Сложение и вычитание натуральных чисел
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Данный урок – это урок повторение и обобщение с элементами исторического воспитания учащихся, проводится в форме "Рыцарского турнира".
На уроке решаются задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащимися правил сложения и вычитания над натуральными числами и умения их применять;
- развивающие: развивать внимание, логическое мышление, формировать коммуникативную и социальную компетентности;
- воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, товарищества, интереса к изучаемому материалу.
При планировании данного урока учтены индивидуальные особенности учащихся, все возможности для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний.
Отгадывание кроссворда предполагает проверку знаний учащимися математических понятий.
Работа «по цепочке» - проверка умений учащихся производить сложение и вычитание натуральных чисел.
Разгадывание шифр-кода – устный счет.
«Рыцарское лото» - повторение формул расчета пути, времени, площади, периметра.
Задание на замену звездочек пропущенными цифрами – логическое задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 109.5 КБ |
раздаточный материал 1 | 11.54 КБ |
раздаточный материал 2 | 16.88 КБ |
презентация к уроку | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ:
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
5 класс
Кравцова Татьяна Викторовна
учитель математики МОУ «СОШ №6»
Кольчугино 2010
Урок математики в 5 классе.
«Рыцарский турнир»
Тема: Сложение и вычитание натуральных чисел.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащимися правил сложения и вычитания над натуральными числами и умения их применять;
- Развивать внимание, логическое мышление, формировать коммуникативную и социальную компетентности;
- Воспитывать чувства патриотизма, товарищества, интереса к изучаемому материалу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня будет необычный урок. Я предлагаю вам поучаствовать в турнире рыцарей.(Слайд 1)
Вы можете сказать, что время рыцарей прошло, но с вами, однако, согласятся не все. Давайте послушаем их мнение. (Слайд 2) (На фоне кадров из фильма звучит песня «О рыцарях в наше время» из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина».)
Говоpят, что нам не повезло
В том, что вpемя pыцаpей пpошло,
Что исчезли смелость и отвага.
Безнаказано вокpуг гуляет зло,
Застоялись кони под седлом,
Ржавчиной покpылись меч и шпага.
Пpипев:
Hесите мне доспехи, седлайте мне коня
И даже не желайте мне удачи
Все это ни к чему, поскольку у меня
Hе может пpосто, пpосто, пpосто в жизни быть иначе.
Пусть пpоходит вpемя - не беда
Остаются pыцаpи всегда
И всегда готовы ногу в стpемя.
Их не замечают иногда,
Но хотя пpоносятся года,
Рыцаpи нужны в любое вpемя.
Припев.
2. Мотивация урока.
В начале XI вв. киевский князь создал систему пограничных крепостей на западе и юге своего государства, в том числе Хотин. Ее основным назначением была защита от всевозможных завоевателей. (Слайд 3) Она насчитывает около 1000 лет. И мы отправимся в Хотинскую крепость на «Рыцарский турнир». Поэтому класс разбиваем на 3 группы во главе с предводителем, которые будут бороться за звание лучшего. Участвуя в различных конкурсах, вам придется проявить свои лучшие качества, смекалку, отвагу и, конечно же, знания правил сложения и вычитания натуральных чисел.
3. Актуализация опорных знаний.
Каждый отряд получает задание - разгадать кроссворд. Решив верно, вы узнаете имя князя, при котором и начато было строительство этого оборонительного сооружения. (Слайд 4)
(Задание с вопросами выдается командирам группы, а те раздают каждому участнику.)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную.
2. Числа, которые складывают.
3 .Результат сложения.
4. Математическое действие.
5. Математический знак.
6. Число, из которого вычитают.
7.Число, которое вычитают.
8. Результат действия вычитания.
1 | у | р | а | в | н | е | н | и | е |
2 | с | л | а | г | а | е | м | ы | е |
3 | с | у | м | м | а |
4 | д | е | л | е | н | и | е |
5 | м | и | н | у | с |
6 | у | м | е | н | ь | ш | а | е | м | о | е |
7 | в | ы | ч | и | т | а | е | м | о | е |
8 | р | а | з | н | о | с | т | ь |
Ответ: Владимир. (Слайд 4)
(Проверка правильности отгадывания кроссворда проводится с помощью презентации)
Именно при правлении князя Владимира Великого около 1000 лет назад для защиты страны от набегов завоевателей была построена Хотинская крепость. (Слайд 5)
4. «Рыцарский турнир».
1)Рыцарями могут быть только сильные, ловкие, быстрые.
Проверим, как быстро вы сможете взобраться на башни крепости, чтобы водрузить знамя своего отряда. (Слайд 6)
Каждая команда выполняет задания «по цепочке». Учитывается скорость и правильность.
(Каждой команде выдается листок с заданием, на котором они по цепочке производят вычисления, а командир следит за правильностью выполнения задания)
- 1325 |
- 703 |
- 924 |
+ 258 |
+ 728 |
+ 627 |
1344 |
- 1168 |
- 1042 |
- 454 |
+ 976 |
- 376 |
+ 971 |
1133 |
- 746 |
- 593 |
- 821 |
+ 749 |
- 458 |
+ 673 |
1256 |
Наши рыцари справились с примерами и получили такие ответы (Слайд 6):
- 5 (метров была ширина стен крепости);
- 40 (метров была высота стен крепости);
- 60 (пушек располагалось на ее стенах).
2) Следующее задание нашим рыцарям: заменив многоточие числами и разгадав шифр-код, вы узнаете имя князя, который занимался укреплением этой крепости от набегов монголо-татарских завоевателей. А мы посмотрим, как же вы организованы и сплочены. (Слайд 7)
(Устный счет)
… + 8 = 79 | Г |
62 - … = 62 | К |
27 – … = 11 | Л |
17 + … = 72 | И |
77 - … = 0 | Й |
… – 41 = 56 | А |
39 – … = 18 | Ц |
71 | 97 | 16 | 55 | 21 | 0 | 55 | 77 |
Ответ: Галицкий (Слайды 7-8)
3) «Рыцарская» физкультминутка.
Рыцари очень часто бывали в походах, часто останавливались на привал на природе. И я вам предлагаю сделать привал. (ученики стоя повторяют движения за учителем) (Слайд 9)
Посмотри, мой милый друг, (повороты туловища)
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое, (голову вверх)
Солнце светит золотое, (руки вверх)
Ветер листьями играет, (руками покачать)
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. (наклоны влево)
Горы, воздух и листва, (наклоны вправо)
Птицы, звери и леса, (выпрямились, пожали плечами)
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
это всё вокруг природа.
4)А теперь нашим надежным защитникам предстоит сразиться в смекалке и знании величин, формул и единиц измерения длин и т.д.
«Рыцарское лото» (Слайд 10)
(Учащимся раздаются карточки-лото. Учитель читает задание, а ученики закрывают верные ответы.)
Вопросы для лото:
1. v = 10 м/с, t = 5 с, s = ?
2. v = 5 км/ч, s = 15 км, t = ?
3. а = 6 см, b = 20 см, S = ? (найти площадь прямоугольника)
4. а = 4 см, b = 3 см, P = ? (найти периметр прямоугольника)
5. Р = 120 м, а = ? (найти сторону квадрата)
6. а = 20 м, S = ? (найти площадь квадрата)
7. а = 20 м, P = ? (найти периметр квадрата)
8. s = 200 м, t = 20 с, v = ?
50 | 10 | 20 |
80 | 14 | 30 |
120 | 400 | 3 |
Если ученики правильно справились с заданием, то на карточках должно остаться незакрытым число 20.
Именно такую площадь в 20 га первоначально занимала Хотинская крепость. (Объяснить учащимся, что такое 1 га, так как с такими сведениями они познакомятся немного позднее)
5) Логическое задание. (самостоятельное решение и дальнейшая проверка с помощью презентации) (Слайд 11)
Настоящие рыцаря никогда не робеют перед сложностями и всегда найдут выход из любой ситуации.
Задание: заменить звездочки пропущенными цифрами.
30*4
-
**5*
=
1621
В 1621 году у стен крепости происходили события знаменитой Хотинской войны, которая прославила запорожских казаков.
95*
+
7*3
=
**39
Великий российский ученый Михаил Ломоносов, восхищаясь мужеством своих соотечественников, написал «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».
5. Итоги урока.
Поводятся итоги «Рыцарского турнира», объявляются лучшие.
Что понравилось? Что узнали нового? Что повторили?
PS (Слайд 12)
Предварительный просмотр:
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Вопросы:
1. Равенство, которое содержит неизвестную. (9 букв)
2. Числа, которые складывают. (9 букв)
3 .Результат сложения. (5 букв)
4. Математическое действие. (7 букв)
5. Математический знак. (5 букв)
6. Число, из которого вычитают. (11 букв)
7. Число, которое вычитают. (10 букв)
8. Результат действия вычитания. (8 букв)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетный урок "Сложение и вычитание натуральных чисел"
Урок- сказка, урок обобщения и систематизации изученного материала по теме"Сложение и вычитание натуральных чисел", 5 класс....
Сложение и вычитание натуральных чисел.
Конспект урока по математике "Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса по учебнику Г.В.Дорофеева и др....
Сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс
урок -закрепление с презентацией...
урок по теме сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс
решение задач по теме сложение и вычитание натуральных чисел, обобщение и подготовка к контрольной работе...
Сложение и вычитание натуральных чисел
Интегрированный урок-обобщение знаний по математике по теме: "Сложение и вычитание натуральных чисел" в 5 классе...
урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"
на уроке в игровой форме (путешествие) совершенствуются вычислительные навыки учащихся, систематизируются знания по данной теме...
Контрольная работа 5 класса по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел.»
Работа состоит из 5 заданий: 1Сложение и вычитание натуральных чисел. 2.Задача на сложение и вычитание натуральных чисел. 3.Сравнение натуральных чисел. 4.Сложение натуральных чисел, выбирая удобный с...