Урок математики в 5 классе "Уравнение".
методическая разработка по математике (5 класс) по теме
Первый урок по данной теме с использованием презентации РР и маршрутного листа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 146 КБ |
маршрутный лист | 185 КБ |
презентация к уроку | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
УРАВНЕНИЕ
I Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, которую нам предстоит отрабатывать четыре урока. Затем – контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
II Сообщение темы , цели и задач урока.
Устная работа.
- Назовите компоненты сложения, вычитания.
- Назовите компоненты сложения и вычитания в следующих выражениях:
СЛАЙД 2
(52 + а) + b
(37 – x) + (c – 19)
111 – (a + b)
(77 + c) – (d – 55)
3. Вставьте пропущенное число:
МЛ2
□ + 10 = 90
40 + □ = 100
□ – 7 = 12
□ – 10 = 10
83 - □ = 83
1000 - □ = 750
Теперь, решите несколько примеров, используя свойства сложения и вычитания. Заполните таблицу и вы узнаете тему урока.
`Проверка на экране! УРАВНЕНИЕ
СЛАЙД 3
Итак, тема сегодняшнего урока: Уравнение.
СЛАЙД 4
Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.
- повторение (компоненты сложения и вычитания, свойства сложения и вычитания);
- определение уравнения;
- новые понятия, связанные с уравнением;
- корень уравнения; (записывается в течение урока)
- решение уравнения; (записывается в течение урока)
- правила решения уравнения;
- применение в математике;
- применение в жизни.
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Разгадаем кроссворд, который поможет нам в изучении темы «Уравнение»
МЛ2
СЛАЙД 5
- Орган растения, служащий для укрепления в почве, поглощения воды, минеральных веществ. (корень)
- Результат сложения (сумма)
- Компонент вычитания (вычитаемое)
- Арифметическое действие (сложение)
- Сосед вычитаемого (уменьшаемое)
- Для чего используют натуральные числа? (счет)
- Уменьшаемое без вычитаемого (разность)
- Действие, обратное №4 (вычитание)
- Компонент сложения (слагаемое)
Назовите «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Назовите ключевое слово в кроссворде.
- Равенство.
Как вы думаете, какая связь между этим словом и темой сегодняшнего урока?
- Это однокоренные слова.
Запомните это! Это поможет вам сформулировать определение уравнения.
IV Усвоение новых знаний.
Внимание на экран! Что изображено? СЛАЙД 6
- Весы.
Что можно сказать про чаши весов? Вспомните ключевое слово кроссворда.
- Они уравновешены.
Представим, что мы покупаем арбуз. СЛАЙД 7
Что произошло с чашами весов?
- Одна чаша перевешена.
Как узнать вес арбуза?
- Надо поставить гирю на вторую чашу весов.
Ставим гирю 5 кг. СЛАЙД 8
Что произошло?
- Чаши весов снова перевесились. Арбуз легче, чем 5 кг.
Что нужно сделать в этом случае?
- Надо поставить еще одну гирю на чашу с арбузом.
Что произошло?
- Чаши уравновесились. СЛАЙД 9
Как узнать массу арбуза? Решим задачу с помощью уравнения.
Что неизвестно? (масса арбуза)
Обозначим ее за х.
Какое уравнение можно составить?
х + 2 = 5
Сколько весит арбуз?
- 3 кг
МЛ3
х + 2 = 5 – называется уравнением. Вспомните ключевое слово кроссворда и дайте определение уравнения.
- Уравнение – это равенство, содержащее букву.
МЛ4
При определенном значении буквы уравнение становится верным равенством.
Полное определение уравнения – уравнение это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Кстати, обратите внимание как пишется слово урАвнение. Однокоренные слова - равный, равенство, равно…
Рассмотрим форму записи уравнения:
х+2 = 5;
Уравнение – это законченное математическое предложение. В русском языке на конце предложения ставится знак препинания, обозначающий …
- законченность мысли.
В зависимости от цели высказывания это может быть …
- точка, восклицательный или вопросительный знак
А в математическом предложении ставиться точка с запятой.
СЛАЙД 10
х+2 = 5; - уравнение
Каким математическим действием является выражение, записанное в левой части уравнения (х+2)?
- Суммой.
Какой компонент суммы неизвестен?
- Первое слагаемое.
Как найти первое слагаемое?
- Надо из суммы вычесть второе слагаемое.
Как это записать?
х = 5 – 2;
х = 3.
Мы закончили решать уравнение, поэтому в конце поставим точку.
Число 3 имеет свое название. Вспомните «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Число 3 – корень уравнения.
Дайте определение корня уравнения.
МЛ4
- Корень уравнения – это значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Что означает «решить уравнение»?
- Найти его корни или показать, что их нет.
СЛАЙД 11
V Первичное закрепление знаний
Решите следующие уравнения:
МЛ5
СЛАЙД 12
Выполните задание МЛ6
Расположите корни уравнений из п.5 в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы: | |||||||||||||||||||||||||||||
1 вариант
| 2 вариант
|
СЛАЙД 13
Составьте уравнение по следующему условию задачи:
СЛАЙД 14
МЛ7
«Отчего, скажи мне, Петя,
Было шесть конфет в буфете,
А осталась лишь одна?
«Оттого, - ответил Петя, -
Что её я не заметил!»
Вот тебе и на!»
Не забудьте указать, что вы обозначаете за х.
VI Контроль и самопроверка знаний.
МЛ8
Математический диктант (В.И. Жохов, И.М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс):
- Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать?
- Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять?
- Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать?
- Запишите уравнение и решите его: Разность «икс» и пятнадцати равна сорока.
- Запишите уравнение и решите его: Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти.
- Запишите уравнение и решите его: Разность семидесяти и «икс» равеа тридцати пяти.
- Верно ли высказывание: Уравнение х + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел)?
- Верно ли высказывание: Корень уравнения у – 16 = 0 – число шестнадцать?
СЛАЙД 15. Взаимопроверка.
- Подведение итогов урока.
Подведем итог.
Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
Для чего в математике применяются уравнения?
Нужно ли в жизни умение решать уравнения?
Посчитайте количество баллов, полученных за урок и выставите себе оценку.
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
п. 10 №№395 (а,в,г), 397(б) (Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика -5, М.2006)
дополнительно: придумать задачу, которая решается с помощью уравнения.
Предварительный просмотр:
содержание | max | баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | блиц – опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Вставьте пропущенное число:
| 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Кроссворд
| 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | _____________________ - _____________________ _____________________ _____________________ - ______________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Определение: Уравнение - ____________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ _______________________________________________. _________________ уравнения - ____________________ ________________________________________________. | 5* 3* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Решите уравнения: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 вариант
| 2 вариант
| 2 2 2 2 2 2 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Расположите корни уравнений из п.5 в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы: | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 вариант | 2 вариант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Составьте уравнение по условию задачи и решите его: х - ___________________ ______________________ ______________________ ______________________ Ответ: _________________________________. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Математический диктант:
| 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Дополнительные баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ваша оценка: |
43 баллов и более – «5» 24 – 34 баллов – «3»
35 – 42 балла – «4» менее 24 баллов – «2»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ученика(цы) 5__ класса
_____________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...