рабочая программа 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Бондаренко Ольга Валентиновна

по математике для учащихся 6 класса по учебнику С. М. Никольского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_6_klassa.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 20»

Проблемно – методический центр

 технических дисциплин

РАБОЧАЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по математике

для обучающихся6 класса

Составлена на основепримерной программы основного общего образования по математике и программы по математике для 6 класса авторов С.М.Никольского,

М.К. Потапова,  Н.Н. Решетникова и А.В. Шевкина (М.: Просвещение, 2009).

Программа разработана учителем математики Бондаренко О. В.

г. Донской

2011 год

Пояснительная записка

Цели изучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Целью изучения курса математики в VI классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Основные цели обучения по данной программе - углубление и расширение базовой программы, решение широкого спектра задач, в том числе и задач повышенной сложности, а также удовлетворение тем самым потребностей и запросов современных школьников.

Настоящая программа создана на основании п.5 ст. 14 и п.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции 2010 года), в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,  и раскрывает содержание обучения математике учащихся 6 класса гимназии

Базой данного курса является примерная программа основного общего образования по математике и программа по математике для 6 класса авторов С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина(М.: Просвещение, 2009).

По сравнению с первым вариантом примерного планирования учебного материала по программе Никольского С. М. по данной программе выделяется дополнительно 5 часов (5часов в неделю, 35 учебных недель), всего 175 часов. При наличии такого количества часов имеется возможность расширить содержание базовой программы по ключевым темам.

В теме «Отношения, пропорции, проценты» выделяются дополнительные 2 часа, которые идут на изучение следующих вопросов «Задачи на перебор всех возможных вариантов» и «Вероятность события». Рассмотрение данного материала позволяет знакомить учащихся с основами теории вероятности.

В главу «Рациональные числа» вводятся дополнительные 2 часа на рассмотрение тем «Буквенные выражения» и «Подобные слагаемые». Изучение данных вопросов позволяет научить  учащихся преобразованиям простейших буквенных выражений, а знакомство с понятием подобного слагаемого создает основу для изучения курса алгебры 7-9 классов, где требуется уметь приводить подобные слагаемые при решении уравнений и упрощении различных выражений.

В главу «Обыкновенные и десятичные дроби» вводится 1 час на рассмотрение следующих тем: «Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби», «Действительные числа». В обязательное изучение включен вопрос о разложении обыкновенной дроби в десятичную, но здесь же необходимо научить учащихся переводить периодические дроби в обыкновенные, создав базу для рассмотрения в 7 классе темы «Рациональные числа». Тема «Действительные числа» составляет теоретическую основу дальнейшего рассмотрения понятия числа.

Для более эффективного освоения рабочей программы используются разнообразные формы организации коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащиеся. Отработка основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий, разнообразных по форме и содержанию, позволяющих применять получаемые знания в многообразии ситуаций. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практикумов по решению задач, уроков с применением элементов современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, тестовых. Предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков обучающихся при реализации данной программы: тестирование, проверочные и контрольные работы.


Тематический план

п / п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Отношения, пропорции, проценты

28

Целые числа

36

Рациональные числа

40

Десятичные дроби

35

Обыкновенные и десятичные дроби

26

Повторение

10


Содержание учебного материала

  1. Отношения, пропорции, проценты – 28 часов

Отношения, масштаб, пропорция. Основное свойство пропорции. Пропорциональная  и обратно пропорциональная зависимости. Проценты. Отношение, выражение отношения в процентах. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Основные задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события. Решение текстовых задач.

  1. Целые числа – 36 часов

Положительные и отрицательные целые числа и нуль. Противоположные числа. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с целыми числами. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Раскрытие скобок, заключение в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.

  1. Рациональные числа – 40 часов

Отрицательные дроби. Рациональные числа.Сравнение рациональных чисел.Арифметические действия с рациональными числами.Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Среднее арифметическое. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Буквенные выражения, подобные слагаемые. Уравнения и решение задач с помощью уравнений.

  1. Десятичные дроби –35 часов

Десятичная дробь. Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Десятичные дроби и проценты. Сложные задачи на проценты.Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей, суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Измерения, приближения, оценки.Вычисления и процентные расчеты с помощью калькулятора.

  1. Обыкновенные и десятичные дроби – 26 часов

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Периодические и непериодические десятичные дроби.Действительные числа.Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними.Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Координаты середины отрезка. Декартова система координат на плоскости: координаты точки. Столбчатые диаграммы и графики. Графики реальных процессов.

  1. Повторение – 10 часов.

Требования к математической подготовке учащихся

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты в виде десятичной дроби);
  2. сравнивать числа, упорядочивать набор чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значение степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы, применять калькулятор;
  4. составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
  5. округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку и оценку результата вычислений;
  6. понимать, что прямая и обратная пропорциональности описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
  7. интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. правильно употреблять термин «выражение», понимать его в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
  2. составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
  2. правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение»;
  3. решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Геометрические фигуры и их свойства

Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  2. распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры;
  3. владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  4. решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач.

Список литературы

Список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса:

1. Программы для общеобразовательных учреждений по математике, 5-6 классы – М. : Просвещение, 2009 год.

2. Арифметика :дидакт. для 6 кл. /  М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2007.

Список литературы для обучающихся:

1. Математика,  6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2007.

2. Математика : рабочая тетрадь для 6кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2010.        

3. Математика: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Сайтком, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...