Задачи с параметрами и их роль в математическом образовании школьников
статья по алгебре по теме
Описание опыта работы по решению задач с параметрами, которые являются важной составляющей любых математических олимпиад и конкурсных экзаменов в ВУЗы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по решению задач с параметрами | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи с параметрами и их роль в математическом образовании школьников.
Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приёмов общего характера, ценных для математического развития личности. Это касается и идеи симметрии аналитических выражений, и применения свойств функций в нестандартных ситуациях.
С первых лет своей работы на уроках математики я всегда старалась уделять особое внимание задачам с параметрами, которые всегда были и являются составляющей любой математической олимпиады и конкурсного экзамена в ВУЗы.
С 2002 года задачи с параметрами – это задачи части «С» ЕГЭ, дающие выпускнику наибольшее число баллов и возможность поступления в высшие учебные заведения.
В 2007-08 учебном году мною составлена программа «Элективный курс по математике в системе преемственности Школа – ВУЗ» для 11 класса (на основе книги П.И. Горнштейна и др. «Задачи с параметрами».). Программа утверждена в ТГУ. Прохождение этого курса способствует более успешной сдаче ЕГЭ учащимися.
Работа над задачами м параметрами начинается в 5 классе, так как, являясь задачами повышенной сложности, они играют огромную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения таких задач, успешно справляются (и опыт это подтверждает) со сложными задачами по другим предметам.
При рассмотрении задач с параметрами полезно применять различные способы их решения.
Задачи с параметрами:
- Помогают систематизировать знания учащихся по основным разделам школьной программы по математике;
- Формируют первоначальные навыки исследовательской деятельности, необходимой для успешного овладения курсом математики выбранного Вуза.
Предлагаю свои решения нескольких конкурсных задач с параметрами.
Условие: Найти все значения параметра а, для которых при каждом значении переменной х из промежутка [-4;-1] значения выражения 4x2 + 16x + 9 не равно значению выражения ах.
a = ?
4x2 + 16x + 9 ≠ ах
- Найдём такие а, что
4x2 + 16x + 9 = ах, т.к. х≠0, то х
(строим график)
1)
Строим график функции на [-4;-1] с помощью производной.
=0, если х = 1,5 ОДЗ
х = -1,5 ОДЗ
не существует х = 0 ОДЗ
2)
, если
II Ответ:
При каких значениях параметра а уравнение вида имеет два корня, расстояние между которыми меньше ?
Пусть х1 и х2 – корни уравнения, то
Решение:
| · 2a > 0
| · 2a > 0
2(a2 - 1) < 3a
2(a2 - 1) > -3a
2a2 – 3a - 2 < 0 (1)
2a2 + 3a - 2 > 0 (2)
(1) D = 25
(2) D = 25
с учётом ОДЗ a ≠ 1 получаем
Ответ:
Методическое обеспечение
- П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. -Москва: «Илекса», 2005. – 326 с.
- С.В. Богатырёв, А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко, Т.П. Шаповалова. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по математике. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2008. – 76 с.
- А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудинцев, Б.М. Ивлев, С.И. Шварцбурд. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005. – 384 с.
[
]
-4
-1
x
+
-
-1,5
ОДЗ x > 0
a > 0
a ≠ 1
ax3 ≠ 1
x ≠ 1
m = 1, m = -1
m ≠ 0, m ≠ -3
a=x
a=
x1=a
x2=
x=a
a=x-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля
Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
« Дополнительное математическое образования школьников в условиях реализации ФГОС»
Статья рассматривает формирование познавательных УУД по математике. В качестве примера предлагаю занятие по теме "Логические задачи" в курсе "Познавательная математика"...
Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" для учащихся 10-11 классов.
Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" создана для учащихся 10-11 классов. Срок реализации 2 года. Будет полезка учителям, работающим в профильных класс...
Методическое пособие для учителей "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «математической грамотности» школьников"
Данное пособие позволяет учителю использовать на различных этапах урока методы и технологии современного подхода к обучению...
Современные подходы к математическому образованию школьников с умственной отсталостью
В данной статье представлен анализ специально разработанной программы, которой необходимо придерживаться в ходе образовательного процесса школьников с умственной отсталостью....
Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению
Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...