Учебное пособие "Задачи, содержащие целую и дробную часть числа"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Изучая алгебру 10 класса по учебнику А.Г.Мордковича и П.В. Семёнова, ученики впервые встретились с функцией целой части числа у = [х]. Некоторых она заинтересовала, но теоретических сведений, да и заданий, содержащих целую часть числа, оказалось очень мало. Чтобы поддержать интерес детей к предмету и возникла идея создания данного пособия.
Реализация программы курса рассчитана на 1 полугодие 10 класса для обучающихся физико – математического профиля.
Цель курса: расширить знания обучающихся о математических функциях и формировать умение использовать знания о функциях при решении уравнений и неравенств разной степени сложности. В представленном учебном пособии содержатся теоретические сведения справочного характера. Это сведения о функции целой части числа у = [х] и функции дробной части числа у = {х}, их графиках. Объясняются преобразования графиков, содержащих целую часть числа. Рассмотрены решения простейших уравнений и неравенств, содержащих целую или дробную частъ числа. А также методы решения квадратных, дробно – рациональных уравнений и неравенств, систем уравнений, содержащих целую или дробную часть числа.
В пособии приведены задания для самостоятельного решения.
Пособие включает в себя следующие пункты:
Введение.
§1. Знакомство с функциями у = [х] и у ={х}.
§2. Уравнения, содержащие дробную или целую часть числа.
2.1 Простейшие уравнения.
2.2 Решение уравнений вида [f (х)] = g (х).
2.3 Графический способ решения уравнений.
2.4 Решение уравнений введением новой переменной.
2.5 Системы уравнений.
§3. Преобразование графиков функций, содержащих целую часть числа.
3.1 Построение графиков функций вида у = [f (х)]
3.2 Построение графиков функций вида у = f ([х]).
§4. Неравенства, содержащие целую или дробную часть числа.
§5. Целая и дробная часть числа в олимпиадных заданиях.
Ответы на задания для самостоятельного решения.
Пособие обеспечивает развитие представлений о функции и формирование прикладных навыков.
Адресовано учителям, решающим задачи профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_posobie_zadachisoderzhashchie_celuyu_ili_drobnuyu_chast_chisla.doc | 822.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Розина Т.А
Задачи, содержащие целую
или дробную часть числа
Дорогие старшеклассники!
Вы приступаете к углубленному изучению темы «Целая и дробная части числа». Данное пособие позволит вам расширить свои знания о математических функциях при решении уравнений и неравенств разной степени сложности. В представленном пособии содержатся теоретические сведения справочного характера, объясняются преобразования графиков, содержащих целую или дробную часть числа, рассмотрены решения простейших уравнений. А также методы решения квадратных, дробно – рациональных уравнений и неравенств, систем уравнений. В пособии приведены задания для самостоятельного решения. Учебное пособие поможет вам систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Целая и дробная части числа».
Успехов!
Содержание.
§1. Знакомство с функциями у = [х] и у={х}………………………4
§2. Уравнения, содержащие целую или дробную часть числа…...7
- Простейшие уравнения……………………………………7
- Решение уравнений вида [f(х)]= g(х)……………………..8.
2.3 Графический способ решения уравнений………………10
- Решение уравнений введением новой переменной……11
- Системы уравнений……………………………………….12
§3. Преобразования графиков функций, содержащих целую
часть числа……………………………………………………....13
- 3.1 Построение графиков функций вида у = [f(х)]……………13
- 3.2 Построение графиков функций вида у = f([х])……………15
§4. Неравенства, содержащие целую или дробную часть числа...17
……
§5. Целая или дробная часть числа в олимпиадных заданиях…...20
…
Ответы на задания для самостоятельного решения……………...23
Список литературы………………………………………………...25
§1. Знакомство с функциями у = [x]
и у = {x}
История и определение целой и дробной части числа
Понятие целой части числа было введено немецким математиком Иоганном Карлом Фридрихом Гауссом(1771-1855), автором "Трудов по теории чисел". Также Гаусс продвинул теорию специальных функций, рядов, численные методы, решение задач математической физики, создал математическую теорию потенциала.
Обозначается целая часть действительного числа x символом [x] или E(x).
Символ [x] был введён К.Гауссом в 1808 г.
Функция же целой части числа была введена Адриеном Мари Лежандром (1752-1833). - французским математиком. Его работа "Опыт теории чисел", которая вышла в свет в 1798 году, является фундаментальным трудом, итогом арифметических достижений XVIII века. Именно в честь него функцию y = [x] называют французским словом "Антье" (фр. «entier» -целый) обозначают E(x).
Определение: целой частью числа х называется наибольшее целое число с, не превышающее х, т.е. если [х] = с, c ≤ x < c + 1.
Например: [2,2] = 2;
[-1,5] = -2.
По некоторым значениям функции можно построить её график. Он выглядит следующим образом:
Свойства функции y = [x]:
1. Область определения функции y = [x] есть множество всех действительных чисел R.
2. Область значений функции y = [x] есть множество всех целых чисел Z.
3. Функция y = [x] кусочно-постоянная, неубывающая.
4. Функция общего вида.
5. Функция не периодична.
6. Функция не ограничена.
7. Функция имеет точку разрыва.
8. y=0, при x [0;1).
9. y <0, при х<0; у>0,при х>0.
10.Функция не имеет точек экстремума.
11. Унаиб. и Унаим. не существует.
Возникает вопрос: «Если есть функция целой части числа, может, есть и функция дробной части числа?»
Определение: дробная часть числа (обозначается {х}) есть разность х - [х].
Например: {3,7} = 0,7
{-2,4} = 0,6.
Построим график функции у = {х}. Он выглядит следующим образом:
Простейшие свойства функции y = {x}:
1. Область определения функции y = {x} есть множество всех действительных чисел R.
2. Область значений функции y = {x} есть полуинтервал [0;1)
3.Функция общего вида.
4.Функция ограничена.
5.Функция не прерывна.
6.у=0, при всех целых х.
7.у>0, при всех действительных х.
8.Функция монотонно возрастает на [n; n+1)
9. Функция не имеет точек экстемума.
10.Уmin при х=n.
Представление о том, как выглядят графики функций у = [х] и у = {х} поможет выполнить и некоторые задания.
ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
:
1) Построить графики функций:
а) y = [х] + 5;
б) у = {х} - 2;
в) у = |[x]|.
2) Какими могут быть числа х и у, если:
а) [х + у] = у;
б) [х - у] = х;
в) {х - у} = х;
г) {х + у} = у.
3) Что можно сказать о величине разности х - у , если:
а) [х] = [у];
б) {х} = {у}.
4) Что больше: [а] или {а}?
§2. Уравнения, содержащие целую или дробную часть числа
2.1. Простейшие уравнения
К простейшим уравнениям относятся уравнения вида [х] = а.
Уравнения такого вида решаются по определению:
а ≤ х < а +1 , где а - целое число.
Если а - дробное число, то такое уравнение не будет иметь корней.
Рассмотрим пример решения одного из таких уравнений:
[х + 1,3] = - 5. По определению такое уравнение преобразуется в неравенство:
-5 ≤ х + 1,3 < - 4. Решим его. Получим -6,3 ≤ х < - 5,3.
Это и будет являться решением уравнения.
Ответ: х[-6,3;-5,3).
Рассмотрим ещё одно уравнение, относящееся к разряду простейших:
[х+1] + [х-2]-[х+3] = 2
Для решения уравнений такого вида необходимо использовать свойство функции целого числа: Если р - целое число, то справедливо равенство
[х ± р] = [х] ± р
Доказательство: х = [х] + {х}
[ [х] + {х} ± р] = [ [х] + {х}] ± р
х = k + а, где k = [х], а = {х}
[ k + a ± p ] = [ k + a ] ± p = [х] ±p.
Решим предложенное уравнение, используя доказанное свойство: Получим [х] + 1 + [х] - 2 - [х] - 3 = 2. Приведём подобные слагаемые и получим простейшее уравнение [х] = 6. Его решением является полуинтервал х[6;7), который и будет решением данного уравнения.
Ответ: х[6;7).
Рассмотрим более сложное уравнение:
[x2 - 5х + 6] = 1
Преобразуем уравнение в неравенство: 1 ≤ х2-5х+6 < 2. Двойное неравенство запишем в форме системы неравенств:
х2 - 5х + 6 < 2,
х2 - 5х + 6 ≥ 1 и решим её;
х2 - 5х + 4<0,
х2 - 5х + 5>0
Получаем х(1;4)
х(-∞;(5 - )/2][(5 +)/2; +∞),
х(1; (5 - )/2][(5 +)/2;4).
Ответ: х(1; (5 - )/2][(5 +)/2;4).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Решите уравнения:
1) [2x + 1/5] = 1
2) [3x – 5,2] = 0,487
3) [x + 4] – [x + 1] = 2
4) [х2] = 4
5) [x]2= 4
6) [x + 1,3] = - 5
7) [х2 – x + 4] = 2
8) [2x + 1,5] = - 1
9) [3x + 5,2] = 4,2
10) {x} – [x] + x = 0
11) x + {x} + [x] = 0
12) [ 4x – 5] = 7
2.2 Решение уравнений вида [f(x)]=g(x)
Уравнение вида [f(x)]=g(x) можно решить путем сведения их к уравнению
[x] = a.
Рассмотрим пример 1.
Решить уравнение
Заменим правую часть уравнения на новою переменную a и выразим отсюда x
11a = 16x + 16, 16x = 11a – 16,
Тогда = =
Теперь решим уравнение относительно переменной а.
Раскроем знак целой части по определению и запишем с помощью системы неравенств:
Из промежутка выберем все целые значения a: 3;4;5;6;7 и проведем обратную замену:
Ответ:
Пример 2.
Решить уравнение:
Разделим каждое слагаемое числителя в скобке на знаменатель:
Из определения целой части числа следует, что (а+1) должно быть целым, значит и а – целое. Числа а, (а+1), (а+2) - три последовательных числа, значит одно из них обязательно делится на 2, а одно - на 3. Следовательно, произведение чисел делится нацело на 6.
То есть целое число. Значит
Решим это уравнение.
а(а+1)(а+2) - 6(а+1) = 0
(а+1)(а(а+2) - 6) = 0
а + 1 = 0 или а2 + 2а – 6 = 0
а = -1 D = 28
a = -1 ± (не являются целыми).
Ответ: -1.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:
Решите уравнение:
2.3. Графический способ решения уравнений
Пример 1. [х] = 2{х}
Решение. Решим это уравнение графически. Построим графики функций у = [х] и у = 2{х}. Найдём абсциссы точек их пересечения.
Ответ: х = 0; х = 1,5.
В некоторых случаях удобнее по графику найти ординаты точек пересечения графиков. Затем подставить полученное значение в одно из уравнений и найти искомые значения х.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Решите уравнения графически:
- {х} = 1 – х;
- {х} + 1 = [х];
- [2х] = 3х;
- 3{х} = х;
- {х} = 5х + 2;
- [|х|] = х;
- [|х|] = х + 4;
- [|х|] = 3|х| - 1;
- 2{х} – 1 = [х] + 2;
10) Сколько решений имеет уравнение 2{х} = 1 - .
2.4. Решение уравнений введением новой переменной.
Рассмотрим первый пример:
{х}2-8{х}+7 = 0
Заменим {х} на а, 0 а < 1, получим простое квадратное уравнение
а2 - 8а + 7 = 0, которое решим по теореме, обратной теореме Виета: Полученные корни а = 7 и а = 1 . Проведем обратную замену и получим два новых уравнения: {х} = 7 и {х} = 1. Оба эти уравнения не имеют корней. Следовательно, уравнение не имеет решений.
Ответ: решений нет.
Рассмотрим ещё один случай решения уравнения введением новой
переменной:
3[х]3 + 2[х]2 + 5[х]-10 = 0
Проведём замену [х] = а, аz. и получим новое кубическое уравнение За3+2а2+5а-10=0. Первый корень этого уравнения найдём путём подбора: а=1 - корень уравнения. Делим наше уравнение на (а-1). Получаем квадратное уравнение 3а2 + 5а +10=0. Это уравнение имеет отрицательный дискриминант, а значит, не имеет решений. То есть, а=1 - единственный корень уравнения. Проводим обратную замену: [х]=а=1. Полученное уравнение решаем по определению целой части числа: х[1 ;2).
Ответ: х[1 ;2).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:
- [х]2 + 8[х]-9 = 0
- 3(х-[х])2 + 2([х]-х)-16 = 0
- [х]4 -14[х]2 +25 = 0
- (2{x}+1)3 – (2{x}-1)3 = 2
- (х-[х])2 = 4
- 5[х]2-7[х]-6 = 0
- 6{х}2+{х}-1 =0
- 1/([х]-1) - 1/([х]+1) = 3-[х]
- 12{х}3-25{х}2+{х}+2 = 0
10) 10[х]3-11[х]2-31[х]-10 = 0
2.5. Системы уравнений.
Рассмотрим систему уравнений:
2[x] + 3[y] = 8,
3[x] – [y] = 1.
Ее можно решить либо методом сложения, либо подстановкой. Остановимся на первом способе.
2[x] + 3[y] = 8,
9[x] – 3[y] = 3.
После сложения двух уравнений получаем 11[x] = 11. Отсюда
[x] = 1. Подставим это значение в первое уравнение системы и получаем
[y] = 2.
[x] = 1 и [y] = 2 – решения системы. То есть x [1;2), y [2;3).
Ответ: (x [1;2), y [2;3)).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:
1) 2{x} – 3{y} = 1
2{x} + 4{y} = 2
2) [x+y+4] = 18-y
[x+1] + [y-1] = 18-x-y
3) 3[x] – 2{y} = 6
[x]2 – 4{y} = 4
4) 3{x} – 4{y} = -6
6{x} – {y}2= 3.
§3. Преобразования графиков функций, содержащих целую часть числа
3.1. Построение графиков функции вида y = [f(x)]
Пусть имеется график функции у = f(х). Чтобы построить график функции у = [f(x)], поступаем следующим образом:
- Проводим прямые у = n, n = 0; -1; +1; -2; +2; … и рассматриваем одну из полос, образованных прямыми у = n, у = n + 1.
- Отмечаем точки пересечения прямых у = n, у = n + 1 с графиком функции у = f(х). Эти точки принадлежат графику функции у = [f(x)], так как их ординаты целые числа (на рисунке это точки А, В, С, D).
- Для получения остальных точек графика функции у = [f(x)] в указанной полосе часть графика у = f(х), попавшую в полосу, проектируем параллельно оси Оу на прямую у = n. Поскольку любая точка М этой части графика функции у = f(х) имеет такую ординату , что n ≤ < n + 1, то [] = n.
- В каждой другой полосе, где имеются точки графика функции у = f(х), построение проводится аналогично.
Построим график функции у = [х]. Для этого
- Проводим прямые у = n, n = 0; -1; +1; -2; +2; … и рассматриваем одну из полос, образованных прямыми у = n, у = n + 1.
- Отмечаем точки пересечения прямых у = n, у = n + 1 с графиком
функции у = [х]. Эти точки принадлежат графику функции у = [х],
так как их координаты целые числа.
- Для получения остальных точек графика функции у = [х] в указанной полосе часть графика у = х, попавшую в полосу, проецируем параллельно оси Оу на прямую у = n, у = n + 1. Поскольку любая точка М этой части графика функции y = x, имеет такую ординату y0, что n < y0 < n + 1, то [y0] = n
- В каждой другой полосе, где имеются точки графика функции у = х, построение проводится аналогично.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Постройте графики функций:
- у = ;
- у = 2[sinx];
- y = [3 - 1] + 3;
- у = -[cosx] + 1;
- y = [|x|];
- y = [tgx];
- y = 2[|cosx|] – 4;
- y = 1,5[cosx] – 2;
- y = [ctgx + 2] -1
3.2. Построение графиков функции вида y = f([x])
Пусть дан график некоторой функции у = f(х). Построение графика функции у = f([х]) осуществляется следующим образом:
- Проводим прямые х = n, n = 0; -1; +1; -2; +2; …
- Рассмотрим одну из полос, образованных прямыми у = n и у = n + 1. Точки А и В пересечения графика функции у = f(х) с этими прямыми принадлежат графику функции у = f([х]), так как их абсциссы – целые числа.
- Для получения остальных точек графика функции у = f([х]) в указанной полосе часть графика функции у = f(х), попавшую в эту полосу, проектируем параллельно оси Оу на прямую у = f(n).
- В каждой другой полосе, где имеются точки графика функции у = f(х), построение ведётся аналогично.
Рассмотрим построение графика функции у = . Для этого пунктиром построим график функции у = . Далее
- Проводим прямые х = n, n = 0; -1; +1; -2; +2; …
- Рассмотрим одну из полос, образованных прямыми у = n и у = n + 1. Точки пересечения графика функции у = с этими прямыми принадлежат графику функции у = , так как их абсциссы – целые
числа.
3. В каждой другой полосе, где имеются точки графика функции у = , построение ведётся аналогично.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Постройте графики функций:
- у = sin[x];
- y = cos[x] + 3;
- y = tg[x];
- y = ;
- y = + [x] – 6;
- y = – 4;
- y = 3 - 2[x];
- у = + 2;
- у = 3cos[x] – 4.
§4. Неравенства, содержащие целую или дробную части числа
Назовём основными неравенствами с [х] и {х} следующие соотношения: [х] > b и {х} > b. Удобным методом их решения является графический метод. Поясним его на двух примерах.
Пример 1. [х] ≥ b
Решение. Введём в рассмотрение две функции у = [х] и у = b и начертим их графики на одном и том же чертеже. Ясно, что тогда следует различать два случая: b – целое и b – нецелое.
Случай 1. b – целое
Из рисунка видно, что графики совпадают на [b; b + 1].
Следовательно, решением неравенства [х] ≥ b будет луч х ≥ b.
Случай 2. b – нецелое.
В этом случае графики функций у = [х] и у = b не пересекаются. Но часть графика у = [х], лежащая выше прямой, начинается в точке с координатами ([b] + 1; [b] + 1). Таким образом, решением неравенства [х] ≥ b будет луч х ≥ [b] + 1.
Остальные виды основных неравенств исследуются точно так же. Результаты этих исследований сведены ниже в таблицу.
Вид неравенства | Множество значений |
[х] ≥ b, bZ | x ≥ b |
[х] ≥ b, [х] > b, b - любое | x ≥ [b] + 1 |
[х] ≤ b, b - любое [х] < b, b - любое любое | х < [b] + 1 |
[х] < b, bZ | х < b |
{х} ≥ b, {х} > b, b ≥1 | Решений нет |
{х} ≥ b, {х} > b, b < 0 | (-∞; +∞) |
{х} ≥ b, {х} > b, 0 ≤ b < 1 | n + b ≤ x < 1 + n n + b < x < 1 + n, n Z |
{х} ≤ b, {х}< b, b ≥ 1 | (-∞; +∞) |
{х} ≤ b, {х}< b, b < 0 | Решений нет |
{х} ≤ b, {х}< b, 0 ≤ b <1 | n≤x≤b+n n |
Рассмотрим пример решения неравенства:
Заменим [x] на переменную а, где а – целое.
>1; >0; >0; >0.
Используя метод интервалов, находим a > -4 [x] > -4
a < 1/3 [x] < 1/3.
Для решения полученных неравенств воспользуемся составленной таблицей:
х ≥ -3,
х < 1. x [-3;1)
Ответ: [-3;1).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1) [х] < 2
2) [х] ≤ 2
3) [х] > 2,3
4) [х] 2
5) [х]2-5[х]-6 < 0
6) [х]2 - 7[х] + 6 0
7) 30[х]2-121[х] + 80 < 0
8) [х]2 + 3[х]-4 0
9) 3{х}2-8{х}-4< 0
10) 110[х]2-167[х] + 163 0
11) > 2
12) > 1
13) 0
14) 0
§5. Целая или дробная часть числа в олимпиадных заданиях
Пример 1.
Доказать, что число делится на 5 при любом натуральном n.
Доказательство: Пусть n – четное число, т.е. n=2m, где mN,
поэтому .
Тогда данное выражение имеет вид: ,
т.е. оно делится на 5 при любом четном n.
Если , n = 2m -1, то
,
тогда данное выражение имеет вид:
Это число при любом нечетном n делится на 5.
Итак, данное выражение при любом натуральном n делится на 5.
Пример 2.
Найти все простые числа вида, где nN .
Решение. Пусть . Если n=3k, то p=3k2. Это число будет простым и равным 3, при k=1.
Если n=3k+1, k0, то
, то
Это число будет простым и равным 5 при k=1.
Если n = 3k + 2, k 0, то
-составное число при любом kN.
Ответ: 3;5
Пример 3.
В ряд выписаны числа кратны двум, трем, шести. Найти число, которое в этом ряду будет стоять на тысячном месте.
Решение:
Пусть х – искомое число, тогда ряд чисел, кратных двум в этом ряду - , кратны трем - , кратны шести - . Но числа кратны шести, кратны двум и трем, т.е. будут подсчитаны трижды. Поэтому из суммы чисел. Кратных двум, трем, шести надо вычесть удвоенное количество чисел кратных шести. Тогда уравнение для решения той задачи имеет вид:
Введем обозначения:
Тогда а+b-c=1000 (*) и по определению целой части числа имеем:
b
c
Домножив каждое неравенство почленно на 6, получим:
6a3x<6a+6
6b2x<6b+6
6cx<6c+6
Складывая первые два неравенства, и вычитая из них суммы третье неравенство, получим:
6(a+b+c) 4x< 6(a+b+c) +6
Воспользуемся равенством (*), тогда: 60004x<6006
1500x< 1501
Решениями уравнения будут числа: 1500 и 1501, но по условию задачи подходит только число 1500.
Ответ: 1500
Пример 4.
Известно, что младшему брату не более 8, но не менее 7 лет. Если количество полных лет младшего брата увеличить в 2 раза, а количество неполных лет (т.е. месяцев) его возраста утроить, то в сумме получится возраст старшего брата. Указать возраст каждого из братьев с точностью до месяцев, если известно, что суммарный их возраст равен 21 году и 8 месяцам.
Решение:
Пусть х (лет) – возраст младшего брата, тогда (месяцев) его возраста. По условию задачи (лет) – возраст старшего брата. Суммарный возраст обоих братьев равен:
(года).
3( , 3х + ,
Так как {x}=х - [x], то . (Уравнение вида [ax] = bx + c , где a,b,c R)
, n=6, n=7.
При n=6, х = - не удовлетворяет условию задачи.
При n=7, х = .
Возраст младшего брата - 7лет и 2 месяца.
Возраст старшего брата – 14 лет и 6 месяцев.
Ответ: возраст младшего брата - 7лет и 2 месяца,
возраст старшего брата - 14 лет и 6 месяцев.
Задания для самостоятельного решения.
1. Решите уравнения: а) x+2[x] = 3,2; б) x3 –[x] =3
2. Натуральные числа m и n взаимно просты и n
или
Знак (*) следует читать, как умножение.
3. Дано число x, больше 1. Обязательно ли имеет место равенство
?
Решите систему уравнений: x+[y]+{z} = 1,1
y+[z]+{x}=2,2
z+[x]+{y}=3,3.
4. Известно, что количество полных метров в ленте в 4 раза больше количества неполных метров (т.е. сантиметров). Определить максимально возможную длину ленты.
Ответы на задания для самостоятельного решения.
Знак «Є» следует читать «принадлежит»
§1 2. а) хЄ [0;1), у ЄZ; в) х Є (0;1), у = -1; -2; -3;…
б) х Є Z; у Є (-1;0] г) х Є Z; у Є [0;1)
3. а) |х-у|< 1
б) (х-у) Є Z
4. [a]>{a}, если а ≥ 1, {a} ≥ [a], если а < 1.
§2. 2.1 1) [0,4; 0,9) 7) корней нет
2) корней нет 8) [-1.25; -0,75)
3)корней нет 9) корней нет
4) если х > 0, то [2;)
если х < 0, то (-; -2] 10) х- целое
5) [2;3) и [-2;-1) 11) 0
6) [-6,3; -5,3) 12) [3; 13/4)
2.2 7/15; 0,8
2.3 1) 0,5; 1 6) 0;1;2;3;…
2) 1 7) -2
3) -2/3; -1/3; 0 8) ±1/3
4) 0; 1,5 9) -3; -1,5
5) -1/4 10) 5 решений
2.4 1) [-9; -8) 6) [2;3)
2) корней нет 7) х= n+1/3, где n-целое число
3) [3;4), [-3;-2) 8) [3;4)
4) х-целое число 9) х= n+1/3, где n-целое число
5) [2;3) и [-2;-1) 10) [-1;0)
2.5 1) х = n+5/7; у = n +1/7, где n – целое число
2) х = 4; у = 5
3) х Є [2;3), у=0.
4) нет решений
§4. 1) (- ∞; 2) 8) (- ∞; -3) ; [1;+∞ )
2) (- ∞; 3) 9)[n+2/3; n+1] , nЄ Z
3) [3;+∞) 10) R
4) [2;+∞) 11) (-7;-1)
5) [0;6) 12) [n; n+1/3] , n Z
6) (- ∞; 2);[6;+∞) 13) (- ∞; -1)
7) [1;4) 14) [n; n+3/7], n≥3, n Z
§5. 1. а) х = 1,2
Если {х} - дробная часть числа х, то [х] + {х} = х.
Тогда [х] + {х} + 2[х] = 3,2. 3[х] + {х} = 3,2. Так как 3[х] – целое а 0 ≤ {х} < 1, то {х} = 0,2 и 3[х] = 3. Значит х = 1,2.
б) х =.
Указание. [х] = х- {х}, где 0 ≤ {х} < 1- дробная часть;
х3 - х + {х} = 3, откуда 2 < х(х2- 1) ≤ 3.
- Первая сумма больше второй на m – n .
- Обязательно.
Указание. Если [√] = n, то n4 ≤ х < (n + 1)4. Теперь легко
доказать, что [√ [] ] = n.
- (1; 0,2; 2,1)
- 3м 75 см.
Список литературы
- Алексеева В., Ускова Н. Задачи, содержащие целую и дробную части числа// Математика. 1997. №17. С.59-63.
- Воронова А.Н. Уравнение с переменной под знаком целой или дробной части// Математика в школе. 2002.№4. С. 58-60.
- Воронова А.Н. Неравенства с переменной под знаком целой части// Математика в школе. 2002. №2. С.56-59.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. Челябинск: «Взгляд», 2004.
- Дополнительные главы по курсу математики 10 класса для факультативных занятий: Пособие для учащихся/ Сост. З.А. Скопец. М.: Просвещение, 1979.
- Еровенко В.А., О.В.Михаськова О.В. Методологический принцип Оккама на примере функций целой и дробной частей числа// Математика в школе. 2003. №3 . С.58-66.
7. Кирзимов В. Решение уравнений и неравенств, содержащих целую и
дробную часть числа// Математика. 2002 .№30. С. 26-28.
8. Шрайнер А.А. «Задачи районных математических олимпиад
Новосибирской области». Новосибирск 2000.
9. Справочник «Математика», Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997.
10. Райхмист Р.Б. «Графики функций. Задачи и упражнения». Москва.
«Школа – пресс» 1997.
11. Мордкович А.Г., Семёнов П.В. и др. «Алгебра и начала анализа. 10
класс. Часть 2. Задачник. Профильный уровень» Смоленск
«Мнемозина» 2007.
y=b (bZ)
y=b (bZ)
Иоганн Гаусс
Адриен Лежандр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по алгебре по теме "Целая и дробная части числа" для 9 класса с углубленным изучением математики
В программу школ и классов с углубленным изучением математики включены вопросы, связанные целой и дробной частей действительного числа. Задания теста, составленные автором согласно теории по теме «Цел...
Рабочая программа элективного курса по математике "Целая и дробная части числа"
Программа предназначена для 10-11 классов...
Открытый урок:«Математические выражения содержащие целые числа»
разработка урока...
Методическая разработка двухурочного цикла по теме «Смешанные дроби. Выделение целой и дробной части в неправильной дроби.»
Методическая разработка двухурочного цикла по теме «Смешанные дроби. Выделение целой и дробной части в неправильной дроби.» Математика 5 класс УМК Г.В. До...
Интегрированный урок на тему: " Арифметические действия с целыми и дробными числами"
Интегрированный урок на тему: "Арифметические действия с целыми и дробными числами" (математика+история)...
Проверочная работа по теме " Целая и дробная часть числа"
Функции у=[х] и у={х} изучаются в 9 классе по алгебре в теме " Возрастание и убывание функций". Практическая работа направленна на проверку знаний и умений учащихся находить целую и др...
Тест по теме " Свойства функций. Целая и дробная части числа"
Тест направлен на проверку усвоения учащимися свойств функций, умению пользоваться определением целой и дробной частью....