Урок по теме : "Смежные углы"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Разаработка урока может быть использованиа в качестве закрепления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 114.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Смежные углы» (слайд 1)
Класс: 7А
Дата проведения: ноябрь 2011
Цели урока: закрепить у учащихся знания и умения применять определения и свойства смежных углов при решении задач; развивать внимание и память, умение анализировать, сравнивать и обобщать; прививать интерес к геометрии.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте. Собираясь к вам на урок, я случайно узнала, что в романе великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир», характеризуя старшего князя Волконского Николая, автор пишет: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределил всю её жизнь в беспрестанных занятиях». (слайд 2)
Итак, мы c вами, следуя примеру героя романа, тоже займемся геометрией. Вы уже, наверное, поняли, что геометрия – это целый мир, в котором мы учимся думать, соображать, правильно и последовательно рассуждать, ищем простые и красивые решения, тренируем память и внимание.
Тема нашего урока «Смежные углы» (слайд 3). Перед вами стоит задача: показать, как вы знаете определения и свойства смежных углов, но самое главное продолжить учиться применять их при решении задач.
- Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности
а) Теоретическая разминка (слайд 3)
- Какая фигура называется углом?
- Какие углы вы изучили?
- Какой угол называется развернутым?
- Какие углы называются смежными?
Теперь мы с вами закрепим понятие смежных углов, выполнив устно несколько упражнений, и потренируем своё геометрическое зрение, ведь в мире «Геометрия» очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур.
(слайд 4) (слайд 5)
-Таким образом, пользуясь только определением, мы смогли выяснить, являются ли углы смежными или нет, т.е. в определении содержатся признаки углов, а вот свойства углов записаны в теоремах.
- Решим такую задачу.
(слайд 6)
- Какое свойство смежных углов помогло нам справиться с этой задачей? Сформулируйте его.
- Среди рисунков найти тот, который необходим для доказательства теоремы о смежных углах (слайд 6).
b c Y X
b
a
d Z a1 a2
O A
рис. 1 рис. 2 рис. 3 (на доске)
- Кто сможет доказать эту теорему.
- Вы молодцы, на прошлых уроках по этой теме серьезно трудились, готовились дома, поэтому так легко сейчас выполнили все задания.
- А теперь давайте проверим, как вы справились с домашней задачей.
б) Проверка домашнего задания (работа у доски)
Смежные углы относятся, как 2:3. Найдите эти углы.
Дано: α и β – смежные
α : β = 2:3
Найти: α и β
Решение:
Обозначим величину одной части х.
Тогда α = 2х и β = 3х
Применяя свойство смежных углов, получим уравнение
2х + 3х = 180
5х = 180 α β
х = 36
1 = 2∙360 = 720
2 = 3∙360 = 1080 Ответ: 720, 1080
- Решение задач по теме
- На примере домашней задачи вы убедились, что уравнения помогают решать геометрические задачи.
- Действительно в геометрии очень много задач, которые лучше всего решать, составляя уравнения. Рассмотрим с вами пример такой задачи.
- Задача №1
По рисунку 5 составьте задачу, в которой требуется найти величины смежных углов (слайд 7).
Рисунок 5
Один из смежных углов больше другого на 40 градусов (меньше другого на 40 градусов). Найдите эти углы. Сделаем краткую запись, решение с полным обоснованием запишем в тетрадь.
- Как вы думаете, все ли задачи в геометрии решаются по аналогии?
- Рассмотрим задачу №2. (на доске)
Дано: (ab) и (bc) – смежные,
(bc) : (ab) = 4 : 5
Найдите: (ab) и (bc).
- Аналогичную задачу вы решали дома.
- Каким способом будем решать эту задачу? Да, можно и через уравнение, но оказывается ее можно решить и по действиям, а не через уравнение.
- 4+5 = 9 – частей всего;
- 180 : 9 = 20 – градусов одна часть;
- 20 · 4 = 80 (bc)
- 20 · 5 = 100 (ab)
- Мы убедились, что задачи в геометрии решаются разными способами, и не всегда по аналогии с предыдущими.
- Вашим домашним заданием будет упражнение № 4 (1, 3) (слайд 8). Я предлагаю вам решить эти задачи разными способами: под цифрой 3 – составляя уравнение, а вот под цифрой 1 – подумать, как можно решить ее по действиям. Если не справитесь, не отчаивайтесь, решите, составляя уравнение.
- Выясним, как вычисления и построения помогают выдвинуть некоторую гипотезу?
- Ребята, а вы знаете, что такое гипотеза? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова «Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений» (слайд 9).
1. Решим задачу из учебника стр. 26 №4 (4) (слайд 10).
- Какое предположение вы можете сделать по поводу градусной меры данных углов? Подтвердите его, проведя необходимые вычислениям.
- Вспомните, как называется угол, равный 900? (Если не вспомнят, воспользоваться учебником, п.14, стр. 21-22).
- Определение прямого угла (слайд 10).
- Свойство: если смежные углы равны, то они – прямые.
Если смежные углы прямые, то они – равн. (слайд 10).
2. Посмотрите на рисунок 6 и скопируйте его к себе в тетрадь (слайд 11).
Рисунок 6
б) Проведите биссектрисы данных углов. (Предварительно вспомнить, что такое биссектриса)
в) Выделите их другим цветом. (Рисунок 7) (слайд 11).
Рисунок 7
- А теперь давайте попробуем сформулировать гипотезу для данной задачи.
Гипотеза. Если у смежных углов провести биссектрисы, то они будут образовывать прямой угол (слайд 11).
Доказательство: (на доске)
1)L / 2;
2) (180 – L) / 2;
3) L / 2 + (180 – L) / 2 = 90
(L + 180 – L) / 2 = 90
180 / 2 = 90
90 = 90 верно
- Значит, наше предположение верно, и гипотеза верна. Т.е. мы с вами вывели свойство угла между биссектрисами смежных углов. Запишите его в тетрадь.
Угол между биссектрисами смежных углов – прямой (слайд 11).
- Итог урока
- Я думаю, что сегодня вы еще раз убедились в том, что «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать», как сказал великий Галилео Галилей (слайд 12)
- И параллельно мы с вами, решая задачи, рассуждая, доказали и формулу красивой задачи:
-Красивая задача = непредсказуемость + непредполагаемость + неожиданность + удивительная простота + простота + фантазия + революционный шаг + удивление + оптимизм + труд +... (слайд 13)
В.Г. Болтянский.
- Мы трудились при решении задач, если решали правильно, то появлялся оптимизм, при выдвижении гипотезы мы проявили фантазию, а при её доказательстве революционный шаг и это было для нас неожиданностью, и мы даже не предполагали, что доказательство будет удивительно простым (слайд 13).
- Формула заканчивается многоточием, и это говорит о том, что мы её ещё сможем продолжить.
- Спасибо за урок, надеюсь, что сегодня вы многому научились и узнали немало интересного и полезного (слайд 14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока геометрии по теме "Смежные углы".
урок геометрии в 7 классе (конспект + презентация)...
Урок по теме "Смежные и вертикальные углы"
Материал, который я поместила на сайте можно использовать на уроках геометрии в 7 классе....
Презентация с задачами по геометрии по теме "Смежные углы" 7 класс
Презентация содержит 4 задачи на закрепление темы "Смежные углы" по геометрии в 7 классе. Большое пространство под условием позволяет записать решение задачи на интерактивной доске....
конспект урока по геометрии "Смежные углы" в 7 классе
урок проводится для закрепления и обобщения изученного материала, систематизировать знание учащихся по теме...
Презентация к уроку по теме "Смежные углы" - 7 класс
Презентация к уроку по теме "Смежные углы" - 7 класс...
Зачет по геометрии 7 класс по теме: «Смежные углы»
Зачет по геометрии 7 класс по теме: «Смежные углы»...
Коррекционные задания по теме "Смежные углы"
Задания с образцами решения задач по теме "Смежные углы"...