Урок в 6 классе "Координатная плоскость"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Урок организован с помощью компьютерной программы "Наставник" для 6 класса, она должна быть установлена в компьютерном кабинете школы на всех компьютерах. Это урок закрепления пройденного материала с диагностическим контролем по теме "Точки на координатной плоскости и графики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatnaya_ploskost.ppt | 67.5 КБ |
konspekt_uroka_6_klass.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рене Декарт (1596 - 1650гг.)
А(-2; -8) В(5 ;-10) C(2; 6) M(-4; 5) T(-7; 9) R(2; 8) F(-9; -7) N(0;5) P(-3;0) S(10; -4) D(12; 10) 4 2 8 6 10 12 0 2 4 6 8 10 12 -12 -10 -8 -6 -4 -2 -2 -4 -6 -8 -10 -12 A X Y B C M R T N P S D F
Предварительный просмотр:
Урок с компьютерной поддержкой по математике в 6 классе по теме
«Координатная плоскость».
Урок подготовила учитель математики Щегловской, СОШ
Всеволожского района
Погосян Елена Николаевна.
Цели урока.
Образовательные:
- повторить изученные ранее понятия координат точек на плоскости в прямоугольной системе координат, графиков;
- закрепить умения построения точек по заданным координатам, раскодирования числовой информации с графика;
-осуществить текущий контроль по теме в режиме компьютерного тестирования;
развивающие:
- развивать представления учащихся о видах кодирования информации;
- развивать способность к самоанализу собственной деятельности;
воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, внимание, умение работать самостоятельно, рассчитывая время своей деятельности на уроке;
-воспитывать информационную культуру и культуру общения в малой учебной группе.
методические:
-изучить возможности применения компьютерной поддержки уроков математики.
Технические средства.
Урок проводится в классе с 13 компьютерами и с мультимедийной установкой. На уроке используются программно- методические комплексы «Наставник. Математика. Средняя школа» и «Страна Фантазия. Приложение к учебнику информатики - 2-4, авторы С. Тур и Т. Бокучава».
Первый вариант урока.
В классе количество обучающихся должно совпадать с количеством компьютеров. Если за одним компьютером сидят двое, снижается эффективность индивидуальной работы и компьютерного контроля, а также затруднена работа в группах.
Пособия для урока:
-компьютерная презентация, составленная учителем;
- наборы сигнальных карточек (по количеству детей);
-3-4 половинки ватманского листа;
- фломастеры- маркеры, линейки;
точки- кружочки из цветной бумаги с креплениями (кусочки пластилина);
-карточки с заданиями для V этапа урока (3-4);
- инструкции для VI этапа урока (по количеству детей);
- карточки с индивидуальным домашним заданием (по количеству детей).
ХОД УРОКА.
В начале урока обучающиеся располагаются за компьютерами, на которых заранее установлена программа «Информатика. 2-4». Раздел «Координатная плоскость -2». Вариант 1 (или 2). На мониторах – координатные сетки.
Кроме того, в классе расставлены столы (парты) так, чтобы учащиеся были разделены на группы по 3-4 человека, но им был бы виден экран, на котором демонстрируются слайды. На столах лежат заранее приготовленные фломастеры- маркеры и линейки.
Слайд № 1. Тема урока и эпиграф - слова Аристотеля: « Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
I. Оргмомент (1 мин.).
Постановка цели урока, напоминание правил техники безопасности работы на компьютере.
II. Разминка ( 5 мин.).
Обучающиеся работают по компьютерной программе «Информатика. 2-4». Раздел «Координатная плоскость -2».
Учитель диктует координаты точек, которые должны быть нанесены на координатную плоскость. Компьютер автоматически соединяет эти точки. В результате на экране каждого монитора появляется рисунок, правильность которого проверяет учитель.
Задание: (-2, 9), (-6, 6), (-4, 6), (-5,4), (-3, 5), (-3, 3), (-2, 9), (0, 0), (2, 8), (0, 6), (0, 0). (Цветок).
По окончании работы с компьютерами дети рассаживаются за парты.
III. Работа над вычислительными навыками ( 5 мин.).
Слайд № 2. Примеры.
-3,7+8,7
-4,23+0,13
-4,56+0,44
-8-2-7+13
-(-8)+(-8)
5,9-(-0,1)
Таблица ответов.
-4 | 6 | 5 | 0 | -4,12 | -16 | -4,1 |
А | Т | Д | Р | К | Н | Е |
Ответ: ДЕКАРТ.
Слайд № 3. Портрет Р. Декарта. Краткая беседа с классом.
Кем был Рене Декарт? В связи с чем мы сегодня говорим об этом великом математике и мыслителе?
IV. Фронтальная работа с классом ( 4,5 мин.).
На столах у каждого ребёнка набор сигнальных карточек с номерами координатных четвертей и названиями осей: I, II, III, IV, ОХ, ОY.
Устный опрос.
1. Как называются оси координат?
2. Как называются координаты точек?
3. Сколько всего координатных четвертей?
На слайде № 4 появляются по щелчку учителя названия точек с их координатами: А(-2; -8), B(5; -10), C(2; 6), M(-4; 5), T(-7; 9), R(2; 8), F(-9; -7), М(0; 5), Т(-3;0) и т. д.
Дети, пользуясь набором сигнальных карточек, показывают номер четверти, в которой лежит данная точка. На слайде появляется графическая иллюстрация для проверки.
V. Работа по группам ( 8 мин.).
Каждой группе учитель даёт лист ватмана с начерченной системой координат и конверт, в котором находятся цветные точки с креплениями, карточки с заданиями, чистые листы бумаги. Чтобы поместить точки на координатную плоскость, необходимо сначала посчитать их координаты, которые заданы в виде примеров. Точки нужно соединить цветными маркерами. При правильном выполнении задания на листе ватмана у каждой группы появится свой рисунок, который крепится на доске для всеобщего обозрения.
VI. Проводится физпауза (0,5 мин).
Индивидуальная работа за компьютером в режиме «Самоконтроль с поощрением» (12 мин.).
По команде учителя дети через сетевой запуск выходят в программу «Наставник».
На столах у детей инструкции.
И Н С Т Р У К Ц И Я.
1. Выбери «Коррекция»
2. Выбери учебный раздел «Понятие координат».
3. Учебные элементы:
Определение значения зависимой переменной по графику. Т-1.
Определение значения независимой переменной по графику. Т-1.
Комбинированные задания с определением величин по графику. Т-1.
Иллюстрация этапов события с помощью графиков. Т-1.
4. Выбери «Самоконтроль с поощрением». Выполняй тесты.
5. По команде учителя выбери «Диагностика».
Диагностический тест «Координатная плоскость. Графики».
6.Выбери «Контроль». Выполняй тесты.
7. После окончания работы оставь оценочную таблицу на мониторе.
VII. Индивидуальная работа за компьютером в режиме «Контроль» (8 мин.).
Учитель даёт команду перейти к выполнению теста «Диагностика», «Контроль».
VIII. Подведение итогов работы (1 мин.). Получение индивидуального домашнего задания на карточках (построить фигуру по координатам точек).
Второй вариант урока.
Количество обучающихся больше, чем количество компьютеров. В этом случае класс делится на 2 группы. В нашем классе 24 человека, в каждой группе по 12 человек.
Пособия для урока:
-компьютерная презентация, составленная учителем;
- наборы сигнальных карточек (по количеству детей в одной группе));
- 6 половинок ватманского листа;
- фломастеры- маркеры;
- линейки;
- точки- кружочки из цветной бумаги с креплениями (кусочки пластилина);
-карточки, инструкции.
ХОД УРОКА.
В начале урока обучающиеся 1 группы располагаются за компьютерами, а 2 группа - за партами, которые расставлены так, чтобы дети сидели лицом друг к другу по 4 человека. Для работы достаточно 6 парт на 12 посадочных мест
На компьютерах заранее установлена программа «Информатика. 2-4». Раздел «Координатная плоскость -2». Вариант 2. На мониторах – координатные сетки.
Слайд № 1. Тема урока и эпиграф - слова Аристотеля: « Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
I. Оргмомент (1 мин.).
Постановка цели урока, напоминание правил техники безопасности работы на компьютере.
II. Слайд № 2. Портрет Рене Декарта.
Вступительное слово учителя (1 мин.).
III. Разминка (6 мин.).
Обучающиеся 1 группы работают по компьютерной программе «Информатика. 2-4». Раздел «Координатная плоскость -2». Вариант 2. Они используют письменное задание нанести точки на координатную плоскость. Компьютер автоматически соединяет эти точки. В результате на экране каждого монитора появляется рисунок, правильность которого проверяет учитель. Задание: (-2, 9), (-6, 6), (-4, 6), (-5,4), (-3, 5), (-3, 3), (-2, 9), (0, 0), (2, 8), (0, 6), (0, 0). (Цветок). | На столах у каждого ребёнка 2 группы набор сигнальных карточек с номерами координатных четвертей и названиями осей: I, II, III, IV, ОХ, ОY. Устный опрос. 1. Как называются оси координат? 2. Как называются координаты точек? 3. Сколько всего координатных четвертей? На слайде № 3 появляются по щелчку учителя названия точек и их координаты: А (-2; -8), B (5; -10), C (2; 6), M (-4; 5), T (-7; 9), R (2; 8), F (-9; -7), и т. д. Дети, пользуясь набором сигнальных карточек, показывают номер четверти или название оси. На слайде появляется графическая иллюстрация для проверки. |
Группы меняются местами. Теперь 1 группа – за партами, а 2- за компьютерами
IV. Закрепление знаний и умений (6 мин).
Работа 1 группы | Работа 2 группы |
На столах у каждого ребёнка набор сигнальных карточек с номерами координатных четвертей и названиями осей: I, II, III, IV, ОХ, ОY. Устный опрос. 1. Как называются оси координат? 2. Как называются координаты точек? 3. Сколько всего координатных четвертей? На слайде № 2 появляются по щелчку учителя названия точек с их координатами: А(-2; -8), B(5; -10), C(2; 6), M(-4; 5), T(-7; 9), R(2; 8), М(0;6), F(-9; -7), Т(-3;0) и т. д. Дети, пользуясь набором сигнальных карточек, показывают номер четверти, в которой лежит данная точка. На слайде появляется графическая иллюстрация для проверки. | Дети работают за компьютерами в программе «Информатика. 2-4». Раздел «Координатная плоскость -1». Перед ними инструкция. И Н С Т Р У К Ц И Я. 1. Выбери раздел «Координатная плоскость -1». Вариант 1. 2. Наноси точки в соответствии с заданием. Программа построена так, что координаты следующей точки появятся только в случае правильности построения предыдущей. По количеству появившихся на экране точек учитель может сделать вывод о степени усвоения навыка. Кроме этого, компьютер объявляет о количестве ошибок. |
По окончании работы группы меняются местами.
V.Закрепление умений и навыков (10 минут)
Работа 1 группы | Работа 2 группы |
. Индивидуальная работа за компьютером в режиме «Самоконтроль с поощрением». По команде учителя дети через сетевой запуск выходят в программу «Наставник». На столах у детей инструкции. И Н С Т Р У К Ц И Я№ 1. 1. Выбери «Коррекция» 2. Выбери учебный раздел «Понятие координат». 3. Учебные элементы: Определение координат объекта на плоскости. Т-1. Принадлежность точки координатным четвертям. Т-1. Определение значения зависимой переменной по графику. Т-1. Определение значения независимой переменной по графику. Т-1. 4. Выбери «Самоконтроль с поощрением». Выполняй тесты. 5. Если все тесты пройдены успешно, выполни эти же тесты в режиме «Контроль». | Дети усаживаются за парты, образуя «бригады» по 3-4 человека. Учитель даёт каждой «бригаде» лист ватмана с начерченной системой координат и конверт, в котором находятся цветные точки с креплениями, карточки с заданиями, чистые листы бумаги. Чтобы поместить точки на координатную плоскость, необходимо сначала посчитать их координаты, которые заданы в виде примеров. Точки нужно соединить цветными маркерами. При правильном выполнении задания на листе ватмана у каждой «бригады» появится свой рисунок, который крепится на доске для всеобщего обозрения. |
VI. (11 мин).Группы меняются местами. Проводится физпауза (0,5 мин).
Теперь 2 группа работает за компьютерами в режиме «Самоконтроль с поощрением» по инструкции, а 1 группа - строит фигуры на листах ватмана и представляет результаты.
По окончании работы группы меняются местами.
VII. Контроль (9 мин).
Работа 1 группы | Работа 2 группы |
Индивидуальная работа за компьютером в режиме «Контроль» по инструкции. И Н С Т Р У К Ц И Я № 2. 1. Выбери « Диагностика» 3. Выбери « Координатная плоскость. Графики»». 4. Выполняй задание. 5. Оценочную таблицу оставь на экране для проверки учителем. | Ученики сидят за партами. Каждому из них выдаётся лист с тестовым заданием по пройденной теме «Координатная плоскость. Графики». Задания аналогичны тем, которые выполняет 1 группа. |
VIII. Подведение итогов работы. Получение индивидуального домашнего задания на карточках (построить фигуру по координатам точек) (0,5 мин.)
Домашнее задание.
САМОЛЁТ. (-7;0), (-5, 2), (7, 2), (9, 5), (10, 5), (10, 1), (9, 0), (-7, 0).
(0, 2), (5, 6), (7, 6), (4, 2).
(0,1), (6, -3), (8, -3), (4, 1), (0, 1).
БЕГУН. (-8, 1), (-6, 2), (-2, 0), (1, 2), (5, 1), (7, -4), (9, -3).
(-2, 6), (0, 8), (3, 7), (5, 5), (7, 7).
(1, 2), (3, 9), (3, 10), (4, 11), (5, 11), (6, 10), (6, 9), (5, 8), (4, 8), (3, 9).
Примечание.
В случае быстрого темпа урока и досрочного выполнения пунктов I- VIII можно провести игру «Морской бой» со всем классом. У каждого ученика на столе заранее заготовленный листок с начерченными фигурками для морского боя. Учитель вслух произносит координаты точек, которые нужно отметить у себя на листке (10-15 точек). Работы сдаются на проверку.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ДЕЛЬФИН. (2; 9), (-3; 12), (-6; 11) ,(-8, 10), (-10; 10), (-8, 8), (-4; 3) ,(0; 0),
(4; -5), (5, -7), (4; -12) ,(7;-9), (11; -10), (9; -7), (7; -6) ,(7; -1), (9, 0), (5;4).
БАБОЧКА. (0; 4), (-4; 7), (-6; 8) ,(-9; 8), (-10; 7), (-9; 6), (-9; 2), (-7; 0), (-5; 0),
(-7; -4), (-7; -8) ,(-3, -7), (-1; -8), (0; -7) ,(1; -8), (3;-7), (7; -8), (7; -4) ,
(5, 0), (7; 0), (9; 2), (9; 6) ,(10, 7), (9; 8), (6; 8).
РЫБКА. (1; 5), (-3; 4), (-6; 3) ,(-9, 2), (-7; 0), (-4; -1), (0; -2) ,(4, -1), (6; -1),
(9; -3), (11; -4) ,(9; 1), 11; 6), (9; 5), (6; 3), (4; 4).
Тестовые задания (контроль).
Вариант 1.
1. Где на координатной плоскости находится точка А (1; 10)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
2. Где на координатной плоскости находится точка В (-2; 13)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
3. Где на координатной плоскости находится точка Е (0; 6)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
4. Где на координатной плоскости находится точка Д (-2; 13)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
5. Где на координатной плоскости находится точка К (-2; -9)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
6. Укажите координаты точки Р а) (8; 7) б) (7; 8) в) (-7; 8) г) (-8; 7).
7. Укажите координаты точки А. а) (1; -2) б) (-1; 2) в) (2; 1) г) (1; 2).
8. Укажите координаты точки В. а) (5; 4) б) (-5; -4) в) (4; 5) г) (5; 5).
9. Укажите координаты точки К а) (4; 1) б) (1; 4) в) (-1; 4) г) (-2; 4).
10. Укажите координаты точки Е. а) (1; 3) б) (3; 1) в) (4; 1) г) (1; 4).
11. Какова была высота куста в 2 года? а) 40 см б) 30 см в) 50 см г) 25 см.
12. Какова была высота куста в 4 года? а) 60 см б) 75 см в) 70 см г) 80 см.
13. Какова была высота куста в 8 лет?
а) 120 см б) 1 м в) невозможно определить г) 125 см.
14. В каком возрасте высота куста была 50 см?
а) 2 года б) 3 года в) невозможно определить г) 4 года.
15. В каком возрасте высота куста была 1 м ?
а) 5 лет б) 6 лет в) невозможно определить г) 7 лет.
16.Выберите для графика подходящее событие:
а) температура поднималась от 0 градусов
б) температура поднималась от отметки выше 0 градусов
в) время шло, а машина стояла на месте.
17. Выберите для графика подходящее событие:
а) включили и тут же выключили лампу
б) чайник нагревается
в) в кинотеатре медленно погас свет.
Вариант 2.
1. Где на координатной плоскости находится точка А (2; -10)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
2. Где на координатной плоскости находится точка В (2; 13)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
3. Где на координатной плоскости находится точка Е (10; 0)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
4. Где на координатной плоскости находится точка Д (-2; -13)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
5. Где на координатной плоскости находится точка К (0; -9)?
а) I четверть б) II четверть в) III четверть г) IV четверть
д) ОХ е) ОY.
6. Укажите координаты точки А. а) (5; 6) б) (4; 5) в) (6; 5) г) (-6; 5).
7. Укажите координаты точки С. а) (5; 4) б) (5; 1) в) (4; 5) г) (5; 6).
8. Укажите координаты точки Д. а) (5; 1) б) (5; -1) в) (1; 5) г) (6; 5).
9. Укажите координаты точки В. а) (6; 6) б) (1; 5) в) (6; 5) г) (5; 6).
10. Укажите координаты точки Е. а) (7; 3) б) (3; 7) в) (6; 3) г) (3; 6).
11. Какова была высота куста в 2 года? а) 45 см б) 30 см в) 50 см г) 40 см.
12. Какова была высота куста в 4 года? а) 60 см б) 75 см в) 70 см г) 80 см.
13. Какова была высота куста в 8 лет?
а) 120 см б) 1 м в) невозможно определить г) 125 см.
14. В каком возрасте высота куста была 50 см?
а) 2 года б) 3 года в) невозможно определить г) 4 года.
15. В каком возрасте высота куста была 1 м ?
а) 5 лет б) 6 лет в) невозможно определить г) 7 лет.
16.Выберите для графика подходящее событие:
а) температура поднималась от 0 градусов
б) температура поднималась от отметки выше 0 градусов
в) время шло, а машина стояла на месте.
17. Выберите для графика подходящее событие:
а) включили и тут же выключили лампу
б) чайник закипает
в) в кинотеатре медленно погас свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 6класс "Координатная плоскость."
Тип урока: Закрепление изученного материала. Цели урока: образовательная: закрепить изученный материал...
Презентация к уроку "Понятие координатной плоскости"
Презентация...
Геометрия. Презентация урока: “Преобразования на плоскости”.
С какими новыми понятиями познакомились? Что нового узнали о геометрических фигурах? Приведите примеры геометрических фигур, обладающих осевой симметрией. Приведите пример фигур, обладающих центрально...
Презентация к уроку геометрии "Параллельность плоскостей" 10 класс
Данная презентация иллюстрирует учащимся параллельность плоскостей....
Элементы творческой работы на уроках математики ("Координатная плоскость", "Симметрия")
Учить учащихся строить точки на координатной плоскости, находить координаты точек. Выработать умение строить точки по заданным координатам, развивать воображение, наблюдательность, память. воспитывать...
Презентация к уроку математики: "Координатная плоскость"
Презентация разработана для урока закрепления знаний по теме: "Координатная плоскость"...
Презентация к уроку "Угол между плоскостями.Решение задачи различными методами"
Данная презентация может использоваться для наглядности на уроках повторения, для подготовки к ЕГЭ при решении задач типа С-2....