Смотр знаний в 6 классе "Действия с рациональными числами"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Мария Цыреновна Цивилёва

Это разработка внеурочного мероприятия в 6 классе. Оно проводится после изучения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»

Республика Бурятия, село Курумкан

Методическая разработка внеклассного мероприятия (смотр знаний) по теме «Действия с обыкновенными дробями»

6 класс

Автор разработки учитель

математики высшей категории,

 Почетный работник образования РФ

Цивилева Мария Цыреновна

С.Курумкан, 2013г

Анкета

Фамилия, имя, отчество:  Цивилёва Мария Цыреновна

Место работы: МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1» села                 Курумкан Курумканского района Республики Бурятия

Должность:    учитель математики

Комплектация работы          

 Данная работа состоит из следующих частей:

1.Данный файл.

2.Презентация «Смотр знаний»

Аннотация.

Данная разработка посвящается закреплению и обобщению темы «Действия с рациональными числами». Это мероприятия проводится в конце изучения данной темы. В ходе смотра проверяются умения учащихся выполнять все действия с обыкновенными и десятичными дробями, построение точек по координатам. Проводится с учащимися 6 класса.

Пояснительная записка

Тема «Действия с рациональными числами» занимает важное место в курсе математики 5-6 классов. Умения выполнять вычисления с рациональными числами являются одними из главных в курсе математики. Именно в 6 классе учащиеся должны научиться выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами. Эти знания и умения очень нужны в дальнейшем изучении математики. Мероприятие в такой форме выбрано мною не случайно. Здесь большая роль отводится подготовительной работе. Ведь учащиеся, разбившись на группы, занимаются, устраняют пробелы, отрабатывают умения. Т.о. воспитываются следующие качества: чувство коллективизма, ответственность, умение работать в группе.

Данное занятие проводится во внеурочное время, обычно в рамках недели математики. Это нужно для того, чтобы не ограничивать учащихся временными рамками урока. Для этого смотра привлекаются учителя математики, классные руководители, учащиеся из параллельного класса. Это также придает данному занятию какую-то особенность, важность. Применяются следующие технологии: технология использования игровых методов и приемов обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающего обучения, разноуровневого обучения. Большая ответственность лежит на консультанте группы. Ведь именно он отвечает за подготовку группы к смотру, распределяет задания между учащимися. Учащиеся проявляют максимальную самостоятельность во время проведения занятия.

В целях развития познавательных интересов учащимся предлагаются задания, в результате выполнения которых, они не только показывают умения выполнять определенные действия, но и узнают что-то интересное из флоры и фауны.

Для проведения смотра применяются компьютер, проектор.

Математика, 6 класс

Смотр знаний «Действия с рациональными числами»

Подготовительная работа.

Класс делится на группы, не более 7 человек. В каждой группе назначается консультант, который несет ответственность за подготовку группы к смотру. Учащимся выдаются вопросы и упражнения,  которые нужно подготовить.

Как проходит смотр.

  1. Учащиеся садятся по группам.
  2. Ведет смотр учитель.
  3. Оценивают работу учащихся специальная комиссия, которая состоит из учителей математики, родителей, старшеклассников и учащихся из параллельного класса. Перед каждым членом комиссии лежит оценочный лист с фамилиями учащихся и заданиями.
  4. Оценки по итогам смотра заносятся в классный журнал.

Задачи смотра:

  1. Повторить и закрепить изученный материал
  2. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
  3. Развивать логическое мышление, умение обобщать, анализировать.
  4. Воспитывать чувство ответственности за себя и других, чувство коллективизма.

Содержание учебного материала: действия над отрицательными и положительными числами, решение уравнений, решение задач с помощью уравнений, построение точек по координатам.

Форма работы: групповая

Оборудование :карточки, проектор, компьютер.

Ход смотра

  1. Вводное слово учителя
  2. Математический диктант. Цель - настроить учащихся на работу, проверить умения выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
  3. Проверка усвоения теоретического материала. Цель – проверить  усвоение учащимися правил действий с положительными и отрицательными числами.
  4. Индивидуальная работа. Круговые примеры (ответ первого примера является началом второго и т.д.). Цель – проверить умение каждого ученика решать примеры в несколько действий.
  5. Групповая работа в виде игры «Зоопарк». В ходе решения примеров учащиеся получают ответ на заданный вопрос по теме «животные».
  6. Групповая работа в виде игры «Ботанический сад». В ходе решения уравнений учащиеся получают ответ на заданный вопрос по теме «растения».
  7. Конкурс художников – построение на координатной плоскости.
  8. Подведение итогов смотра.

Приложения

  1. Математический диктант (устно, учитель читает задание и спрашивает кого-либо из группы)

Выполнит действия: -3+0;  -4+4;  0,4+8 3/5;  -6+2,8;  0,3+1 4/5;  -7*(-0,6);     (-0,6) / (-1);   0/ (-5);   6,9 / (-3);  4,2-1,9;  0,6-1,5; 1,8*(-0,1);  -1,2: 10

  1. Теоретический опрос по группам:  
  1. Что называется модулем числа?
  2. Чему равен   |с| при с = 5; -7; -2/7; 0; 4,78.
  3. Какие числа называются противоположными?
  4. Укажите числа, противоположные данным -8,4; 5; 3,4; -0,7.
  5. Сформулируйте правило вычисления значения алгебраической суммы: а) если слагаемые имеют одинаковые знаки; б) если слагаемые имеют разные знаки.
  6. Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
  7. Сформулируйте правило умножения чисел с одинаковыми  знаками.
  8. Как умножаются обыкновенные дроби?
  9. Какие числа называются взаимно-обратными?
  10. Как умножаются смешанные числа?
  11. Как разделить число на обыкновенную дробь?
  1.  Вычислите, заполните таблицу. Зашифрованное слово – фамилия русского ученого-математика.(каждой группе выдается задание с данным заданием)

Й. 7/12 + 1/36 – 5/24 =                  Л. -11+9-3-12+30-41 =                И.-3/4*(-8/9)*(-1/2)*(-3/5)

В. 7/20 – 7/30 + 8/15 =                  А. -15 : (-5) – 9*(-3) =                 О.(-4,8:0,4+3,6) : (-0,2)

Ч. 11/25 + 3/25 – 2/15 =               Е. 2/9 : ( -9/10 : 3/5 ) =                  К.-0,3:5+(-4)*(-0,75)

Б. -57-13+19-45 =                          С. (-1)*(-0,1)*(-0,2)*(-10) =

-28

41

-96

30

32/75

-4/27

13/20

2

2,94

0,2

29/72

4.«Зоопарк» (каждой группе выдается задание с данным заданием)

а) Африканский слон

Самое крупное наземное животное африканский слон. Узнайте высоту и длину тела (в м.) и его массу (в т.)

                                

1  ¼

               

*4                +1 ¼                    *5                +3/5                    -7/12        :5/72

        -        +        *

масса

   длина

                                                                     

        

        

Б)Черепаха.(каждой группе выдается задание с данным заданием)

На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Узнать название этой черепахи поможет вам следующее задание.

                *        :        *

                *

        -                +                

        +                        

        :        *        -

        

                Х                М

        И        Е    Е      О         Р       Л          Д            С

С

10

        4/9   27/56

        4,175

        0,4

        25/3

1,0625

        1/24        3

        

        

В) Все о бобрах(каждой группе выдается задание с данным заданием)

В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек  реки делает плотины длиной 5-6 метров.

а) Узнать длину бобра поможет вам удивительный квадрат:

5,9

6,3

3,6

 2,3

2,7

0

3,7

4,7

1,4

1)из первой строки выберите наименьшее число;  2)из второй строки выберите наибольшее число;  3)из третьей строки выберите ни наименьшее, ни наибольшее число; 4) Найдите сумму выбранных чисел и вы получите ответ на вопрос.

Поработайте с числами этого квадрата и ответьте, что в нем удивительного.

б) Найти массу бобра в кг. вы сможете выполнив следующее задание

- 2,5=                 * 0,5 =         

2,5 *  =                 + 1        =        

        :   =

        

Г) Птицы.(каждой группе выдается задание с данным заданием)

На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название одной из этих птиц зашифровано примерами.

-3

1

1,3

- 3

11

- 6

15

-11

И. 3 * 3 =                   Н.  * (-8) =

О. -10-1=                      Л. 4 - 2 =

Ф. 1 - 5 =                   М.  -7 : 2 =

А. 5 - 3 =                     Г. 27*=

4. Ботанический сад

1.Самое раскидистое дерево? (каждой группе выдается задание с данным заданием)

Решите уравнения, корни уравнений замените буквами, используя соответствие «число – буква». Так вы узнаете ответ на вопрос.

  1. 0,6(х-3) = 0,5(4+х) +6,8;
  2. 0,4(х-3) = 0,5(4+х) – 2,5;
  3. 0,4(х-9) = 0,7 + 0,3(х + 2);
  4. 0,3(х – 2) = 0,6 + 0,2(х + 4)
  5. 4(3-х) – 11 = 7(2х – 5);
  6. (3х – 1)*0,2 = (х + 5).

-7

2

11

49

3

20

а

я

б

Н1

Н2

ь

. 

2. Какое дерево самое твердое? (каждой группе выдается задание с данным заданием)

Решите уравнения, корни уравнений замените буквами, используя соответствие «число – буква». Так вы узнаете ответ на вопрос.

  1. 10 – 2(3х + 5) = 4(х – 2)
  2. 7(х – 5) + 1 = 2 – 3(2х – 1)
  3. 5(2х -3) – 2(3 – 2х) = 15 – 6(х + 1)
  4. 7(4 – 3х) – (8,5 – х) = 4 – 3(х – 8)
  5. 7(2 + х) – 3х = 5х - 6
  6. 3(2х + 5) – (4 – 3х) = 1 – 8(3 – х)

3

-0,5

0,8

1,5

34

20

а

ш

с

м

т

и

3.Какя трава самая высокая? (каждой группе выдается задание с данным заданием)

Решите уравнения, корни уравнений замените буквами, используя соответствие «число – буква». Так вы узнаете ответ на вопрос.

  1. 4х – 7 =2х + 15
  2. 4х -2(3 + х) = 9 –х
  3. 17 + 3(15 – х) = (4 – х) + 2(х – 5)
  4. -3(5х – 1) + 4х = 2х +7(5 -3х)
  5. 1,38х + 5,744 = 1,34 – 0,72х
  6. 2(3 – 4х) – 5 = 6 – 7(х + 8)

17

2,202

11

-1

51

5

м

у

б

б

к

а

  1. Какое дерево самое толстое? (каждой группе выдается задание с данным заданием)

Решите уравнения, корни уравнений замените буквами, используя соответствие «число – буква». Так вы узнаете ответ на вопрос.

  1. 7х + 12 = 10х – 3
  2. 1,11 – 3,48х = 6,52х – 0,89
  3. 5(2 – 3х) -4(6 + 2х) = 28 – (х – 2)
  4. -2(3х + 4) + (6х + 8) = 4(5х – 2) – (5х + 8)
  5. 8(4 – 3х) – (7 – 2х) = (7 + 3х) + 8(х – 2)
  6. 0,6(х – 1) – (х + 1) = 0

0,2

-4

-2

5

-2

16/15

а

б

о

б

а

б

  1. Конкурс художников (построение точек по координатам).        

Каждой группе дается задание: построить по координатам фигуру.

1 группа. (-2;0), (0;2),(-2;6),(0;8), (-2;9),(-2;12),(-1;11).

(1;11),(2;12), (2;9),(0;8), (2;6), (5;5), (5;0), (7;6),(6;0).

Точки: (-1;0), (1;10),(0;9)

2 группа. Соединяйте последовательно все точки: (0;0),(-1;0), (-1;3),(-3;3),(-3;8),(-5;8),(-5;10), (-2;10),(-1;11), (-1;6),(1;8),(4;8),(5;6),(8;6),(8;3),(7;3),(6;5),(6;0),(5;0),(5;2),(4;3),(1;3),(0;2).

3группа.  Соединяйте последовательно все точки: (0;0),(-5;0),(1;-5), (1;-3),(2;-1),(5;-1),(6;-3), (6;-5),(7;-5),(7;1),(8;1),(8;-1),(9;-1), (9;2), (2;2), (1;3), (1;6), (2;6), (2;7), (6;7), (6;9), (5;9), (5;8), (4;8),(4;9),(3;9),(3;8),(2;8),(2;9),(1;9),(1;7),(0;7),(0;6),(-2;6),(-2;4),(-1;4),(-1;0). Точка (0;5)

        



Предварительный просмотр:

КЕЙС – технологии на уроках   математики.      

(КЕЙС, а, м. [англ. case < ст.-фр. casse < лат. capsa ящик, футляр]. То же, что дипломат)

Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в коей мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение столь сложного предмета. В начале занятия учащиеся  9а класса  были  разбиты на 4 группы. Каждой группе в бумажном  виде были предложены: текст мини- кейса, образцы задач, подсказки, вспомогательные вопросы, адреса сайтов.

Метод  КЕЙС - технологий предполагает: (КЕЙС - технологии - метод ситуационного обучения)

  1. подготовленный в письменном, электронном  виде пример кейса;
  2. самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
  3. совместное обсуждение кейса в классе  под  руководством  учителя;
  4. сопоставление результатов: сравнение решений, принятых в группах; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".       

Этапы

Цель этапа

Знакомство с конкретным случаем

Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения

Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной информации

Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

Развитие альтернативного мышления

Резолюция: нахождение решения в группах

Сопоставление и оценка вариантов решения.

Диспут: отдельные группы защищают свое решение

Аргументированная защита решений

Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

ТЕМА УРОКА. Разработка рекомендаций по выбору методов решения систем уравнений

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Подготовка к ГИА. Разработка рекомендаций по выбору методов решения систем уравнений

2. Развитие исследовательских навыков. Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты.

3. Способствовать воспитанию умения работать в команде; умения критически относиться к мнению одноклассников.

ХОД    УРОКА.

 1.   Вступительное слово учителя: 

Представление кейса
 
Сегодня на уроке мы будем работать с так называемым «кейсом». Под кейсом понимается несколько страниц текста,  различные презентации, видеоматериал. Сейчас у каждой группы есть кейс. Тема сегодняшнего урока «Выбор метода решения систем уравнений». На предыдущих уроках вы решали системы уравнений различными методами. Сегодня мы повторим эти методы. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда нужно сделать выбор. Причем выбор оптимальный. Сегодня вы будете делать выбор метода решения системы уравнений. Умение быстро, рационально, правильно решать системы уравнений облегчает прохождение других тем, таких как: решение текстовых задач в курсе алгебры и курсе геометрии, в которых по условию можно составить систему уравнений; решение задач по темам: “Арифметическая прогрессия”, “Геометрическая прогрессия”; решение тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; решение показательных и логарифмических систем уравнений; решение сложных смешанных систем.

В экзаменационных работах в курсе 9-го класса, а также в ЕГЭ по математике в 11-м классе системы уравнений представлены достаточно широко на трёх уровнях сложности заданий.

У вас на столах лежит папка с документами. Откройте, ее, пожалуйста, ознакомьтесь и в течение 3 мин. Подготовьте ответы на заданные вопросы.

Ваша задача не просто рассказать о методе, но и объяснить его преимущество перед другими методами.

2.Чтение    текста   из  кейса    в группах  

 

                              Спорт учебе не помеха!

Один из ваших одноклассников достиг определенных успехов в спорте. Он вошел сборную района по спортивным играм. Это, конечно же замечательно. Но в этом учебном году ему предстоит сдавать ГИА по математике. А он пропустил очень много уроков из-за сборов и соревнований и у него образовались пробелы в знаниях. Это выражается в потере интереса к предмету, наличием оценок низкой пробы в классном журнале. Все эти уравнения, системы, графики медленно, но верно превращаются в какие - то непонятные значки и символы.

Родители юного спортсмена в ужасе от этих оценок и безрадостной перспективы провала на ГИА и грозят ему запретить занятия спортом.

А это самое страшное для начинающего, перспективного спортсмена

Вашему однокласснику – спортсмену нельзя отказать в здравом смысле. Лозунг «Сила есть – ума не надо» не для него. Всем известно, что современные спортсмены люди образованные, интеллектуально  развитые. Надеемся, что наш герой из этой породы людей.  

Как любой спортсмен он пользуется авторитетом у своих ровесников и у него много друзей. И  почему бы не сосредоточить их интеллектуальные ресурсы во времени и пространстве  на выработку поначалу подхода к этой мини ситуации: как восполнить пробелы в знаниях? Ведь его одноклассники неплохо усвоили темы. Наверняка у них есть верный способ, как обойти проблему?  Как доказать и родителям и прежде всего себе, что занятия спортом не являются помехой в учебе?

   Итак – цель сегодняшнего занятия: разработать рекомендации  по ликвидации пробелов в знаниях по последней теме и показать различные методы решения систем уравнений.

ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЕ:   разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций  к системе ликвидации пробелов по теме , рассказать доступно, доходчиво, используя примеры  о графическом методе при решении систем уравнений.

ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЕ:   разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций  к системе ликвидации пробелов по теме , рассказать доступно, доходчиво, используя примеры  о методе подстановки при решении систем уравнений.

ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЕ:   разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций  к системе ликвидации пробелов по теме , рассказать доступно, доходчиво, используя примеры  о методе алгебраического сложения при решении систем уравнений.

ЗАДАНИЯ 4 ГРУППЕ:   разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций  к системе ликвидации пробелов по теме , рассказать доступно, доходчиво, используя примеры  о методе введения новой переменной при решении систем уравнений.

3.    Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой группе.
Вопросы для обсуждения. Подготовка компьютерной презентации.

Учащиеся работают в группах и разрабатывают рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях и готовят сообщение о методе решения систем уравнений.

4.Представление презентаций каждой группой.

5 Слово учителя.

Итак, мы заслушали представителей всех групп о рекомендациях, которые они выработали для своего товарища и о том, как можно применять конкретный метод решения систем уравнений, о его достоинствах и недостатках.

Давайте еще раз проверим, как вы усвоили изученный материал и проведем небольшую самостоятельную работу.(на слайдах).

6 Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Урок - смотр знаний по теме: “Взаимно обратные числа. Деление”.

Обобщение, систематизация знаний. Урок контроля....

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Презентация по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.

Презентация предлагается учителям математики , для учащихся 6 класс по учебнику Виленкина, как урок обобщение....

Повторение и обобщение пройденного материала “Аукцион математических знаний” на тему “Рациональные числа”

В данной статье представлен аукцион математических знаний для 8 класса на тему “Рациональные числа&rdquo...

Методическая разработка "Закрепление знаний о координатной плоскости, действия с рациональными числами"

Материал предназначен для отработки и закрепления работы с координатой числа, повторение арифметических действий с рациональными числами на материале истории Петербурга. Материал предназначен для обуч...