |х-5|≥4( за закрытой доской). Ответ. а) ( 1;5); б) (-2/3;6); в) (-∞;1)[9;+ ∞).
V. Итоги урока. Повторить алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем.
VI. Домашнее задание. Решить уравнение а) |6x-1|=2;
Решить неравенство а) |2x-3| < 8;
б) |6- 4x|≥ 7.
Задачник 1.
1) Решите уравнения: а) |0,5-2x|= 4,5;
б) |6x-4|= 8. В ответе укажите сумму его корней.
2)Решите неравенства: а) |х-5|≥0;
|х-5|>0;
|х+1|≥ 2;
3х-2≥4.
4) Укажите число целых решений неравенства |х+1| <7.
5) Укажите наименьшее натуральное решение неравенства |x-2|>1.
6)Укажите наибольшее целое решение неравенства |x-3|<2.
7) Укажите сумму целых решений неравенства |5x-1|≤9.
Занятие 2
Цели: показать способы решения уравнений и неравенств с модулем вида |f(x)|=g(x), |f(x)\< g(x), |f(x)|≥g(x); закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений.
- Оргмомент. Проверка домашнего задания (решение заданий написано на доске).
- Актуализация опорных знаний.
- Рассказать схему решения уравнений и неравенств вида |f(x)|=b, |f(x)|<b, |f(x)| ≥b.
- Устно решить уравнения: а) | x+3|= 4;
б) |2x + 7,8| = 5- ;
III. Изучение нового материала.
1. Рассмотреть решение уравнения с модулем вида |f(x)|= g(x) на примере.
Пример 1. Решите уравнение |x-4|= 4x+1.
Решение. 1-й способ.
Найдем нули выражения, стоящего под знаком модуля: х-4=0, х=4.
Число 4 разбивает координатную прямую на два промежутка.
1) х<4 2) x≥4
___________________________________
4
Решим исходное неравенство на каждом из промежутков.
- Если х < 4, то выражение под знаком модуля принимает отрицательные значения, и по определению модуля имеем систему
Решением системы будет число 0,6, так как 0,6 (-∞; 4).
__________________
0,6 4
- Если х ≥ 4, то выражение под знаком модуля принимает неотрицательные значения, и по определению модуля имеем систему
Система не имеет решений, так как –
________________________
- 5/ 3 4
2-й способ.
Уравнение вида |f(x)| = g(x) равносильно системе
Уравнение |x- 4| = 4x + 1 равносильно системе
решением которой является число 0,6.
Ответ: 0,6.
- Рассмотреть решение неравенств вида |f(x)|< g(x) на примере.
Пример 2. Решите неравенство |2x + 4| + x < 2. В ответе укажите сумму всех его целых решений.
Решение. Неравенство вида |f(x)|<g(x) равносильно системе неравенств
Неравенство |2х+ 4|< 2 – x равносильно системе неравенств
решением которой является промежуток ( -6; -). Целые решения, входящие в этот промежуток: -5, -4, -3, -2, -1. Их сумма равна -15.
Ответ: -15.
3. Рассмотреть решение неравенств вида |f(x)|≥ g(x) на примере.
Пример 3. Решите неравенство | х - 4 |≥ 3x.
Решение. Найдем нули выражения, стоящего под знаком модуля: х-4 = 0, х = ±2.
Числа -2 и 2 разбивают координатную прямую на три промежутка.
х≤ -2 -2 <х <2 x≥ 2
__________________________________
-2 2
Решим исходное неравенство на каждом из промежутков.
1) Если х ≤ -2, то имеем систему
Решим второе неравенство системы х – 3х – 4 ≥ 0.
_____________________________
- 1 4
Решением неравенства является объединение промежутков ( - ∞; -1) и [4; + ∞).
Решением системы неравенств является промежуток (-∞; -2].
2) Если -2 < x < 2, то имеем систему
Решим второе неравенство системы – x -3x + 4 ≥ 0.
_____________________
-4 1
Решением неравенства является отрезок [ -4; 1]. Решением системы неравенств является промежуток ( -2; 1].
3) Если х ≥ 2, то имеем систему
Решением второго неравенства является объединение промежутков (-∞; -1] [4;+∞). Решением системы неравенств является промежуток [ 4; +∞).
Решением исходного неравенства является объединение решений в пунктах 1), 2),
3): (-∞; 1] [4; +∞).
Ответ: (- ∞; 1] [4; +∞).
Данное неравенство можно решить с помощью равносильных переходов т.е.
Неравенство вида |f(x)| ≥ g(x) равносильно совокупности неравенств f(x) ≥ g(x) или
f(x) ≤ - g( x). Значит, неравенство | x -4| ≥3x равносильно совокупности неравенств
х - 4≥ 3х или х- 4 ≤ -3х.
IV.Формирование умений и навыков.
- Решить уравнение |х-3|=3х+2. Ответ. 0,25.
- Решить неравенства а) |3х+6 |+х < 3;
б) |х+2007|≥ 2007+ х. Эти задания трое учащиеся выполняют за закрытой доской, а остальные в тетрадях (с последующей проверкой). Ответ. а) (- 4,5;- 0,75); б) (- ∞; +∞).
3) Решить самостоятельно уравнение |x -9| = - 8x. В ответе указать сумму его корней ( с последующей проверкой). Ответ. – 10.
V. Итоги урока. Повторить схему решения уравнений и неравенств.
VI. Домашнее задание: 1.Решите уравнение |3x – 2| = -3x.
2.Решите неравенство | 5 – 2x| + 4x< 3 и найдите наибольшее
целое его решение.
3. Решите неравенство |3x – 5|>9x +1.
Задачник 2.
- Решите уравнение: а) |x+3|= x+x- 6;
б) |х-5|=2х+3;
в)|2х-3|=х;
г) x - 4| x+1| +5x+4=0;
д) |x+x- 1|=x;
e) |х+ 2007|=2007+х.
д) |х- 9|=8х;
2) Решите неравенство а) |х+2007|≤ 2007+ х;
б) |х + 2007|< 2007+x;
в) |2x- 5|≤ x;
г) |4x-1| < x+2;
д) 2|x+1|≥ x -1;
e) |3x – 2|> 2x +1;
ж ) |x+3x| < x + 4/
3) Укажите середину промежутка, являющегося множеством решений неравенства
|x + 1| ≤ 0,5x+2.
Занятие 3.
Цели: выработать навыки и умения решать уравнения и неравенства
с модулем вида |f(x)| = |g(x)|, |f(x)|< |g(x)|.
.
- Оргмомент. Проверка домашнего задания. Разобрать задания, которые вызвали затруднения у учащихся.
- Работа по карточкам.
Карточка 1
Решить уравнение |6- 2x| = - x + 5 и найти сумму его корней.
Карточка 2
Решить уравнение |4x- 0,5| + 2x- 1 = 0.
Карточка 3
Решите неравенство |x| > x+ 2.
Карточка 4
Решите неравенство 2 |x +1|≥ x -1.
- Устный опрос. Остальные ученики вспоминают схему решения уравнений и неравенств вида |f(x)|=g(x), |f(x)|< g(x), |f(x)|≥g(x).
- Изучение нового материала.
Рассмотреть на примере решение уравнений вида |f(x)| = |g(x)|.
Пример 1. Решите уравнение |2x + 5|= |x-1|.
Решение. Два числа модули которых равны, либо равны между собой, либо отличаются только знаком, т.е. если | a | = | b|, то либо а=b, либо а = -b. Применим это свойство модулей к решению исходного уравнения.
2х+5=х-1 или 2х+5=1-х
х = -6 х = - 4/3.
Ответ: -6; -4/3.
2-й способ.
Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| равносильно уравнению f(x) = g(x).
Уравнение | 2x+ 5| = |x – 1| равносильно уравнению (2х + 5) = (х – 1). Далее применяем формулу разности квадратов и условие равенства нулю произведения:
( 2х + 5 – (х-1)) (2х+ 5+ х-1) = 0.
Рассмотреть на примере решение неравенств с модулем вида |f(x)|< g(x).
Пример 2. Решите неравенство |x -2x| < |x+4|. В ответе укажите число целых решений неравенства.
Решение.
Так как обе части неравенства неотрицательны, то возведем обе части неравенства в квадрат. Имеем: ( х- 2х) < (x + 4).
Перенесем слагаемые в левую часть неравенства и применим формулу разности квадратов.
(х -2х – х-4)(х-2х+х+4) <0
(x-3x-4)(x-x+4) <0.
Данное неравенство не является ни линейным, ни квадратным. Решим его методом интервалов.
Рассмотрим функцию f(x)= ( х-3х-4)(х-х+4). Найдем нули функции, для этого решим уравнение (х-3х-4)(х-х+4) = 0.
Числа -1, 4 являются нулями функции.
Отметим нули функции на координатной прямой. Они разбивают координатную
прямую на три промежутка.
В каждом из промежутков знак функции сохраняется, а при переходе через нуль функции (т.е. через точки -1, 4) ее знак меняется.
Определим знак функции в каком-нибудь из трех промежутков. Например, рассмотрим f(0)= (0 - 4)(0 + 4) = -16, -16 < 0, значит, в промежутке (-1; 4) значения функции отрицательны. Далее происходит чередование знаков.
+ - +
______________________________
-1 4
Решением исходного неравенства является промежуток ( -1; 4). В этот промежуток
входит четыре целых числа: 0; 1; 2; 3.
Ответ: 4.
- Формирование умений и навыков.
Решить уравнение: а) |3x + 4| = | x- 3| - на доске и в тетрадях;
б) |x-5| = |0,5x+3| - самостоятельно в тетрадях.
Решить неравенство: а) |3x – 2| > |2x + 1| - на доске и в тетрадях;
б) |x+2|< |x-2| - самостоятельно в тетрадях.
в) |3+x|≥|x| - за закрытой доской.
Проверка хода решения и ответов.
VI. Повторить способы решения уравнений и неравенств.
- Домашнее задание : 1) Решите уравнение |x-9|=|8x|.
2) Решите неравенство а) |2x-1|< |3x+1|;
б) |4x-1|≥|2x+3|.
Задачник 3
- Решите уравнение: а) |x- 1| = |x|;
б) |5x-2|= |x+3|;
в) |4-x| = | x+7|;
г) |2x+5|- |6+3x|= 0.
Ответы. а) 1/2; б) -5/4 или -1/6; в)-1,5; г) -1 или -2,2.
2) Решите неравенство а) |x-x|≥|2x+10|;
б) |x+2|< |x-2|;
в) |3+x|≥ |x|;
г) |4x-1|≥| 2x+3|;
д) |x+4-x|≤ |x-5x +4|.
Ответы. а) (-∞;- 2][5;+∞); б) х<0; в) х≥ -3/2; г) (-∞;-1/3][2;+∞);
д) (-∞;0][2;3].
3) Решите неравенство |x+2x|≤|x+6|. В ответе укажите длину промежутка, являющегося решением неравенства.
Ответ. 5.
Занятие 4.
Цели: формировать умения и навыки решения уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.
I. Оргмомент.
II. Проверочная работа (15мин.)
III. Изучение нового материала.
Рассмотреть решение уравнений, содержащих несколько модулей.
Для решения таких уравнений и неравенств применим метод интервалов.
Пример 1. Решите уравнение |x-7| + |9+x| = 18.
Решение.
1.Найдем нули каждого из выражений, стоящих под знаком модуля: х-7=0, х=7 и 9+х=0, х=-9.
х≤-9 -9< x< 7 x≥7
2. _________________________________
-9 7
3.Определим знаки каждого из выражений стоящих под знаком модуля в каждом из промежутков.
Составим таблицу знаков.
x≤ -9 | -9<x<7 | x≥7 | |
x-7 | − | − | + |
x+ 9 | − | + | + |
- Если х ≤ −9, то имеем систему
Так как -10 <-9, то решением системы является число -10.
- Если -9<x<7, то имеем систему
Система решений не имеет.
- Если х≥7, то имеем систему
Решением является число 8, так как 8>7. Итак, исходное уравнение имеет два решения: -10 и 8.
Ответ: -10; 8.
Ответ: -10; 8.
Пример 2. Решите неравенство |x-1| +|x-2|>x+3. Для решения этого неравенства
Применяем метод интервалов.
Ответ: (-∞;0) (6;+∞).
IV.Формирование умений и навыков.
1) Решить уравнение : a) |x-8|+|7+x|=16- на доске и в тетрадях;
б) |x-5|+|6+x|=13 – самостоятельно с последующей
проверкой. Ответы. а) -7,5; 8,5 б) 7;6.
2) Решить неравенство: а а) |x+1|+|x+2|+|x-1|+|x-2|<5x-15 – за закрытой доской;
б) |x+3|+|x+2|+|x-2|+|x-3|≤6x-18 – самостоятельно
с последующей проверкой. Ответы. а) (15;+∞) б) [9; +∞).
V. Итоги урока. Повторить схему решения уравнений и неравенств с модулем.
VI. Домашнее задание. Решите уравнение а) |x|+|x-6|=6;
б) |x-2|+|x-4|=3.
Ответы. а) [0;6] б) 3/2;9/2.
Решите неравенство |x-5|+|6+x| <11.
Задачник 4
Решите уравнение: а) |x-2|-3|3-x|+x=0;
б)|2x+2| + |x-5|+ 1=0;
в) |4-x|+|2x-2|+5-2x;
г) |x+3|- |5-2x|= 2-3x;
д) |x-3| + 2|x+1| = 4.
Ответы. а)11|5; 7 б) нет решений в) 1 г) 2/3 д) -1.
Решите неравенство: а)|x| -2|x-2|+3|x+5|≥2x;
б) |x|-2| x+1| + 3| x+2|≥ 4;
в) |x+1|- |x-1|> 1.
Ответы. а) х- любое; б) х ≤ -4 или х≥-1 в) х>1/2.
Занятие 5.
- Проверка домашнего задания. Решение написано на доске.
- Актуализация опорных знаний.
Повторить определение и свойства модуля.
Устно: а) Модуль числа - 2 равен …
б) Упростите выражение |x- 7| +|x| при х <7.
III. Изучение нового материала.
Рассмотреть решение уравнений ,в которых под знаком модуля находится выражение, в записи которого содержится один или несколько модулей.
Пример 1. Решите уравнение ||x-1| - 2|=3.
Решение.
Решение можно начать с раскрытия « внутреннего» модуля.
- Если х-1≥0, то |x-1|=x-1. И имеем следующее уравнение |x-1-2=3, |x-3|=3, решением которого являются числа 0 и 6.
Так как х≥1, то число 0 является посторонним корнем уравнения. Значит, при
х-1≥0, получаем только один корень 6.
2) Если х-1<0, то |x-1|= -(x-1). И имеем следующее уравнение |-(x-1)-2|=3, |- x-1|=3,
решением которого являются числа 2 и (-4). Так как х<1, то число 2 является посторонним корнем уравнения, т. е. при х-1<0 получаем только один корень (-4).
Итак, исходное уравнение имеет два корня (-4) и 6.
Ответ: -4; 6.
IV. Формирование умений и навыков.
- Решите уравнение а) ||x|+1|=4 – на доске и в тетрадях;
б) ||x|+2|=6 – за закрытой доской;
в) ||x-3|-4|=5- самостоятельно с последующей
г) |5-|x+2||=1 проверкой.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание. Решите уравнение: а) ||x| - 2| = 3;
б) ||x+3|-1|+4.
Задачник 5.
Решите уравнение: а) |3+|x-1| | =2;
б)||x|-6 | = 5;
в)||x+1| -8|= 6;
г) ||x| +2| = 1;
д) ||x+1|- |x-3||=|x| ;
е) ||x+2| - |x_ 6|=|x|.
Ответы. д) -4 или 2/3 , или 2,или 4; е) -8; 4/3; 4; 8.
Занятие 6.
- Проверка домашнего задания.
- Проверочная работа (15 мин.)
Вариант 1
1) Решите уравнение: а) ||3x|+5| =2;
б) |x |- |x-2| =2. Ответ. а) решений нет; б) х ≥ 2.
2) Решите неравенство: |3x-2|> |2x+1|. Ответ. (-∞;1/5) (3;+∞).
Вариант 2
- Решите уравнение: а) ||x| + 1| = 4;
б) |x+2| - |x-3| =5. Ответ. а) 3;-3 б) х≥ 3.
2) Решите неравенство |3 + x|≥ |x|. Ответ. х≥ – 3/2 .
III. Изучение нового материала .
Рассмотреть решение систем уравнений с модулем на примере.
Пример 1. Решите систему уравнений
Решение.
Рассмотрим второе уравнение системы. Так как |x-y|=5, то х-у=5 или х-у = -5.
В первом случае имеем систему которую можно решить методом
сложения или методом подстановки. Решением системы является пара
чисел (4; -1).
Во втором случае имеем систему которую тоже можно решить
Методом сложения или методом подстановки. Решением системы является пара чисел ( ; 5).
Ответ: , (4; -1)
IV. Формирование умений и навыков.
1) Решите систему уравнений а) - на доске и в тетрадях.
б) - самостоятельно с последующей
проверкой.
2) Решите систему неравенств а) - на доске и в тетрадях.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание: Решить: Ответ. ( 4; 1),(22/7; 43/7).
Задачник 6.
1) Решите систему неравенств
В ответе укажите число целых решений системы. Ответ. 8.
2)Решите неравенство
Найдите наибольшие и наименьшие целые числа, принадлежащие промежутку, который является множеством решений системы неравенств.
Ответ. -3 и 5.
Занятие 7
- Проверка домашнего задания. Решение написано на доске.
- Работа по карточкам.
Карточка 1
Решить уравнение |5 -2x|= 2x.
Карточка 2
Решить уравнение |4x +2| =2x -1.
Карточка 3.
Решите неравенство |2x -1| > 3x-4.
Карточка 4.
Решите неравенство |4x -1| < |2x+3|.
Карточка 5.
Решите неравенство |2x+ x -1|> |x +1|.
- Изучение нового материала.
Рассмотреть примеры иррациональных уравнений при решении которых применяется свойства модуля.
Пример 1. Решите уравнение х + −12 = 0.
Решение.
Так как = |b|, то исходное уравнение равносильно уравнению x+|x|-12=0.
Решим его двумя способами.
1-й способ.
Решим уравнение на каждом из двух промежутков х≥0 и х<0.
- При х≥0 получим уравнение х+х-12=0. Его корни: -4 и 3. С учетом условия
х≥0, имеем только один корень 3.
- при х< 0 получим уравнение х-х-12=0. Его корни 4 и (-3). С учетом условия
х<0, имеем только один корень (-3).
Исходное уравнение имеет два корня 3 и (-3).
2-й способ.
Введем новую переменную. Пусть |x|=a. Так как х = |x|, то имеем квадратное уравнение относительно а.
а+а-12=0.
а = -4 или а = 3.
| x|=-4 или |x|=3.
Первое уравнение корней не имеет. Второе уравнение имеет два корня ±3.
Ответ: ±3.
Замечание: уравнение х +()- 12=0 внешне практически не отличается от
уравнения х+- 12=0. тем не менее при решении его используется другое свойство арифметического квадратного корня. А именно: ()= а, а≥0.
И его решение будет следующим:
х+ ()-12=0
Корни квадратного уравнения: 3 и (-4). Но х≥0, поэтому решением уравнения
х +()-12=0 будет только число 3.
- Формирование умений и навыков.
1) Решите уравнение а) х- на доске и в тетрадях.
в) - самостоятельно с последующей проверкой.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание. Решите уравнения а) х;
б) х
Курс завершается контрольной работой в двух вариантах.
Контрольная работа.
Вариант 1
1.Упростите выражение |x-5|-6 при х < 2.
2.Решите уравнения а) |2x+3| = 5;
б) |5x-1|= 3-.
3. Решите неравенство |x- 7|≥ 4.
4. Решите уравнение |x В ответе укажите сумму его корней.
5. Решите неравенство |x+1| +|x-2|+|x-3|< 3x-9.
Ответы: 1) –х-1; 2) а) 1;-4; б) корней нет; 3) (-∞;3)(11;+∞); 4) -10.
Вариант 2.
- Упростите выражение |x-1| - 3 при х<1.
- Решите уравнения а) |5x-1|= 2;
б) |2-3x|=-8.
3 Решите неравенство | 15- 3x|< 6.
4. Решите уравнение |3x-5|=2x. В ответе укажите сумму его корней.
5. Решите неравенство |x+3|+|x+2|+|x-2|+|x-3|≤6x-18.
Ответы: 1) –х-2; 2) а) -0,2; 0,6; 3)(3;7) 4) 5/3; 1.
Литература
1.Вавилов В.В.,Мельников И.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства : справочное пособие. – М.: Наука,2000.
2.Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.: Наука,1999.
3.Звавич Л.И., Шляпочкин Л.Я.,Чинкина М.В. Алгебра и начала анализа 8-11классы: пособие для школ с углубленным изучением математики.- М.: Дрофа,2000.
4.Кочагина М. Н. Математика: 9 класс: Подготовка к « малому ЕГЭ».-М.: Эксмо,
5.Макарычев Ю. Н. и др. Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 9кл.: Учебное пособие
для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение,1996.
6.Мерзляк А. Г. и др. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов.- М.: Илекса,2003.
7.Скворцова М.А. Уравнения и неравенства с модулем.8-9 классы // Математика №20, 2004.
8. Сивашинский И.Х. Теоремы и задачи по алгебре и элементарным функциям.- М.:
Наука, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств с модулем»
Целью урока является совершенствование навыков решения уравнений и неравенств с модулем. В ходе урока рассматриваются рациональные приёмы и методы решения. Урок предназначен для классов с ...
Программа элективного курса "Решение уравнений и неравенств с модулем."
Элективный курс для 10 классов....
Элективный курс "Решение уравнений и неравенств с модулем"
Данный элективный курс является авторской разработкой. В данной работе даны рациональные способы решения уравнений и неравенств с модулем без раскрытия модуля. При решении уравнений и неравеств примен...
Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».
На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. ...
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профил.уровень)
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профильная группа). Урок систематизации и обобщения изученного материала. (По учебнику Алгебра 10-11 класс. ...
программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулями».
авторская программа элективного курса по математике...
Рабочая программа элективного курса по математике "Нестандартные способы решения уравнений и неравенств"
Государственной программой изучения математики в 9 – 11 классах предусматривается изучение стандартных методов решения уравнений и неравенств, однако, на практи...